- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Специфика развития различных видов памяти и характеристик внимания старшеклассников в связи с использованием цифровых технологий
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Психология
51 страница
71 источник
Добавлена 30.06.2025 Опубликовано: studservis
3917 ₽
7833 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
1 Глава. Теоретические аспекты развития различных видов памяти и характеристик внимания старшеклассников 6
1.1 Особенности развития памяти в подростковом и юношеском возрасте 6
1.2 Становление произвольного внимания подростковом и юношеском возрасте 11
1.3 Факторы влияющие на развитие памяти и внимания у старшеклассников 17
Выводы по первой главе 20
2 Глава. Особенности когнитивного и личностного развития современной молодежи в условиях цифровой реальности 22
2.1 Факторы цифрового мира, влияющие на развитие современной молодежи 22
2.2. Воздействие цифровой среды на когнитивные процессы старшеклассников 28
2.3 Особенности личностного развития молодежи в цифровом мире 32
2.4 . Диагностический инструментарий и его характеристика для оценки когнитивные способности старшеклассников 39
Выводы по второй главе 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
Приложения 53
Фрагмент для ознакомления 2
Тема исследования: «Специфика развития различных видов памяти и характеристик внимания старшеклассников в связи с использованием цифровых технологий».
В последние десятилетия стремительное развитие цифровых технологий оказало значительное влияние на все сферы человеческой деятельности, включая образование. А особая возрастная категория, такая как старшеклассники, находящиеся на этапе активного формирования индивидуальных особенностей, испытывают на себе воздействие современных технологий в повседневной жизни, включая учебную деятельность.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что процесс интенсивного воздействия на человека цифровых технологий и информационной среды очень обширен и практически не поддается регуляции. Использование цифровых устройств, таких как смартфоны, планшеты и компьютеры, стали неотъемлемой частью повседневного опыта старшеклассников, что в свою очередь, влияет на процессы запоминания и усвоения информации, а также оказывает влияние на характеристики внимания. Актуальным направлением в науке стало исследование влияния цифровизации на психологическое здоровье (О. В. Соловьева, С. Д. Кокорова, С. С. Воложанин, А. Е. Войскунский, Г. У. Солдатова и др.).
Проблема исследования заключается в необходимости выявления научно обоснованных эффектов и тенденций развития различных видов памяти и характеристик внимания современной молодежи в условиях цифровой реальности для возможной коррекции и профилактики неблагоприятных последствий взаимодействия человека с интенсивно изменяющейся цифровой средой. Необходимость ее решения связана с отсутствием в настоящее время системного понимания закономерностей, связанных с развитием и функционированием человека цифровом мире, насыщенном инновационными технологиями.
Цель работы – выявление специфики развития различных видов памяти и характеристик внимания старшеклассников в связи с использованием цифровых технологий, разработка диагностического инструментария, на основе имеющихся методик для оценки когнитивных способностей старшеклассников в цифровом мире.
Объект исследования – память и внимание старшеклассников.
Предмет исследования – особенности развития памяти и характеристик внимания старшеклассников, связанные со спецификой использования молодежью цифровых технологий.
Задачи исследования:
1.Провести теоретический анализа российских и зарубежных исследований и на его основании выявить специфику развития различных видов памяти и характеристик внимания старшеклассников в условиях цифровой реальности;
2.Изучить особенности воздействия цифровых технологий на развитие различных видов памяти и характеристик внимания старшеклассников;
3. Определить психологические проблемы, риски, ресурсы развития старшеклассников, связанные с использованием цифровых технологий;
4. Разработать и апробировать комплекс психодиагностических методик для оценки когнитивных способностей старшеклассников в цифровом мире;
5. Разработать психолого-педагогические рекомендации для персонала образовательного учреждения по предупреждению негативного влияния цифровой среды на личность подростка.
Гипотеза исследования: развитие различных видов памяти и характеристик внимания старшеклассников опосредовано особенностями цифровой деятельности, в которую они включены.
Методологическая основа исследования: культурно – историческая концепция Л. С. Выготского; комплексный подход к изучению высших психических функций Б. Г. Ананьева; концепция функционирования памяти и мнемонических способностей Л.В. Черемошкиной; идеи социального развития личности, опосредованного влиянием ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, А.Г. Асмолов, К. А. Альбуханова – Славская, И.А. Зимняя); Поскольку в данной работе мы старались больше ориентироваться на современные подходы к изучаемой нами проблеме, то основными положениями послужили: когнитивный подход к изучению проблемы влияния цифровых технологий на психологические характеристики человека (Н. П. Дутко, Е. Е. Овчинникова, А. М. Золина и Е. В. Пронина А.О. Старкова и Д.А. Ястребова .)
Теоретической основой данного исследования являются ключевые положения, концепции, теории относительно влияния цифровых технологий на современного человека, опубликованные в работах российских (.Н. П. Дутко, Е. Е. Овчинникова, А. М. Золина и Е. В. Пронина А.О. Старкова и Д.А. Ястребова) и (Дж. Блек (J. Black), К. К. Ядав (K. K. Yadav), Л. Дж. Редди ( L. J. Reddy), А. Газзали (A. Gazzaley),Э. Морони (E. Moroney), С. С. Ли ( S. S Lee), Э. М Эбберт (A. M. Ebbert) ) и С. С. Луфар (S. S Luthar)) зарубежных современных исследователей.
