Фрагмент для ознакомления
2
Изучение межгрупповых взаимодействий представляет собой одну из ключевых областей в социальных науках, охватывающую широкий спектр вопросов, связанных с динамикой отношений между различными социальными группами. Эти взаимодействия могут проявляться в самых разных формах, включая сотрудничество, конкуренцию, конфликты и агрессию. Понимание этих процессов имеет важное значение не только для теоретических изысканий, но и для практического применения в таких сферах, как психология, социология, политология и культурология. В условиях глобализации и многообразия культур, изучение межгрупповых взаимодействий становится особенно актуальным, так как оно позволяет выявить механизмы, способствующие как гармонии, так и конфликтам в обществе.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью глубокого анализа методов, используемых для изучения межгрупповых взаимодействий, а также понимания их влияния на социальные процессы. В последние десятилетия наблюдается рост интереса к этой теме, что связано с увеличением числа межгрупповых конфликтов, этнических столкновений и социальных напряжений в различных уголках мира. Важно отметить, что межгрупповые взаимодействия не ограничиваются только негативными аспектами, такими как агрессия и враждебность; они также могут включать в себя позитивные формы взаимодействия, такие как сотрудничество и взаимопомощь. Таким образом, исследование межгрупповых взаимодействий позволяет не только выявить причины конфликтов, но и разработать стратегии для их разрешения и предотвращения.
Тема была в центре изучения таких ученых, как В.С. Агеев, С.К. Багадирова, И.Р. Сушков, О.С. Чаликова, Ю.А. Лунев и т.д.
Объект исследования – методы изучения межгрупповых взаимодействий.
Предмет исследования – содержание и особенности методов изучения межгрупповых взаимодействий.
Цель работы – исследование методов изучения межгруппового взаимодействия.
В связи с поставленной целью следует выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты межгруппового взаимодействия.
2. Проанализировать методологические подходы к изучению межгрупповых взаимоотношений.
3. Исследовать основные методы изучения межгруппового взаимодействия.
4. Сформулировать выводы по проведенному исследованию.
Методы исследования: аналитический, метод синтеза, метод систематизации.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам понятия межгрупповых взаимодействий. Во второй главе осуществляется рассмотрение методов изучения межгрупповых взаимодействий в общей психологии. В заключении представлены выводы по исследованию.
Межгрупповые взаимодействия – это совокупность социально-психологических явлений, возникающих между различными группами.
В основе межгрупповых отношений лежит межгрупповое восприятие многообразных социально-психологических связей, возникающих между социальными группами.
С древнейших времён философы различных культур размышляли о сущности человека. Например, Аристотель утверждал: «Тот, кто по своей природе живет вне общества, не будучи вынужденным обстоятельствами, — либо морально незрелое существо, либо сверхчеловек». Фихте добавлял, что «человек создан для жизни в обществе; он не полноценный человек и противоречит своей истинной природе, если ведёт отшельническую жизнь».
В рамках теоретических основ социальной психологии второй половины XX века можно выделить три ключевых направления исследования малых групп, сформировавшихся в контексте трёх разных исследовательских подходов: 1) социометрия; 2) социология; 3) школа «групповой динамики» [8].
На протяжении многих лет в советской науке вопросы групповой психологии практически не рассматривались, а западные исследования подвергались идеологическим нападкам за «психологизацию социальных явлений». Первыми, кто заметил терапевтический потенциал группового взаимодействия, стали врачи из США, и среди них Дж. Пратт, который в 1905 году организовал психотерапевтические группы для пациентов с туберкулезом. Изначально Пратт воспринимал группу как более целесообразный метод передачи информации о здоровье и образе жизни, которые способствуют выздоровлению, не выделяя её терапевтические функции. Однако впоследствии он пришел к выводу, что группа играет ключевую роль в психотерапевтическом процессе, оказывая воздействие одного человека на другого и создавая атмосферу взаимопонимания и поддержки, что помогает преодолеть пессимизм и чувство изоляции [8].
Практически все направления психотерапии XX века так или иначе использовали групповые подходы и способствовали развитию групповой терапии, с особыми достижениями в психоанализе и гуманистической терапии. Так, А. Адлер уделял внимание социальному окружению как фактору, влияющему на проявления нарушений у клиентов. Он считал, что группа предоставляет нужный контекст для выявления эмоциональных проблем и их коррекции. Оценивая, что источником конфликтов зачастую является неверная система ценностей и жизненных целей, он подчеркивал, что группа может не только формировать взгляды, но и изменять их. Работая с группой, Адлер стремился помочь клиентам понять происхождение их нарушений и изменить свои позиции.
Среди гуманистических психологов особую роль сыграл Карл Роджерс, который выделял такие ключевые аспекты психотерапии, как эмпатия, безусловное положительное принятие и аутентичность. Он придавал большое значение групповым формам, считая, что психотерапевт служит моделью для участников, тем самым уменьшая уровень тревоги и способствуя самораскрытию. Роджерс утверждал, что возросший интерес к групповому движению, особенно заметный с середины 50-х и в 60-е годы, связан с дегуманизацией культуры, когда акцент делается не на личности, а на её социальном и материальном статусе [8].
Современные исследователи выделяют несколько типов межгрупповых отношений: кооперация, конкуренция (также известная как соревнование, соперничество), межгрупповой конфликт и независимые отношения. Конкуренция и конфликт могут быть связаны с тенденцией к дифференциации, в то время как кооперация (включающая сотрудничество и компромисс) отражает тенденцию к интеграции. В данной ситуации конкуренция и конфликт являются схожими стратегиями взаимодействия, так же как сотрудничество и компромисс. Независимые отношения, хотя и часто не рассматриваются как отдельный тип, тоже имеют место быть и могут охарактеризовать динамику между группами. Группы, которые находятся в своих независимых отношениях, не имеют социальных связей друг с другом, тогда как наличие таких связей делает их взаимозависимыми в разных аспектах деятельности.
Группа функционирует как определённый субъект действий, являясь ключевой единицей общества. Однако, в отличие от индивида как субъекта, группа содержит структуру как формальных, так и неформальных межличностных связей, которые напрямую влияют на её внешние отношения. Внешние взаимодействия сказываются на внутреннем климате группы.
В условиях конкурентной деятельности конфликт интересов может спровоцировать возникновение агрессии и враждебности по отношению к членам другой группы. Конкуренция порождает у участников ощущение угрозы, а конкурирующая группа воспринимается как источник опасности. В этом контексте наблюдается рост внутригрупповой солидарности и сплоченности, а индивиды начинают более осознанно воспринимать свою принадлежность к группе. Границы членства становятся менее проницаемыми, а социальный контроль внутри группы усиливается, что приводит к снижению отклонений от установленных норм. Меры наказания за нарушения этих норм могут значительно увеличиваться, включая возможность изгнания нарушителя из группы. Угроза со стороны альтернативной группы может вызвать позитивные изменения в структуре данной группы [8].
Другими словами, внешние тенденции дифференциации усиливают внутренние стремления к интеграции. Шериф полагал, что основным типом взаимодействия между социальными группами является соперничество, которое, однако, не перерастает в открытый конфликт при благоприятных условиях. Это отношение формируется лишь тогда, когда группы схожи и имеют значительные критерии для сравнения. Межгрупповые взаимодействия претерпевают значительные изменения, когда экипаж сталкивается с серьезными трудностями, требующими от всех членов максимальной отдачи. На этом этапе стали заметны три подгруппы, сформировавшиеся на основе отношения к выполнению задач: те, кто трудился очень усердно; те, кто берег силы и чей вклад был незначительным, а также те, кто участвовал в общем деле, но достигал лишь посредственных результатов. Между первой и второй подгруппой отношения оказались крайне напряжёнными. В то же время участники экипажа с низким уровнем инициативы стремились взаимодействовать с теми, кто проявлял активность.
Важнейшей функцией межгрупповых отношений является сохранение, стабилизация и развитие групп как действующих единиц в обществе. В процессе взаимодействия с другими группами каждая из них стремится находиться в более-менее устойчивом состоянии, поддерживая баланс между интеграционными и дифференцировочными процессами. Если на внешнем уровне группы становятся более дифференцированными, то внутренние отношения, в свою очередь, будут характеризоваться укреплением интеграции, и наоборот [11].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 240 с.
2. Багадирова, С. К. История психологии : учебно-методическое пособие / С. К. Багадирова, А. В. Леонтьева. – Москва : Директ-Медиа, 2014. – 216 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232086 (дата обращения: 16.02.2025)
3. Булгаков, А.В. Методология сопряжения амбивалентных подходов к изучению и управлению межгрупповой адаптацией в организации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психология и педагогика». 2006. - №1. - С.167 -175.
4. Гулевич, О. А. Психология межгрупповых отношений : учебник для вузов / О. А. Гулевич. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 345 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10719-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/514940 (дата обращения: 13.02.2025).
5. Духновский, С. В. Психодиагностика : учебник и практикум для вузов / С. В. Духновский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 353 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13881-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519824 (дата обращения: 16.02.2025)
6. Еромасова, А. А. Общая психология. Методы активного обучения : учебное пособие для вузов / А. А. Еромасова. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 182 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06613-5. — URL: https://urait.ru/bcode/538523 (дата обращения: 18.02.2025).
7. Иванников, В. А. Общая психология : учебник для вузов / В. А. Иванников. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 482 с.
8. История психологии : хрестоматия / сост. Н. А. Бугрова ; Министерство культуры Российской Федерации, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, Кафедра педагогики и психологии. – Кемерово : Кемеровский государственный университет культуры и искусств (КемГУКИ), 2014. – 207 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438310 (дата обращения: 17.02.2025).
9. Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований : учебное пособие / составители О. В. Чернова, С. А. Чернов. — Чебоксары : ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2021. — 76 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/192252 (дата обращения: 16.02.2025).
10. Лунев, Ю.А. Социально-психологические факторы детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии. Дисс.... канд. психол. наук. - М., 1991. – 250 с.
11. Немов, Р. С. Психология : учебник для вузов / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 501 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9692-1059-2. — URL: https://urait.ru/bcode/545137 (дата обращения: 18.02.2025).
12. Свенцицкий, А. Л. Социальная психология : краткий курс / А. Л. Свенцицкий. - Москва : ИНТУИТ, 2016. - 250 с. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2160771 (дата обращения: 17.02.2025). – Режим доступа: по подписке.
13. Соколова, М. М. Социальная психология коллектива : учебное пособие / М. М. Соколова. - Казань : КНИТУ, 2019. - 140 с. - ISBN 978-5-7882-2795-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1899623 (дата обращения: 17.02.2025). – Режим доступа: по подписке.
14. Сушков, И.Р. Психология взаимоотношений групп в социальной системе. Дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2002. – 280 с.
15. Чаликова, О. С. Психодиагностическая работа психолога: теоретический и практический аспекты : учебное пособие / О. С. Чаликова. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2020. — 138 с. — ISBN 978-5-9765-4177-1. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/143786 (дата обращения: 15.02.2025).
16. Шкроб, Н. В. Психология межличностных и межгрупповых отношений в профессиональной (служебной) деятельности : учебное пособие / Н. В. Шкроб, Ю. Г. Хлоповских. - Железногорск : ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2023. - 166 с. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/2083584 (дата обращения: 17.02.2025). – Режим доступа: по подписке.