Фрагмент для ознакомления
2
Литература как предмет обучения через художественные тексты способна обогатить личность ученика духовно-нравственными идеями и представлениями, которые будут проявляться в его повседневной жизни.
Художественная литература и образы, которые она создаёт, формируют у детей школьного возраста понимание и чувства, развивают навыки и привычки правильного поведения.
Уровень понимания нравственных идей у школьников напрямую зависит от их личного опыта и общего развития. Успешность духовно-нравственного воспитания учеников на уроках литературы во многом определяется системностью и мастерством учителя.
Чтобы воспитание, развитие и созидание учеников младших классов были успешными, необходимо начать формирование нравственности, самостоятельности, инициативы и творческого отношения к деятельности, а также критического мышления. Решение этой задачи напрямую зависит от постоянного развития учителя начальных классов как профессионала и личности через совершенствование своей педагогической деятельности.
Анализ научных и методических работ педагогов показывает, что формирование духовно-нравственных компетенций учеников младших классов через литературное чтение постоянно изучается с разных точек зрения.
Тема творчества И. А. Бунина является сквозной в школьном курсе литературы. В средних классах программы предлагают изучение рассказов писателя, которые раскрывают мир детства: «Подснежник», «Цифры», «Лапти», «Танька» и другие.
В этих произведениях Бунин раскрывает ключевые аспекты жизни героев и показывает, как их характер зависит от обстоятельств взросления. Писатель часто обращается к детству как к символу чистоты, нежности и бескорыстия. Тема детства у него приобретает метафорическое и аллегорическое значение. Это позволяет говорить о том, что Бунин создаёт уникальный образ детства, который одновременно реалистичен и трагичен, но в то же время возвышен и жизнеутверждающ.
Такое художественное воплощение темы детства может быть сложным для восприятия подростков. Им может быть трудно понять психологизм рассказов Бунина о детстве и причинно-следственные связи поступков героев. Поэтому необходимо искать эффективные способы изучения этих произведений на уроках литературы.
Объект исследования – рассказы И.А. Бунина о детях.
Предмет исследования – особенности изучения произведений И.А. Бунина о детях с точки зрения воспитательного аспекта.
Цель работы – рассмотреть особенности изучения произведений И.А. Бунина о детях с позиции воспитания.
Задачи исследования:
-рассмотреть воспитательный потенциал литературного образования в формировании нравственных ценностей учащихся;
-рассмотреть воспитательное значение литературных произведений в школе;
-рассмотреть особенности изучения рассказов И.А. Бунина на уроках литературы в точки зрения воспитания;
-рассмотреть особенности изображения мира детства в рассказах И.А. Бунина;
-рассмотреть реализацию воспитательной функции на уроках литературы рассказов И.А. Бунина.
Методы исследования: анализ и обобщение материалов источников, соответствующих теме исследования.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения материалов исследования в рамках преподавания дисциплины «История русской литературы» для студентов вузов филологической направленности.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
Нравственное воспитание — это процесс формирования у человека таких качеств, как доброта, честность, порядочность, ответственность, сострадание, щедрость, трудолюбие и надёжность. Эти качества помогают людям строить отношения и вести себя в соответствии с этическими нормами.
Сегодня проблема нравственного воспитания школьников стоит перед учителями особенно остро. Формирование нравственных ценностей у подрастающего поколения — это важная задача, которую необходимо решить.
Литературное образование является неотъемлемой частью современного школьного образования и имеет большой потенциал для формирования нравственных ценностей [17, с. 36].
Основная часть исследования посвящена анализу научных работ, посвящённых изучению возможностей литературного образования в формировании нравственных ценностей.
Анализ показывает, что проблема формирования нравственных ценностей с использованием возможностей литературного образования изучалась в различных аспектах.
Например, Л.М. Донченко исследовала нравственное воспитание старшеклассников во внеурочной деятельности. В.В. Зябкина изучала нравственно-эстетическое воспитание дошкольников. М.А. Бондаренко исследовала воспитание нравственных качеств у студентов. С.В. Варнаков изучал социально-нравственное воспитание. Ю.В. Любезнова исследовала формирование духовно-нравственных ценностей. А.Н. Тотиева исследовала формирование нравственных ценностей в учебном процессе [11].
Анализ опыта решения проблемы формирования нравственных ценностей учащихся в процессе литературного образования позволил определить воспитательный потенциал литературного образования в формировании нравственных ценностей.
Под воспитательным потенциалом литературного образования в формировании нравственных ценностей понимается совокупность воспитательных возможностей содержания предмета, которые могут служить источником примеров и ситуаций для анализа, оценки и иллюстрации нравственного поведения, проявлений нравственного сознания и чувств.
Многие исследователи занимаются проблемой реализации воспитательного потенциала содержания образования. В.В. Сериков отмечает, что содержание образования должно обеспечивать ценностную ориентировку в мире с позиций интересов человека. Е.В. Бондаревская подчёркивает необходимость усиления связи содержания образования с жизнью, этической направленности и возрастания роли рефлексивных знаний.
Цели изучения литературы как учебного предмета ориентируют на реализацию её воспитательного потенциала. Формирование нравственных ценностей учеников происходит через понимание и принятие нравственных ценностей, которые они находят в литературных произведениях [9, с. 106].
Воспитательный потенциал художественной литературы реализуется в процессе чтения и анализа художественного текста, которые включают изучение личности и биографии автора, эпохи и личности героев.
В семье ребёнок получает базовые представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Читая сказки с родителями, ребёнок учится различать положительных и отрицательных персонажей, добро и зло.
Уже в начальной школе ученики читают произведения и учатся анализировать текст, выявлять проблемы произведения. Они учат стихотворения наизусть и учатся читать с выражением. С первого класса вводится такой предмет, как литературное чтение.