Методы исследования:
теоретические – теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обобщение полученных результатов;
эмпирические разработанный диагностический комплекс, включающие следующие методики: методика оценки устойчивости внимания с использованием корректурной пробы (метод Бурдона-Анфимова), опросник когнитивных ошибок (CMQ), методика Индекс погруженности в интернет-среду.
Предполагаемая выборка для внедрения диагностического комплекса: участники исследования – ученики от 16 - 18 лет, обучающиеся 10 - 11 классов. Классы с различным профилем: физико – математический, социально -гуманитарный, химико – биологический, не зависимо от пола.
Теоретическая значимость исследования. Анализ и обобщение результатов современных исследований помогут расширить представления о многоплановых эффектах воздействия цифровых технологий на развитие памяти и характеристик внимания старшеклассников.
Результаты исследования позволяют уточнить специфику современных психологических проблем, рисков и возможных ресурсов развития современной молодежи, связанных с использованием цифровых технологий, а также выявить научно обоснованные эффекты и тенденций развития памяти и внимания старшеклассников.
Практическая значимость исследования: Определение специфики развития памяти и внимания старшеклассников могут являться основой для разработки программ профилактики неблагоприятных воздействий цифровой среды на школьников старшей школы.
Разработанный нами диагностический комплекс может быть полезен педагогам, практическим психологам и другим специалистам, работающим со старшеклассниками, для оптимизации форм учебной деятельности, использующих цифровые технологии, с учетом индивидуальных особенностей обучаемых.
ВКР включает 51 страницу без учета приложений, библиографических источников – 71 источников и 6 приложений по теме исследования.
1 Глава. Теоретические аспекты развития различных видов памяти и характеристик внимания старшеклассников
1.1 Особенности развития памяти в подростковом и юношеском возрасте
Современная социально-экономическая ситуация требует от людей постоянного совершенствования своих компетенций, умений и навыков. Чтобы успешно справляться с вызовами времени, человек должен оставаться гибким, быстро принимать решения и эффективно управлять множеством задач одновременно. Эти способности важно развивать с самого детства, ведь личностный рост – это сложный и многослойный процесс. На протяжении всей жизни человек проходит через различные стадии формирования, каждая из которых характеризуется своими ведущими видами деятельности и новыми качествами, как утверждал Д.Б. Эльконин.
Подростковый и юношеский периоды являются особенно важными этапами этого процесса. Согласно Эльконину, юношеский возраст охватывает промежуток между 12 и 20 годами. В это время происходят значительные физические и психологические изменения. В некоторых классификациях этот период делится на два этапа: подростковый (с 12 до 18 лет) и собственно юношеский (с 18 до 23 лет), но мы сосредоточим внимание на подходе Эльконина [71].
Таким образом, в возрасте от 12 до 20 лет у подростков активно развиваются такие важные навыки, как самооценка и рефлексия. Они учатся контролировать свои действия, планировать их заранее и следовать этим планам. У них также улучшается способность к анализу информации: они начинают больше полагаться на свой личный опыт, а не просто доверяться авторитетам. Высшие психические функции, такие как память и внимание, тоже претерпевают существенные изменения, позволяя молодым людям обрабатывать большие объемы данных. Давайте подробнее рассмотрим, как именно меняются эти когнитивные процессы.
Память представляет собой процесс сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта. Она включает в себя три основных компонента: запечатление, хранение и извлечение информации [68].
Н.С. Волченко в своей работе выделяет следующие виды запоминания:
— Непроизвольное, когда информация фиксируется без специальных усилий со стороны человека;
— Произвольное, которое возникает вследствие целенаправленных действий, направленных на запоминание;
— Механическое, связанное с автоматическим заучиванием отдельных элементов без установления логических связей между ними;
— Логическое, основанное на осмыслении и установлении смысловых взаимосвязей между частями материала.
В подростковом возрасте наблюдается значительное улучшение произвольности памяти. Все чаще школьники ставят перед собой задачу специально запомнить, сохранить и воспроизвести информацию, что связано с увеличением самостоятельности в учебе. Улучшаются показатели продуктивности памяти, а также методы запоминания и воспроизведения информации [25].
Подростки начинают осознанно использовать различные стратегии запоминания и вспоминания, увеличивая объем воспринимаемой информации и ускоряя процессы ее обработки. Количественно память развивается значительно, причем особую важность приобретает опосредованное запоминание через словесную форму. Роль второй сигнальной системы усиливается, что проявляется в увеличении объема запоминаемых абстрактных понятий по сравнению с конкретными образами.
Таким образом, юношеский возраст характеризуется существенным прогрессом в развитии внимания и памяти, что выделяет его среди других этапов взросления.
В подростковом возрасте отмечается улучшение продуктивности памяти и изменение способов запоминания. Важной характеристикой развития памяти в этот период является усиление её произвольности — подростки всё чаще ставят перед собой конкретные цели по запоминанию, сохранению и воспроизведению информации. Они начинают осознанно использовать различные методы запоминания, что приводит к увеличению объёма воспринимаемого материала и скорости его запоминания и воспроизведения. В памяти происходят значительные количественные изменения, при этом всё большее значение приобретает словесное запоминание.
