Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Для успешной социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи важно осваивать различные аспекты общественной жизни. Одним из ключевых элементов этого процесса является формирование трудовых навыков и интереса к труду. Именно в дошкольном детстве закладываются основы отношения к труду, что делает этот период особенно важным. Исследования подтверждают значимость знакомства старших дошкольников с трудом взрослых, однако современные условия вносят свои коррективы в подходы к трудовому воспитанию. Одной из актуальных задач становится ранняя профессиональная ориентация, которая требует систематического подхода и глубокого понимания современных тенденций педагогами. Недостаточная структурированность существующих методов работы с детьми в этой области подчеркивает необходимость пересмотра и адаптации действующих стратегий.
Поскольку на современном этапе среди логопедической и психолого-педагогической литературы мало методического материала, касающегося данной проблемы, актуальность разработки проекта "Атлас профессий" с участием детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи заключается в нескольких аспектах: разработанный проект может помочь детям лучше ориентироваться в окружающем их социальном мире, знакомит с различными профессиями и ролями, что способствует их успешной социализации. Проект будет разработан целенаправленно для старших дошкольников с речевыми нарушениями, который будет стимулировать развитие речи и общения через обсуждение профессий, участие в ролевых играх и совместную деятельность. Это позволяет детям улучшать свои речевые способности и учиться выражать мысли более четко.
Таким образом, проект "Атлас профессий" имеет высокую социальную и образовательную ценность, способствуя всестороннему развитию детей старшего дошкольного возраста, включая тех, кто сталкивается с речевыми трудностями.
Данная проблема была предметом исследования как зарубежных ученых, таких как Ф. Парсонс и Ю.В. Укке, так и отечественных исследователей, включая В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, А.В. Болтунова, Н.К. Крупскую, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, Е.А. Климова, Е.А. Саломэ и многих других. Основная часть исследований посвящена проблеме выбора профессии в контексте нормального развития подростков. Вопросы же профессионального самоопределения детей с нарушениями речи были затронуты лишь в нескольких работах, авторами которых являются М.В. Аргба, А.А. Дыскин, В.В. Коркунов, И.И. Мамайчук, С.Л. Мирский, Е.М. Старобина, А.М. Щербакова, Л.М. Шипицина и некоторые другие.
Цель проекта: разработка проекта «Атлас профессий» для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, а также формирование у детей представлений о разнообразии профессий через развитие познавательной активности и коммуникации в процессе исследовательской деятельности.
Задачи работы:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Разработать диагностические инструменты для оценки профориентационного самоопределения подростков с тяжелыми нарушениями речи.
3. Изучить особенности процесса профориентации у подростков с тяжелыми нарушениями речи.
4. Создать программу для специальных психологов, ориентированную на помощь в профессиональном самоопределении подростков с тяжелыми нарушениями речи.
5. Проверить эффективность разработанной программы, направленной на профессиональное самоопределение подростков с тяжелыми нарушениями речи.
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
1.1. Понятие и значение профессиональной ориентации в дошкольном возрасте
Вопрос раннего профессионального самоопределения остается важным и актуальным не только в современном обществе, но и на этапе дошкольного детства. Анализ текущих тенденций показывает, что многие молодые люди сталкиваются с трудностями при выборе профессии на определённом жизненном этапе. Это связано с рядом причин, среди которых нарушение системного подхода к трудовому воспитанию на протяжении всего периода дошкольного и школьного образования, недостаточное внимание к этой проблеме в семье, а также быстрые изменения социально-экономических условий, требующие быстрой адаптации.
Вахрушева Л. Н., Крохина Е. А, уделяя особое внимание проектной деятельности, утверждают, что ранняя профориентация дошкольном образовательном учреждении представляет собой совместный процесс, включающий работу педагогов, детей и родителей. Работа реализуется через комплексное исследование актуальной проблемы и применение практических методов работы, направленных на достижение конкретных результатов всеми участниками. Важно отметить, что результатом такой деятельности должен стать практический и материальный продукт, полезный для дальнейшего развития детей в различных сферах их деятельности [4, c. 29].
