Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из ключевых целей современного начального математического образования является формирование у младших школьников логического мышления, развитие способности к анализу, синтезу, сравнению, классификации, обобщению. Логические операции, такие как анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация, обобщение, конкретизация, играют важную роль в познавательной деятельности ребенка, обеспечивая ему возможность успешно осваивать программный материал, решать различные учебные задачи.
Особенно значимым представляется развитие логических операций в процессе изучения математики, поскольку математика как наука обладает выраженной логической структурой. Формирование логического мышления у младших школьников происходит в ходе овладения ими содержанием начального курса математики, усвоения математических понятий, овладения приемами и способами математической деятельности. При этом важную роль играют задачи эвристического и занимательного характера, которые позволяют создавать проблемные ситуации, активизировать познавательную активность учащихся, развивать их логическое мышление.
Анализ педагогической практики показывает, что зачастую в начальном курсе математики недостаточно уделяется внимания целенаправленному формированию логических операций учащихся, использованию эвристических и занимательных задач в этих целях. Педагоги нередко ограничиваются лишь решением стандартных, алгоритмизированных задач, не создавая условий для развития логического мышления младших школьников.
Актуальность темы обусловлена необходимостью совершенствования методики преподавания математики в начальных классах, направленной на формирование логических операций у обучающихся посредством использования эвристических и занимательных задач. Изучение данной проблемы позволит повысить эффективность математического развития младших школьников, их способность к логическому мышлению, что является важным условием успешного обучения в целом.
Объект исследования –процесс формирования логических операций у младших школьников в начальном курсе математики.
Предмет исследования – использование эвристических и занимательных задач как средства формирования логических операций обучающихся в начальном курсе математики.
Цель курсовой работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования эвристических и занимательных задач в формировании логических операций младших школьников в процессе изучения математики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия логических операций и их роль в математическом развитии обучающихся.
2. Охарактеризовать особенности развития логического мышления у детей младшего школьного возраста.
3. Выявить методические подходы к формированию логических операций в начальном курсе математики.
4. Определить сущность, виды и дидактические возможности эвристических и занимательных задач в развитии логического мышления.
5. Разработать и апробировать систему работы с эвристическими и занимательными задачами, направленную на формирование логических операций у младших школьников.
6. Проанализировать результаты экспериментальной работы и сделать выводы об эффективности использования эвристических и занимательных задач в формировании логических операций обучающихся.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения теории развивающего обучения (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), концепции формирования логического мышления младших школьников (Н.А. Менчинская, Н.Ф. Талызина), а также исследования в области методики преподавания математики (Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон).
Для решения поставленных задач и достижения цели исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, тестирование, педагогический эксперимент, методы количественного и качественного анализа.
Практическая значимость курсовой работы заключается в разработке и апробации системы работы с эвристическими и занимательными задачами, направленной на формирование логических операций младших школьников в процессе изучения математики.
Структура курсовой работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
1. Теоретические основы формирования логических операций у младших школьников
1.1. Понятие логических операций и их роль в математическом развитии обучающихся
Логическое мышление является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, обеспечивающим осмысленное восприятие и преобразование информации, решение различных интеллектуальных задач. Ключевую роль в процессе логического мышления играют логические операции – совокупность мыслительных действий, направленных на анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение и конкретизацию объектов и явлений окружающего мира.
В психолого-педагогической науке понятие «логические операции» трактуется как система мыслительных действий, посредством которых человек познает окружающую действительность, устанавливает связи и отношения между предметами и явлениями, выявляет их существенные признаки и свойства (Л.С. Выготский, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин). П.Я. Гальперин определял логические операции как «умственные действия, направленные на установление связей и отношений между понятиями, суждениями и умозаключениями» [4, с.23]. Согласно Н.Ф. Талызиной, логические операции представляют собой «систему мыслительных действий, которые направлены на установление связей и отношений между объектами, выявление их существенных признаков, обобщение и классификацию» [13, с.84].
Логические операции играют ключевую роль в познавательной деятельности человека, обеспечивая ему возможность осмысленно воспринимать, перерабатывать и использовать информацию. Благодаря логическим операциям индивид может анализировать объекты, выделять в них существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать предметы и явления, классифицировать их, делать обобщения и умозаключения. Развитие логических операций способствует формированию у человека способности к абстрактному, системному, критическому мышлению, что является важным условием успешной учебной, познавательной и профессиональной деятельности.