Исследовательница К. В. Соколова изучала особенности памяти подростков в возрасте 14–15 лет. Её работа показала, что у большинства участников эксперимента были выявлены высокие уровни опосредованной памяти (около 70%) и логической памяти (65%). Уровень механической памяти оказался средним. Из этих результатов она сделала вывод, что опосредованная память у подростков развита лучше, тогда как механическая постепенно замещается логической [62].
Н. П. Дутко провёл исследование мнемических процессов у подростков. Он обнаружил, что большинство испытуемых обладают высоким уровнем кратковременной памяти, а высокий уровень долговременной памяти отмечен у 80% подростков. Средние уровни кратковременной и долговременной памяти составили соответственно 10% и 20%. Исследователь заключил, что кратковременная память у подростков развита лучше, чем долговременная [29].
Е. Е. Овчинникова провела эмпирическое исследование памяти у подростков в возрасте 14–15 лет. Результаты показали, что у большинства участников преобладает высокий уровень развития зрительной памяти — 55%, а высокий уровень слуховой памяти наблюдался у 45% подростков. Низкий уровень зрительной и слуховой памяти составил 10% и 20% соответственно. Исходя из полученных данных, исследователь пришел к выводу, что уровень зрительной памяти у подростков выше, чем уровень слуховой [54].
Память играет важную роль в формировании целостности и развитии личности, обеспечивая поддержку различных действий и операций, выполняемых человеком. Эффективность любой деятельности напрямую связана с количеством информации, которую удается запомнить и воспроизвести на разных этапах.
Память включает несколько ключевых процессов: запоминание (усвоение) информации, её хранение, извлечение и последующее воспроизведение. Эти процессы формируются в ходе деятельности и зависят от неё. Запоминание конкретных материалов связано с накоплением личного опыта в течение жизни. Для использования этой информации в дальнейшем требуется её воспроизведение. Если какие-то элементы выпадают из активной деятельности, они могут забываться. Сохранение информации в памяти зависит от её значимости для текущей деятельности личности, поскольку поведение человека в любой момент определяется его общим жизненным опытом.
А. М. Золина и Е. В. Пронина провели исследование, посвященное особенностям памяти студентов в возрасте от 18 до 22 лет. Было установлено, что у большинства студентов хорошо развита долговременная память (60%), однако у 25% участников наблюдалась низкая степень мобилизации процесса запоминания. Кроме того, у 73% студентов обнаружился низкий уровень кратковременной памяти при работе с числовым материалом, в то время как при восприятии образного материала кратковременная память оказалась на уровне выше среднего у 69% испытуемых. Исследователи пришли к выводу, что у студентов кратковременная образная память развита лучше, чем кратковременная числовая память [36].
И. С. Осипова и А. В. Андриянова исследовали память молодежи с использованием метода ретроспективного воспроизведения автобиографических воспоминаний, разработанного С. Н. Никишовым. Исследование показало, что девушки воспроизводят воспоминания чаще, чем юноши (соответственно 58% против 42%). Также выяснилось, что положительных воспоминаний гораздо больше (70%), чем отрицательных (16%). Ученые заключили, что участники чаще актуализируют позитивные события [55].
О. В. Коновалова, Е. А. Шерешкова и А. Д. Бегичев провели исследование памяти на персонализированную информацию у молодых людей в возрасте 18–20 лет. Результаты показали, что у большинства студентов (52%) наблюдается средний уровень развития памяти на имена. Значительная часть студентов (37%) продемонстрировала низкий уровень запоминания фамилий, а у 42% участников был выявлен низкий уровень памяти на лица. Примерно треть студентов показала низкий уровень развития памяти на персонализированную информацию, что указывает на необходимость внедрения программ коррекции и развития. Исследователи пришли к выводу, что студенты легче запоминают имена, вероятно потому, что они короче и проще для восприятия, чем фамилии и лица. У некоторых студентов лучше развита зрительная память, другим же необходимо улучшить память на персонализированную информацию [42].
Н.С Волченко выделяет несколько типов памяти:
— Непроизвольная — информация запоминается без приложения усилий со стороны человека.
— Произвольная — запоминание происходит благодаря специальным действиям, направленным на удержание информации.
— Механическая — позволяет автоматически запоминать отдельные фрагменты материала без установления логических связей между ними.
— Логическая — основана на понимании и придании смысла запоминаемым частям информации [21].
А.О. Старкова и Д.А. Ястребова в своей работе пишут, что значительные изменения в процессах памяти начинаются в подростковом возрасте и продолжаются в юности. Подростковый возраст характеризуется стремлением к независимости от взрослых и активным познавательным развитием. В этот период дети осваивают навыки самооценки и рефлексии. У них развивается способность к самоконтролю, они учатся создавать внутренние планы действий и следовать им. Также меняется их подход к анализу получаемой информации. Высшие психические функции становятся более развитыми и охватывают широкий спектр воздействий, позволяя ребенку обрабатывать большие объёмы информации [65].
