Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования психологической готовности молодежи к вступлению в брак в наше время приобретает особое значение в условиях изменяющихся социальных, экономических и культурных условий. Современная молодежь сталкивается с многочисленными вызовами, такими как экономическая нестабильность, рост количества разводов, изменения в традициях и нормах семейной жизни. Это вызывает необходимость осознания молодыми людьми своих ожиданий и возможностей в контексте брачных отношений и семейной жизни. Важность изучения этой проблемы на современном этапе обусловлена также изменением роли семьи и брака в обществе. Сегодня брак уже не рассматривается исключительно как экономическое или семейное обязательство. Он все чаще воспринимается как пространство для личностного роста и взаимопонимания.
Известные исследователи, такие как Т. И. Дымнова, Е. И. Зритнева, В. Т. Лисовский, Е. М. Черняк, Л. Б. Шнейдер, Э. Эриксон и Джон Готтман, внесли значительный вклад в изучение проблематики отношений и психологической готовности к браку. Э. Эриксон рассматривал брак как важный этап в психологическом развитии человека, связанный с необходимостью установления глубоких эмоциональных связей. Д. Готтман, в свою очередь, сконцентрировался на изучении динамики отношений внутри брака, подчеркивая важность эмоциональной связи и умения справляться с конфликтами для сохранения стабильных семейных отношений.
Степень изученности проблемы достаточно высокая, однако остаются аспекты, требующие более глубокого анализа. Существуют исследования, изучающие влияние культуры, уровня образования и экономических факторов на готовность к браку, но вопрос о внутренней психологической готовности к длительным партнерским отношениям все еще нуждается в дополнительном внимании.
Проблемой исследования является изучение того, каким образом внутренние психологические факторы, такие как личностные качества и эмоциональная зрелость, влияют на готовность молодежи к браку. Противоречие здесь заключается в необходимости сочетания традиционных ценностей брака с современными представлениями о личностной свободе и самореализации.
Цель исследования — выявление и анализ факторов, определяющих психологическую готовность молодежи к вступлению в брак, а также разработка рекомендаций по улучшению этой готовности через психологические практики и обучение.
Объектом исследования выступает молодежь, находящаяся в активном поиске и выборе партнера для создания семьи.
Предметом исследования является степень выраженности психологической готовности, личностные и эмоциональные аспекты, влияющие на принятие решения о вступлении в брак.
Гипотеза: готовность к браку у юношей и девушек имеет специфические особенности.
Задачи:
1. Проанализировать психологические особенности выбора человеком брачного партнера в отечественной и зарубежной психологии.
2. Изучить готовность к браку: понятие и структурные компоненты.
3. Ознакомиться с основными психологическими особенностями юношеского возраста.
4. Исследовать особенности готовности к браку у юношей и девушек.
1. Теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, дедукция, индукция, систематизация психологических сведений по теме исследования.
2. Эмпирические методы:
Опросник «Мотивы вступления в брак» (С. И. Голод);
Опросник методики «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна;
Методологическую основу исследования составляют теоретические концепции Э. Эриксона и Д. Готтмана, которые рассматривают психологическую зрелость и межличностные взаимодействия как ключевые составляющие успешных брачных отношений. Также используются современные модели изучения личностных и эмоциональных аспектов готовности к браку.
Исследование проводится с использованием методов анкетирования, интервьюирования и психологического тестирования для получения достоверных данных о психологической готовности молодых людей.
Практическая база исследования включает в себя сбор и анализ данных из различных источников: университетские студенты, молодежь, участвующая в социальных и общественных программах, и молодожены, недавно вступившие в брак. Это позволяет получить разносторонние данные и обеспечить целостный подход к изучению готовности к браку.
