Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Главная миссия государства и структур, отвечающих за физическую культуру и спорт, — это охрана здоровья граждан и создание оптимальных условий для занятий физической активностью и спортом. В настоящий момент государство сосредоточилось на стратегических целях в этой сфере, приоритизируя физическую культуру и спорт в национальной политике. Достижение поставленных задач в современных условиях — это комплексное социально-экономическое испытание, требующее глубокого анализа существующих методик и практического применения опыта.
Развитие физической культуры и спорта требует системного подхода к управлению на всех уровнях — от федерального до муниципального. Регионы, в тесном сотрудничестве с федеральными и местными органами власти, общественными организациями, разрабатывают и внедряют разнообразные программы: от региональных до муниципальных и специализированных, формируют концепции развития, доктрины, планируют мероприятия и обеспечивают их реализацию, включая механизмы контроля.
Координация и взаимодействие становятся ключевым фактором в развитии физической культуры и спорта, оказывая влияние на все аспекты социально-экономической жизни. В связи с этим, изучение государственной и муниципальной политики в данной области и разработка предложений по ее оптимизации приобретает особую значимость. Исследование в этой сфере привлекает внимание как государственных, так и муниципальных менеджеров, особенно в контексте глобальных трансформаций, где связь между здоровьем и спортом становится все более очевидной и актуальной.
Физическая культура и спорт как проблема управления рассматривалась М.И. Золотовым, В.В. Кузиным, С.С. Филиповым, С.С. Кузиным. Кузин, С.С. Филипов и др.
Объектом исследования является муниципальная политика в области физической культуры. Предмет исследования - пути совершенствования организации муниципальной политики по вовлечению населения в занятия физической культурой и спортом.
Цель исследования - изучить государственную и муниципальную политику в области физической культуры и спорта и разработать рекомендации по совершенствованию управления и функционирования данной сферы.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы системы государственно-муниципального управления в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации;
проанализировать систему муниципального управления в сфере физической культуры и выявить существующие проблемы;
разработать рекомендации по совершенствованию управления сферой физической культуры и спорта и оценить социально-экономический эффект от разработанных мероприятий.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РФ
1.1 Физическая культура и спорт как объект государственного и муниципального управления
В современном мире физическая активность и спорт играют роль одного из динамично развивающихся социальных явлений, оказывающих глубокое влияние на различные сферы жизни общества и каждого человека в отдельности, независимо от его участия в спортивных мероприятиях. Физическая культура функционирует как система ценностей и знаний, объединяющая людей вокруг целей интеллектуального и физического совершенствования, а не только как инструмент поддержания здоровья.
Физическая культура неотъемлема для заложения основ здоровья, воспитания гармонично развитой личности и распространения здорового образа жизни среди населения. Спорт, как особая форма деятельности, структурированная правилами и принципами, характеризуется страстью и энергией, предоставляя людям возможность максимального раскрытия их физического потенциала.
Развитие спорта обусловлено потребностью индивидов реализовать свои способности, преодолеть внутренние барьеры, достичь самореализации через соперничество и установление рекордов. Важным аспектом является баланс между занятиями спортом и отдыхом, стремление к постепенному укреплению здоровья, повышению умственных способностей, достижению личностного удовлетворения, профессионального роста, а также совершенствованию физических навыков и преодолению личных, командных и мировых достижений.
Профессор В.Г. Камалетдинов подчеркивает, что спорт не только стимулирует умственную деятельность и формирует спортивные качества, но и способствует увеличению продолжительности жизни, что является одним из ключевых преимуществ занятий физической культурой [5, с.4].
В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Федерального закона № 329-ФЗ от 4 декабря 2007 года "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", спорт определяется как социально-культурная область, охватывающая различные виды спорта, включая их организацию в формате соревнований и специфические направления использования [1].
Федеральный закон №2 от 4 декабря 2007 г., «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», выделяет три ключевые категории современного спортивного движения. Подчеркивается масштабное влияние, которое оказывает спорт как массовое явление:
- Физическая активность охватывает широкие слои населения
- Его роль неоценима для социально-экономического развития страны: способствует укреплению экономической базы общества, формирует духовные и культурные ценности граждан.
Спортивные состязания, включая Олимпийские игры, выступают показателями значимости физической культуры как инструмента общественного прогресса. Спорт становится не только средством общения между поколениями и народами, но также активного досуга и важным фактором здоровья нации:
- Предлагает альтернативу пагубным привычкам
Сергей Юрьевич Наумов акцентирует особую роль физической культуры в экономике страны: она стимулирует развитие инфраструктуры, способствует росту ВВП и формированию здорового общества [6, с. 98].
Культурное развитие физической подготовки населения неотъемлемо важно как для поддержания здоровья граждан, так и для обеспечения национальной стойкости. Необходимость комплексного, профессионального подхода к спорту на местном уровне – задача всех государственных структур без исключения, начиная от центральных органов власти до муниципалитетов. Для этого требуется:
- Проведение анализа теоретических аспектов развития физической культуры и спортивной инфраструктуры,
- Определение ключевых направлений государственного регулирования на национальном уровне,
- Разработка стратегий местного управления, включая взаимодействие с муниципальными администрациями.
Государственное управление в контексте спорта подразумевает целенаправленное воздействие государственных органов и служащих для реализации программ, направленных на благосостояние граждан и укрепление государства. Муниципальное же управление выступает как неотъемлемый элемент местного самоуправления – это систематическая работа муниципальных властей (местной администрации), включающая:
- Планирование мероприятий по развитию физической культуры,
- Координацию с населением для повышения уровня и качества жизни в рамках конкретных территорий.
Таким образом, акцент на системном подходе к управлению спортом как на национальном, так и местном уровне становится залогом успешного развития здорового образа жизни граждан [3, с. 256].
Взаимодействие структур муниципалитета с местной властью тесно переплетается со сотрудничеством муниципальных органов с жителями территорий, охватывая такие аспекты как взаимодействие:
- Спортивные объединения (клубы, секции);
- Образовательные площадки и кружки (включая добровольческие инициативы в области подготовки);
- Молодёжные спортивные школы;
- Технико-теоретические учебные заведения по спорту;
- Клубы физической культуры для всех категорий граждан;
- Профессиональные училища с олимпийским направлением;
- Учебные учреждения, специализирующиеся на физическом воспитании и спорте (включая научные);
- Муниципальные физкультурно-оздоровительные центры;
- Спортивные комплексы муниципального уровня.
Муниципальное управление выступает ключевым звеном в местной власти, осуществляя постоянное воздействие на граждан и взаимодействие с ними для улучшения качества жизни населения. Этот процесс включает:
- Регулярную работу институтов муниципальной власти;
- Взаимодействие, направленное на повышение уровня жизни жителей;
- Сравнение особенностей управления между муниципалитетами и государственными структурами.
Государственное и муниципальное управление различаются по методам воздействия, но объединяет их цель – регулирование общественных отношений в социальной, национальной сферах. Юлия М. Николаева подчеркивает, что совокупность управленческих действий (разнообразных по времени и методу) формирует единый процесс управления на всех уровнях власти. [7].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 17.04.2017) [Электронный ресурс]. URL: https://giod.consultant.ru/documents/939326.
3. Указ «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта» (с изменениями и дополнениями от 29.03.2017). [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70208578/
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 № 164-р «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года». [Электронный ресурс]. URL: http://poisk-zakona.ru/285128.html
5. Алексеева А.П. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: достоинства и недостатки // Общество и право. 2012. №3. С. 271.
6. Аллянов Ю.Н., Белогорцева Ю.А., Киртбая И.В. Теоретические основы местного самоуправления и развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании// Транспортное дело России. 2014. № 1. С. 65.
7. Аронов Г.З. Организационно-педагогическое управление предпринимательской деятельностью в сфере физической культуры. - СПб.: Олимп-СПб, 2012. 256 с.
8. Виноградов П.А. О современной концепции развития физической культуры и спорта // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта. 2012. № 4. С. 76.
9. Володько М. В. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества (правовые основы) // Вестник Пермского университета. 2012. №4. С. 19.
10. Горшков В.Е. Управление физической культурой и спортом в современных условиях. Малаховка: МОГИФК, 2012. 68 с.
11. Золотов М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта. М.: Академия, 2014. 432 с.
12. Истягина-Елисеева Е.А. Анализ отношения к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту в современной России // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. №3. С. 61.
13. Орешин В. П. Система государственного и муниципального управления. М.: Инфра-м, 2014. 320 с.
14. Переверзин И.И. Искусство спортивного менеджмента. - М. : Советский спорт, 2014. 416 с.
15. Починкин А.В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта. - М.: Советский спорт, 2013. 264 с.
16. Рагулина Ю. Моделирование процессов разработки и принятия управленческого решения // Микроэкономика. 2012. №5. С. 7 - 11.
17. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина. М.: Советский спорт, 2013. 464 с
18. Гайнанов Д.А. Теория и механизмы современного государственного управления / Д.А .Гайнанов, А.Г. Атаева, И.Д. Закиров. М.: ИНФРА-М, 2018. 288 с.
19. Государственное управление в сфере спорта / Понкин И.В., Редькина А.И., Соловьев А.А., Шевченко О.А. М.: Буки Веди, 2017. 485 с.
20. Кашуро О.А. Государственное управление в сфере спорта в Индии. М.: Буки Веди, 2017. 147 с.