В подростковом возрасте улучшается эффективность памяти и меняются подходы к запоминанию. Важной особенностью развития памяти в этот период является усиление её произвольности — подростки всё чаще ставят перед собой конкретные цели по запоминанию, сохранению и воспроизведению информации. Они начинают осознанно использовать различные методы запоминания, что увеличивает объём воспринимаемого материала и ускоряет процессы запоминания и воспроизведения. Происходят значительные количественные изменения в памяти, при этом всё большее значение приобретает словесное запоминание.
Память помогает человеку хранить важные события, факты, идеи и опыт, делая её ключевым процессом в его жизни. Благодаря памяти люди могут запоминать значимые моменты, которые впоследствии могут оказаться полезными в решении различных задач. В разные периоды жизни развиваются различные типы памяти, позволяющие избирательно запоминать информацию. Именно поэтому развитие и совершенствование памяти является важным аспектом психологического роста личности.
1.2 Становление произвольного внимания подростковом и юношеском возрасте
Внимание — это познавательный процесс, в котором происходит концентрация на определенном предмете или явлении, точно отражающем объект интереса. С физиологической точки зрения, внимание можно описать как активацию одного участка мозга при одновременном подавлении активности остальных участков. Такое возбуждение постоянно перемещается между разными участками мозга и наиболее выражено в состоянии бодрствования [26].
Выделяются три основных типа внимания: рефлекторное, непроизвольное и более сложное — произвольное [68].
Н.С. Волченко отмечает следующие параметры внимания:
— Объем внимания определяет количество объектов, которые человек может одновременно удержать в сознании. Обычно взрослый человек может концентрироваться на 4-6 объектах одновременно.
— Устойчивость внимания отражает длительность концентрации на одном объекте. Сложные и монотонные задачи требуют больших усилий для поддержания внимания.
— Концентрация внимания означает сосредоточенность сознания на конкретном объекте.
— Переключаемость внимания подразумевает способность быстро переключаться между различными объектами [21].
В юношеском возрасте внимание продолжает развиваться параллельно с интеллектуальными способностями. Если сравнивать внимание младших школьников и подростков, стоит отметить, что младшие школьники обычно сосредотачиваются на ярких, громких и забавных объектах. В отличие от них, подростки обращают внимание на предметы, которые могут не отличаться внешней привлекательностью, но содержат глубокий смысл и вызывают у них интерес. Юноши также проявляют большую внимательность к сложным объяснениям, нежели к простым и очевидным вещам.
Развитие внимания в юношеском возрасте может замедляться из-за таких качеств, как повышенная восприимчивость, высокая возбудимость и частые смены интересов в различных областях и видах деятельности. Внимание подростков продолжает развиваться на основе общего интеллектуального роста, формирования волевых и эмоциональных черт характера [9].
Важно отметить, что внимание и память тесно взаимосвязаны. Развитие одного часто невозможно без прогресса в другом, поскольку человек с развитым вниманием способен запоминать больший объем информации.
В соответствии с концепцией, выдвинутой П. Я. Гальпериным и С. Л. Кабыльницкой, внимание понимается как функция ментального контроля над правильностью протекания психических процессов, обеспечивающая высокую продуктивность деятельности. Учёные также подчеркивали, что внимание отличается от других психических явлений отсутствием конкретного конечного продукта. [23]
Можно согласиться с точкой зрения О. В. Купцовой, которая, с одной стороны, отмечает необходимость междисциплинарного подхода к исследованию этого феномена, а с другой — констатирует, что на протяжении долгого времени учёные не смогли прийти к единому мнению относительно природы внимания. Они продолжают обсуждать, является ли внимание независимым психическим процессом или же оно выступает составной частью других процессов, помогая им эффективнее выполнять свои функции [47].
Т. А. Белова и А.А. Монгуш в своей исследовательской работе пишут, что согласно моторной теории внимания, предложенной французским психологом Т.-А. Рибо, внимание тесно связано с эмоциями и стимулируется ими. Эмоциональные состояния человека по отношению к объектам или видам деятельности влияют на концентрацию и устойчивость его внимания.
В теории установки Д. Н. Узнадзе утверждается прямая связь внимания с установками. Установка рассматривается как компонент состояния внимания, определяющий восприятие реальности. Чем ярче и насыщеннее впечатления, тем сильнее концентрация и устойчивость внимания на воспринимаемом объекте [66].
Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. По мнению С. Л. Рубинштейна, внимание обладает качественными характеристиками, называемыми свойствами. К таким свойствам относятся объем, устойчивость, избирательность, распределение и переключаемость.
Устойчивость внимания — это способность длительное время сохранять внимание на определенном объекте или задаче, не отвлекаясь на посторонние стимулы и не снижая интенсивности внимания. На устойчивость могут влиять различные факторы, включая индивидуальные физиологические особенности, текущее состояние организма, мотивацию и внешние условия [59]. Согласие с позицией Е. А. Куркиной подтверждает, что проявление устойчивости внимания и других его характеристик обусловлено возрастными особенностями.
Переключаемость внимания — это динамическое свойство, которое заключается в переводе внимания с одного объекта на другой. В сложных и изменяющихся ситуациях эта способность позволяет быстро ориентироваться и определять значимость различных элементов. Переключаемость характеризуется скоростью перевода внимания, как произвольного, так и непроизвольного. Непроизвольная переключаемость может указывать на неустойчивость внимания, хотя это не всегда негативный фактор — иногда такое поведение свидетельствует о восстановлении организма и нервной системы. Переключение внимания связано с двумя противоположными процессами: включением и отвлечением внимания.