Структура исследования включает в себя введение, теоретическую часть, в которой рассматриваются основные подходы и научные работы, эмпирическую часть с описанием проведенного исследования и его результатов, а также заключительную часть, в которой подводятся итоги и даются рекомендации. Таким образом, работа стремится не только к научной новизне, но и к практическому применению полученных результатов для повышения психологической готовности молодежи к вступлению в брак.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ МОЛОДЕЖИ К ВСТУПЛЕНИЮ В БРАК
1.1. Характеристика молодежного возраста и его значение в контексте брака
Молодежный возраст является уникальным и значимым этапом в жизни человека. Это период, когда индивидуум начинает осознанно формировать свое собственное «я», определять жизненные цели, а также делать выбор, который часто определяет дальнейшую жизнь, включая такие ключевые аспекты, как образование, карьера и создание семьи. Многочисленные социологические и психологические исследования подтверждают важность этого возраста для построения крепких и осознанных брачных отношений.
Молодежный возраст — это период бурного физического, интеллектуального и эмоционального развития, который оказывает значительное влияние на все сферы жизни, включая такие важные институты, как семейный и брачный союз. Этот временной промежуток приходится на период от юности до зрелости и содержит в себе множество динамических изменений и событий. В контексте брака, молодежный возраст обладает особыми характеристиками, которые предопределяют не только формирование личных качеств, но и социальных ролей, что делает его важным этапом для вступления в брачные отношения.
Известный русский психолог и педагог Л. Выготский подчеркивал, что в этом возрасте человек особенно откликается на внешние воздействия и активно формирует свои убеждения и ценности. Он утверждал, что «юность — это не только подготовка к взрослой жизни, это полноценный и самодостаточный период развития». Л. Выготский считал, что в это время происходит осознание собственной идентичности и становление самостоятельного мышления, что имеет ключевое значение для выбора партнера и вступления в серьезные отношения, такие как брак [7]
Другой важный российский автор, психолог и социолог А. Леонтьев, объяснял, что в молодежном возрасте центральную роль играет необходимость построения отношений на взаимопонимании и уважении. Он полагал, что молодые люди вступают в брак не только по примеру старшего поколения, но и благодаря сформировавшемуся у них пониманию значимости партнёрства как основы длительных отношений. Леонтьев подчеркивал: «Молодежь сегодня стремится к эмоциональной близости и объединению, что делает их подход к браку более осознанным и ответственным».[17]
Экономический контекст также играет не последнюю роль в брачных отношениях молодежи. Современный российский социолог и экономист С. Белановский отмечает, что финансовая стабильность становится одним из главных факторов, влияющих на решение о вступлении в брак среди молодых людей. По словам С. Белановского, «в условиях экономической неопределенности важно наладить материальную основу для будущей семьи», что делает молодых людей более сосредоточенными на образовании и карьерных достижениях, прежде чем они решатся на создание семейного союза [5].
Кроме того, молодежный возраст характеризуется стремлением к самовыражению и реализации творческого потенциала, что также оказывает влияние на брачные отношения. В. Тихонов, русский литератор и культуролог, отмечает, что современные молодые пары стремятся к тому, чтобы их союз поддерживал их личностное развитие. «Брак, — пишет В. Тихонов, — должно быть местом, где оба партнера могут расти и развиваться, поддерживая и вдохновляя друг друга» [24].
Нельзя не отметить, как меняется со временем и само восприятие брака в обществе, его традиции и формы. Социологический анализ И. Задорина подчеркивает, что современные молодые семьи все чаще предпочитают так называемые «гибкие» модели взаимоотношений. «Современный брак, — считает И. Задорин, — это равноправное партнерство, где важны не только чувства, но и способность к компромиссу, понимание и принятие индивидуальности друг друга» [13].
Таким образом, молодежный возраст служит периодом фундаментальной значимости для формирования идентичности, личностных качеств и межличностных навыков, которые играют решающую роль в успехе брака. Это время, когда молодые люди приобретают способность к осознанному выбору партнера и к построению здоровых, крепких и взаимоуважительных отношений. Таким образом, особенности молодежного возраста и его роль в контексте брака подчеркивают необходимость более глубокого понимания процессов, происходящих в данной возрастной группе, и их воздействия на общественные институты в целом.
