Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что вопрос о влиянии политического режима на формирование и развитие личности является одним из ключевых в политической науке и философии. Демократический и авторитарный режимы представляют собой две противоположные модели управления государством, которые оказывают различное воздействие на формирование ценностей, убеждений и поведенческих паттернов индивидов.
В демократическом государстве, где власть распределена между различными институтами и акторами, личность имеет возможность свободно выражать свои взгляды, участвовать в общественной жизни и влиять на принятие решений. В таких условиях формируются ценности свободы, равенства, справедливости и уважения к правам человека. Личность в демократическом государстве стремится к саморазвитию, самореализации и участию в политической жизни.
В авторитарном государстве, где власть сосредоточена в руках одного или нескольких лиц, личность ограничена в своих возможностях выражать свои взгляды и участвовать в принятии решений. В таких условиях формируются ценности подчинения, лояльности и послушания. Личность в авторитарном государстве часто испытывает страх перед властью и стремится приспособиться к существующим условиям.
Исследование личности в демократическом и авторитарном государстве имеет важное значение для понимания механизмов функционирования политических систем и разработки стратегий развития демократических институтов. Результаты исследования могут быть использованы в политической науке, социологии, психологии и других областях для более глубокого понимания влияния политического режима на формирование личности.
Тема, затронутая в курсовом исследовании, была изучена большим количеством авторов. Теоретической основой курсовой работы являются научные достижения в области общей теории права. Исследование было основано на работах таких авторов, как А. А. Акмалова, В. К. Бабаев, В. С. Бялт, Т. В. Власова, А. Ю. Саломатин, М. Н. Марченко, Л. А. Морозова, и др.
Объектом курсового исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе изучения личности в демократическом и авторитарном государстве.
Предметом данной работы являются нормативные правовые акты и научные труды, закрепляющие положения о личности в демократическом и авторитарном государстве.
Целью курсовой работы признается детальное изучение положений о личности в демократическом и авторитарном государстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
сформулировать понятие личности;
выявить правовой статус личности;
рассмотреть права и свободы личности в демократии;
изучить механизмы защиты прав личности в демократическом обществе;
проанализировать ограничения прав и свобод личности в авторитаризме;
рассмотреть контроль над личностью со стороны авторитарного режима.
Методологической основой исследования является системный подход к анализу объекта исследования и общенаучный диалектический метод, предполагающий объективность и объем познания изучаемых явлений. Используются также частнонаучные методы, применяемые в современной юриспруденции: системный, формально-логический, исторический, сравнительно-правовой, межотраслевой.
Материалы, представленные в курсовой работе, могут быть полезны при подготовке учебных занятий по государственно-правовой тематике, а также при разработке методических рекомендаций, направленных на углублённое изучение отдельных вопросов теории государства и права. Отдельные выводы исследования представляют практический интерес для преподавателей и студентов юридических специальностей.
Теоретическая ценность работы состоит в обобщении и сопоставлении различных подходов к анализу методологии теории государства и права. Несмотря на большое количество научных публикаций по данной теме, в исследовании акцент сделан на аспектах, которые до сих пор освещались фрагментарно и нуждаются в более глубоком изучении.
Исследование построено с учётом поставленных цели и задач.
Структура курсовой включает введение, три главы, заключение и список использованных источников.
1. Теоретические основы личности в государстве
1.1 Понятие личности
Категория личности занимает центральное место в гуманитарных и социальных науках. Она представляет собой сложный, многослойный и динамически развивающийся феномен, в котором сочетаются как индивидуальные, так и социально детерминированные черты. Вопрос о том, что такое личность, остается открытым, поскольку данное понятие трактуется по-разному в зависимости от теоретической парадигмы, методологии исследования и предмета научного интереса.
В рамках психологии личность рассматривается как относительно устойчивая система психологических характеристик индивида, определяющая его способы взаимодействия с окружающей средой и способы самореализации. С точки зрения философии личность — это не просто совокупность внутренних свойств, но и носитель сознания, воли, нравственного выбора. В социологии, напротив, основное внимание уделяется социальным ролям и институтам, влияющим на формирование личности, её включённости в общественные процессы и структурные связи.
