Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Открытие и освоение Сибири, азиатских, дальневосточных и арктических территорий в учебниках по истории СССР является одной из важных и интересных тем. Представляется необходимым проанализировать данные исторические события в учебниках по истории Советского Союза.
История школьного образования в СССР представляет собой важный пласт в изучении системы советской государственной политики, направленной на воспитание подрастающего поколения. Особое место в школьных программах занимал предмет «История», который стал инструментом формирования исторического сознания и национальной идентичности. Отражение темы открытия и освоения Сибири, азиатских, дальневосточных и арктических территорий в школьных учебниках по истории СССР несло в себе не только образовательную, но и идеологическую функцию. Именно через учебники школьники узнавали об историческом значении освоения этих территорий, что способствовало укреплению патриотизма и национальной гордости.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что изучение темы открытия и освоения Сибири и прилегающих азиатских, дальневосточных и арктических территорий для советских школьников было важной темой, которую многие авторы учебников и учебных пособий обязательно включали в изучение. Анализ данной темы необходим для понимания политической ситуации и понимания советского восприятия истории России. Актуальность темы исследования также обусловлена важностью изучения школьных учебников как исторического источника, отражающего смену взглядов и интерпретаций в разные периоды советской истории. Учебники по истории СССР не только освещали важные этапы освоения и исследования дальневосточных и сибирских территорий, но и служили средством воспитания, подчёркивая героизм и достижения советского народа. Изменения в содержании учебников, их адаптация под идеологические задачи времени дают возможность глубже понять процессы, происходившие в образовательной и политической сферах Советского Союза.
Перед советскими историками давно уже встала важная задача как можно полнее и точнее воссоздать яркую историю русских географических открытий на Дальнем Востоке в ХУП-ХИ веках» Особую актуальность эта теш приобрела во второй половине XX в.» когда значительно усилился интерес у советской общественности к истории первоосвоения русскими восточных районов нашей страны в связи с развернувшимся там небывало интенсивным строительотвом многих крупных предприятий, в том числе "стройки века" - Байкало-Амурской магистрали. Вместе о тем, из-за резко обострившейся на востоке международной обстановки некоторые зарубежные фальсификаторы истории стали умышленно искажать историю русского Дальнего Востока и особенно историю его открытия. Нередко опровергать эти фальсификации брались лица, не имевшие должной квалификации, из-за чего в печати иногда допускались те или иные ошибки или неточности» Некоторые же проблемы и вопросы оставались еще вообще нерешенными. Поэтому и возникла необходимость дальнейшего углубленного изучения данной тематики, имеющей большое научное и политическое значение.
Проблема исследования. Исследованию истории школьного образования в СССР уделено значительное внимание в современной историографии. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев и Л. Ф. Литвинов в работе «Народное образование в СССР» подробно рассматривают эволюцию системы школьного образования, выделяя ключевые реформы и Г. С. Купалов. Данная тема широко изучалась в науке. В свободном доступе можно найти большое количество трудов на данную тему. Примерами самых заметных являются научные труды таких авторов, как А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев и Л. Ф. Литвинов, Г. С. Купалов. Они достаточно глубоко и подробно изучили данную тему и привели историографию и эволюцию системы образования в своих работах.
Объектом исследования является школьное историческое образование в СССР.
Предмет исследования — содержание и особенности подачи темы открытия и освоения Сибири, азиатских, дальневосточных и арктических территорий в учебниках по истории СССР.
Цель работы — проанализировать, как тема открытия и освоения сибирских, дальневосточных и арктических территорий представлена в учебниках истории СССР и выявить изменения в интерпретации этого сюжета в разные периоды.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать преобразования в области школьного образования;
- рассмотреть историю как предмет в советской школе;
- проанализировать периоды освоения территорий: исторический контекст и интерпретация;
- провести сравнительный анализ содержания учебников истории;- изучить роль учебников в формировании исторического сознания школьников.
Хронологические рамки исследования включают с XV-XX века
Территориальные рамки исследования включают территории Сибири, Дальнего Востока, Арктики и Средней Азии.
Научная новизна работы заключена в комплексном рассмотрении всех учебников советского периода. В рамках курсовой работы приведен комплексный анализ освоения территорий Сибири, Дальнего Востока, Арктики и Средней Азии.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы исследования можно использовать в других научных работах.
Обзор источников исследования. Источниками исследования являются учебники советского периода: Алексеев С.П., История СССР: Учебная книга для 4 класса; Рассказы по истории СССР: Для 4 кл. Т.С. Голубева, Л.С. Геллерштейн. Под ред. Н.П. Кузина; Учебник для 4-го класса под редакцией профессора А. В. Шестакова; Нечкина М.В., Учебник для 7 класса; Панкратова А.М. История СССР. Часть 1. 8 класс Базилевич К.В., Бахрушин С.В., Панкратова А.М., Фохт А.В; Федосов И.А., История СССР: Учебник для 8-го кл. сред. школы; Берхин И.Б., Федосов И.А. История СССР. 9 класс; Панкратова А.М. История СССР. Часть 2. 9 класс Базилевич К.В., Бахрушев С.Ф. Учебник; Ким М.П. (ред.) История СССР (1938-1981). 10 класс Балев В.М., Берхин И.Б., Ким М.П., Потемкин П.И.
Историографический обзор проблемы состоит в том, что в учебниках по истории советского периода многие темы были политизированы. В рамках приведенных выше учебников школьной программы в каждом упоминается освоение Сибири, Дальнего Востока, Арктики и Средней Азии. Данная тема является очень важной для патриотического создания и повышения русского духа открытий и завоеваний у школьников советского периода.
Методологическая основа моего исследования включает следующие методы: метод сравнительно-правовой, дедукция, индукция, анализ, классификации, формально-юридический метод.
Библиографический список исследования составляют научные труды, монографии авторов, законодательные акты, статистические данные.
Изложение структуры исследования состоит из введения, двух глав и четырёх параграфов, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Школьное образование в СССР: история и реформы
1.1. Преобразования в области школьного образования
Школьное образование в Советском Союзе прошло значительный путь трансформации, который начался сразу после Октябрьской революции 1917 года. Становление новой системы образования стало важнейшим элементом социалистического строительства. Школьное образование рассматривалось не только как средство ликвидации неграмотности, но и как инструмент формирования нового советского человека.
В 1918 году в Советской России планировалось внедрение бесплатного и обязательного всеобщего образования, формирование сети дошкольных учреждений, обеспечение учащихся всем необходимым, включая одежду, обувь, учебники и питание, а также предоставление свободного доступа к высшему образованию. Тем не менее, фактическое достижение этих амбициозных целей было отложено почти на два десятилетия .
Первым шагом на пути к созданию советской образовательной системы стало принятие декрета 16 октября 1918 года, утвердивший «Положение о единой трудовой школе РСФСР» и «Основные принципы единой трудовой школы РСФСР» . Все школы стали называться «Единой трудовой школой», которая делилась на две образовательные ступени: 1-я ступень продолжительностью обучения пять лет для детей от 8 до 13 лет; 2-я ступень продолжительностью обучения четыре года для детей от 13 до 17 лет. Обучение было обязательным и бесплатным. Обучение было совместным для обоего пола на основании постановления НКП «О введение обязательного совместного обучения» .
В 1918 году нарком просвещения РФ А. И. Луначарский высказался по поводу преподавания в школах истории: «Прежде всего далеко не является бесспорным, надо ли вообще преподавать историю в правильно поставленной школе...». Он и его заместитель М. Н. Покровский предложили отказаться от истории в новой школе и включить в программу курсы: социологии и истории труда . В следствии чего преподавание истории в школе отменили .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Перова, М. А. Законодательное регулирование системы образования в Советской России 1917-1930-х гг. и его влияние на становление уклада советской школы (на материалах Курганского и Шадринского округов) // Вестник Томского государственного университета. История. 2017. № 47. С. 69.
2. Абакумов А. А. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов 1917—1973 гг. С. 133
3. Абакумов А. А. Народное образование в СССР. С. 137
4. Алексеев С.П., История СССР: Учебная книга для 4 класса. - 6-е изд. - Москва: Учпедгиз, 1961
5. Рассказы по истории СССР : Для 4 кл. Т.С. Голубева, Л.С. Геллерштейн. Под ред. Н.П. Кузина. - 14-е изд., перераб. и доп. - Москва : Просвещение, 1986 г
6. Шестакова А.В. История СССР: краткий курс: учебник для 4-го класса / под редакцией профессора А. В. Шестакова. - Москва: Учпедгиз, 1955. -288 с., 5 отд. л. карт.: ил., карт.
7. Нечкина М.В., Учебник для 7 класса. М.В.Нечкина, П.С.Лейбенгруб. Изд. 9-е. - М.: Приобщение, 1974. - 240 с.
8. Панкратова А.М. (ред.). История СССР. Часть 1. 8 класс Базилевич К.В., Бахрушин С.В., Панкратова А.М., Фохт А.В. Учебник. — 12-е изд. — Институт истории Академии наук СССР. — М.: Учпедгиз, 1953. — 240 с.
9. Федосов И.А., История СССР: Учебник для 8-го кл. сред. школы / И. Федосов. - 3-е изд., с 15-го рус. - Уфа: Башк. кн. изд-во, 1982. - 229 с.
10. 9 КЛАСС
11. Берхин И.Б., Федосов И.А. История СССР. 9 класс. Учебник. — Под ред. чл.-кор. АН СССР М.П. Кима. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1982. — 384 с.
12. Панкратова А.М. (ред.). История СССР. Часть 2. 9 класс Базилевич К.В., Бахрушев С.Ф. Учебник. — 12-е изд. — Институт истории Академии наук СССР. — М.: Учпедгиз, 1953 г. 332 стр.
13. Ким М.П. (ред.) История СССР (1938-1981). 10 класс Балев В.М., Берхин И.Б., Ким М.П., Потемкин П.И. Учебник. — 12-е изд. — М.: Просвещение, 1983. — 256 с.
14. Витевицкий В. П. История как предмет в школах России. Ч. 2. Историческое образование в СССР // Обозреватель. 2016. № 8 (319). С. 69.
15. Купалов, Г. С. Развитие школьного исторического образования в СССР // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика: К 20-летию кафедры методики преподавания истории, обществознания и права: Сборник научных статей, Москва, 03 апреля 2019 года / Под редакцией А.А. Сорокина. Том Выпуск VI. Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Книгодел", 2019. С. 238.
16. Новиков, С. Г. Формирование исторической памяти учащихся в образовательном процессе советской школы (1921-1941 гг.) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2024. № 4. С. 6.
17. Народное образование, наука и культура в СССР: статистический сборник / ЦСУ при Совете министров СССР. Москва: Статистика, 1971. С. 19
18. Народное образование, наука и культура в СССР. С. 21.
19. Перова. М. А. Законодательное регулирование системы образования в Советской России 1917-1930-х гг. и его влияние на становление уклада советской школы. С. 72.
20. Луков, В. А. Реформы образования // Знание. Понимание. Умение. 2005. № 3. С. 217-218
21. Голубева Н. Е. Народное образование в СССР: сборник нормативных актов — Москва: Юридическая литература, 1987. С. 9.
22. Насуцева. Ф. А. Приоритеты государственной образовательной политики: исторический опыт реформ советской школы // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 2. С. 78.
23. Бондаренко, Н. В. Школьная реформа 1984: почему не получилось спасти систему образования СССР // Педагогика и психология современного образования: теория и практика: материалы научно-практической конференции, Ярославль, 20–21 апреля 2023 года. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2023. С. 17-19.
24. Некрылова, О. Г. Школьное историческое образование в 1920-е - начале 1930-х гг.: от рабочих книг к стабильным учебникам // Вестник педагогических наук. 2023. № 2. С. 53.
25. Ситаров В.А. История образования в России: досоветский и советский периоды // Знание. Понимание. Умение. №1. 2019. С. 208.
26. Абакумов А. А. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов 1917—1973 гг. С. 166.
27. Купалов, Г. С. Развитие школьного исторического образования в СССР // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика: К 20-летию кафедры методики преподавания истории, обществознания и права: Сборник научных статей, Москва, 03 апреля 2019 года / Под редакцией А.А. Сорокина. Том Выпуск VI. Москва. 2019. С. 239.
28. Задорожняя, Е. К. Концепция в основе создания учебников по истории в советские годы // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2016. № 11-12(60). С. 6.
29. Тихомиров, Н. В. "Больше для учителей годится": критика первого учебника истории СССР советским научно-педагогическим сообществом // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. 2022. Т. 8, № 1(29). С. 83
30. Витевицкий В.П. История как предмет в школах России. Ч. 2. Историческое образование в СССР // Обозреватель. 2016. № 8 (319). С. 78.
31. Сотников, А. А. Школьные учебники истории СССР в современных историографических источниках // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2023. № 3. С. 100.
32. Петухова, О. А. Школьные учебники истории: от унификации времен СССР к многообразию образов национальной истории // Известия Смоленского государственного университета. 2018. № 1(41). С. 296.
33. Воронкова, Л. В. Особенности методических подходов к отбору содержания исторического образования в советский период (на примере школьных учебников 50-80-х годов XX века) // Ученые записки Орловского государственного университета. 2019. № 2(83). С. 199
34. Витевицкий В.П. История как предмет в школах России. Ч. 2. С. 79.
35. Иванова, Т. Н. Школьный учебник и историческая память: анализ отечественной учебной литературы по истории в XX веке // Запад – Восток. 2020. № 13. С. 108.
36. Иванова. Т. Н. Школьный учебник и историческая память: анализ отечественной учебной литературы по истории в XX веке. С. 109.