Согласно исследованиям Э. Эриксона, знаменитого психолога, важнейшей задачей молодого человека на этом этапе является формирование интимности, противопоставляемой изоляции. Эриксон отмечает, что без способности к близости человек может столкнуться с глубоким одиночеством и отчуждением, что крайне важно учитывать в контексте брака [28].
На фоне этой психологической трансформации молодежь делает важнейшие выборы относительно своей личной жизни, одним из которых является брак. Брак, как социальный институт, требует от человека зрелости, умения принимать на себя обязательства, быть готовым к совместному решению проблем и умению идти на компромиссы. Молодежный возраст предоставляет уникальную возможность для выработки этих способностей. Джон Готтман, известный исследователь брачных отношений, утверждает, что успешные браки часто основаны на том, как партнеры взаимодействуют и решают конфликты. Молодежный возраст, будучи временем экспериментов и обучения, предоставляет возможность отработать эти навыки в различных социальных взаимодействиях [9].
Примером может служить история А. Арона, психолога и исследователя из Университета Стоуни-Брук, который разработал 36 вопросов, способствующих быстрому развитию близости между людьми. Этот эксперимент показал, что молодежь, находящаяся в поиске глубоких и значимых отношений, может развивать близость даже с незнакомыми людьми посредством искреннего обмена личными переживаниями. Этот эксперимент также подчеркивает важность открытости и коммуникации в построении брачных отношений [4].
Кроме психологических аспектов, молодежный возраст характеризуется также социальными и экономическими стимулами для вступления в брак. В обществах с более традиционными культурными установками молодые люди могут испытывать давление в отношении раннего брака и быстрого создания семьи. Однако в более развитых экономиках молодые люди чаще сосредоточены на получении образования и построении карьеры перед вступлением в брак. Исследования, проведенные Всемирной организацией здравоохранения, показывают, что женщины, которые вступают в брак в более позднем возрасте, имеют тенденцию занимать более высокие социально-экономические позиции, а их дети более обеспечены и успешны.
Современные примеры отражают изменения, происходящие в восприятии брака среди молодежи. Согласно данным Pew Research Center, все больше молодых людей в США откладывают вступление в брак до получения образования и стабилизации карьеры. Это позволяет им не только укрепить свое финансовое положение, но и подойти к браку более взвешенно и осознанно.
Также стоит упомянуть о влиянии современных технологий и социальных сетей на отношения молодежи. С одной стороны, возможности для знакомств расширились благодаря различным приложениям и платформам. С другой стороны, поверхностные связи могут создать иллюзию выбора и снизить значимость долгосрочных обязательств. Исследования профессора Шерри Теркл из Массачусетского технологического института указывают на то, что молодые люди, беспрестанно находящиеся в виртуальном общении, могут испытывать сложности в построении глубоких и устойчивых отношений в реальном мире.
В заключение, молодежный возраст играет крайне существенную роль в формировании основ для крепкого брака. Это время позволяет развить ключевые навыки в коммуникации, управлении конфликтами и установлении доверия, которые так необходимы для успешного и долгосрочного супружеского союза. Несмотря на разнообразие влияний - от культурных и экономических до технологических - важность этого периода состоит в том, чтобы научиться познавать и понимать себя, а также строить гармоничные отношения с другими. Молодежный возраст создает почву для осознанного выбора партнера и формирования зрелых отношений, которые могут стать основой счастливой и устойчивой семейной жизни.
1.2. Психологическая готовность к браку: понятие и структура
Психологическая готовность к браку — это сложное многоаспектное понятие, которое включает в себя целый ряд компонентов, от умения понимать и принимать партнера до способности решать конфликтные ситуации. Как отмечают многие российские психологи, брак представляет собой не только союзы двух индивидов, но и сложную систему взаимоотношений, которая требует определенной зрелости и ответственности.