Урок литературного чтения в начальной школе способствует развитию у учеников важных чувств, в том числе и чувства сострадания. Например, изучая произведение Л.Н. Толстого «Лев и собачка», ученики получают представление о настоящей дружбе и преданности. Это произведение вызывает у них трепетное отношение к героям, которое они переносят на отношения с людьми и на себя в реальной жизни.
В процессе обучения литературе в школе сложность художественных произведений постепенно увеличивается, а проблемы становятся более глубокими, требуя анализа и оценки действий персонажей. На уроках литературы ученики не просто читают тексты, но и анализируют их, комментируют позицию автора и героев, обсуждают различные точки зрения.
В литературных произведениях можно найти ответы на многие вопросы о морали и нравственности [9, с. 106].
Начиная с пятого класса, учитель сталкивается с проблемой снижения мотивации учеников к изучению предмета. Высокая мотивация к изучению предмета — важное условие для развития мотивации ученика. Поэтому учитель должен не только давать ученикам возможность читать и пересказывать тексты, но и давать им возможность высказывать своё мнение о произведениях.
Современные технологии, формы, методы и приёмы обучения помогают учителю формировать нравственные ценности учеников. Например, использование игровых технологий и проблемного обучения позволяет ученикам активно участвовать в процессе обучения.
Учитель подводит учеников к теме урока, предоставляет им возможность делать выводы, аргументировать свои мысли и подкреплять их цитатами из изучаемого текста.
Каждый урок литературы – это возможность дать детям почувствовать себя в роли критиков, актеров, аналитиков, соблюдая нормы поведения в процессе активного взаимодействия и общения. Используя правило «одного микрофона», ученики учатся не перебивать говорящего, слушать друг друга, с уважением относится к разным позициям и высказываниям.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Астафьева В. Д., Прокофьева О. Н. Воспитательный потенциал литературного образования в формировании нравственных ценностей учащихся //Педагогический вестник. – 2023. – №. 28. – С. 10-12.
2. Ахмедова М. А., Бахромов Х. А. У. Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы //Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. – 2022. – Т. 2. – №. Special Issue 4-2. – С. 565-571.
3. Баранова, Н. А. Воспоминание как основа создания мира детства в произведениях И. А. Бунина / Н. А. Баранова, А. С. Семерез. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 296-298. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53716/ (дата обращения: 23.03.2025).
4. Беловицкая С. И., Литвиненко О. С., Тлепцеришева С. А. Формирование духовно-нравственных компетенций обучающихся средствами литературного чтения //Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – Т. 9. – №. 4. – С. 53.
5. Бунин, И.А. Собрание сочинений в 4-х т. Т. 3 / И.А. Бунин. - М.: Правда, 1988. - 544 с.
6. Гасымова С. А. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МИРА РЕБЕНКОМ В РАССКАЗАХ И. БУНИНА («ТАНЬКА»,«В ДЕРЕВНЕ») И РОМАНЕ В. НАБОКОВА «ЗАЩИТА ЛУЖИНА» //XXIV Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. – 2022. – С. 169-175.
7. Дворяшина Н. А. Запахи детства в творчестве ИА Бунина //Творческое наследие ИА Бунина в контексте современных гуманитарных исследований. – 2015. – С. 277-291.
8. Донченко, Л.М. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников: На уроках литературы и во внеурочной деятельности: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Донченко Лидия Михайловна. - Елец, 2005.-25 с.
9. Кенозерова О. В. Реализация воспитательного компонента образования на уроках литературы //Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях стандартизации образования. – 2017. – С. 106-112.
10. Лупандина Е.А. Становление духовного опыта младшего школьника в процессе формирования духовно-нравственной культуры личности / Политическая система России и этатизм современного общества: III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием (с элементами научной школы для молодежи) (Россия, Ульяновск, 14-15 февраля 2018 г.): сборник научных трудов. Ульяновск: УлГТУ, 2018. 350 с.
11. Любезнова, Ю.В. Формирование духовно-нравственных ценностей старшеклассников средствами художественной литературы: автореферат дис. ... канд. педаг. наук: 13.00.01 / Любезнова Юлия Викторовна. - Саранск, 2020. - 27 с.
12. Любезнова Ю. В. Воспитательные возможности уроков литературы в школе //Современная филология: теория и практика. – 2015. – С. 61-65.
13. Пронина С.И., Ахтырская Е.Н. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников на уроках литературного чтения по программе "Школа России" // XI Кирилло-Мефодиевские чтения: сборник научных статей / под ред. Г.В. Сильченко. — Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиала) ТюмГУ, 2019.— С. 230-234.
14. Разникова О. М. Воспитательный потенциал художественной литературы в формировании этических ценностей //Ценности человеческого бытия. – 2016. – С. 205-207.
15. Рублева, Н. В. Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и способности к социальному прогнозированию / Н. В. Рублева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1902/ (дата обращения: 23.03.2025).
16. Самава П. С. Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников //Воспитание школьников. – 2012. – №. 7. – С. 42-45.
17. Терентьева Н. П. О воспитательных целях литературного образования //Филологический класс. – 2009. – №. 21. – С. 36-39.
18. Тотиева, А.Н. Формирование нравственных ценностей старшеклассников в учебном процессе: На примере обучения литературе: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Тотиева, Антонина Николаевна. -Владикавказ, 2002. - 23 с.
19. Хабибуллина Г.А. Пути изучения цикла И.А. Бунина «Темные аллеи» на уроках литературы // Современные научные исследования и инновации. 2019. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2019/06/89600 (дата обращения: 18.03.2025).
20. Черкашина Е. Л. Изучение темы" Детство как образ-воспоминание в творчестве ИА Бунина" //Среднее профессиональное образование. – 2007. – №. 2. – С. 41-44.