Фрагмент для ознакомления
2
Екатерина II Алексеевна, известная как Екатерина Великая, была одной из самых выдающихся фигур в истории России. Она правила страной с 1762 по 1796 год и оставила значительный след в развитии государства. Родившаяся в 1729 году в Пруссии под именем София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская, Екатерина прибыла в Россию в 1744 году и вышла замуж за наследника российского престола Петра III. После государственного переворота в 1762 году она взошла на престол, свергнув своего мужа.
Екатерина провела ряд реформ, направленных на модернизацию страны. Одной из наиболее значимых инициатив стало созыв Уложенной комиссии в 1767–1768 годах, целью которой было создание нового свода законов, учитывающего интересы различных сословий. Императрица также провела реформу местного самоуправления, создав систему губерний и уездов, что значительно улучшило управление на местах. Особое внимание Екатерина уделяла развитию образования и культуры, основав учебные заведения, такие как Смольный институт благородных девиц, ставший первым женским институтом в России.
Во внешней политике Екатерина активно расширяла границы Российской империи. Она вела успешные Русско-турецкие войны в 1768–1774 и 1787–1791 годах, благодаря которым Россия получила выход к Черному морю и укрепила свое влияние на Балканах. Важную роль сыграли и три раздела Речи Посполитой в 1772, 1793 и 1795 годах, когда Россия, Австрия и Пруссия поделили между собой польские земли.
В учебнике Л. В. Шестакова описываются тревоги Екатерины во внутренней политике: «Екатерина II боялась, как бы революция не вспыхнула и в её империи. В России уже были люди, которые сочувствовали революции. Один из самых просвещённых и передовых людей того времени дворянин Радищев написал книгу под названием «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой открыто выступил против крепостного права и самодержавия и сочувствовал восстаниям крестьян против помещиков»
В учебнике Базилевича К. В. История СССР. Учебник для 9 класса средней школы приводится следующее: «Екатерина II считала, что вмешательство в революционные события Франции является обязанностью всех европейских монархов. Она вступила в переговоры с монархами Пруссии, Австрии и Швеции о совместном наступлении на революционную Францию»
Однако мы видим, что Екатерина Великая была достаточно противоречива во внутренней и внешней политике на основе анализа данных источников. В данных источниках мы видим, что во внутренней политике императрица боялась революции, однако во внешней политике она придерживалась весьма радикальных взглядов. Если сравнить описание в двух представленных учебниках, то Екатерина Великая предстаёт как внешний завоеватель и продуманный стратег во внутренней политике.
Культурный расцвет России при Екатерине был значительным. Императрица поддерживала литературу, театр и искусство, основав Эрмитаж, который стал одной из крупнейших художественных коллекций мира. Эпоха Екатерины считается временем расцвета абсолютизма в России, хотя крепостничество оставалось основой экономической системы страны. Тем не менее, Екатерина заложила основы для дальнейшего развития России как великой европейской державы.
Многие историки писали о Екатерине II. Среди общих трудов по истории правления Великой императрица можно назвать исследования В.А. Бильбасова , В.А. Глебовского , С.Н. Глинки , В.С. Иконникова , В.О. Ключевского , А.А. Лефорта , А.В. Степанова , П.И. Сумарокова , Ф. Шимановского и др. О государственной деятельности императрицы писали В.М. Грибовский , И.И. Дитятин , А. Завьялов , И.П. Знаменский , А.С. Лаппо-Данилевский , П.Н. Петров , В.И. Семевский , И.А. Чистович , Я.П. Шаховской и др. О внешней политике Екатерины Великой писали А.С. Траческий , Н.Д. Чечулин . Воспоминания о ней оставили Луи-Филипп Сегюр , А.В. Храповицкий и др.
1.2 Воспитание и формирование характера
Екатерина II родилась в Германии и получила традиционное европейское образование, которое включало изучение истории, философии, литературы и иностранных языков. С детства она проявляла интерес к наукам и искусству, что впоследствии оказало значительное влияние на её личные качества. Екатерина была энергичной, целеустремленной и амбициозной женщиной, стремящейся к самосовершенствованию и расширению своего кругозора.
В учебнике Базилевича и Новицкого 1946 г. про воспитание и характер Екатерины II в предоставленном тексте говорится немного. Однако можно выделить несколько важных моментов, связанных с её личностью и подходом к управлению страной. «Екатерина Алексеевна получила хорошее образование и была знакома с идеями Просвещения, что отразилось на её правлении. Она активно изучала труды философов, таких как Монтескье и Беккариа, и использовала их идеи для обоснования своей политики. Это позволило ей создать образ "просвещённой" монархини, что способствовало укреплению её авторитета как внутри страны, так и за её пределами» .
Екатерина II обладала острым умом, наблюдательностью и энергией. Она была способна быстро оценивать ситуацию и принимать решения, что особенно проявлялось в периоды кризисов. Её умение находить компромиссные решения и балансировать между различными социальными группами говорит о гибкости её характера и готовности адаптироваться к обстоятельствам.
Императрица умело выстраивала отношения с дворянством, что было ключевым фактором её успешного правления. Она обеспечивала поддержку влиятельных фигур, награждая их должностями и привилегиями, что помогало ей избежать заговоров и поддерживать стабильность в государстве.
В учебнике «История СССР» для 9 класса 1953 г. под редакцией А.М. Панкратовой о характере и воспитании Екатерины II сказано следующее: «Воспитание и характер Екатерины II оказали значительное влияние на ее правление и на всю российскую историю. Екатерина получила отличное образование, изучая историю, философию, литературу и искусство. Она свободно владела несколькими языками, включая немецкий, французский и русский, и была знакома с трудами великих мыслителей эпохи Просвещения, такими как Вольтер и Монтескье»
Ее острый ум и амбиции делали ее приверженцем идей Просвещения, что нашло отражение в ее политике и реформах. Екатерина была политически хитрой и умелой, сумев завоевать доверие и уважение российского дворянства, используя интриги и дипломатические навыки.
Она обладала энергией и харизмой, вдохновляя окружающих и ведя их за собой. Однако ее правление характеризовалось строгой политикой по отношению к крестьянству и усилению самодержавия.
Таким образом, учебники 1946 и 1953 гг. подчёркивают, что Екатерина была интеллектуально развитой, владевшей несколькими языками и хорошо осведомлённой в трудах просветителей. Её политический талант, подкрепленный интригами и дипломатическими манёврами, позволил завоевать доверие дворянства и укрепить свою власть. В целом, её правление характеризуется сочетанием реформаторских устремлений и усиления самодержавия, сопровождавшегося жёсткой политикой в отношении крестьянства.
1.3 Ум и образованность
Екатерина II отличалась высоким уровнем интеллектуального развития. Она активно переписывалась с выдающимися мыслителями своего времени, такими как Вольтер и Дидро, и принимала участие в философских дискуссиях. Её интерес к литературе и науке способствовал созданию библиотек и научных обществ, что свидетельствовало о её стремлении к просвещению общества. В школьных учебниках Советского Союза этот аспект личности императрицы часто подчеркивался как пример высокой культуры и любви к знаниям.
Базилевич и Новицкий в своем учебнике упоминают, что «Екатерина Великая получила хорошее образование и была знакома с идеями Просвещения, что сыграло важную роль в её правлении. Она активно изучала произведения философов, таких как Монтескье и Беккариа, и использовала их идеи для обоснования своей политики. Это позволило ей создать образ "просвещённой" монархини, что способствовало укреплению её авторитета как внутри страны, так и за её пределами»
Также упоминается, что Екатерина обладала острым умом, наблюдательностью и энергией. Она была способна быстро оценивать ситуацию и принимать решения, что особенно проявлялось в периоды кризисов. Её умение находить компромиссные решения и балансировать между различными социальными группами говорит о гибкости её характера и готовности адаптироваться к обстоятельствам.
В учебнике 1953 г. под редакцией А.М. Панратовой содержится следующая информация: «Екатерина II была известна своим высоким уровнем интеллекта и широким кругозором. Она получила отличное образование, включающее изучение истории, философии, литературы и искусства. Екатерина владела несколькими языками, включая немецкий, французский и русский, и была знакома с трудами ведущих мыслителей эпохи Просвещения, таких как Вольтер и Монтескье» Ее стремление к знаниям и интерес к философии сделали ее приверженцем идей Просвещения, что отражалось в ее политике и реформах.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев С.П. История СССР. Учебная книга для 4-го класса / С.П. Алексеев, В.Г. Кравцов. Изд. 6-е. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1961. – 160 с.
2. Базилевич К.В. История СССР. Учебник для 9 класса средней школы / К.В. Базилевич, С.В. Бахрушин, А.М. Панкратова, А.В. Фохт. Под ред. А.М. Панкратовой. Изд. 12-е. – М.: УЧПЕДГИЗ, 1953. – 328 с.
3. Базилевич К.В. История СССР. От древнейших времен до конца XVIII века. Часть I / К.В. Базилевич, Г.А. Новицкий. – М., 1946. – 744 с.
4. Нечкина М.В. История СССР: учебное пособие для 7 класса / М.В. Нечкина, П.С. Лейбенгруб. Изд. 6-е. – М.: Просвещение, 1971.– 256 с
5. Т.С. Голубева, Л.С. Геллерштейн «Рассказы по истории СССР», Просвещение, 1986 г., стр. 230
6. М.В. Нечкина, П.С. Лейбенгруб «История СССР», учебное пособие для 7 классов, Москва,Просвещение, 1971 г, стр. 214
7. Рыбаков Б.А. История СССР с древнейших времён до конца XVIII в. Учебник,М.: Высшая школа; 2-е изд., перераб. и доп., стр.425
8. П. П. Епифанов, О. П. Епифанова. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до конца XVIII века. , Просвещение, 1989 г, с. 288
9. К.В.Базилевич, С. В. Бахрушин, А. М. Панкратова, А. В. Фохт «История СССР», государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, Москва, 1952г, 11-е издание, переработанное, стр. 458
10. .История средних веков для 6 класса. Голин Э. и др. — 1963 г., стр. 254
11. История СССР. Краткий курс, Учебник для 4-го класса, Под редакцией профессора Л. В. Шестакова, Утверждён Министерством просвещения РСФСР, Одобрен Всесоюзной правительственной комиссией ,государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, Москва ,1955 г., стр. 320
12. Берхин И. Б. История СССР, 1972 г. , Просвещение, Москва, 1972 г. , стр. 348
13. В.Г.Карцов, С. П. Алексеев. Учебник для 4-го класса «История СССР» Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, Москва, 1961 год, стр. 142
14. А.И. Немировский .Книга для чтения по истории древнего мира для 6 класса, 1991 год, стр. 240
15. А. П. Аверьянов, Л. Е. Кертман, И. М. Кривогуз и др. Новая история, 1871—1917, Учебник для 9 класса, 1987 г., стр. 438
Литература
16. Бильбасов В.А. История Екатерины Второй: научная литература / В.А. Бильбасов. В. 2 т. – Лондон, 1985.
17. Глебовский В.А. Императрица Екатерина II и ее царствование: исторический очерк / В.А. Грибовский. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 71 с.
18. Глинка С.Н. Русское чтение: научная литература. Ч. 2. Дух века Екатерины Второй / С.Н. Глибнка. – СПб.: Типография Отдельного Корпуса Внутренней Стражи, 1845. – 307 с.
19. Грибовский В.М. Высший суд и надзор в России в 1-й половине царствования императрицы Екатерины II / В.М. Грибовский. – СПб.: Тип. СПб. Т-ва печат. и издат. дела «Труд», 1901. – 353 с.
20. Дитятин И.И. Екатерининская комиссия 1767 г. «О сочинении проекта нового уложения» / И.И. Дитятин. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 97 с.
21. Завьялов А. Вопрос о церковных имениях при императрице Екатерине II / А. Завьялов. – СПб.: Типография А. Лопухина, 1900. – 405 с.
22. Знаменский И.П. Положение духовенства в царствование Екатерины II и Павла I / И.П. Знаменский. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 192 с.
23. Иконников В.С. Время Екатерины Второй: специальный курс лекций / В.С. Иконников. – Киев: Литография Г. Розенталя, 1881. – 287 с.
24. Ключевский В.О. Императрица Екатерина II (1729–1796) / В.О. Ключевский. – М.: Директ-Медиа, 2010. – 117 с.
25. Лаппо-Данилевский А.С. Очерк внутренней политики Императрицы Екатерины II / А.С. Лаппо-Данилевский. – СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1898. – 65 с.
26. Лефорт А.А. История царствования государыни императрицы Екатерины II / А.А. Лефорт. В 3 ч. – М.: Типография С. Селиванского, 1837.
27. Петров П.Н. Екатрина II – законодательница / П.Н. Петров. – СПб.: Типография В. Спиридонова и Ко, 1863. – 54 с.
28. Сегюр Л.-Ф. Записки графа Сигюра о пребывании его в России в царствование Екатерины II (1785–1789) / Л.-Ф. Сегюр. – СПб.: Типография В.Н. Майкова, 1865. – 386 с.
29. Семевский В.И. Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II / В.И. Семевский. В 2 т. – СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1901.
30. Степанов А.В. Екатерина II, ее происхождение, интимная жизнь и политика: документально-художественная литература / А.В. Степанов. – Лондон, 1903. – 71 с.
31. Сумароков П.И. Обозрение царствования и свойств Екатерины Великой / П.И. Сумароков. – СПб.: Типография Медицинского Департамента Министерства Внутренних Дел, 1852. – 752 с.
32. Трачевский А.С. Союз князей и немецкая политика Екатерины II, Фридриха II, Иосифа II. 1780–1790 гг. / А.С. Трачевский. – СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1877. – 528 с.
33. Храповицкий А.В. Памятные записки А.В. Храповицкого, статс-секретаря императрицы Екатерины Второй / А.В. Храповицкий. – М.: Университетская типография, 1862. – 316 с.
34. Чечулин Н.Д. Заметки о внешней политике России в начале царствования Екатерины II / Н.Д. Чечулин. – СПб.: типография В.С. Балашева и Ко, 1895. – 55 с.
35. Чистович И.А. Историческая записка о Совете в царствование императрицы Екатерины II / И.А. Чистович. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 77 с.
36. Шаховской Я.П. Записки Якова Петровича Шаховскаго, полициймейстера при Бироне, обер-прокурора Св. Синода, генерал-прокурора и конференц-министра при Елисавете, сенатора при Екатерине II. 1705–1777 / Я.П. Шаховской. – СПб.: Печатня В.И. Головина, 1872. – 359 с.
37. Шимановский Ф. Воспоминания об Императрице Екатерине II, по случаю открытия ей памятника 24 ноября 1873 г. / Ф. Шимановский. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 75 с.