Психологическая готовность к брачному союзу является ключевым аспектом, который серьезно влияет на успешность и устойчивость брачных отношений. Понятие это включает в себя множество психологических факторов, формирующих способность и желание человека вступить в брак, понимать и принимать партнера, совместно решать возникающие проблемы и в полной мере разделять ответственность за семейную жизнь.
В первую очередь, психологическая готовность к браку подразумевает эмоциональную зрелость. Это способность человека осознавать и выражать свои чувства, понимать чувства партнера, а также управлять своими эмоциями в сложных ситуациях. Известный психолог Э. Эриксон в своей теории психосоциального развития подчеркивал, что успех в интимных отношениях, в том числе в браке, строится на понимании своего «Я» и способности быть искренним и открытым. Без этого компонента трудно создать гармоничные и длительные отношения, которые необходимы для здорового брака [28].
Кроме того, постоянная готовность к конструктивной коммуникации является важной частью психологической готовности к браку. Это подразумевает способность выражать свои мысли и чувства открыто и честно, избегая обвинений и агрессии. Исследования Джона Готтмана, известного американского психолога, выявили, что успешные пары общаются, используя «я-высказывания», а не обвинения. Это позволяет обоим партнерам быть услышанными и понятыми, что способствует разрешению конфликтов и укрепляет взаимоотношения [9].
Аспект ответственности также играет важную роль. Готовность признать и взять на себя ответственность за свои действия и решения внутри брака является основой для доверительных отношений. Личностная ответственность предполагает способность человека заботиться не только о своих, но и о потребностях партнера. Ролло Мэй, американский психолог, акцентировал внимание на важности ответственности в создании подлинных и поддерживающих отношений.
Не менее важно для психологической готовности к браку наличие общего представления о будущем. Партнеры должны иметь согласованные ожидания и цели в отношении их совместной жизни, включая вопросы домашнего хозяйства, воспитания детей, карьерного развития и финансового планирования. Исследования показали, что пары с общими целями и ценностями имеют больше шансов на долгосрочную успешность брака, что еще раз подтверждает значимость общего видения в отношениях.
Ещё одним важным аспектом является навык решения конфликтов. Вступая в брак, оба партнера могут столкнуться с периодическими противоречиями. Здесь важна способность к конструктивному решению разногласий, которая предопределяет, насколько отношения будут устойчивыми в трудные времена. Поддержка и готовность к сотрудничеству помогают партнерам преодолевать барьеры и вместе находить выход из сложных ситуаций.
Кроме того, психологическая готовность требует самодостаточности и уверенности в себе. Личностная независимость позволяет строить отношения на равных, без чрезмерной зависимости от партнера. Этот пункт включает способность обеспечивать собственные эмоциональные и материальные потребности, что способствует более здоровым и стабильным отношениям. Психолог А. Маслоу указывал, что только самодостаточные личности в состоянии построить крепкий союз, поскольку они не ищут в партнере компенсирования своих недостатков [19].
Одним из известнейших российских психологов, изучающих семейные отношения, является А. Антонов, который подчеркивает, что психологическая готовность к браку включает в себя пять ключевых элементов: эмоциональный, когнитивный, поведенческий, социальный и ценностный аспекты. Эмоциональная готовность подразумевает способность человека к эмпатии, выражению и принятию любви, стабильности эмоционального состояния. Когнитивный аспект связан с правильным восприятием партнерских отношений, умением анализировать и прогнозировать возможные трудности совместной жизни. Поведенческий элемент включает навыки эффективного взаимодействия с партнером, умение идти на компромисс и решать конфликты. Социальный компонент связан с готовностью встроиться в социальные роли супруга, родителя, и взаимодействовать с расширенной семьей. Наконец, ценностный аспект подразумевает наличие общих жизненных ценностей и целей, которые укрепляют союз [3].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Айзенк, Ганс. Человеческие отношения: психологические аспекты / Г. Айзенк. — Санкт-Петербург: Питер, 2020. — 305 с.
