Фрагмент для ознакомления
2
Жилищно-коммунальное хозяйство, сокращенно ЖКХ, является сектором услуг и ключевым элементом территориальной инфраструктуры, который формирует условия для жизни человека. Оно в первую очередь влияет на комфорт проживания, инженерное оснащение жилья, а также на качество и надежность транспортных, коммуникационных и бытовых услуг. Эти факторы непосредственно связаны с состоянием здоровья, уровнем жизни и социальным климатом в населенных пунктах [19, с. 72].
Роль ЖКХ в экономической безопасности заключается в том, что стабильное функционирование этой отрасли во многом определяет уровень и качество жизни населения страны. Обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами выступает одним из факторов роста благосостояния населения. Кроме того, эта отрасль влияет на конкурентоспособность территории, способствуя привлечению ресурсов и тем самым ускоряя рост экономики, создаёт базу для повышения благосостояния населения.
Сферы городского хозяйства и жилищно-коммунальных услуг имеют тесные связи с экономикой региона. «Городское хозяйство» представляет собой набор служб, учреждений и инженерных объектов, необходимых для удовлетворения повседневных нужд населения в социальных, культурных и коммунальных аспектах. В эту отрасль входят как производственные, так и непроизводственные структуры, такие как транспорт, бытовое обслуживание, связь, торговля и общественное питание.
Рост требований к ЖКХ, его модернизация и развитие играют значительную роль в повышении качества жизни граждан, улучшении жилищных условий и стимулировании культурного роста населения. Среди специфических характеристик ЖКХ можно выделить его многопрофильность, местный характер обслуживания, тесные связи с промышленным сектором, а также взаимосвязь между отраслями и предприятиями, которые поддерживают воспроизводственные процессы.
Жилищно-коммунальное хозяйство является ведущей и наиболее сложной частью городского хозяйства. Несмотря на свою многоотраслевую структуру, ЖКХ представляет собой единую систему, обеспечивающую нормальное существование человека и функционирование социальной и производственной инфраструктуры региона.
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложный, многогранный производственно-технический комплекс, в который входят различные предприятия, занимающиеся обслуживанием жилого фонда, его эксплуатацией и ремонтом, а также системами водоснабжения и водоотведения, коммунальной энергетикой и внешним благоустройством городов [17, с. 83].
Эта сфера является одной из ключевых составляющих экономики России. Она охватывает строительство, реконструкцию жилых объектов и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилыми фондами, их содержание и ремонт. Это не просто элемент экономики, а важнейший фактор, влияющий на национальную безопасность. В структуре экономики ЖКХ составляет около 4% валового внутреннего продукта, а его основные фонды превышают 26% от общего объема фондов экономики. Стоимость основных средств сферы ЖКХ превышает 5 триллионов рублей, а годовой оборот составляет более 100 миллиардов долларов или 3 триллиона рублей.
Жилищно-коммунальное хозяйство непосредственно влияет на уровень жизни и благосостояние значительной части населения России. Основные векторы реформ в этой области заключаются в переходе коммунального сектора на рыночные отношения, вовлечении частного бизнеса и создании института эффективных собственников. Все изменения, несмотря на очевидные положительные стороны, также порождают определенные проблемы, которые требуют совместных усилий со стороны государства, управляющих организаций и собственников жилья для их решения.
Жилищный фонд – это совокупность всех жилых помещений, независимо от форм собственности, включая жилые здания, специализированные дома общежития, гостиницы, маневренные жилые фонды, интернаты для инвалидов и ветеранов, а также служебные и иные жилые помещения, включая загородные дома.
С учетом необходимости развития конкуренции, снятия монополий в этой сфере и повышения эффективности взаимодействия между субъектами ЖКХ, назрела потребность в реформировании структуры управления жилищным хозяйством. Разработана новая структура взаимодействия на различных управленческих уровнях, включающая систему информационных связей как на региональном, так и на муниципальном уровне [2, с. 143].
Каждый уровень управления обладает своей уникальной организационной структурой, а также содержательными и функциональными аспектами. Это положение является новым элементом структуры, так как включает выделение базового уровня управления в форме собрания владельцев жилья и введение в управление регионального уровня как необходимого компонента, без которого невозможно осуществлять управление жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ).
Созданная структура уровней управления позволяет эффективно разделить функции каждого уровня и установить информационные связи в системе ЖКХ региона. Базовым уровнем управления жилищным фондом является общее собрание собственников жилья, которое определяет способы управления домом, условия содержания общего имущества и принимает окончательные решения. Организация информационной поддержки собраний, мотивация участников, подготовка типовых повесток и защита прав собственников должны осуществляться под контролем муниципалитета. Активная и своевременная работа исполнительной власти по стимулированию активности населения и методической помощи является важным элементом успешного реформирования отрасли.
Второй уровень управления охватывает различные формы управления жилищным фондом и их особенности, прописанные в ЖК РФ. В настоящее время выделяются две ключевые формы: управляющая компания (УК) и товарищество собственников жилья (ТСЖ). УК – это организация, профессионально занимающаяся управлением жилищным фондом, её преимущества заключаются в профессиональном подходе, возможности аккумулирования денежных средств для капитального ремонта нескольких домов и наличии производственной базы. ТСЖ – это объединение собственников для совместного управления и распоряжения недвижимостью, что является наиболее демократичным способом управления, позволяющим владельцам самостоятельно распоряжаться своей и общей собственностью. При этом стоит отметить, что жильцы могут управлять своим имуществом напрямую без привлечения профессионалов, но затруднения, возникающие из-за этого метода, часто перевешивают его преимущества, и мы не рекомендуем массовое его использование.
Каждая форма управления жилищным фондом имеет свои особенности, которые влияют на эффективность управления в разных условиях.
Третьим уровнем управления являются органы местного самоуправления, которые представлены различными муниципальными образованиями. Их основная цель заключается не в предоставлении услуг по управлению жилищным фондом, а в создании условий для населения, чтобы оно могло получать необходимые услуги в адекватном объеме и качестве. Основой изменений в жилищной сфере является реорганизация управления отраслью, базирующаяся на снижении участия органов местного самоуправления в управлении жилым фондом и активном вовлечении граждан в управление своей собственностью в сфере ЖКХ [4, с. 72].
Четвертый уровень управления включает региональные власти и направлен на поддержку развития муниципального самоуправления в ЖКХ, а также на независимый контроль за эффективностью работы муниципалитетов.
Советскому Союзу была присуща централизованная модель управления жилищно-коммунальной сферой, так как финансирование этой области осуществлялось за счет государственного бюджета. В стране было создано министерство жилищного и коммунального хозяйства, которое работало на протяжении полувека. В последние годы подразделение, отвечающее за жилищные вопросы, входило в состав Минпромэнерго России. Теперь на базе Министерства регионального развития РФ действует Федеральное агентство по строительству и ЖКХ (Росстрой), которое не уполномочено на организацию жилищно-коммунального хозяйства.
Задачей Росстроя как исполнительного органа является управление государственным имуществом в таких областях, как строительство, градостроительство, производство строительных материалов и жилищно-коммунальное хозяйство. В вопросах финансирования участвует Агентство по ипотечному и жилищному кредитованию. Контроль за коммунальным сектором осуществляется Главной государственной жилищной инспекцией России и ее региональными подразделениями. Многие осознают, что качество возведения жилых зданий не всегда удовлетворительное, а собственники зачастую халатно относятся к вопросам содержания общего имущества многоквартирных домов, пренебрегая чистотой в общих зонах и портя имущество. При этом штрафы за нарушения не предусмотрены ни для собственников, ни для управляющих организаций, которые наносят ущерб жилью.
Основная задача Госжилинспекции заключается в контроле состояния жилищного фонда и проводимых мероприятий по благоустройству. Она также обязана выступать инициатором устранения выявленных нарушений и недостатков [10, с. 93].
На сегодняшний день государство все активнее участвует в формировании политики в области жилищно-коммунального хозяйства, содействуя разработке нормативных актов по доступному жилью и модернизации инфраструктуры в коммунальном секторе.
Реформа жилищно-коммунального сектора включает в себя решение следующих задач:
необходимо улучшить качество жилищно-коммунальных услуг и сделать их более доступными для граждан. Для выполнения этой задачи требуется трансформация инфраструктуры ЖКХ, развитие рыночных механизмов и реорганизация органов, управляющих ЖКХ. Также необходимо улучшение договорных отношений, повышение эффективности конкурентных подходов, привлечение частных компаний, акционирование предприятий ЖКХ, подготовка управляющих компаний жилищным фондом, создание механизма конкурсного отбора и поддержка реализации схем самоуправления собственников в коммунальной сфере;
обязательно необходимо финансово оздоровить жилищно-коммунальный сектор. Это требует повышения эффективности использования бюджетных средств и организации адресной помощи гражданам, нуждающимся в определенных ЖКУ. Равновесие между тарифным и бюджетным финансированием должно быть оптимизировано, а инвестиционная составляющая в тарифах на жилищно-коммунальные услуги увеличена;
деятельность жилищно-коммунального сектора нуждается в регулировании, чтобы консолидировать теплоснабжающие активы местных властей и гарантировать единую политику в поддержании устойчивого функционирования сектора. Это обеспечит надежность и безопасность предоставляемых услуг, модернизацию сетей, сооружений и оборудования, что в конечном итоге повысит ресурсную эффективность и качество услуг. Финансовое оздоровление коммунальных служб возможно посредством инвентаризации, реструктуризации и устранения долгов, накопившихся за длительный период. Если эта задача не будет решена, эффективность прочих мероприятий может оказаться минимальной. Реформа жилищно-коммунального сектора предполагает передачу управления многоквартирными домами от муниципальных властей к жильцам. Это является важным шагом. На общем собрании собственников должен быть определён способ управления многоквартирным домом и управляющая компания [8, с. 93].
При этом именно жильцы несут ответственность за текущее обслуживание, содержание и ремонт здания. Поэтому управление должно быть максимально прозрачным, а процессы функционирования и развития ЖКХ открытыми (включая механизмы установления тарифов; перечень и объемы работ, включенных в тарифы и цены; участие общественных организаций и объединений собственников жилья в разработке решений и контроле их выполнения, основанных на планировании доходов по объектам, а также улучшении ресурсосбережения на уровне конкретного здания).
1.2 Методы анализа и оценки качества жилищно-коммунального хозяйства
Качество услуг в сфере ЖКХ является одной из наиболее актуальных проблем данной области. Несмотря на постоянный рост тарифов, уровень таких услуг сохраняется на достаточно низком уровне и требует значительных улучшений.
Для адекватного восприятия каждого термина необходимо решить вопрос его однозначного понимания. Документы международных стандартов (ИСО и МЭК), а также национальные (Росстандарт) дают определения ключевым терминам, которые используются в мировой практике. На основе этих определений можно сделать вывод о качестве предлагаемых услуг или товаров. Рассмотрим базовые термины и концепции, связанные с управлением качественными характеристиками предоставляемой продукции (услуг/работ). Качество рассматривается как категория, которая определяет социальные и экономические основы развития общества и личности как его части. Специалисты и эксперты интерпретируют это понятие по-разному, поскольку оно многогранно. Некоторые описывают качество как степень удовлетворения потребностей клиента, а другие видят в нем соответствие требованиям покупателей. Разное восприятие этого термина объясняется тем, что его можно применять к продукции с различной спецификой, содержанием и значением для потребителя. В любом случае, требования к совокупности характеристик товара должны соответствовать установленным стандартам и быть чётко сформулированы.
Качество жилищно-коммунальных услуг представляет собой совокупность характеристик, касающихся управления многоквартирными домами и прилегающими к ним территориями, удовлетворяющих запросы жильцов. Это означает, что определение уровня услуг, предоставляемых управляющими компаниями и другими организациями, основывается на соблюдении потребностей собственников жилья в многоквартирных домах. Кроме того, важным показателем качества ЖКУ являются особенности сервиса для арендаторов, управление жилым фондом, архитектурные решения и благоустройство дворов и самих зданий. Для окончательной оценки качества жилищно-коммунальных услуг следует учесть следующие показатели: многообразие качественных характеристик; специфические условия работы (например, территориальные); материально-техническую базу; социальное положение потребителей и другие факторы [7, с. 88].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Российская Федерация. Законы. Жилищный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 25 апреля 2024 года (принят Государственной Думой 22 декабря 2004 г., одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – Текст : непосредственный.
2. Аверьянова, М. И. Жилищное право : учебник для вузов / М. И. Аверьянова. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 218 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-07057-6. – Текст : непосредственный.
3. Бабурина, О. Н. Экономическая безопасность : учебник и практикум для вузов / О. Н. Бабурина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 393 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-18224-8. – Текст : непосредственный.
4. Белый, Е. М. Экономическая безопасность: введение в специальность : учебник для вузов / Е. М. Белый, И. Б. Романова, Е. В. Рожкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 143 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-19898-0. – Текст : непосредственный.
5. Валько, Д. В. Экономическая безопасность : учебник для вузов / Д. В. Валько. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 150 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-10627-5. – Текст : непосредственный.
6. Вербицкая, Т. В. Конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации : учебное пособие для вузов / Т. В. Вербицкая. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 194 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-21354-6. – Текст : непосредственный.
7. Кардашова, И. Б. Основы теории национальной безопасности : учебник для среднего профессионального образования / И. Б. Кардашова. – 3-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 334 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-18222-4. – Текст : непосредственный.
8. Кузнецова, Е. И. Экономическая безопасность : учебник и практикум для вузов / Е. И. Кузнецова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 338 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-16876-1. – Текст : непосредственный.
9. Лихолетов, В. В. Экономическая безопасность инновационной политики : учебник для вузов / В. В. Лихолетов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 196 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-19582-8. – Текст : непосредственный.
10. Лихолетов, В. В. Стратегические аспекты экономической безопасности : учебник для вузов / В. В. Лихолетов. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 201 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-13505-3. – Текст : непосредственный.
11. Меркулова, Е. Ю. Общая экономическая безопасность : учебник и практикум для вузов / Е. Ю. Меркулова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 528 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-16403-9. – Текст : непосредственный.
12. Национальная и региональная экономическая безопасность : учебник для вузов / под общей редакцией Л. П. Гончаренко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 165 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-19495-1. – Текст : непосредственный.
13. Пименов, Н. А. Управление финансовыми рисками в системе экономической безопасности : учебник и практикум для вузов / Н. А. Пименов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 353 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-16342-1. – Текст : непосредственный.
14. Севрюкова, Е. А. Надзор и контроль в сфере безопасности : учебник для вузов / Е. А. Севрюкова ; под общей редакцией В. И. Каракеяна. – 2-е изд., испр. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 340 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-18629-1. – Текст : непосредственный.
15. Сергеев, А. А. Экономическая безопасность предприятия : учебник и практикум для вузов / А. А. Сергеев. – 3-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 275 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-14436-9. – Текст : непосредственный.
16. Уразгалиев, В. Ш. Экономическая безопасность : учебник и практикум для вузов / В. Ш. Уразгалиев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 725 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-09982-9. – Текст : непосредственный.
17. Уразгалиев, В. Ш. Финансовая безопасность : учебник для вузов / В. Ш. Уразгалиев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 228 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-18889-9. – Текст : непосредственный.
18. Экономическая безопасность : учебник для вузов / Л. П. Гончаренко [и др.] ; под общей редакцией Л. П. Гончаренко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 370 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-17279-9. – Текст : непосредственный.
19. Управление жилищно-коммунальным хозяйством : учебник для среднего профессионального образования / А. И. Кабалинский, И. А. Рождественская, С. А. Зуденкова, С. Г. Еремин. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 124 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-18610-9. – Текст : непосредственный.
20. Официальный сайт Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства [Электронный источник]. – Режим доступа: https://dom.gosuslugi.ru.