Исходя из трудов педагогов и методистов, Вахрушева Л. Н., Крохина Е. А, выделяют следующие условия для развития представлений дошкольников о строительных профессиях в рамках проекта:
1. В процессе ознакомления детей с людьми разных профессий особое внимание уделяется мотивации достижений, главным образом, через игровую деятельность.
2. Большое значение придаётся созданию предметно-развивающей среды в группе детского сада: используются муляжи различных профессий, детская профессиональная одежда, тематические плакаты и прочее.
3. Формируется чёткое представление о труде представителей разных профессий, что способствует воспитанию уважительного отношения и пониманию значимости такой работы.
4. Организуются встречи и беседы с представителями различных профессий, учитывая склонность дошкольников к подражанию.
5. В ходе занятий проводятся беседы с детьми о специфике данных профессий, а также организуются игровые образовательные ситуации и сюжетно-ролевые игры [4, c. 30].
В своей работе Михайлова Н.Л. и Швед Е.Н. анализируя деятельность В. И. Логиновой, утверждают: автор подчеркивает, что знания детей о социальной действительности, о труде взрослых и их отношение к профессиональным занятиям играют ключевую роль в изменении их мотивов и отношения к собственному труду. Понимание особенностей различных профессий помогает детям иначе воспринимать собственные мотивы, формируя социальную направленность их личности. В своих работах, посвящённых формированию представлений о мире профессий у детей, Вера Иосифовна выявила следующую закономерность: увеличение объёма знаний о труде взрослых повышает интерес детей к будущей профессиональной деятельности.
Авторы Козлова С.А. и Шахманова А.Ш. рекомендует знакомить детей с различными профессиями, показывать, как взрослые относятся к своей работе, и формировать у них понимание того, что профессии возникли для удовлетворения потребностей людей (например, доставка грузов, приготовление пищи) [8, c. 6].
Болотина Л.Р. в своем пособие делает подробный обзор на подходы к профориентации дошкольного возраста, автор отмечает, что М. В. Крулехт акцентирует внимание на формировании у детей представлений о сути труда, результатах деятельности профессионалов и воспитании уважения к труду, а Т. С. Комарова советует знакомить детей с видами труда, характерными для конкретного региона. Так Н.Н. Захаров определяет следующие задачи ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста:
• Ознакомление детей с профессиями, соответствующее их возрасту;
• Воспитание любви к труду и трудовых усилий;
• Развитие интереса к труду и базовых трудовых умений в отдельных сферах деятельности [10].
Таким образом, мы можем видеть, что на современном этапе ученые продолжают уделять внимание, аспекту дошкольной профориентации, ориентируясь на современные тенденции, базирующиеся на прошлым опыте.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Способность говорить – уникальное качество человека, позволяющее выражать желания, потребности и поддерживать общение. Богатый словарный запас облегчает построение коммуникации, уточнение высказываний и получение информации от окружающих. Кроме того, он способствует более глубокому взаимодействию с миром вокруг нас.
Развитие речи имеет огромное значение в жизни человека. Как отмечал К.Д. Ушинский, родной язык служит фундаментом для интеллектуального роста и накопления знаний. Своевременное овладение речью влияет на скорость освоения высших уровней сознания и осознанного поведения.
Дети с нарушениями речи представляют особую категорию, у которой наблюдаются отклонения в речевом развитии. Несмотря на сохранность слуха и первичного интеллекта, у них присутствуют значительные речевые дефекты, влияющие на формирование психики. Это приводит к вторичному отставанию в развитии психических процессов, что, в свою очередь, затрудняет освоение образовательных программ и интеграцию в общество.
Зиновьева В.Н. Демидова А. П., Нестерова Н. К. отмечают, что на протяжении многих лет учёные, такие как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, К.С. Лебединская, исследовали влияние нарушений речевого развития на формирование психики ребёнка. В результате своих исследований они выявили ряд особенностей психологического развития у детей с тяжёлыми нарушениями речи:
• Нарушение восприятия. У таких детей возникают сложности с пространственными представлениями, например, с различением понятий «слева», «справа», «между», «над», «под».
• Нарушения внимания. Уровень развития основных свойств внимания у этих детей снижен. Некоторые из них могут испытывать неустойчивость внимания и иметь ограниченные возможности его распределения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Мотренко Ю. П. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста //Молодой ученый. – 2020. – №. 41 (331). – С. 194.
2. Герасимова Е. В. и др. по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Я выбираю будущую профессию». – 2024.
3. Вахрушева Л. Н., Крохина Е. А. Развитие представлений о строительных профессиях у старших дошкольников в процессе проекта //Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2021. – №. 1 (49). – С. 29-34.
4. Стёпкина Н. В. Развитие лингвистических способностей в процессе формирования предпосылок ранней профориентации и финансовой грамотности у дошкольников 6–7 лет с тяжёлыми нарушениями речи в рамках реализации проектной деятельности //ББК 74.0 С 83. – 2023. – С. 1336.
5. Шайхутдинова Л. И., Нуриева А. Р., Галич Т. Н. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ //ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ (IPEG-2022). – 2022. – С. 183.
6. Арбузова Е. В., Баторова Г. Н., Запотылок Е. Г. МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАННЕМУ ПРОФЕСССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ //Актуальные вопросы профориентации и трудоустройства обучающихся из числа лиц с ОВЗ и инвалидов в условиях регионального рынка труда. /общая редакция ОВ Сокольниковой.–Электрон. текстовые дан.–Иркутск:«Региональный институт кадровой политики», 2022.–104 с. – 2022. – С. 19.
7. Михайлова Н. Л., Швейд Е. Н. Сущность и типология культурных практик ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста //СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. – 2021. – С. 55-62.
8. Козлова С. А., Шахманова А. Ш. Педагогика предметной деятельности детей раннего и дошкольного возраста //Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2020. – №. 2. – С. 4-9.
9. Козлова С.А. Социализация детей в дошкольном возрасте : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / под научной редакцией С. А. Козловой. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт ; Москва : Изд-во ГАОУ ВО МГПУ, 2019. — 195 с.
10. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 218 с.
11. Зиновьева В. Н., Демидова А. П., Нестерова Н. К. Особенности психологического развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи //Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №. 72-1. – С. 113-116.
12. Сыченко Ю. А., Кулыгина О. С. Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи //Вестник практической психологии образования. – 2021. – Т. 18. – №. 4. – С. 88-96.Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи //Вестник практической психологии образования. – 2021. – Т. 18. – №. 4. – С. 88-96.
13. Иванова Е. П. Развитие связной речи дошкольников с нарушением речи //Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – ООО «Мозаика-Синтез», 2020. – №. 10. – С. 201-202.
14. Бурнатова Т. А., Дубовская В. А. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня // Курганский государственный университет. – 2020. – С. 162-168.
15. Ханова Т. Г., Вялова Н. В., Волкова С. М. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ //Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – №. 76-1. – С. 313-316.
16. Борокина, В.А. Особенности формирования познавательного отношения детей к природе / В.А. Борокина, Т.Г. Ханова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-1. - С. 28-31
17. Гримовская, Л.М. Развитие познавательных способностей детей в проектной деятельности по экологической тематике / Л.М. Гримовская // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №2. - С. 6.
18. Козырева, О.А. Педагогическое моделирование в профессиональной деятельности учителя и научно-педагогического работника / О.А. Козырева // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8, №2. - С. 1.
19. Гулина В. А., Кузьминых Л. Д. ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СЛУХОВЫМИ ДЕПРИВАЦИЯМИ И ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ //Ценностные ориентиры профессионального становления педагога. – 2023. – С. 205-209.
20. Машкова Н.В. Использование проектной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи // [Электронный ресурс] Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 «Космос» г. Сургут. URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-proektnogo-metoda-v-korrekcionnorazvivayuschey-rabote-s-detmi-s-tyazhelimi-narusheniyami-rechi-359965.html, (дата обращения: 12.02.2025)
21. Смелая О. В., Гриднева Н. В., Урядина И. Н. Развитие речевой активности у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи посредством познавательно-исследовательской деятельности //Научное и образовательное пространство в условиях вызовов современности. – 2023. – С. 130-132.
22. Курмангалиева Т. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ //ПЕДАГОГИКА И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТРАДИЦИИ, ОПЫТ И ИННОВАЦИИ. – 2021. – С. 137-142.