2.Антонов, А. И. Психология брака: готовность и адаптация / А. И. Антонов, В. А. Сысенко. — Москва: Наука, 2022. — 210 с.
3.Антонов, А. И. Социология современного брака. – М.: Издательство Моск. университета, 2018. – 320 с.
4.Арон, А. Искусство создания идеальной пары: научные подходы и практические советы. – СПб.: Питер, 2019. – 256 с.
5.Белановский, С. А. Семейная психология и брак: теория и практика. – М.: Академия, 2020. – 296 с.
6.Борисов, В. А. Социальная психология семейной жизни. – Екатеринбург: Урал. университет, 2021. – 348 с.
7.Выготский Л. С. Психология развития человека. М. : Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005 1136 с.
8.Голод, С. И. Психология семейных отношений / С. И. Голод. — Москва: Издательство Академия, 2021. — 154 с.
9.Готтман, Джон. Семь принципов успешного брака. – СПб.: Питер, 2016. – 400 с.
10.Джонс, Сара. Социальная адаптация и брак / С. Джонс // Журнал исследований семьи. — 2020. — Т. 32, № 1. — С. 7-14.
11.Дымнова, Т. И. Психологическая готовность молодежи к браку / Т. И. Дымнова // Вопросы психологии. — 2021. — № 3. — С. 45-52.
12.Дымнова, Т. И., Зритнева, Е. И. Семейная психология и готовность к браку / Т. И. Дымнова, Е. И. Зритнева. — Екатеринбург: Уральское издательство, 2019. — 178 с.
13.Задорин, И. Ф. Молодежь и брак: социологический анализ. – М.: Весь Мир, 2017. – 272 с.
14.Зритнева, Е. И. Особенности молодежного восприятия брака / Е. И. Зритнева. — Москва: Наука, 2018. — 120 с.
15.Ковалева, А. И. Психологические аспекты семейных отношений. – М.: Просвещение, 2022. – 342 с.
16.Кон, И. С. Психология любви и влюбленности. – М.: Весь Мир, 2015. – 288 с.
17.Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 2020. – 304 с.
18.Лисовский, В. Т. Социально-психологическая готовность к браку / В. Т. Лисовский // Психологический журнал. — 2021. — Т. 42, № 2. — С. 22-29.
19.Маслоу, А. Мотивация и личность. – СПб.: Питер, 2017. – 352 с.
20.Меграбян, А. Алекситимия и семейные отношения / А. Меграбян, Н. Эпштейн. — Москва: Педагогика, 2022. — 240 с.
21.Петровская, Л. А. Психология семейных отношений. – СПб.: Питер, 2019. – 316 с.
22.Сысенко, В. А. Социальная психология и брак: проблемы и решения / В. А. Сысенко. — Санкт-Петербург: Лань, 2019. — 192 с.
23.Теркл, Шерри. Жизнь на экране: идентичность в эпоху интернета. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 458 с.
24.Тихонов, В. А. Психология брачных отношений: учебное пособие. – М.: Академия, 2018. – 276 с.
25.Черняк, Е. М. Психология семейных отношений у молодежи / Е. М. Черняк. — Новосибирск: Наука, 2020. — 136 с.
26.Шнейдер, Л. Б. Готовность к супружеству: психологические аспекты / Л. Б. Шнейдер. — Калининград: Университетская книга, 2018. — 98 с.
27.Эпштейн, Н. Психологические аспекты брака / Н. Эпштейн, А. Меграбян // Вестник психологии. — 2022. — № 4. — С. 35-41.
28.Эриксон, Э. Г. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 2020. – 288 с.
29.Яковлев, А. Г. Брачные установки молодежи / А. Г. Яковлев // Психология. — 2019. — Т. 26, № 1. — С. 55-62.
30.Якушев, И. Н. Современные психолого-социологические исследования брака / И. Н. Якушев. — Москва: МГУ, 2020. — 215 с.
31.Pew Research Center. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pewresearch.org/topics/marriage-and-divorce/ (дата обращения: 13.02.20250)