Особую значимость логические операции приобретают в процессе математического развития обучающихся. Математика как наука обладает выраженной логической структурой, что предопределяет важность формирования логического мышления у учащихся в ходе изучения данного предмета. Многие исследователи отмечают, что овладение содержанием начального курса математики, усвоение математических понятий, овладение способами математической деятельности невозможно без развития таких логических операций, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение (М.А. Бантова, Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон).
При изучении нумерации чисел, арифметических действий, геометрических фигур и величин младшие школьники должны уметь анализировать их существенные и несущественные признаки, сравнивать, классифицировать, обобщать. Решение текстовых задач требует от учащихся умения устанавливать логические связи между условием и вопросом, анализировать данные, составлять план решения, делать выводы. При изучении алгебраического материала у детей формируются операции замещения, обобщения, конкретизации. Таким образом, логические операции выступают важным средством познания математических объектов, овладения математическими понятиями и способами математической деятельности.
Формирование логических операций у младших школьников в процессе изучения математики способствует не только успешному усвоению предметного содержания, но и развитию их познавательных способностей, интеллектуальных умений, математического мышления в целом. Логические операции лежат в основе таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, которые являются ключевыми для математического развития ребенка. Благодаря развитию логических операций у младших школьников формируется способность к абстрактному мышлению, умение выделять существенные признаки изучаемых объектов, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения.
Сформированность логических операций обеспечивает учащимся возможность самостоятельно решать различные математические задачи, планировать свои действия, контролировать и оценивать полученные результаты. Таким образом, развитие логических операций у младших школьников в процессе обучения математике является важным условием их математического, интеллектуального и личностного развития.
В то же время анализ педагогической практики показывает, что зачастую в начальном курсе математики недостаточно внимания уделяется целенаправленному формированию логических операций учащихся. Педагоги часто ограничиваются решением стандартных, алгоритмизированных задач, не создавая условий для развития логического мышления младших школьников. В связи с этим возникает необходимость совершенствования методики преподавания математики в начальных классах, направленной на формирование логических операций у обучающихся.
Таким образом, логические операции играют ключевую роль в познавательной деятельности человека, обеспечивая ему возможность осмысленно воспринимать, перерабатывать и использовать информацию.
1.2. Особенности развития логического мышления у детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития логического мышления, поскольку в этот период происходят значительные изменения в познавательной сфере ребенка. Ведущей деятельностью младших школьников становится учебная деятельность, что предъявляет особые требования к их мыслительным процессам и логическим операциям.
Согласно исследованиям Л.С. Выготского [3, с.368], Д.Б. Эльконина [15, с.64], Н.А. Менчинской [11, с.224], у детей младшего школьного возраста происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Если в дошкольном возрасте ребенок мыслит преимущественно в образах, то в начальной школе его мышление становится все более абстрактным, ориентированным на оперирование понятиями, суждениями, умозаключениями, что связано с развитием у младших школьников таких психических процессов, как восприятие, память, воображение, речь.
Развитие восприятия у детей младшего школьного возраста характеризуется переходом от глобального, нерасчлененного восприятия к аналитическому, предполагающему выделение и осознание отдельных свойств, признаков, деталей предметов и явлений. Ребенок начинает замечать существенные и несущественные признаки, что создает основу для проведения сравнений, классификаций, обобщений.
Память младших школьников также претерпевает качественные изменения:
- развивается произвольное запоминание;
- увеличивается объем памяти;
- совершенствуются приемы запоминания.
Ребенок становится способным к логическому, смысловому запоминанию, что способствует развитию таких логических операций, как анализ, синтез, классификация [13, с.84].
Развитие воображения у детей младшего школьного возраста проявляется в переходе от репродуктивного к творческому воображению. Ребенок начинает активно использовать способность к комбинированию, преобразованию, моделированию, что лежит в основе таких логических операций, как анализ, синтез, аналогия.
Особенно важную роль в развитии логического мышления играет речевое развитие младших школьников. В этом возрасте речь становится более произвольной, осознанной, логически выстроенной. Ребенок овладевает умением пользоваться логическими конструкциями, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения. Речевое развитие обеспечивает возможность оперирования понятиями, суждениями, умозаключениями, что является основой логического мышления.
