- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Самооценка и выбор копинг-стратегий у детей подросткового возраста
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Психология (другое)
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "Самооценка и выбор копинг-стратегий у детей подросткового возраста"?42 страницы
39 источников
Добавлена 15.07.2025 Опубликовано: studservis
3215 ₽
6429 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки и выбора копинг-стратегий у детей подросткового возраста 5
1.1. Понятие самооценки в психологической науке 5
1.2. Особенности самооценки в подростковом возрасте 9
1.3. Характеристика копинг-стратегий 15
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки и выбора копинг-стратегий у детей подросткового возраста 26
2.1. Программа исследования 26
2.2. Описание и анализ результатов эмпирического исследования 29
2.3. Практические рекомендации для родителей и педагогов по коррекции самооценки подростков 33
Выводы по главе 2 36
Заключение 38
Список литературы 40
Приложение 44
Фрагмент для ознакомления 2
С 13-14 лет, помимо общего позитивного самовосприятия, у подростков начинает проявляться ситуационно-отрицательное отношение к себе, которое зависит от мнений окружающих, в первую очередь от сверстников.
На следующем этапе развития подросток начинает формировать так называемую оперативную самооценку, которая отражает его текущее отношение к себе. Эта самооценка строится на сравнении личных качеств и поведенческих шаблонов подростка с идеальными образцами, которые он считает подходящими для себя.
В более зрелом подростковом возрасте происходит смена основ самооценки: подростки начинают формировать более комплексное представление о себе, осознают свои сложности и противоречия. Отношение к себе становится более независимым и не зависит от мнений окружающих, личных успехов или неудач [30]. В этот период характерно самоуважение как важный аспект самовосприятия.
Адекватность самооценки играет роль в определении личностных особенностей. Подростки, уверенные в себе, переживающие успех в делах и общении, отличаются демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Они характеризуются повышенной самооценкой, деловитостью и изобретательностью, выраженным стремлением к самостоятельности, что однако, может служить источником конфликтов с окружающими.
Ученики, которые обладают адекватно низкой самооценкой, демонстрируют сниженный интерес к успехам, ограниченное идеализированное восприятие себя и повышенную неуверенность, что свидетельствует о том, что они осознают свои академические трудности, однако не проявляют желания к их преодолению, предпочитая принять свою низкую позицию в учебном процессе. В то же время, учащиеся с некорректно низкой самооценкой также проявляют повышенную тревожность, но они также отличаются сильным стремлением к успеху и высоким идеализированным восприятием себя [23].
Таким образом, подростковый период является сензитивным с точки зрения развития самосознания. На протяжении подросткового возраста в процессе взросления самооценка становится более адекватной и дифференцированной. Уровень также с возрастом снижается от завышенного до адекватного.
1.3. Характеристика копинг-стратегий
Существуют различные способы взаимодействия человека и стрессовых и кризисных ситуаций. Они могут проявляться в форме психологической защиты или конструктивной личной активности.
Психологическая защита - это определенное изменение сознательной информации, которое является результатом внутреннего конфликта и направлено на уменьшение чувства тревоги, вызванного проблемой. Защитные механизмы - это изначальная функция "устранения" внутреннего конфликта, который срабатывает в экстремальных условиях, в том числе таких, как адаптация организма к новым изменившимся условиям. Целью психологической защиты является уменьшение травматических переживаний, чтобы избежать дезадаптации, дезорганизации поведения индивида [34].
Часто, при помощи эффективного применения психологических защит, удается достичь временного и нестабильного психологического благополучия. Однако все неразрешенные проблемы и трудности, вызывающие дезорганизующие впечатления у психики, вскоре становятся хроническими. Человек, отводя проблему на уровень подсознания, перестаёт ощущать причины и последствия, истинный источник негативных переживаний и несгибаемого напряжения становится недоступным для осознания и, соответственно, не удаляется. Вместо этого, внимание сконцентрировано лишь на видимых последствиях неприятностей [32].