Распределение внимания — это способность одновременно сосредотачивать внимание на нескольких объектах или действиях. Учёные установили, что память на незавершённые дела сохраняется некоторое время, что позволяет человеку вернуться к прерванной задаче. Результативность распределения внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. Например, при усталости область распределения внимания сужается.
Объём внимания — это количество информации, которое человек может одновременно удерживать в фокусе своего внимания. По разным оценкам, средний объём внимания варьируется от 3 до 7 единиц информации. Объём внимания измеряется экспериментально путём предоставления большого количества информации и определения того, какую часть человек замечает за короткий промежуток времени.
Избирательность внимания — это способность выбирать значимую информацию и игнорировать второстепенную. Это свойство позволяет успешно настраивать внимание на сознательное восприятие информации даже при наличии помех. Р. С. Немов называет эту характеристику сосредоточенностью или концентрацией.
Внимание в подростковом возрасте носит разнонаправленный характер. Некоторые свойства могут демонстрировать регресс, в то время как другие способны компенсировать недостатки. Развитие внимания в этом возрасте внутренне противоречиво.
По мнению Р. С. Немова, у детей младшего подросткового возраста такие параметры, как распределение, переключение, устойчивость и концентрация произвольного внимания, достигают уровня взрослого человека. Более того, показатель переключаемости у подростков зачастую превышает аналогичный показатель у взрослых [53].
Рассеянность внимания у подростков объясняется тем, что, несмотря на способность управлять вниманием с помощью воли, сильные эмоциональные процессы могут привести к отвлечению. Важно отметить, что внимание подростков носит избирательный характер: они концентрируются преимущественно на тех объектах, которые вызывают у них личный интерес.
Развитие внимания в данном возрастном периоде противоречиво. С одной стороны, учебная деятельность способствует поддержанию внимания, с другой — эмоциональные всплески и высокая активность могут приводить к отвлекаемости и неустойчивости. Подростки могут испытывать сильное утомление, при котором внимание (как произвольное, так и непроизвольное) временно снижается. Только у старших подростков внимание приобретает более стабильный характер.
Исследования показали, как пишут Каменская В. Г., Томанов Л. В., что во время чтения или отправки SMS-сообщений с мобильного устройства активно работают три ключевых зоны мозга: префронтальная кора левого полушария, передняя часть поясной извилины и височная доля. Эти участки отвечают за поддержание высокой концентрации внимания на взаимодействии с телефоном. Однако при интенсивном использовании смартфона возможно возникновение пропуска важной информации, что может негативно сказаться на периферическом зрении и распознавании визуальных сигналов. Авторы проведя анализ экспериментальных источников, констатируют, что экспериментальные исследования с использованием методов сканирования мозговой активности во время выполнения многозадачных тестов подтвердили, что при решении подобных задач происходит изменение нейронных сетей, отвечающих за эффективное функционирование произвольного внимания, что приводит к снижению его продуктивности. Этот процесс вероятно связан с формированием интернет-зависимости [41].
Визуализирующие методики выявили структурно-функциональные изменения мозга у подростков с признаками интернет-зависимости, включая уменьшение плотности серого вещества в различных зонах коры, таких как префронтальная, орбитофронтальная кора и кора дополнительной моторной области. Подобные дегенеративные изменения характерны для пациентов с повреждениями дорзолатеральных отделов лобного мозга, которые отвечают за оперативную память, организацию сложного поведения и ориентацию в пространстве. Эти изменения схожи с симптомами синдрома дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ). Оба расстройства характеризуются нарушением способности к длительной концентрации внимания, импульсивностью и гиперактивностью. В клинических случаях СДВГ и аддикций отмечается снижение способности к продолжительному участию в требующих внимания задачах, что требует вмешательства для восстановления баланса и нормализации нейрофизиологических процессов. В исследовании, использовавшем визуализацию, было выявлено, что 14 различных зон мозга активно задействованы при выполнении задач, связанных с селективным вниманием. К ним относятся дорсомедиальная, вентролатеральная префронтальная кора, различные поля теменной области и подкорковые структуры. У подростков с СДВГ наблюдаются структурно-функциональные изменения нейронных сетей в височной и префронтальной зоне левого полушария [41].
Е. А. Цигичко и М.О. Криворучко пишут, что внимательность подростка представляет собой комплекс умственных действий, использование которых способствует достижению поставленных целей, включая успехи в учёбе. Развитие свойств внимания является важной основой, позволяющей предсказывать успех в различных видах деятельности. Внимательные подростки могут быстро мобилизовать своё произвольное внимание, сосредоточившись на трудных и скучных заданиях, даже если они не вызывают особого интереса. Авторы также отмечают, что Е. С. Логинова обнаружила: мальчиков произвольное внимание развито слабее, чем у девочек, у которых лучше сформированы сложные координационные навыки. В процессе взросления у подростков совершенствуются механизмы внимания, влияющие на эффективность самых сложных форм познавательной активности [69].
