Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы заключается в том, что формы и способы передачи информации на новых платформах постоянно изменяются, и на сегодняшний день СМИ необходимо подбирать эффективные инструменты для продвижения контента с помощью социальных сетей.
С ростом популярности интернета все большее значение приобретает изучение особенностей языковой выразительности текстов, создаваемых для различных онлайн-платформ. Поскольку медиатекст рассматривается как многогранное явление, его анализ должен быть всесторонним, и одним из ключевых аспектов является контекст размещения текста на конкретной интернет-площадке. Каждая онлайн-платформа предъявляет свои требования к стилю и формату, которые авторы должны учитывать при создании контента для данной сети или мессенджера. Даже с огромным разнообразием тем и стилей оформления, читатель обычно легко определяет блоготекст благодаря его характерным особенностям. К общим признакам, вроде нелинейности, динамичности, мультимедийности и интерактивности, а также авторских комментариев, игровых стратегий, мозаичности и гибридности, добавляются специфические для каждой платформы факторы, влияющие как на языковую структуру текста, так и на его неязыковые аспекты. Российские библиотеки в последнее время с энтузиазмом внедряют социальные сети в свою деятельность, ведь современный мир все больше погружается в виртуальную реальность. По данным на начало 2024 года, 67,8 миллионов россиян, что составляет 47% населения страны, имеют профили в социальных сетях. Эффект от стремительного развития этой сферы можно проследить по динамике: в 2017 году количество пользователей в России увеличилось на 15%.
Объект исследования – социальные сети. Предмет исследования – особенности оформления контента социальных сетей. Методы исследования: анализа и синтеза информации, методы контент-анализа социальных сетей.
Целью работы является исследования форматов и стилей российских социальных сетей и месенджеров.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть понятие и назначение социальной сети
2.Изучить основные методы оформления контента социальных сетей.
3.Проанализировать особенности оформления и стилистики социальных сетей «Вконтакте», «Дзен», «Телеграм».
1 Теоретические основы форматирования и стилистики в социальных сетях
1.1 Понятие и назначение социальных сетей
Онлайн-платформы, сервисы и веб-сайты, созданные для установления, отображения и структурирования социальных связей в цифровом пространстве, называются социальными сетями. В России наиболее известными представителями этого жанра являются «ВКонтакте» и «Одноклассники». Рост популярности социальных сетей во всем мире начался с появления в 1995 году американского ресурса Classmates, а в России пик популярности пришелся на 2006 год, когда на сцене появились эти две популярные платформы. Вначале социальные сети служили исключительно для связи, поддержания отношений на расстоянии и обмена развлекательным материалом. Однако, с ростом их популярности и числа пользователей, функции этих платформ стали все более разнообразными, отвечая на запросы пользователей и стимулируя разработчиков к созданию новых возможностей[ Огнева, А. С. Социальные сети: понятие, виды, технологические возможности продвижения / А. С. Огнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 75-79.].
Любая современная социальная сеть, независимо от её масштаба и местоположения, является огромным комплексом социальных медиа-ресурсов, наполненных данными и результатами непрерывного информационного обмена. В этих сетях происходит интенсивное взаимодействие между пользователями, генерируя массивные объемы коммуникационных данных. Автор считает, что, исходя из научных и прикладных (математических) разработок, начавшихся с 1950-х годов, термин «социальная сеть» можно определить как структурированную систему, где участники с различной степенью влияния взаимодействуют в цифровой среде, чтобы использовать интерактивные информационные ресурсы, объединенные прочными связями[ Левшина, О. Н. Социальные сети: трансформация от средства общения к инструменту продаж спортивных услуг / О. Н. Левшина // Экономика и управление в спорте. – 2023. – Т. 3, № 4. – С. 259-282.].
В 2022 году российские платформы для общения стали пользоваться повышенным спросом, обусловленным решением Роскомнадзора о блокировке для граждан России двух иностранных социальных сетей, классифицированных в России как экстремистские из-за призывов к насилию по отношению к русским. Исследование Brand Analytics показало, что ведущие российские блогеры в подавляющем большинстве случаев перешли с заблокированных платформ на другие социальные сети, при этом активно призывая своих поклонников последовать за ними. Telegram и «ВКонтакте» стали наиболее популярнымиdestinationami для этого перехода.
Исследование, проведенное А.М. Парамовой, выявило Instagram и «ВКонтакте» как лидирующие платформы для взаимодействия с клиентами, интересующимися спортивными услугами. Примечательно, что большинство продвижение техник, ранее применяемых в популярной, но ныне заблокированной в России, социальной сети, успешно адаптируются и для работы в «ВКонтакте»[ Парамонова, А. М. Качественный контент как инструмент повышения эффективности работы библиотеки в социальных сетях / А. М. Парамонова // Пятнадцатые Денисьевские чтения : Материалы международной научно-практической конференции по библиотековедению, библиографоведению, книговедению и проблемам библиотечно-информационной деятельности, Орел, 18–19 декабря 2018 года. –2019. – С. 279-281.].
Вначале социальные сети служили главным образом для общения и сохранения связей на расстоянии, а также для обмена интересным контентом. Однако, с ростом армии пользователей и их разнообразных потребностей, функционал этих платформ эволюционировал, становясь все более многогранным и универсальным. Разработчики постоянно совершенствуют ресурсы, добавляя новые функции, чтобы удовлетворить запросы огромного сообщества. Социальные сети, пользующиеся наибольшей популярностью, можно классифицировать на несколько групп, исходя из их первоначального предназначения.
Социальные сети, в том числе универсальные и ориентированные на знакомства, занимают лидирующие позиции на сегодняшний день. Несмотря на то, что они появились не первыми, именно relationship-networks, благодаря появлению возможности создания бесплатных персональных страниц (профилей), стали первыми социальными медиа. Именно этот формат наиболее привлекателен для ведения коммерческой деятельности, обучения и деловой коммуникации. В эту категорию входят такие платформы, как facebook, google+, vkontakte, tsu, muut, ello, linkedin, nekto.me, myspace, xing, а также сайты знакомств okcupid, loveplanet и аналогичные им. Однако, узкая специализация этих сервисов может снижать их эффективность по сравнению с более универсальными аналогами, ранее упомянутыми. Кроме того, платформа оказывает влияние на способ распространения контента и на наличие встроенных функций, которые, безусловно, создаются с большей тщательностью и профессионализмом, чем те, что выступают лишь в качестве дополнительного функционала. К таким социальным сетям относятся YouTube, Instagram, Flickr, Vimeo, Snapchat и Twitch. Некоторые из них изначально были мобильными приложениями.
3) Отзывы, обзоры, рецензии и критика – это инструменты, широко применяемые в торговой сфере как покупателями, так и продавцами услуг. Они позволяют выразить мнение о товаре или услуге, а также поставить свою оценку. Примерами таких платформ являются Uber и Яндекс.Маркет, которые, однако, не требуют особого внимания в данном контексте.
4) Сервисы, ориентированные на диалог и обмен мнениями, занимают особое место в онлайн-пространстве. Прежде всего, это платформы Q&A, где пользователи задают вопросы и получают ответы. Именно этот формат можно считать одним из первопроходцев в мире социальных сетей, возникших благодаря естественной человеческой потребности в обмене информацией и опытом. В России лидерами в этой категории являются ОтветыMail.ru и TheQuestion[ Романовская, И. А. Социальные сети как эффективный ресурс продвижения кафедры в цифровом пространстве / И. А. Романовская // Педагогическая наука и образование в диалоге со временем : Материалы VI Международной научно- практической конференции, посвящённой памяти В. А. Пятина, Астрахань, 16 июня 2021 года / Ред.-сост. И.А. Романовская. –2021. – С. 47-54.].
Пятый пункт касается публикации и обсуждения авторских материалов. Речь идет о блоггинге и микроблоггинге, где пользователи выражают себя посредством создания и размещения оригинального контента, преимущественно текстового, но также и мультимедийного. Этот формат часто применяется для ведения коммерческих проектов и рассылки новостей.
1.2 Российские социальные сети
В 2022 году правительство России заблокировало доступ на Facebook, Twitter и Instagram. После блокировки число активных пользователей этих площадок в нашей стране сократилось на 30−50%. Но они остаются среди лидеров по количеству аккаунтов, посещениям и просмотрам постов[ Гойдина, А. В. Инструменты продвижения контента СМИ через социаль-ные сети / А. В. Гойдина, Е. А. Смирнова // Национальные тенденции в со-временном образовании: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции, в 5 ч., Омск, 25 декабря 2020 года. Том Ч. 3.. – Омск: Омская гуманитарная академия, 2021. – С. 22-25.].
Как выглядит список популярных социальных сетей в 2023 году: Телеграм, Вконтакте, YouTube, Одноклассники, Дзен, ЯрусЮ Тенчат, «Х».
В России, как и во всем мире, социальные сети играют очень важную роль в жизни огромного количества людей. Общее число активных пользователей социальных сетей в России из года в год постоянно растет. Если рассматривать общее число интернет-пользователей в России, то по данным международной консультационной фирмы по цифровым технологиям Kepios, за 2021 год оно увеличилось на 5,8 миллионов человек, то есть годовой прирост составил 4,7%. При этом число пользователей соцсетей в России росло быстрее и за тот же период увеличилось на 7 миллионов человек, то есть годовой прирост составил 7,1%. Это подтверждает предположение о том, что пользователи, как правило, подключаются к нескольким социальным сетям. Таким образом, на начало 2022 года в России насчитывалось 106 миллионов активных пользователей социальных сетей, то есть 72,7% общей численности населения, при этом отдельный пользователь может быть зарегистрирован в нескольких социальных сетях. Для каких целей россияне используют социальные сети? Чаще всего для общения с друзьями и близкими (58,7%), заполнения свободного времени (42,9%) чтения новостей (39,5%), поиска необходимых товаров (26,9%), попутно при этом изучая информацию о брендах (21,9%). Также в социальных сетях ищут или покупают вещи (19,4%), единомышленников (17,4%), обмениваются мнениями (16,1%), ищут новые контакты (16,0%), интересуются жизнью знаменитостей (15,2%) и так далее. Заметим, что для использование социальных сетей было указано лишь 12,4% респондентов[ Бояринцева, К. А. Особенности медиатекста в социальной сети "Вконтакте" / К. А. Бояринцева, М. А. Деминова // Медиаисследования. – 2022. – № 9. – С. 194-202.].
Социальные сети имеют разную популярность и разную направленность. Наиболее востребованной формой социальных сетей для мгновенного общения и переписки в России являются мессенджеры WhatsApp, Viber и Telegram. Именно они составляют топ-3 самых популярных мессенджеров в России. Отметим, что в этом сегменте социальных сетей предпочтени пользователей меняются весьма динамично. Так, в 2021 году лидером был WhatsApp с примерно 77 миллионами активных пользователей в месяц, в тот же период на Telegram приходилось более 37 миллионов пользователей в месяц. Согласно исследованиям ВЦИОМ, по состоянию на февраль 2021 года, WhatsApp использовали 73% опрошенных, то время как Viber 26% и Telegram 18% опрошенных. При этом предпочтения пользователей меняются в зависимости от возраста: молодежь от 18 до 24 лет выбирает нестандартные возможности Telegram (34%), пользователи от 25 до 34 лет предпочитают WhatsApp (84%); пользователи от 35 до 44 лет выбирают две сети WhatsApp (77%) и Viber (28%); люди старше 60 лет общаются в WhatsApp (59%). Согласно исследованию сервиса аналитики, мобильных приложения Sensor Tower, в первом квартале 2021 года мессенджер Telegram установили более 100 млн. пользователей. А уже в марте 2022 г., обойдя Whatsapp, сервис Telegram стал самым популярным мессенджером в России. По расчетам «Мегафона», за первые две недели марта 2022 г., доля Telegram в общем объеме трафика в мессенджерах увеличилась с 48% до 63% по сравнению с аналогичным периодом прошлого месяца. И это очень мощный рывок, так как по состоянию на февраль 2022 года Telegram занимал по популярности лишь четвертое место (50,8% респондентов использовали его в общении), пропустив WhatsApp (80,9%) и VK (76,4%). Безусловно, что социальные сети имеют огромное экономическое значение. Так, по оценке российской Национальной ассоциации цифровой экономики, объем рынка платных постов на экономических и политических каналах в Telegram достигает 1,5 млрд. руб. в год. Активизация Telegram привела как к мощному притоку уже популярных каналов, переместившихся из других социальных сетей, так и к созданию новых каналов. Нужно признать, что технические возможности Telegram более удобны для ведения каналов, чем у WhatsApp и Viber, что будет способствовать дальнейшему росту рекламных потоков и потоков платных каналов. Если говорить о статистике времени, проводимого россиянами в социальных сетях, то в среднем оно составляет 2 часа 27 минут в сутки, при этом можно говорить о том, что это время достаточно устойчиво, так как в 2022 году по сравнению с 2021 среднее время практически не изменилось, уменьшившись лишь на 1 минуту. Женщины составляют 54,8% пользователей социальных сетей, что практически совпадает с долей женщин в численности населения России (54%)[ Бояринцева, К. А. Особенности медиатекста в социальной сети "Вконтакте" / К. А. Бояринцева, М. А. Деминова // Медиаисследования. – 2022. – № 9. – С. 194-202.].
1.3 Контент и его оформление в социальны сетях
В своей работе А.М. Парамоновой анализируется успешное функционирование библиотечных страниц в социальных сетях, выявляя ключевые ошибки, которые негативно сказываются на имидже библиотеки. Среди них она отмечает неудобную структуру и навигацию, несвежую или содержащую ошибки информацию, отсутствие стратегии развития, спам, чрезмерную рекламу, медленные реакции на обращения пользователей и пренебрежение мнением аудитории. Часто встречается и такой промах, как попытка присутствовать везде, создавая библиотечные страницы на множестве платформ, например, на трех и более. Однако, если содержание дублируется без адаптации к особенностям каждой площадки, это не принесет желаемых результатов. Эффективнее сосредоточиться на качественном развитии одного аккаунта в социальной сети, которая наиболее подходит для размещения выбранного контента[ Парамонова, А. М. Качественный контент как инструмент повышения эффективности работы библиотеки в социальных сетях / А. М. Парамонова // Пятнадцатые Денисьевские чтения : Материалы международной научно-практической конференции по библиотековедению, библиографоведению, книговедению и проблемам библиотечно-информационной деятельности, Орел, 18–19 декабря 2018 года. –2019. – С. 279-281.].
Ключевым фактором успеха любого интернет-проекта является создание оригинального и качественного контента. Большинство ошибок, допущенных при ведении социальных сетей, связаны именно с контентом, что обусловлено недостаточным пониманием принципов его создания. Для эффективного продвижения библиотеки в социальных сетях контент должен быть максимально понятным и привлекательным для целевой аудитории. Для достижения этой цели необходимо руководствоваться следующими принципами коммуникации:
Для того, чтобы информация нашла отклик у аудитории, она должна обладать практической ценностью, иначе ее просто проигнорируют.
При создании сообщений необходимо учитывать целевую аудиторию и настраивать их под конкретные потребности и интересы получателей.
Важность оперативности: информация о событиях и анонсы мероприятий должны доводиться до аудитории в установленные сроки.
Легкочитаемость: пользователь должен иметь возможность легко воспринимать информацию. Если речь идет о тексте, он должен быть коротким и живым, без использования аббревиатур и профессионального жаргона.