Концепция «копинга» выражает сознательные усилия личности в достижении психологической адаптации. Копинг включает в себя высокий уровень психологической приспособляемости личности через осознанное и гибкое поведение, направленное на снятие психического напряжения и разрешение внутренних конфликтов.
Механизмы психологической защиты являются основой всех стратегий совладания, которые создаются для преодоления основных эмоциональных процессов и стремлений [32].
Стратегии копинга отличаются от психологической защиты тем, что они являются гибкими, намеренными, ориентированными на реальность и развивающимися поведенческими моделями. В отличие от этого, защитное поведение является жестким, принужденным, искажающим реальность и неизменным [5].
Копинг-стратегии определяют индивидуальное взаимодействие с ситуацией стресса. В их основе лежат психологические особенности и возможности личности, степень значимости данной ситуации в жизни человека, а также постоянные изменения эмоциональных, когнитивных и поведенческих попыток справиться с внешними или внутренними требованиями, которые воспринимаются как источник напряжения. Структура собственных ресурсов преодоления включает в себя: когнитивные ресурсы, социальную поддержку, эмпатию, аффиляцию и низкий уровень невротизма. Главным ресурсом преодоления является концепция собственной личности [39].
Существует три основных подхода к толкованию копинга. Первый подход, неопсихоаналитический, разработанный Н. Хааном, рассматривает копинг-процессы как эго-процессы, направленные на продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях. В этом подходе копинг представляет собой использование когнитивных, моральных, социальных и мотивационных структур личности для справления с проблемой. В случае неадекватной реакции на проблему, активируются защитные механизмы, которые способствуют пассивной адаптации. Однако такие механизмы, называемые ригидными и дезадаптивными способами совладания, препятствуют адекватной ориентации индивида в реальности. Таким образом, копинг и защита функционируют на основе одних и тех же эго-процессов, но представляют различные механизмы преодоления проблем. Приверженцы этого подхода идентифицируют копинг с его результатом [6].
Второй подход - диспозиционная концепция совладания (А.Г. Биллинг, Р.Х. Мус) определяет совладание через концепцию личностных черт - относительно постоянную предрасположенность индивида, устойчивый стиль реагирования на стрессовые события. Авторы считают, что выбор конкретного стиля совладающего поведения на протяжении всей жизни является достаточно стабильной характеристикой и слабо зависит от типа стрессора [6].
Диспозиционная концепция совладания исходит из психоаналитической концепции, и, по мнению авторов этого подхода, стиль психологической защиты относится к устойчивому личностному образованию. Главное - определить стиль совладания, то есть то, как человек справляется со стрессовой ситуацией, и насколько успешно это совладание обеспечивает его психологическое благополучие.
Эта концепция рассматривает два положения о стилях преодоления стресса.
В первом рассматриваются такие стили совладания со стрессом, как подавляющий и сенсситивный, которые выделяются Д. Бирном. Подавляющий стиль похож на защиту вытеснения, которая вытесняет то или иное неприятное воспоминание в бессознательное и становится недоступной для человека. Соответственно, подавляющий стиль будет использоваться людьми, которые будут избегать пути преодоления стресса и подавлять негативные воспоминания, а также реакцию на тревогу, включая защиту от подавления, отрицания. При использовании подавляющего стиля человек кажется неспособным выразить свои физиологические реакции.
При чувствительном стиле поведения люди пытаются уменьшить тревогу и, приближаясь к ней, пытаются контролировать негативные события, например, посредством интеллектуализации, навязчивых действий. Выявлено, что, при попадании в стрессовую ситуацию, люди, использующие подавляющий стиль поведения, имели повышение уровня физиологической активности, без негативных эмоций. Авторы пришли к выводу, что лица подавляющего стиля характеризуются "стоической" Я-концепцией, а лица с высоким уровнем тревожности (сенсибилизаторы) имеют "эмоциональную"Я-концепцию" [1].