Н. С. Волченко подчёркивает, что внимание в подростковом возрасте продолжает развиваться вместе с интеллектуальным ростом. Сравнение внимания младших школьников и подростков показывает, что младшие школьники сосредотачиваются на ярких, шумных и весёлых объектах. В то время как объекты, привлекающие внимание подростков, могут не обладать внешней яркостью, но они наполнены глубоким содержанием и интересны для них. В отличие от младших школьников, подростки уделяют больше внимания объяснению сложных вопросов, чем тем, которые кажутся простыми [20].
Н.Я. Агеева исследуя влияние цифровизации на познавательную активность, установила, что цифровизация образования предполагает переход на онлайн- или гибридное обучение, а также активное использование цифровых технологий в традиционном образовательном процессе. Дистанционное образование организуется через интернет, что позволяет организовать взаимодействие между учениками и преподавателями. Несмотря на преимущества, такие как доступность, масштабность, гибкость и удобство, учащиеся сталкиваются с рядом проблем. Основные трудности включают в себя ухудшение здоровья, снижение успеваемости, коммуникационные проблемы и когнитивные искажения. В частности, автор отмечает, исследования показывают, что мобильные телефоны могут нарушать целенаправленную деятельность и мешать выполнению умственных задач.
Недавнее исследование среди китайских подростков выявило, что многозадачность с использованием смартфонов отрицательно связана с успеваемостью, причем академическая успеваемость может модифицировать эту взаимосвязь. Длительная работа с цифровыми устройствами может вызывать синдром хронической усталости. Однако существуют и позитивные тенденции: запрет на использование мобильных устройств в школе привел к улучшению успеваемости [3].
Другие исследования, в частности Разварина И. Н., Калачикова О. Н., свидетельствуют о том, что уровень интеллектуального развития и социальная компетенция выше у школьников, регулярно использующих интернет и мобильные телефоны. У подростков 15–17 лет, активно применяющих электронные ресурсы, лучше развиты цифровые навыки и воображение [58]. Авторы заключают, что влияние информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на познавательные процессы у школьников зависит от частоты и продолжительности их использования. У детей, которые регулярно применяют ИКТ, наряду с отрицательными последствиями, такими как ухудшение здоровья, снижение успеваемости и коммуникативные затруднения, также наблюдаются и положительные аспекты: повышение уровня развития цифровых навыков, воображения, интеллекта и социальной компетентности [58].
Фрагмент для ознакомления 3
2.Chernykh A. S. Field Dependence/Independence of School Students at Different Stages of Society Digitalization: A Meta-Analysis //Psychol. Educ. – 2023. – Т. 5. – №. 2. – С. 169-184.
3.Luo M. et al. Deployment optimization for shared e-mobility systems with multi-agent deep neural search //IEEE Transactions on Intelligent Transportation Systems. – 2021. – Т. 23. – №. 3. – С. 2549-2560.
4.Yadav K. K. Psychological effects of technology on college students / K. K.Yadav, L. J. Reddy //Journal of Clinical Otorhinolaryngology, Head and Neck Surgery. – 2023. – Vol. 27, №.1. – P. 1805-1816.
5.Абдуллин А. Г., Лихолетов В. В., Караваев А. Ф. «СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ» ПРОФИЛАКТИКИ УХУДШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ //Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2022. – Т. 27. – №. 2 (89). – С. 173-188. «СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ» ПРОФИЛАКТИКИ УХУДШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЕЖИ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ //Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2022. – Т. 27. – №. 2 (89). – С. 173-188.
6.Авдеева Е.А. Влияние цифровой электронной среды на когнитивные функции школьников и студентов // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. – 2022. – Т. 21, №35. – С. 43 – 50.
7.Агеев Н. Я. и др. Связь цифровых технологий с развитием когнитивных и коммуникативных процессов подростков и юношей: обзор эмпирических исследований //Психолого-педагогические исследования. – 2023. – Т. 15. – №. 1. – С. 37-55.
8.Адольф В. А., Трусей И. В., Кужугет А. А. Цифровая трансформация образования: безопасность и пути ее обеспечения //Проблемы современного образования. – 2022. – №. 5. – С. 53-66.
9.Алехина Е. В. Особенности памяти и внимания у детей подросткового возраста //Вестник научных конференций. – ООО Консалтинговая компания Юком, 2020. – №. 10-2. – С. 12-17.
10.Ардашев Р. Г. Особенности сознания и психологического здоровья в условиях виртуализации //ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ БАЙКАЛА В УКРЕПЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ. – 2021. – С. 141-144.
11.Асмолов А. А. Сложный человек как вызов педагогике возможностей //Поволжский педагогический поиск. – 2018. – №. 1. – С. 13-19.
12.БЕЛОВА Т. А., МОНГУШ А. А. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ //НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОПЫТ РЕШЕНИЯ. – 2020. – С. 163-167.
13.Битшева И. Г. Цифровизация образования; перспективы и проблемы // Развитие человека в эпоху цифровизации : сб. науч. тр. / под ред. Р. Х. Гильмеевой, Л. А. Шибанковой : в 2 т. Т. 1. Казань : Ин-т педагогики,психологии и социальных проблем, 2020. 224 с.
14.Боброва Т. О. Влияние компьютерных и информационных технологий на познавательно-интеллектуальные способности детей //Экономика и социум. – 2016. – №. 3 (22). – С. 1533-1537.