Уже в работах классиков отечественной психологии поднимались важные аспекты понятия личности. Например, С. Л. Рубинштейн акцентировал внимание на единстве внешнего и внутреннего в развитии личности, подчёркивая, что внешние обстоятельства приобретают значение только в той мере, в какой они преломляются через внутренние условия человека[ Морозова, Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2023. — С. 142]. А. Н. Леонтьев, развивая деятельностный подход, подчёркивал, что личность формируется не вне деятельности, а через неё, в процессе реального взаимодействия с другими людьми и окружающим миром[ Смоленский, М. Б. Теория государства и права: учебник / М.Б. Смоленский. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — С. 109].
Разнообразие подходов к пониманию личности связано с многоаспектностью этого феномена. Так, психоаналитическая школа (З. Фрейд, К. Юнг) рассматривает личность как результат борьбы бессознательных влечений, конфликтов и механизмов защиты. Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс) исходит из убеждения, что человек по своей природе стремится к развитию, росту и самореализации. Бихевиористы же ограничивают понятие личности набором поведенческих реакций, закреплённых в процессе обучения. В рамках когнитивной психологии личность понимается через призму когнитивных схем, установок, оценок и восприятий, а в системном подходе — как сложная структура, включающая биологические, психологические и социальные компоненты.
Понимание личности как многоуровневой структуры позволяет выделить ряд её ключевых характеристик:
1.Индивидуальность. Каждая личность уникальна. Она складывается под воздействием наследственных факторов, опыта, социальных влияний и личных решений. Индивидуальность выражается в своеобразии мышления, эмоциональных реакций, темпа психических процессов, системы потребностей и интересов.
2.Ценностные ориентации и убеждения. У каждого человека формируется система взглядов, принципов и установок, которые задают рамки его поведения и определяют жизненную позицию. Эти установки формируются под влиянием семьи, культуры, образования и личного опыта.
3.Социальные роли. Личность реализует себя через выполнение различных ролей — как формальных (например, профессиональных), так и неформальных (дружеских, семейных). Каждая роль связана с определёнными ожиданиями общества, а также с самоидентификацией индивида.
4.Поведенческие паттерны. Это устойчивые формы поведения, характерные для человека в разных ситуациях. Поведенческие реакции могут быть как адаптивными, так и дезадаптивными, и часто являются результатом взаимодействия врождённых склонностей и приобретённого опыта.
5.Самосознание. Важнейшей чертой личности является способность к осознанию себя как отдельного субъекта. Самосознание включает в себя умение анализировать собственные поступки, рефлексировать над эмоциями, оценивать последствия своих решений и выстраивать внутренний диалог.
6.Саморегуляция. Это способность к волевому контролю над собственным поведением. Она включает в себя постановку целей, планирование, прогнозирование результатов и внесение корректировок в свои действия. Саморегуляция необходима для адаптации и успешной социализации.
7.Адаптивность. Личность может изменяться в ответ на внешние обстоятельства. Адаптивность — это гибкость мышления, открытость к опыту, умение справляться со стрессом и принимать решения в условиях неопределённости.
8.Креативность. Творческий потенциал проявляется не только в искусстве, но и в повседневной жизни. Креативность выражается в способности находить оригинальные решения, предлагать новые идеи и реализовывать нестандартные подходы.
Важно подчеркнуть, что личность — это не раз и навсегда заданная структура. Её развитие продолжается на протяжении всей жизни и обусловлено множеством факторов: от генетики до культурной среды. Кроме того, личность может изменяться под воздействием критических жизненных событий, образовательных практик, психотерапии и иных форм самопознания.
В рамках настоящей курсовой работы анализ личности будет осуществляться с опорой на междисциплинарный подход, позволяющий объединить психологические, философские и социокультурные аспекты понимания данного феномена. Это создаёт условия для более глубокого и многогранного осмысления темы исследования.
1.2 Правовой статус личности
Понятие правового статуса личности охватывает совокупность прав, свобод и обязанностей человека, закреплённых в нормах национального законодательства и признанных государством как обязательные к исполнению и защите. Этот институт играет ключевую роль в правовой системе, так как через него реализуется базовый принцип взаимодействия между гражданином и государством, определяются границы дозволенного, механизмы защиты, а также обязанности, возлагаемые на индивида обществом[ Гавриков, В. П. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. П. Гавриков. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — С. 149].
Современное понимание правового статуса личности формировалось под влиянием как внутренней эволюции государственно-правовых систем, так и в контексте глобального процесса признания и универсализации прав человека. В его основе лежат положения международных правовых актов, таких как Всеобщая декларация прав человека 1948 года[ Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС «Консультант Плюс» ], Международный пакт о гражданских и политических правах (1966)[ Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «Консультант Плюс»] и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966)[ 7 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «Консультант Плюс»
]. Эти документы не только декларируют фундаментальные права и свободы, но и задают ориентиры для национальных законодательств, формируя общую правовую рамку для оценки уровня соблюдения прав человека.
Правовой статус личности включает несколько взаимосвязанных элементов:
1. Права и свободы
Права и свободы личности представляют собой юридически признанные и гарантируемые государством возможности, которые обеспечивают реализацию личностного потенциала, защиту интересов, участие в политической жизни и доступ к социальным благам. Их классификация носит многоуровневый характер:
Личные (гражданские) права касаются защиты частной жизни и индивидуальной автономии: право на жизнь, телесную неприкосновенность, свободу и личную безопасность, тайну личной переписки, свободу передвижения, защиту чести и достоинства.
Политические права обеспечивают участие граждан в управлении государством: право избирать и быть избранным, участвовать в референдумах, право на свободу слова, собраний, митингов, объединений, обращение в органы государственной власти.
Экономические права позволяют человеку вести хозяйственную деятельность: право на труд, предпринимательство, владение имуществом, свободный выбор профессии и рода занятий.
Социальные права направлены на обеспечение базовых условий жизни: право на социальное обеспечение, охрану здоровья, жильё, отдых, охрану труда.
Культурные права предоставляют возможность участвовать в культурной жизни общества, получать образование, доступ к культурным ценностям и заниматься творчеством.
Эти категории прав не существуют изолированно: они взаимосвязаны и дополняют друг друга, создавая основу для полноценного существования человека в правовом обществе.
2. Обязанности граждан
Права неотделимы от обязанностей, поскольку любая правовая система функционирует на основе взаимных обязательств между государством и его гражданами. Обязанности обеспечивают поддержание общественного порядка, функционирование институтов власти и реализацию прав других лиц.
Среди основных обязанностей, закреплённых в Конституции РФ и других нормативных актах, можно выделить следующие:
соблюдение законов и Конституции;
уплата налогов и сборов;
защита Отечества;
сохранение природы и окружающей среды;
забота о детях и нетрудоспособных членах семьи.
Отдельное внимание в современной правовой практике уделяется расширению перечня обязанностей с учётом новых вызовов (например, в области цифровой безопасности, биоэтики и экологии).
3. Гарантии реализации прав и свобод
Реализация правового статуса невозможна без надёжных механизмов его защиты. Гарантии можно условно разделить на три группы:
Юридические гарантии: наличие правовых норм, судебной защиты, механизмов обжалования решений, работа институтов Уполномоченного по правам человека и др.
Организационные гарантии: функционирование государственных структур, способных обеспечить соблюдение прав (органы прокуратуры, суды, общественные организации, образовательные учреждения).
Материальные гарантии: достаточный уровень финансирования, наличие инфраструктуры для обеспечения доступа к образованию, здравоохранению, социальной поддержке.
Наличие эффективных гарантий играет важную роль в формировании доверия к правовой системе и укреплении правового государства.
4. Изменчивость правового статуса
Важно понимать, что правовой статус личности может варьироваться в зависимости от множества факторов. Среди них — возраст, гражданство, правоспособность, семейное положение и другие юридически значимые обстоятельства. Так, несовершеннолетние имеют ограниченный объём прав по сравнению со взрослыми; иностранные граждане обладают иным юридическим статусом по сравнению с гражданами страны; лица, ограниченные в дееспособности, не могут в полной мере самостоятельно реализовывать свои права.
Различия в правовом статусе обусловлены необходимостью учитывать особенности жизненных ситуаций и устанавливать адекватные правовые рамки для различных категорий граждан.
5. Значение правового статуса личности в демократическом обществе
Правовой статус личности отражает уровень зрелости правовой системы и степень демократичности государства. В условиях правового государства именно личность выступает в качестве активного субъекта права, а не объекта регулирования. Реализация прав и обязанностей способствует формированию правовой культуры, развитию гражданского общества и укреплению институтов демократии.
Уважение к правам личности, обеспечение условий для их осуществления, справедливое распределение обязанностей и эффективные механизмы защиты — всё это позволяет создавать прочную основу для устойчивого общественного развития.
2. Роль личности в демократическом государстве
2.1 Права и свободы личности в демократии
В условиях демократического устройства государства права и свободы личности приобретают не просто юридическую значимость — они становятся основополагающим элементом общественного устройства, отражающим зрелость и гуманистическую направленность политико-правовой системы. Демократия невозможна без признания человека в качестве главной ценности, а его прав — как неотъемлемых и подлежащих защите вне зависимости от обстоятельств.
Права и свободы личности формируют основу общественного договора, на котором зиждется взаимодействие государства и граждан[ Пиголкин А. С. Теория государства и права: учебник для вузов / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — С. 131
]. Именно через их признание и реализацию обеспечивается участие каждого человека в политической, социальной, экономической и культурной жизни общества. Эти права не только обеспечивают автономию личности, но и способствуют её полноценному развитию, самореализации, а также гармоничному сосуществованию в обществе.
Содержание и характер прав человека получили широкое международное признание после Второй мировой войны, когда человечество остро осознало необходимость универсальных стандартов, гарантирующих защиту от произвола. Основу современного правового понимания прав и свобод личности заложили такие документы, как:
Всеобщая декларация прав человека (1948) — первый в истории международный акт, закрепивший универсальные права каждого человека;
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1)Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС «Консультант Плюс».
2)Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «Консультант Плюс».
3)Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // СПС «Консультант Плюс».
4)Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) (вместе с Протоколом [N 1] (Подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом N 7 (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // СПС «Консультант Плюс».
Учебная и научная литература
5)Акмалова, А. А. Теория государства и права : учебное пособие / А.А. Акмалова, В.М. Капицын. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 322 с.
6)Александров, Н. Г. Теория государства и права. Учебник / Александров Н.Г., Калинычев Ф.И., Мицкевич А.В., Недавний А.Л., и др.; Отв. ред.: Александров Н.Г. - М.: Юрид. лит., 1968. - 640 c.
7)Бабаев, В. К. Теория государства и права : учебник для вузов / В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 582 с.
8)Бялт, В. С. Теория государства и права : учебное пособие для вузов / В. С. Бялт. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 120 с.
9)Гавриков, В. П. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. П. Гавриков. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 461 с.
10)Енгибарян, Р. В. Теория государства и права : учебное пособие / Р. В. Енгибарян, Ю. К. Краснов. — 3-е изд., пересмотр. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. — 560 с.
11)Исаков, В. Б. Теория государства и права : программа курса / авт.-сост. В.Б. Исаков. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2022. — 176 с.
12)Кулапов, В. Л. Теория государства и права : учебник / В. Л. Куланов, А. В. Малько. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2022. - 384 с.
13)Лазарев, В. В. Теория государства и права : учебник для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 521 с.
14)Марченко, М. Н. Теория государства и права. Элементарный курс : учебное пособие / М. Н. Марченко. — 3-е изд., доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2022. - 304 с.
15)Матузов, Н. И. Теория государства и права : курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2022. — 640 с.
16)Морозова, Л. А. Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. — 464 с.
17)Мухаев, Р. Т. Теория государства и права : учебник для среднего профессионального образования / Р. Т. Мухаев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 585 с.
18)Пиголкин А. С. Теория государства и права : учебник для вузов / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 516 с.
19)Протасов, В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 455 с.
20)Рассказов, Л. П. Теория государства и права : углубленный курс : учебник / Л.П. Рассказов. — 2-е изд. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2023. — 578 с.
21)Ромашов, В. А. Теория государства и права для обучающихся по специальности «Правоохранительная деятельность» : учебное пособие для вузов / Р. А. Ромашов [и др.] ; под редакцией Р. А. Ромашова, Е. Л. Харьковского. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 441 с.
22)Смоленский, М. Б. Теория государства и права : учебник / М.Б. Смоленский. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 272 с.