Таким образом, развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста создает благоприятные предпосылки для формирования логического мышления. Особенности психического развития в этот период способствуют становлению таких логических операций, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация.
Исследования Н.А. Менчинской [11, с.224], Н.Ф. Талызиной [13, с.84] свидетельствуют, что логическое мышление младших школьников характеризуется рядом особенностей. Так, дети данного возраста в большей степени опираются на наглядно-образное мышление, им сложнее абстрагироваться от конкретных ситуаций, устанавливать логические связи и отношения. Младшие школьники испытывают трудности при проведении логических операций, особенно сложных, таких как установление причинно-следственных связей, построение умозаключений.
Логическое мышление младших школьников носит в значительной степени эмпирический характер, основывается на непосредственном чувственном опыте ребенка. Дети данного возраста склонны к поверхностным обобщениям, не всегда могут выделить существенные признаки предметов и явлений. Также им свойственна ригидность мышления, затруднения в переносе усвоенных способов действий на новые ситуации.
Таким образом, младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития логического мышления, что обусловлено значительными изменениями в познавательной сфере ребенка.
1.3. Методические подходы к формированию логических операций в начальном курсе математики
Формирование логических операций у младших школьников в процессе изучения математики является важной методической задачей, решение которой способствует не только успешному усвоению предметного содержания, но и развитию их познавательных способностей, математического мышления в целом. Исследования ведущих ученых в области методики преподавания математики (М.А. Бантова, Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон) позволяют выделить основные методические подходы к реализации данной задачи.
Одним из ключевых методических подходов является реализация принципа развивающего обучения, который предполагает ориентацию учебного процесса на актуальный уровень развития младших школьников и их потенциальные возможности [6, с.288].
Согласно концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в процессе изучения математики необходимо создавать проблемные ситуации, побуждающие детей к самостоятельному поиску способов решения задач, что способствует развитию их логического мышления [15, с.64].
Важным методическим подходом является применение системно-деятельностного подхода, предполагающего организацию учебной деятельности младших школьников как системы последовательных действий, направленных на овладение математическими понятиями, способами решения задач [7, с.128]. В рамках данного подхода формирование логических операций происходит в ходе выполнения учебных действий анализа, синтеза, сравнения, классификации математических объектов.
Эффективным методическим подходом к формированию логических операций является использование дифференцированного обучения. Учет индивидуальных особенностей познавательной деятельности младших школьников, их уровня развития логического мышления позволяет подбирать дифференцированные задания, способствующие поэтапному овладению логическими операциями [8, с.55].
Особое значение в формировании логических операций имеет применение проблемно-поисковых методов обучения, таких как проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы. Использование данных методов создает условия для активизации мыслительной деятельности младших школьников, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, выдвижения гипотез и их проверки, что способствует развитию логического мышления [5, с.329].
Эффективным средством формирования логических операций у младших школьников в процессе изучения математики являются нестандартные, эвристические и занимательные задачи. Работа с такими задачами, требующими от учащихся проведения анализа условия, установления связей и отношений между данными, выдвижения гипотез и их проверки, позволяет целенаправленно формировать логические операции [9, с.36].
Важную роль в формировании логических операций играет организация рефлексивной деятельности младших школьников, предполагающей осознание ими собственных мыслительных действий, способов решения задач. Рефлексия способствует развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, что является основой логического мышления [4, с.19].
Таким образом, реализация в процессе обучения математике принципа развивающего обучения, системно-деятельностного подхода, использование дифференцированного обучения, проблемно-поисковых методов, нестандартных задач, организация рефлексивной деятельности учащихся являются ведущими методическими подходами к формированию логических операций у младших школьников. Комплексное применение данных подходов создает наиболее благоприятные условия для развития логического мышления обучающихся в начальном курсе математики.
Реализация обозначенных методических подходов предполагает использование разнообразных приемов и методов обучения, направленных на активизацию мыслительной деятельности младших школьников. Среди них можно выделить: создание проблемных ситуаций, организацию эвристической беседы, применение заданий на сравнение, классификацию, обобщение математических объектов, решение нестандартных задач, использование наглядных опор, схем, моделей, организацию групповой и парной работы учащихся.