15.Вихман А. А. Связь интеллектуальных способностей и цифровой компетентности подростков / А. А. Вихман, Е. С. Сибяряков, А. А. Скорынин // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2022. Т. 32, №1. – С. 30 – 40.
16.Влияние цифровых технологий на когнитивные способности человека (обзор) / Ю. П. Игнатова, И. И. Макарова, В. П. Степаненко, А.А. Багдасаров // Психофизиология. - 2022. Т. 15, № 4. С. 72–83.
17.Войскунский А. Е. Киберпсихология: современный этап развития //Южно-российский журнал социальных наук. – 2020. – Т. 21. – №. 1. – С. 21-39.
18.Войскунский А. Е. Киберпсихология: современный этап развития //Южно-российский журнал социальных наук. – 2020. – Т. 21. – №. 1. – С. 21-39.
19.Войскунский А. Е. Киберпсихология: современный этап развития //Южно-российский журнал социальных наук. – 2020. – Т. 21. – №. 1. – С. 21-39.
20.Волченко Н. С. Особенности внимания и памяти в юношеском возрасте //Инновационные аспекты развития науки и техники. – 2021. – №. 2. – С. 366-371.
21.Волченко, Н. С. Особенности внимания и памяти в юношеском возрасте. – Саратов : НОО «Цифровая наука», 2020. – С. 369–371.
22.Газзали А. Рассеянный ум. Как нашему древнему мозгу выжить в мире новейших цифровых технологий: пер. с англ. / А. Газзали, Л. Д. Розен. – М.: Эксмо, 2019. – 416 с.
23.Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. – Изд-во Моск. ун-та, 1974.
24.Гаффарова Г. Г., Дусенова Р. С. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРОВОМ МИРЕ //Academic research in educational sciences. – 2021. – Т. 2. – №. CSPI conference 1. – С. 1235-1240.
25.Гиппенрейтер Ю.Б. Психология памяти. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2012. - 342 с.
26.Гиппенрейтер Ю.Б.Психология внимания. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: АСТ, 2018. - 251 с.
27.Даниленко А. Н., Рудакова О. А. Особенности развития личности подростка в условиях цифровой среды //Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №. 70-2. – С. 380-382.
28.Дудина О. В. К вопросу о структуре цифровой социализации в контексте современного образования //Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. ИЯ Яковлева. – 2021. – №. 3 (112). – С. 161-166.
29.Дутко Н. П. Особенности мнемических процессов личности в цифровой среде //Вестник Северо-Восточного федерального университета им. МК Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. – 2021. – №. 4 (24). – С. 106-112.
30.Захарова Т. Ю., Синогина Е. С., Манина А. П. Исследование кибераддикции у подростков с помощью опросных психодиагностических методов //Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. – 2020. – №. 2 (30). – С. 209-219.
31.Зверева Л. Г., Сафонова А. А. Влияние ИКТ на уровень воспитания школьников //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – №. 2-1. – С. 126-128.
32.Зверева Л. Г., Халатян К. А., Петлина Е. М. Применение локальной вычислительной сети в процессе обучения математике в школе //Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2023. – Т. 15. – №. 2. – С. 63-69.
33.Зинурова Р. И., Никитина Т. Н. Алгоритмизация и содержание деятельности региональных органов исполнительной власти по нейтрализации этноконфессиональных рисков в городской агломерации (на примере Республики Татарстан) // Управление устойчивым развитием, 2020. № 5 (30). С. 41—49.
34.Зинурова Р. И., Никитина Т. Н. Развитие духовной культуры молодежи в условиях цифровизации //Судьбы национальных культур в условиях глобализации: между традицией и новой реальностью. – 2022. – С. 14-18.
35.Зинурова Р. И., Никитина Т. Н. Цифровая среда высшего образования в России: объективные условия и субъективное восприятие студентами дистанционного обучения в ситуации повышения рисков // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2021. №1 (19). С 45—55.
36.Золина А. М., Пронина Е. В. Изучение уровней развития памяти в юношеском возрасте у студентов //Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. – 2019. – С. 1777-1781.
37.Зубарев Р. О., Лаврушов И. А. ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ КАК ФАКТОР УХУДШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ //АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. – 2020. – С. 55-58.
38.Иванова Е. С. Когнитивные ошибки: новая методика диагностики, опыт апробации //Psychology of the 21st century: theory, practice, prospect. – 2018. – С. 5-9.
39.Каменская В. Г. Цифровые технологии и их влияние на социальные и психологические характеристики детей и подростков / В. Г. Каменская, Л. В. Томанов // Экспериментальная психология. – 2022. – Т.15, №1. – С. 139 – 159.
40.Каменская В. Г. Экспериментальное исследование рабочей памяти и внимания подростков с разной степенью вовлеченности в виртуальную деятельность в период пандемии КОВИД – 19 / В. Г. Каменская, Е. В. Татьянина // Экспериментальная психология. – 2024. – Т. 17, №2. – С. 52 – 67.
41.Каменская В. Г., Томанов Л. В. Цифровые технологии и их влияние на социальные и психологические характеристики детей и подростков //Экспериментальная психология. – 2022. – Т. 15. – №. 1. – С. 139-159.
42.Коновалова О. В., Шерешкова Е. А., Бегичев А. Д. Исследование памяти на персонифицированную информацию у студентов-психологов //Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2018. – Т. 24. – №. 3. – С. 83-86.
43.Кочерова О. Ю. и др. ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ 15–17 ЛЕТ //Анализ риска здоровью. – 2024. – №. 3. – С. 21-29.
44.Крикало И. Н., Лаптиева Л. Н., Тропец И. Э. Функциональное развитие памяти и внимания школьников //Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя ІП Шамякіна. – 2021. – №. 2 (58). – С. 51-58.
45.Кротенко Т. Ю. Цифровая социализация в образовании //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2020. – №. 2 (44). – С. 46-50.
46.Кузнецова Е. А. Цифровая социализация молодежи //Социология. – 2023. – №. 3. – С. 59-66.
47.Купцова О. В. Внимание как особый психический процесс //Проблемы современной науки и образования. – 2017. – №. 20 (102). – С. 83-85.
48.Маосэнь Г., Лунхань Н. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИКИ УШУ НА УРОКАХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ //Проблемы современного образования. – 2021. – №. 5. – С. 262-269.
49.Марцинковская Т. Д. Психологические аспекты технологического общества //Психологические исследования. – 2018. – Т. 11, №. 62. - С.12 - URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.10. 2023).
50.Мигунова Ю. В. Особенности влияния виртуального пространства на современную молодежь //Теория и практика общественного развития. – 2021. – №. 11 (165). – С. 51-55.
51.Митрофанов И. В. Взаимосвязь интернет-зависимости и социально-психологической адаптации у подростков //Вестник Мининского университета. – 2024. – Т. 12. – №. 3. – С. 15.
52.Морозова, С.Л. Психологические последствия нормативного и проблемного использования информационных технологий студентами в связи с интернетзависимостью / С.Л. Морозова // Интернаука. — 2021. — № 21-2(197). — С. 56– 58. — EDN KRWENI.
53.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
54.ОВЧИННИКОВА Е. Е. Соотношение зрительной и слуховой памяти младших подростков //Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. – 2019. – №. 1. – С. 74-76.
55.Осипова, И. С., Андриянова, А. В. Особенности автобиографической памяти в юношеском возрасте. – 2018. – С. 3–4.
56.Платонова А. Г. и др. Влияние современных типов компьютерной техники на функциональное состояние зрительного анализатора школьников 13-14 лет //Здоровье и окружающая среда. – 2013. – №. 23. – С. 144-148.
57.Повседневная деятельность подростков в смешанной реальности: пользовательская активность и многозадачность / Г. У. Солдатова, С. В. Чигарькова, А. Г. Кошевая, Е.Ю. Никонова // Сибирский психологический журнал. – 2022. - №83. – С. 20 - 45.
58.Разварина И. Н., Калачикова О. Н. Информационно-коммуникационные технологии. влияние на познавательные процессы школьников //Society and Security Insights. – 2020. – Т. 3. – №. 4. – С. 148-163.
59.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2018. - 713 с. - ISBN 978-5-496-01509-7. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/21947/reading (дата обращения: 16.02.2025). - Текст: электронный. (дата обращения 14.02.2025)
60.Рубцова О. В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая) //Культурно-историческая психология. – 2019. – Т. 15. – №. 3. – С. 117-124.
61.Связь цифровых технологий с развитием когнитивных и коммуникативных процессов подростков и юношей: обзор эмпирических исследований / Н.Я. Агеев. Ю.А. Токарчук, А.М. Токарчук, Е.В. Гаврилова // Психолого – педагогические исследования. – 2023. – Т. 15, №1. – С. 37 – 55.
62.Соколова К. В. Психологические особенности памяти подростка //Научный электронный журнал меридиан. – 2020. – №. 8. – С. 144-146.
63.Солдатова Г. У. и др. Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи //Национальный психологический журнал. – 2020. – №. 2 (38). – С. 3-20.
64.Старкова А. О., Ястребова Д. А. ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ //Образовательная среда: теория и практика. – 2022. – С. 109-113.
65.Старкова А. О., Ястребова Д. А. ИЗУЧЕНИЕ ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ //Образовательная среда: теория и практика. – 2022. – С. 109-113.
66.Узнадзе Д. Н. Общая психология/Под ред //ИВ Имедадзе. М., СПб.: Смысл, Питер. – 2004.
67.Уртанбековна C. Г., Войскунский А. Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики //Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2021. – Т. 18. – №. 3. – С. 431-450.
68.Фаликман М. В. Цифровые инструменты психики: взгляд с позиции культурно-исторического подхода [Электронный ресурс]: Доклад на секции психологии Центрального дома ученых РАН 18 мая 2021//YouTube. 2021 //URL: https://www. youtube. com/watch. – 2021.
69.Цигичко Е. А., Криворучко М. О. Характеристики свойств внимания у мальчиков и девочек в младшем подростковом возрасте //Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2023. – Т. 7. – №. 1 (25). – С. 8-13.
70.Цифровые грамотность, когнитивный контроль и использование цифровых устройств детьми / Ю. В. Кузьмина, С. М. Авдеева [и др.] // Психологическая наука и образование. – 2023. – Т. 28, №4. – С. 81 – 97.
71.Эльконин, Б.Д. Психология развития [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б. Д. Эльконин, 2001. - 144 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней