Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы судейства в фигурном катании обусловлена рядом факторов, делающих её предметом постоянных дискуссий и пристального внимания как специалистов, так и широкой публики.
Во-первых, субъективность оценок судей неизбежно ведёт к неоднозначным результатам соревнований и вызывает споры о справедливости распределения мест. Отсутствие полной прозрачности и объективности в судейской системе порождает подозрения в предвзятости и подтасовке результатов, что подрывает доверие к спорту в целом. Это особенно актуально в условиях высокой конкуренции и значимости побед на престижных соревнованиях, где даже незначительное изменение оценки может повлиять на итоговое положение спортсмена.
Во-вторых, постоянно развивающаяся техника фигурного катания и всё более высокая сложность элементов требуют от судей высокой квалификации и постоянного совершенствования системы оценивания, чтобы она адекватно отражала прогресс спортсменов и не отставала от эволюции самого спорта. Несовершенство существующих критериев оценки, неоднозначность их интерпретации и недостаточная унификация судейской практики приводят к непредсказуемости результатов и снижают зрелищность соревнований.
В-третьих, проблема судейства тесно связана с вопросами борьбы с коррупцией и обеспечения чистоты спорта. Случаи возможного влияния на судейские решения требуют развития механизмов контроля и прозрачности, чтобы исключить подобные нарушения и поддержать принцип честной спортивной борьбы.
Таким образом, актуальность исследования судейства в фигурном катании обусловлена необходимостью повышения объективности и прозрачности системы оценивания, совершенствования критериев оценки, а также борьбы с коррупцией и обеспечения справедливости на соревнованиях для укрепления доверие к спорту и его дальнейшего развития.
Степень разработанности. Катание на коньках является объектом исследования в трудах российских и зарубежных ученых. Особенности физической подготовки фигуристов рассматриваются в трудах В.А. Апарина М.М Богена, А.Б. Гандельсмана, А.Н. Мишина, Н.А. Панина.
Объект исследование – фигурное катание.
Предмет исследования – методика оценивания в фигурном катании.
Цель работы – исследовать судейство в фигурном катании.
Исходя из цели, можно выделить ряд задач:
-рассмотреть старую систему оценивания;
-изучить новую систему оценивания;
-провести сравнительную оценку систем оценивания в фигурном катании;
-описать влияние судейских решений на результаты соревнований;
-выявить проблемы объективности в системе судейства;
-предложить рекомендации по усовершенствованию системы оценивания.
Методы исследования: для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных данных.
Структура работы. Работа состоит из введения. Двух глав. Заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Введение в систему оценивания фигурного катания
1.1. Старая система оценивания
Современный спорт активно использует передовые технологии для повышения справедливости. Например, фотофиниш стал стандартом в беге. Фигурное катание также стремится к более объективному судейству. Высокоскоростная видеосъемка помогает экспертам выявлять мельчайшие ошибки в исполнении элементов.
Однако, полная объективность в фигурном катании недостижима. Этот вид спорта предполагает не только техническое мастерство, но и создание определенного художественного впечатления у зрителей и судей. Если образ, создаваемый фигуристом, не вызывает отклика, выступление теряет смысл. А впечатление – это уже субъективный фактор.
Более того, техническая оценка элементов пока не может быть полностью автоматизирована. Для этого требуются измерения угловой скорости вращений, высоты и дальности прыжков, а соответствующие технологии находятся на стадии разработки [2].
Фигурное катание – вид спорта с богатой историей. Он сформировался как отдельная дисциплина в 1860-х годах и был признан на I Конгрессе конькобежцев в 1871 году. В 1908 и 1920 годах фигурное катание дебютировало на летних Олимпийских играх, став первым зимним видом спорта в олимпийской программе.
С 1924 года фигурное катание неизменно присутствует на зимних Олимпийских играх. Спортивные танцы на льду зародились в Великобритании в конце 1940-х годов и вошли в программу чемпионатов мира и Европы в 1952 году, а на зимних Олимпийских играх дебютировали в 1976 году.
Более века, с 1901 по 2005 год, в фигурном катании применялась шестибалльная шкала оценивания, которая впоследствии была заменена на "Новую систему судейства ISU". Эта система, по сути, представляла собой способ определения порядка выступления спортсменов.
Наивысшей оценкой был балл 6.0. Судьи оценивали техническую сложность и художественное исполнение номера отдельно, придавая этим аспектам одинаковое значение. Фигуристы сопоставлялись друг с другом посредством присвоения баллов от 0.0 ("не выполнено") до 6.0 ("безупречно"), где 6.0 была максимально достижимой оценкой. Более высокое место присуждалось спортсмену, которого большинство судей оценивало выше по общей сумме баллов.
В случае ничьей в короткой программе приоритет отдавался оценке за обязательные элементы, а в произвольной – за артистизм. Итоговый рейтинг формировался из комбинации оценок за обе программы, при этом произвольная программа имела больший вес.
Эта система оценки имела ряд известных недостатков. Одним из них была тенденция к занижению оценок фигуристам, выступавшим первыми. Кроме того, до 1980 года обязательная программа оказывала слишком сильное влияние на итоговый результат, поскольку для ее оценки использовался более широкий диапазон баллов, чем для короткой или произвольной программ.
Начиная с сезона 1980-1981 гг. была введена система факторного оценивания, где учитывались не сами баллы, а относительное положение спортсменов в каждой программе.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Амелин В.П. Нормирование нагрузок, направленных на развитие выносливости детей: научно–метод аспекты урока ФК и тренировки юных спортсменов: межвузовский сб. научн.тр.. – Томск, 2020 - 133 с.
2.Апарин В.А. С чего начинать обучение фигурному катанию на коньках: (Библиотечка тренера). - М.: Терра–Спорт, 2020. – 264 с.
3.Горбунова Г.М., Гришина М.В., Ляссотович С.И. и др. «О методах и организации отбора в ДЮСШ по фигурному катанию». Метод.письмо, - М.: ВНИИФЕ, 2021 – 348 с.
4.Гришина М. В. Подготовка фигуристов: основы управления. – М.: ФиС, 2021. – 144 с.
5.Капилевич Л.В.. Физиологические методы контроля в спорте: Учебное пособие. – Томск: Изд–во Томского политехнического университета, 2019. – 160 с.
6.Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Любина Б.Г. и др. Показатели функционального состояния и физической подготовленности спортсменов– фигуристов – М.: ГЦОЛИФК, 2021. – 34 с.
7.Ланцева Н.А. Фигурное катание на коньках в системе физического воспитания. – СПб.: Питер, 2021. – 44 с.
8.Медведева И.М. Фигурное катание на коньках.– К.: Олимпийская литература, 2021.– 224 с.
9.Мишин А. Н. Биомеханика движений фигуриста. - М.: ФиС, 2021. – 348 с.
10.Панин Н. А. Искусство фигуриста. - М.: ФиС, 2021. – 298 с.
12.Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. – М.:, Олимпийская литература. 2019. – 808 с.
13.Поздняков А.В. Внеледовая подготовка фигуристов–парников на этапе начальной специализации. Автореф. канд. дисс. - М. 2022. – 125 с.
14.Скуратова Т.В., Тихомиров А.К. Критерии оценки физической и спортивно–технической подготовленности фигуристов. Методические рекомендации - Малаховка, 2020. – 345 с.
15.Смушкин А.Я. Фигурное катание. – М.: ФиС, 2023. – 394 с.
16. Цепкова Н.К. Биохимический контроль специальной работоспособности фигуристов – М.: Наука, 2021 - 92 с.
17.Чайковская Е.А. Фигурное катание. М.: Физкультура и спорт, 2020. - 217 с.