Вторая теория также различает два стиля преодоления стресса – мониторинг или отслеживание и блантер (притупление). Стиль мониторинга используют люди, чутко реагирующие на любую негативную информацию и всесторонне изучают ее, ищут информацию, которая связана с угрозой. Уровень тревожности выше в условиях повышенной осведомленности. Стиль блантера будут использовать те люди, которые игнорируют негативную информацию [1].
Третий подход к копингу, разработанный Р. Лазарусом и С. Фолкман, представляет копинг как динамический процесс, направленный на уменьшение воздействия стресса. Он определяется как когнитивные и поведенческие усилия индивида. Согласно этой теории, стресс и эмоции, которые испытывает человек, являются результатом взаимодействия окружающей среды и самого индивида. Относительное значение эмоции (угроза, потеря, вызов, выгода) зависит как от окружающей ситуации, так и от того, как она воспринимается и оценивается индивидом [18].
Транзактная теория также рассматривает копинг как реакцию на стресс, которая используется человеком в качестве защитной стратегии и для решения проблем, связанных с отношениями "личность-окружение". В стрессовой ситуации человек оценивает происходящее и с помощью переоценки, копинга и эмоциональной обработки ищет пути, чтобы справиться с ситуацией. Это подчеркивает активность копинга, но не исключает влияние привычного поведения на когнитивную оценку ситуации [12].
В теории Р. Лазаруса копинг-стратегия выбирается на основе субъективной значимости ситуации. В рамках этой модели психологическая адаптация обеспечивается взаимодействием личности и окружающей среды, в результате которого проявляются индивидуальные тенденции в стрессовых ситуациях на разных уровнях личности [3].
Р. Лазарус определяет копинг как когнитивные и поведенческие усилия, направленные на управление специфическими внешними и/или внутренними требованиями, которые оцениваются как вызывающие напряжение или превышающие ресурсы человека [5].
Выделяют различные стратегии преодоления стрессовых ситуаций.
С. Фолкман выделяет два типа поведения в ситуациях стресса: активное и пассивное. Активное поведение предполагает осознанное и целенаправленное устранение или изменение факторов, вызывающих стрессовую ситуацию. В свою очередь, пассивное поведение включает в себя внутренние механизмы психологической защиты и преодоления стресса [26].
Р. Лазарус также указывает на два основных типа реакций на стрессовые ситуации. Первый тип, называемый проблемно ориентированным, подразумевает анализ причин стресса, разработку плана действий для его преодоления и поиск поддержки и информации у других людей. Второй тип реакции связан с эмоциональным откликом на ситуацию, но не сопровождается конкретными действиями. Люди этого типа склонны избегать анализа проблемы, стремиться уйти от нее и заниматься отрывом от негативных эмоций, например, погружаться в свои сновидения. Однако такое поведение может способствовать развитию вредных привычек и привлечению внешней поддержки [18].
Позднее Р. Лазарус и С. Фолкман идентифицировали восемь видов стратегий преодоления, которые проявляются в поведенческой, эмоциональной и когнитивной сферах [26].
1. Конфронтация. Характеризуется активностью, импульсивностью и непоследовательностью. Большое внимание уделяется эмоциональному возбуждению и сатанинским эмоциям, таким как агрессивность, гнев и раздражение. Проявляется настойчивость и чрезмерная прямолинейность.
2. Дистанцирование. Стремление к сохранению эмоционального равновесия, осознанному оттеснению неприятных переживаний и искать эмоциональное отчуждение от ситуации. Похоже на психическую изоляцию и отказ от размышлений о случившемся ("Это случилось и случилось").
3. Самоконтроль. Эта стратегия заключается в увеличении контроля над своими действиями и высказываниями, подавлении эмоций и осознанном старании контролировать себя, обрести уверенность и оптимизм.
4. Поиск социальной поддержки. Включает активное взаимодействие и общение с другими людьми.
5. Взятие на себя ответственности. Сопровождается неуверенностью, чувством постоянной вины и депрессивным настроем, а также угрызениями совести. Возникает растерянность и отсутствие четкого плана, а также сосредоточенность на внешней оценке.
6. Избегание, побег. Представляет собой прямой способ разрядить эмоциональное состояние. Действия могут быть неестественными и скрытыми (например, озорство в игре, чрезмерное возбуждение или, наоборот, неожиданный гнев).
7. Планирование проблемного решения. Включает активное взаимодействие с внешней ситуацией и поиск способов решения проблемы, анализирование ситуации.
8. Положительная переоценка. Сохранение веры, надежды и оптимизма [26].
Взгляд на эффективность или неэффективность копинг-стратегий основан на снижении уязвимости к стрессу. Исследования показывают, что копинг-реакции, связанные с проблемами, ассоциируются с более негативными эмоциями и чувствами в стрессовых ситуациях, которые ощущаются как контролируемые. Кроме того, использование проблемно-фокусированных стратегий совладающего поведения связано с поведенческими и социальными проблемами. Частое использование эмоционально-фокусированного копинга связано с серьезными поведенческими проблемами, а также с выраженной тревожностью и депрессией. Копинг-стратегии, такие как поиск социальной поддержки и агрессивный копинг, связаны с наличием знаний и адаптационными способностями.
Копинг-стратегия позитивной переоценки ситуации является предметом споров и усугубляет проблему оценки для многих исследователей. С одной стороны, придание позитивного значения помогает справиться со стрессом и служит эмоциональным приспособлением. Однако, изменение восприятия ситуации затрудняет принятие решений и решение практических проблем. Копинг-стратегия переоценки ситуации может быть эффективной лишь тогда, когда неосуществима возможность контроля над исходом ситуации [35].
Стратегии копинга, направленные на решение проблем, являются более эффективными, чем стратегии, основанные на оптимальном отношении к проблеме. Однако использование нескольких стратегий более эффективно, чем выбор единичного подхода к ситуации [5].
Эффективность стратегий копинга зависит от реакции на стресс и от контекста, в котором происходит реакция. Копинг-стратегии могут быть неэффективными в одних ситуациях и эффективными в других. Например, стратегии, которые неэффективны в ситуациях, не зависящих от индивида, становятся эффективными, когда индивид способен контролировать и изменять ситуацию в нужном направлении [20].
Т.Л. Крюкова выделяет три основных стиля преодоления трудных ситуаций:
1) проблемно-ориентированный, он направлен на разумный анализ и решение сложной ситуации;
2) эмоционально-ориентированный, когда человек проявляет эмоциональную реакцию, которая выражается в его собственном опыте, т.е. человек замыкается в себе;
3) избегание ситуации; здесь человек может прибегнуть к различным способам разрушения: наркотикам и алкоголю, обвинению других или перекладыванию ответственности и т.д. [16].
Выделенные в соответствии с этим положением Т. Л. Крюковой критерии позволяют, во-первых, провести четкую границу между совладанием, реактивным и защитным поведением; во-вторых, определить важнейшие направления системной психологической работы (умение контролировать ситуацию, адекватность поведения в трудной ситуации, соотнесение выбранной стратегии с последующим психологическим благополучием, способы обучения совладанию и др.).
М.А. Холодная, О.Г. Берестнева, Е.А. Муратова определяют стиль совладающего поведения как тенденцию человека действовать определенным и последовательным образом в трудных ситуациях, выбирая определенные паттерны поведения. Они выделяют три стиля совладания [38].
Первый стиль - продуктивный стиль совладания. Он включает в себя решение проблем, систематическое обдумывание проблемы с учетом разных точек зрения, а также работу и достижения, добросовестное отношение к работе или учебе, ориентацию на успешность своей деятельности. Также продуктивный стиль включает религиозную поддержку, обращение к богу и духовность, позитивный фокус, оптимистический взгляд на сложившуюся ситуацию.
Второй стиль - непродуктивный стиль совладания. Он связан с беспокойством о последствиях и будущем вообще, стремлением надеяться на чудо и счастливый случай, а также с несовладанием, отказом от действий и даже попаданием в болезненные состояния. Непродуктивный стиль также включает разрядку через проявление слез, агрессии, обращение к алкоголю и наркотикам, игнорирование проблемы, самообвинение, личную ответственность за проблему, уход в себя и отказ посвящать других в свои проблемы. Также непродуктивный стиль совладания связан с отвлечением через развлечения в обществе и релаксацию, а также активный отдых, занятие спортом и поддержание здоровья.
Третий стиль - социальный стиль совладания. Он включает социальную поддержку через обсуждение проблемы с другими людьми, опору на близких друзей и чувство принадлежности, заботу о мнении других людей и поиск их одобрения. Также социальный стиль совладания связан с общественными действиями, организацией групповых действий, а также обращением за профессиональной помощью к специалистам [38].
Важно отметить, что каждый из стилей совладания может быть продуктивным или непродуктивным в зависимости от оценки конкретной ситуации человеком.
Что касается совладающего поведения подростков, то имеющиеся исследования показывают, что подростки редко берут на себя ответственность и признают свою роль в решении проблемы. Они склонны переложить ответственность на других людей вместо того, чтобы принять ее. Кроме того, у них слабо развита способность отдаляться от ситуации путем использования когнитивных усилий. Вместо этого они склонны использовать деструктивные стратегии совладания, такие как бегство - избегание и дистанцирование [25; 37].
Однако, по мере взросления подростки начинают применять конструктивные стратегии совладания с трудностями. Старшие подростки формируют относительно устойчивый индивидуальный стиль копинг-поведения, включая использование нескольких стратегий сразу в трудных жизненных ситуациях.
Подростки, предпочитающие использовать преимущественно конструктивные копинг-стратегии, имеют более высокий социометрический статус среди своих сверстников, в сравнении с теми, кто предпочитает использовать деструктивные стратегии. Кроме того, подростки с высоким уровнем осознанной саморегуляции в трудных жизненных ситуациях чаще всего используют конструктивные стратегии преодоления, в то время как те, у кого низкий уровень саморегуляции, предпочитают деструктивные стратегии [25].
Таким образом, совладающее поведение это изменяющиеся когнитивные и поведенческие способы справиться с внешними и внутренними требованиями. Структура совладающего поведения осуществляется за счет осознанного использования ресурсов личности и среды. Существуют различные способы взаимодействия человека и стрессовых и кризисных ситуаций. Они могут проявляться в форме психологической защиты или конструктивной личной активности. Психологическая защита является обычным, непрерывно используемым психологическим механизмом. Она предотвращает дезорганизацию психической деятельности и поведения не только в ситуациях конфликта сознания и «бессознательного», но и при становлении вполне осознаваемых аффективно окрашенных психологических установок.
Конкретные стратегии совладающего поведения - это осознанные паттерны поведения, которые субъект использует в конкретной ситуации (избегание, дистанцирование, решение проблем, поиск социальной поддержки и т.п.). В каждом способе совладания можно усмотреть как отрицательные последствия, так и положительные. Эффективность совладания оценивается по результату и состоянию субъекта, по общему уровню его психического состояния и благополучия, по социально-психологической адаптированности.
Выводы по главе 1
1. Самооценка - это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков. Эмоциональный компонент самооценки отражает отношение человека к себе и своим собственным проявлениям, когнитивный компонент самооценки включает в себя знания индивида о самом себе, своих способностях, слабых и сильных сторонах. Самооценка образует сложную систему, выполняющую защитные и регулирующие функции. Будучи прижизненным образованием, самооценка формируется и развивается на протяжении всех возрастных периодов под влиянием различных социальных факторов, но претерпевает кардинальные изменения в кризисах нормативного развития.
2. Подростковый период является сензитивным с точки зрения развития самосознания. На протяжении подросткового возраста в процессе взросления самооценка становится более адекватной и дифференцированной. Уровень также с возрастом снижается от завышенного до адекватного.
3. Совладающее поведение это изменяющиеся когнитивные и поведенческие способы справиться с внешними и внутренними требованиями. Структура совладающего поведения осуществляется за счет осознанного использования ресурсов личности и среды. Конкретные копинг-стратегии - это осознанные паттерны поведения, которые субъект использует в конкретной ситуации (избегание, дистанцирование, решение проблем, поиск социальной поддержки и т.п.). В каждом способе совладания можно усмотреть как отрицательные последствия, так и положительные. Эффективность совладания оценивается по результату и состоянию субъекта, по общему уровню его психического состояния и благополучия, по социально-психологической адаптированности.
Глава 2. Эмпирическое исследование самооценки и выбора копинг-стратегий у детей подросткового возраста
2.1. Программа исследования
Цель исследования: изучить особенности самооценки и выбора копинг-стратегий у детей подросткового возраста.
Задачи:
1. Исследовать особенности самооценки у детей подросткового возраста.
2. Исследовать особенности выбора копинг-стратегий у детей подросткового возраста.
3. Выявить взаимосвязь самооценки и выбора копинг-стратегий у детей подросткового возраста
4. Разработать практические рекомендации по коррекции самооценки у детей подросткового возраста.
Гипотеза исследования: уровень самооценки у детей подросткового возраста прямо связан с выбором конструктивных копинг-стратегий.
Объект исследования: самооценка и копинг-стратегии у детей подросткового возраста.
Предмет исследования: связь самооценки и выбора копинг-стратегий у детей подросткового возраста.
Фрагмент для ознакомления 3
Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2014. – 490 с.
Алексеева А.М. Механизмы защиты и копинг-стратегии как психологические корреляты формирования аллостатической нагрузки у сотрудников ОВД, участвовавших в боевых действиях / А.М. Алексеев // Архивариус. – 2017. – Т. 2. – № 3 (18). – С. 26-31.
Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б.Г. Ананьев. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 134 с.
Битюцкая Е.В. Успешность копинга / Е.В. Битюцкая // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2022. – Т. 19. – № 2. – С. 382-404.
Бодров В.А. Мозг и психологические особенности профессиональной деятельности по управлению сложной технико / В.А. Бодров. В сборнике: Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. – Москва, 2021. – С. 17-56.
Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2008. – 256 с.
Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией / Л.В. Бороздина // Вестник Московского университета. – 2011. – №1. – С. 54-65.
Бороздина Л.В. Уровень притязаний: классические и современные исследования / Л.В. Бороздина. – М.: Акрополь, 2011. – 322 с.
Захарова А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова. – Минск, 2016. – 100 с.
Идобаева О.А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты / О.А. Идобаева // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – №351. – С. 128-134.
Исследование совладающего поведения педагогов общеобразовательных школ как фактора профессиональной деятельности / Е.В. Балакшина, Р.Н. Башилов, С.М. Башилова, А.В. Антоновский // Вестник ТвГУ. – 2016. – № 4. – С. 15-20.
Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. – М.: Прогресс, 1984. – 367 с.
Кон И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. – М.: Академия, 2014. – 336с.
Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2018. – 992 с.
Крюкова Т.Л. Культура, стресс и копинг: социокультурная контекстуализация исследований совладающего поведения: монография / Т.Л. Крюкова, Т.В. Гущина. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. 2015. – 236с.
Кузьменко Т.Р. Когнитивные особенности подростка в условиях развития цифровой образовательной среды / Т.Р. Кузьменко. В сборнике: Современное состояние и перспективы развития науки и образования: проблемы и решения: сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции. – Анапа, 2022. – С. 102-109.
Лебедев И.Б. Теория копинг-поведения, ее развитие и использование в профессиональной деятельности сотрудников ОВД / И.Б. Лебедев. В сборнике: Экстремальная психология в экстремальном мире. Материалы II Международного научного Форума. Под редакцией В.М. Позднякова, В.И. Екимовой, А.В. Кокурина, А.В. Сечко. – Москва, 2022. – С. 25-30.
Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 544с.
Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации / А.В. Либина. – М.: Юрайт, 2019. – 318с.
Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – СПб.: Речь, 2013. – 255с.
Лоллини С.В. Акцентуации характера и выбор будущей профессии старшими школьниками / С.В. Лоллини. В сборнике: Наука - образованию, производству, экономике материалы XX (67) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2 томах. Вит. гос. ун-т ; редкол.: И.М. Прищепа (гл. ред.) [и др.]. – 2015. – С. 41-42.
Молчанова О.Н. Низкая самооценка: восемь проблем / О.Н. Молчанова // Перспективные направления психологической науки. Сборник научных статей. – 2012. – Выпуск 2. – С. 53 58.
Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2006. – 304 с.
Нижегородцева Н.В. Совладающее поведение подростков с разным уровнем осознанной саморегуляции / Н.В. Нижегородцева, С.С. Тарасова // Ярославский педагогический вестник – 2017 – № 2. – С. 211 – 216.
Новик Д.В. Проблема копинг-стратегий в трудах Р. С. Лазаруса / Д.В. Новик // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции. – Новосибирск, 2020. – С. 96 – 97.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Россия, 2011. – 414 с.
Пастухова М.В. Теоретические аспекты психологического изучения самооценки личности / М.В. Пастухова // Известия Самарского научного центра российской академии наук. – 2010. – № 5-2(12). – С. 460-462.
Петровский В.А. Психология / В.А. Петровский. – М.: Проспект, 2012. – 479с.
Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А.М. Прихожан. – М.: АНО «ПЭБ», 2007. – 56 с.
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. – СПб: Питер, 2012. – 812с.
Рассказова Е.И. Психологическая саморегуляция как фактор успешности управления поведением в различных сферах функционирования личности / Е.И. Рассказова // Экспериментальная психология. – 2019. – Т. 12. – № 3. – С. 148-163.
Рождественская Н.А. Образ «Я» и образ сверстника у подростков с высоким и низким уровнями восприятия социальной поддержки / Н.А. Рождественская, Е.А. Писарева // Вестник московского университета. – 2006. – № 4. – С. 18-24.
Субботина Л.Ю. Психологическая защита. Учебное пособие / Л.Ю. Субботина. – М.: Юрайт, 2019. – 260с.
Труфанова Т.А. Современные подходы к управлению профессиональными стрессами / Т.А. Труфанова // Вестник Тамбовского университета. – 2015. – № 4 (44). – С. 77–84.
Ульябаева Г.Ш. Самооценка что это такое: понятие, структура, виды и уровни. коррекция самооценки / Г.Ш. Ульябаева, Д.М. Шакирова // Скиф. – 2019. – № 5-1 (33). – С. 389-392.
Хазова С.А. Возрастная специфика совладающего поведения подростков / С.А. Хазова, Н.В. Останина, // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 1. – 89 с.
Холодная М.А. Понятийные способности и эффективность совладающего поведения / М.А. Холодная. В сборнике: Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. – Москва, 2020. – С. 141-149.
Щербатых Ю.В. Управление стрессом для делового человека. Технологии управления стрессом, проверенные в корпоративных войнах, судебных баталиях и жестких переговорах / Ю.В. Щербатых. – М: Добрая книга, 2018. – 512 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней