Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что трудовое воспитание является одним из ключевых аспектов всестороннего развития личности ребенка. В условиях современного общества возрастает потребность в формировании у детей трудовых навыков, ответственности и самостоятельности с самого раннего возраста. Трудовое воспитание способствует развитию таких важных качеств, как организованность, дисциплинированность, умение работать в коллективе и заботиться о результатах своего труда.
Целью данной работы является изучение современных подходов к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста, а также разработка методических рекомендаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).
Объектом исследования выступает процесс трудового воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – современные методы и подходы к трудовому воспитанию дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста;
2. Проанализировать возрастные особенности развития трудового воспитания у детей дошкольного возраста;
3. Рассмотреть основные подходы к проблеме трудового воспитания дошкольников в современной науке;
4. Разработать методические рекомендации по трудовому воспитанию детей в ДОУ.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанных методических рекомендаций педагогами ДОУ для повышения эффективности процесса трудового воспитания детей.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие и сущность трудового воспитания детей дошкольного возраста
Вопросы нравственно-трудового воспитания занимают важное место среди задач, стоящих перед современным обществом в сфере образования. Формирование у детей уважения к трудящимся, а также к природному и созданному человеком миру, в котором они будут жить, способствует развитию осознанного отношения к окружающей действительности и стремления к созидательной деятельности. Эти принципы создают основу для формирования трудолюбия, которое в дальнейшем становится краеугольным камнем жизненной позиции человека, основным источником его самоуважения и показателем социальной значимости.
Трудовое воспитание можно рассматривать как процесс вовлечения детей в различные виды общественно полезного труда, организованные педагогически. Основная цель такого воспитания заключается в передаче детям базового производственного опыта, трудовых навыков и умений, а также в развитии у них творческого практического мышления, трудолюбия и осознания себя как рабочего человека [3;19].
В дошкольных учреждениях трудовое воспитание играет ключевую роль в всестороннем развитии личности ребёнка. Оно осуществляется через знакомство детей с трудом взрослых и вовлечение их в доступные виды трудовой деятельности. Такое воспитание способствует развитию необходимых навыков, формированию правильного отношения к труду и закладыванию основ для активной и продуктивной жизни в обществе.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), компоненты трудовой деятельности включают:
1.Ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
2.Позитивные установки к различным видам труда и творчества.
3.Творческая инициатива, способность самостоятельно реализовываться в различных видах труда и творчества[1].
Трудовая деятельность имеет значительное значение для формирования физических и умственных способностей детей. Взрослые должны помочь каждому ребенку понять важность и полезность своего труда для окружающих, а также развить у него желание работать и интерес к трудовой деятельности, включая участие в совместных проектах[15;24].
Черненко Ю.В. подчеркивает, что основная развивающая функция труда заключается в переходе от самооценки к самопознанию. В процессе труда у детей развиваются различные способности, навыки и умения, а также формируются новые типы мышления. Совместная работа помогает детям освоить навыки общения и сотрудничества, что облегчает их интеграцию в общество. Таким образом, труд является неотъемлемой частью образовательной программы и играет ключевую роль в общем развитии ребенка [38;14].
В энциклопедическом словаре труд определяется как «осмысленная деятельность человека, ориентированная на изменение и адаптацию природных объектов с целью удовлетворения своих нужд» [23].
Мустафаева Р. Р. в своей статье выделает четыре вида содержания труда детей дошкольного возраста:
Самообслуживание — включает в себя навыки ухода за собой и своими вещами, например, одевание, умывание, уборка личных вещей.
Хозяйственно-бытовой труд — охватывает помощь в домашних делах, такую как уборка помещения, накрывание на стол, мытьё посуды.
Труд в природе — связан с уходом за растениями и животными, например, полив цветов, кормление рыбок или птиц.
Ручной и художественный труд — подразумевает изготовление поделок, рисование, лепку и другие творческие занятия, направленные на развитие мелкой моторики и креативности [21;17].
Каждый из этих видов труда важен для всестороннего развития ребёнка, формирования полезных навыков и подготовки к дальнейшему обучению и жизни в обществе.
Самообслуживание представляет собой деятельность ребенка, направленную на удовлетворение собственных потребностей. Это включает в себя такие действия, как одевание и раздевание, прием пищи и соблюдение гигиенических норм. Уровень освоения этих навыков варьируется у разных детей, поэтому задача формирования умений самообслуживания остается важной на всех этапах дошкольного возраста.
Важные аспекты труда по самообслуживанию у дошкольников охватывают не только личную гигиену, но и заботу о своем пространстве. К примеру, это может быть уборка игрушек и книг, заправка постели, подготовка рабочего места перед занятиями, такими как рисование, а также мытье посуды после еды. Все эти действия способствуют развитию у детей самостоятельности, ответственности и аккуратности [41;2].
Хозяйственно-бытовой труд представляет собой второй тип деятельности, который могут осваивать дети дошкольного возраста. В его рамках выполняются такие задачи, как мытье посуды, уборка помещений, стирка и подобные действия. В отличие от труда по самообслуживанию, который направлен на удовлетворение собственных потребностей и заботу о себе, хозяйственно-бытовой труд имеет общественный аспект. Дети учатся поддерживать порядок и чистоту в своем окружении, создавая комфортные условия как для себя, так и для окружающих.
Навыки, полученные в результате хозяйственно-бытового труда, могут использоваться ребёнком как в самообслуживании, так и в выполнении работ на общую пользу. Это способствует развитию у детей ответственности, самостоятельности и понимания важности поддержания порядка в доме и вокруг себя [39;6].
Труд в природе представляет собой уникальный вид трудовой деятельности, так как он включает взаимодействие ребёнка с окружающей природой. К этому виду деятельности относятся такие занятия, как выращивание овощей на даче, забота о растениях и животных, участие в чистке аквариумов, озеленение территорий и многое другое. Этот вид труда способствует развитию трудовых навыков у детей и формированию нравственных ценностей, закладывая основы экологического образования.
Труд в природе обладает рядом уникальных особенностей. Помимо трудового воспитания, он способствует нравственному, эстетическому, умственному и физическому развитию ребёнка. Взаимодействие с природой помогает детям лучше понимать окружающий мир, учит бережному отношению к живым существам и ресурсам планеты, а также развивает наблюдательность, внимательность и любовь к красоте [23;25].
Ручной и художественный труд представляет собой деятельность, ориентированную на удовлетворение эстетических потребностей человека. В эту сферу входят такие занятия, как создание поделок из природных материалов, бумаги, картона, ткани, дерева и других материалов. Этот вид труда способствует развитию воображения и творческих навыков, улучшает мелкую моторику рук, а также формирует такие качества, как терпение, настойчивость и умение завершать начатые дела [34;2].
Задачи нравственно-трудового воспитания детей дошкольного возраста можно разделить на несколько категорий:
1. Первая категория включает задачи, связанные с воспитанием положительного отношения к труду взрослых, желанием помогать им в меру своих сил и интересом к результатам их работы.
2. Вторая категория состоит из задач, направленных на развитие трудовых навыков и их дальнейшее улучшение, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, а также освоение умений работать аккуратно, ловко и с достаточной скоростью.
3. Третья группа направлена на развитие у детей дошкольного возраста таких качеств, как ответственность, готовность к труду, привычка к усилиям, заботливость и бережливость.
4.Четвертая группа включает в себя задачи, связанные с формированием навыков организации как своей работы, так и совместной – умение заранее подготавливать необходимые материалы и убирать инструменты после использования.
5.Пятая группа касается формирования положительных отношений между детьми в процессе совместной деятельности – способности работать в команде [38].
Важно отметить, что все перечисленные задачи решаются не отдельно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. В педагогическом процессе они реализуются одновременно, дополняя и усиливая влияние друг на друга.
1.2 Возрастные особенности развития трудового воспитания у детей дошкольного возраста
Своевременное привлечение детей дошкольного возраста к посильному систематическому труду крайне важно для их всестороннего развития. Труд оказывает многогранное воздействие на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка.
Трудовая деятельность способствует укреплению физической силы и здоровья ребенка, а также улучшает координацию движений, делая их более уверенными и точными. Регулярные физические нагрузки помогают развивать мышечную систему, повышают выносливость и общее самочувствие.
Труд требует от ребенка проявления сообразительности, внимательности и сосредоточенности. В процессе выполнения различных задач он учится запоминать последовательность действий, что развивает его память. Кроме того, работа способствует развитию мышления, так как ребенку необходимо сравнивать и сопоставлять объекты и явления, анализировать ситуации и делать выводы.
Труд также играет важную роль в нравственном воспитании ребенка. В ходе трудовой деятельности у детей формируется самостоятельность, развивается инициатива и чувство ответственности. Участвуя в работе, ребенок учится взаимодействовать с другими, помогать им, а также проявлять заботу и уважение к результатам своего и чужого труда.
Возрастные характеристики развития трудового воспитания у детей дошкольного возраста имеют важное значение для выбора методов и подходов к этому процессу. На каждом этапе развития ребенка проявляются свои уникальные черты, которые влияют на его заинтересованность в трудовой деятельности, мотивацию и умение справляться с различными задачами. Рассмотрим подробнее каждую возрастную группу.
Младший дошкольный возраст (до 3 лет)
Фрагмент для ознакомления
3
1.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 08.11.2022) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
2.Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебник для вузов / Г. С. Абрамова. – 9-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2021. – 811 с.
3.Акрамова Л. Ю. О МЕСТЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ // Теория и практика современной науки. 2016. №5 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-meste-trudovogo-vospitaniya-v-sovremennom-obrazovanii (дата обращения: 14.02.2025).
4.Артамонова, Е. В. Теория и методика трудового воспитания детей дошкольного возраста : учебное пособие / Е. В. Артамонова. – Москва : Прометей, 2020. – 204 с.
5.Белобрыкина, О. А. Развитие трудовых навыков у детей дошкольного возраста / О. А. Белобрыкина, Е. В. Косьянова. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2019. – 148 с.
6.Виноградова, Н. А. Трудовое воспитание в детском саду : методическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. – Москва : Айрис-пресс, 2022. – 128 с.
7.Волкова, Н. С. Трудовое воспитание во второй младшей группе: формирование основ самостоятельности и ответственности / Н. С. Волкова, К. Е. Калинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 7 (558). — URL: https://moluch.ru/archive/558/122641/ (дата обращения: 14.02.2025).
8.Гончарь М.А., Дружинина Н.И. Способы и технологии поддержки детской инициативы // Образовательный альманах. 2021. № 12 (50). URL: https://f.almanah.su/50.pdf.
9.Гребенев Игорь Васильевич, Сомова Дарья Витольдовна Трудовое воспитание в советской школе: парадоксы становления и развития // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. №3 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudovoe-vospitanie-v-sovetskoy-shkole-paradoksy-stanovleniya-i-razvitiya (дата обращения: 15.02.2025).
10.Гульянц София Михайловна Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций // Вестник ЮУрГГПУ. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-lichnostno-orientirovannogo-podhoda-v-obuchenii-s-tochki-zreniya-sovremennyh-obrazovatelnyh-kontseptsiy (дата обращения: 15.02.2025).
11.Деркунская, В. А. Формирование основ трудолюбия у детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие / В. А. Деркунская. – Москва : Центр педагогического образования, 2019. – 80 с.
12.Иванова, И. В. Трудовое воспитание дошкольников: современные подходы и технологии / И. В. Иванова // Дошкольная педагогика. – 2023. – № 1. – С. 15-21.
13.Калинцева Марина Александровна ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Скиф. 2022. №3 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnogo-razvitiya-rebenka-mladshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 14.02.2025).
14.Кириллова, Е. В. Развитие трудовой деятельности у детей дошкольного возраста / Е. В. Кириллова // Вестник педагогических наук. – 2022. – № 5. – С. 76-81.
15.Кирсанова Ульяна Викторовна Труд как рычаг в становлении личности ребенка // Проблемы Науки. 2015. №3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trud-kak-rychag-v-stanovlenii-lichnosti-rebenka (дата обращения: 14.02.2025).
16.Коваль, А. Н. Раннее приобщение детей к полезной трудовой деятельности / А. Н. Коваль, А. Н. Малыгина, Е. А. Жесткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 537-540. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21745/ (дата обращения: 14.02.2025).
17.Комарова, Т. С. Детское художественное творчество : учебное пособие / Т. С. Комарова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2023. – 208 с.
18.Кричевцова Екатерина Игоревна ДЕТСКАЯ ИНИЦИАТИВНОСТЬ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ: СУЩНОСТЬ, УСЛОВИЯ, МЕТОДЫ // Проблемы современного образования. 2020. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskaya-initsiativnost-v-istoricheskom-kontekste-suschnost-usloviya-metody (дата обращения: 15.02.2025).
19.Куцакова, Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника : пособие для педагогов / Л. В. Куцакова. – Москва : Владос, 2018. – 144 с.
20.Лобода Татьяна Васильевна История исследования игры и ее роли в психическом развитии ребенка дошкольного возраста // Russian Journal of Education and Psychology. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-issledovaniya-igry-i-ee-roli-v-psihicheskom-razvitii-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-2 (дата обращения: 15.02.2025).
21.Мустафаева Р. Р. ВИДЫ И ФОРМЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Форум молодых ученых. 2017. №5 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-i-formy-trudovogo-vospitaniya-detey-v-usloviyah-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 14.02.2025).
22.Пантелеева Наталья Георгиевна ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАВИГАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Педагогика: история, перспективы. 2023. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-navigatsiya-trudovoy-deyatelnosti-sovremennyh-doshkolnikov (дата обращения: 14.02.2025).
23.Пантелеева Наталья Георгиевна, Кобелева Ольга Викторовна, Третьяков Андрей Леонидович ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРИРОДЕ // Московский педагогический журнал. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-trudovoy-deyatelnosti-doshkolnikov-na-prirode (дата обращения: 14.02.2025).
24.Петрова, В. И. Теория и методика трудового воспитания в дошкольном образовании : учебник / В. И. Петрова. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2020. – 352 с.
25.Протасова, Е. Ю. Дошкольная педагогика : учебник и практикум для вузов / Е. Ю. Протасова, Н. М. Радионова. – Москва : Юрайт, 2023. – 335 с.
26.Садыков Тимур Мейрамович История развития интерактивных технологий // Проблемы современного образования. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-interaktivnyh-tehnologiy (дата обращения: 15.02.2025).
27.Святцева А. В. Развитие трудовой деятельности детей в дошкольном возрасте // Sciences of Europe. 2016. №10-1 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-trudovoy-deyatelnosti-detey-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения: 14.02.2025).
28.Силяева, М. А. Развитие трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства / М. А. Силяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 115-118. — URL: https://moluch.ru/archive/177/46054/ (дата обращения: 14.02.2025).
29.Смирнова, Е. О. Детская психология : учебник для вузов / Е. О. Смирнова. – Москва : Юрайт, 2021. – 365 с.
30.Снесарева Е. А. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОПЫТЕ В. А. СУХОМЛИНСКОГО // Экономика и социум. 2017. №8 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-opyte-v-a-suhomlinskogo (дата обращения: 15.02.2025).
31.Солодянкина, О. В. Воспитание ребенка в процессе труда : методическое пособие / О. В. Солодянкина. – Москва : Аркти, 2019. – 96 с.
32.Трифонова Екатерина Вячеславовна ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА. ХХ ВЕК: ПУТЬ ОТ ТВОРЧЕСТВА К РЕГЛАМЕНТАЦИИ // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2017. №2 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igra-kak-veduschaya-deyatelnost-doshkolnika-hh-vek-put-ot-tvorchestva-k-reglamentatsii (дата обращения: 15.02.2025).
33.Троянская М. А., Пашинная Я. С. УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // ЕГИ. 2023. № 1 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-sferoy-ekologicheskogo-vospitaniya-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 15.02.2025).
34.Трубина Наталья Александровна Теоретические обоснования развития трудовых навыков младших школьников по средствам работы с аппликациями // АНИ: педагогика и психология. 2014. №2 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-obosnovaniya-razvitiya-trudovyh-navykov-mladshih-shkolnikov-po-sredstvam-raboty-s-applikatsiyami (дата обращения: 14.02.2025).
35.Федотова, С. Д. Куляк Т. А., Богатченко Г. В. [и др.]. Современные подходы к модели трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения /— Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 328-333. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53945/ (дата обращения: 15.02.2025).
36.Ханова Татьяна Геннадьевна, Жиляева Наталья Владимировна, Шутова Оксана Сергеевна ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-trudovoy-deyatelnosti-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения: 14.02.2025).
37.Ханова Татьяна Геннадьевна, Кочурова Наталья Витальевна, Вялова Наталия Вячеславовна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-vospitaniya-trudolyubiya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 14.02.2025).
38.Черненко Юлия Викторовна, Амангелдикызы Рашида СУЩНОСТЬ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // НИР/S&R. 2023. №2 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-trudovogo-vospitaniya-rebenka-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 14.02.2025).
39.Шершнева Елена Ивановна, Тимонова Любовь Михайловна ФОРМЫ И МЕТОДЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ // Интерактивная наука. 2022. №8 (73). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-metody-trudovogo-vospitaniya-doshkolnikov (дата обращения: 14.02.2025).
40.Юзеева Светлана Александровна Развитие трудовой мотивации старших дошкольников // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2011. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-trudovoy-motivatsii-starshih-doshkolnikov (дата обращения: 14.02.2025).
41.Юфкина Т. В. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ // Мировая наука. 2018. №6 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-navykov-samoobsluzhivaniya (дата обращения: 14.02.2025).