Фрагмент для ознакомления
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
В 1960-Х ГОДАХ…………………………………………………………….…6
1.1. Основные достижения и недостатки школьного образования
до 1960-х годов……………………………………………………………….…6
1.2. Социокультурные особенности в образовательной среде…………….…8
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ РЕФОРМЫ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ…..10
2.1. Реформа 1966 года. Основные положения и цели………………………..10
2.2. Влияние идеи «комплексного обучения». Практическое применение
и трудности………………………………………………………………………13
2.3. Опыт внедрения «профильного обучения»……………………………….15
ГЛАВА III. ВЛИЯНИЕ ИДЕОЛОГИИ СТРАНЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ…….17
3.1. Роль коммунистической идеологии в формировании учебных
программ. Идеологическое воспитание……………………………………….17
3.4. Закрепление прав граждан на бесплатное образование всех уровней
в Конституции СССР 1977 года………………………………………………..19
ГЛАВА IV. ДОСТИЖЕНИЕ И ИТОГИ. ПРЕДПОСЫЛКИ К
ИЗМЕНЕНИЯМ В 1980-х ГОДАХ……………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….29
Фрагмент для ознакомления
2
Образовательная среда 1960-х годов в Советском Союзе формировалась под воздействием множества социальных и культурных факторов, которые играли ключевую роль в определении содержания и принципов школьного обучения. Одной из важнейших особенностей этого периода была доминирующая роль государства в управлении системой образования. Государство осуществляло строгий контроль за всеми аспектами образовательного процесса, включая разработку учебных планов, подбор преподавателей и организацию воспитательной работы [5].
Особое внимание уделялось усилению идеологического воспитания в школах. Учебные программы были пересмотрены таким образом, чтобы включить предметы, направленные на формирование у школьников марксистско-ленинского мировоззрения. Эти курсы охватывали широкий спектр тем, начиная от истории КПСС и заканчивая экономическим учением Карла Маркса [12]. Идеологическая составляющая присутствовала не только в содержании предметов, но и в методах преподавания, что создавало определённое ограничение для свободного выражения мнений и критического осмысления материала учащимися.
Воспитательная работа в школах была тесно связана с деятельностью пионерских и комсомольских организаций. Пионерская организация, созданная для детей младшего возраста, играла важную роль в формировании патриотизма и коллективизма у подрастающего поколения. Комсомол, молодёжная организация для старшеклассников и студентов, занимался политической и общественной активностью, обеспечивая социализацию молодёжи в духе советских идеалов [14]. Участие в этих организациях было обязательным для большинства школьников, что способствовало укреплению связей между государством и обществом через систему образования.
Ещё одним важным аспектом социокультурной специфики образовательной среды 1960-х годов было наличие существенных социальных различий. Городские школы, особенно расположенные в крупных промышленных центрах, получали большее финансирование и ресурсы по сравнению со школами в сельской местности. Это создавало значительный дисбаланс в образовательных возможностях учащихся, проживающих в разных регионах страны. Дети из городских семей имели доступ к лучшим педагогам, современным учебникам и оборудованию, тогда как сельские школьники часто сталкивались с нехваткой материальных средств и квалифицированного преподавательского состава [19].
Таким образом, социокультурная специфика образовательной среды 1960-х годов имела как положительные, так и отрицательные аспекты. С одной стороны, государство стремилось создать единую систему образования, направленную на воспитание сознательных граждан, преданных социалистическому строю. С другой стороны, чрезмерная идеологизация и социальное неравенство ставили под сомнение эффективность этой системы и вызывали необходимость дальнейших реформ.
Реформа 1966 года в системе образования Советского Союза представляет собой важный этап в развитии школьной политики, который был направлен на модернизацию учебного процесса и адаптацию его к изменяющимся социальным и экономическим условиям. Рассмотрим основные положения и цели данной реформы подробнее.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богуславский М.В. XX век в российском образовании. — Москва, 2001.
2. ГАСПИТО (Государственный архив социально-политической истории Тюменской области). Ф. 124. Оп. 198. Д. 87. Л. 91.
3. Гаврилова Н.Ю. Политика советского государства по развитию школьного образования в 1960–1980-е годы: региональный аспект (на примере Тюменской области) // Вестник Тюменского государственного университета. 2020.
4. Гаврилюк В.В. Становление системы образования региона. — Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1998. — 240 с.
5. Горлов В.Н. Противоречивость проведения реформы народного образования в СССР в конце 1950-х – начале 1960-х гг. // История: факты и символы. 2023.
6. Конституция СССР [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm (дата обращения: 05.02.2025).
7. Лисичкин Г.В. Школьное естественнонаучное образование в СССР и Российской Федерации: история, тенденции и проблемы модернизации // Известия Российской академии образования. 2011.
8. Макеева Е.А. Школа и идеология // Вопросы истории. 2007.
9. Милкус А. Как мы перестраивали советское образование и что из этого вышло. — Москва: Серия «Книга профессионала», Изд-во АСТ, 2020. — 372 с.
10. Мясников В.А. Народное образование в СССР. — Москва: Педагогика, 1985. — 448 с.
11. Народное образование в СССР: сборник нормативно-правовых актов / под ред. Павлищева К.С. — Москва, 1987. — С. 98.
12. Плюсы и минусы советского образования.
13. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. № 874.
14. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июня 1973 г. № 463.
15. Прокофьев М.А. Послевоенная школа России. — Москва: МИРОС, 1997. — 140 с.
16. Репинецкий А.И. Реформирование системы школьного образования в 1958–1964 гг.: задачи и просчёты // Самарский научный вестник. 2020.
17. Руденко Е.Ю. Проблематика образовательных реформ в СССР в 1950–80-е годы // Молодой ученый. 2022. № 6 (401). — С. 55–57. https://moluch.ru/archive/401/88665/ (дата обращения: 10.02.2025).
18. Тюрина Ю.А. Власть как фактор социально-групповых изменений в образовании советской и постсоветской России // Электронная библиотека Киберленинка. https://cyberleninka.ru/article/n/vlast-kak-faktor-sotsialno-gruppovyh-izmeneniy-v-obrazovanii-sovetskoy-i-postsovetskoy-rossii (дата обращения: 05.02.2025).
19. Хайруллин Е.М., Хайруллина С.О. Государственная политика в области образования в 60–80-е годы XX в. в СССР // Исторические и социально-образовательные идеи. https://infourok.ru/gosudarstvennaya-politika-v-oblasti-obrazovaniya-v-60-80-ye-gody-xx-v-v-sssr-4511635.html