Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования.
Одним из ключевых факторов, обеспечивающих выживание человечества на планете, является способность людей передавать знания, накопленные предыдущими поколениями, своим потомкам. Пока существует процесс передачи знаний, будет существовать и необходимость контроля за их усвоением. Поэтому вопрос об улучшении методов контроля знаний в процессе обучения будет актуален всегда.
В разные исторические эпохи и в разных странах существовали свои передовые методы контроля, которые считались таковыми в своё время. Однако меняющийся мир и сама жизнь постоянно ставят перед человечеством новые задачи.
Не является исключением и развитие этого вопроса в нашей стране. В советской педагогике проблеме контроля учебной деятельности уделялось достаточно внимания. Многие методики, разработанные в советской дидактике, актуальны и сегодня. Однако существующие системы контроля не в полной мере соответствуют особенностям методов и форм современного обучения, которые расширяют спектр самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся.
Для того чтобы учебный процесс был более результативным, необходимо, чтобы учитель регулярно получал достоверные сведения о том, как ученики усваивают материал. Эти данные учитель получает в ходе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
Контроль — это процесс, который включает в себя выявление, оценку и анализ знаний учеников. Он позволяет определить, насколько хорошо они усвоили учебный материал, выявить пробелы в знаниях, навыках и умениях как у отдельных учеников, так и у всего класса. Это помогает учителю внести необходимые изменения в процесс обучения, улучшить его содержание, методы, средства и формы организации.
Главная цель контроля — определить, насколько правильно, глубоко и полно ученики усвоили материал, понять, как они работают с информацией, насколько они самостоятельны и активны в учёбе. Также контроль помогает оценить эффективность методов, форм и способов обучения.
Контроль учебной деятельности обучающихся – это один из ключевых элементов управления образовательным процессом и контроля качества образования. Она является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Чтобы эффективно управлять процессом обучения, преподавателю необходимо иметь доступ к разнообразным данным о различных аспектах учебного процесса. Без обратной связи и информации о промежуточных результатах контроля, полученной в результате текущего контроля, управление качеством образования становится невозможным.
Сегодня все обучающиеся образовательного процесса сталкиваются с задачей повышения качества образования и его адаптации к новым стандартам. В связи с этим контроль успеваемости учащихся приобретает особую значимость, так как происходит переосмысление понятия «качественное образование». В связи с этим становится актуальной проблема контроля учебной деятельности обучающихся.
Системы контроля результатов обучения необходимы для того, чтобы обоснованно судить о том, насколько точно и полно достигаются цели обучения, и своевременно вносить необходимые изменения, а также мотивировать учащихся к успешному освоению учебных предметов.
Цель исследования – изучение сущности контроля учебной деятельности обучающихся.
Объект исследования – процесс учебной деятельности обучающихся.
Предмет исследования – сущность контроля учебной деятельности обучающихся.
Задачи:
1. Определить сущность понятия «контроль» как элемент учебной деятельности.
2. Описать задачи и функции контроля учебной деятельности обучающихся.
3. Охарактеризовать современные и нетрадиционные методы контроля учебной деятельности обучающихся.
4. Разработать методические рекомендации по использованию тестовых заданий для контроля учебной деятельности.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты сущности контроля учебной деятельности обучающихся
1.1 Сущность понятия «контроль» как элемент учебной деятельности
Контроль успеваемости был известен с давних времён. В трудах античных философов обсуждались вопросы воспитания и образования. Так, Сократ проводил обучение в форме бесед, где он передавал свои знания ученикам.
Первые упоминания о контроле знаний можно найти в работе Квинтилиана М.Ф. «О воспитании оратора», которая дошла до нас. В Средние века проводились проверочные занятия, на которых ученики отвечали на вопросы устно. Однако в средневековых университетах контроль знаний осуществлялся в основном через экзамены.
В XVII веке Ян Амос Коменский теоретически обосновал идею всестороннего контроля знаний, умений и навыков. В своём труде «Великая дидактика» он сформулировал правило, согласно которому учитель должен проверять задания на каждом уроке, а в конце учебного года проводить переводные экзамены.
Константин Дмитриевич Ушинский внёс значительный вклад в разработку системы контроля за обучением. Он не только теоретически обосновал эту идею, но и успешно применял её на практике. Он ввёл выпускные и переводные экзамены, определив чёткие сроки их проведения и необходимое количество баллов для перехода в следующий класс.
В 30-х годах XX века появились теоретические работы и официальные документы, посвящённые различным аспектам контроля и учёта знаний. Среди них особенно выделяются научные труды Ананьева, Иванова и Ленского [5].
Крупская Н.К., Шацкий С.Т. и другие выдающиеся педагоги советского периода уделяли большое внимание вопросам учёта и контроля в учебно-познавательном процессе. Крупская отмечала, что каждый педагог должен уметь точно учитывать и контролировать знания учащихся, но при этом контроль должен быть реальным, а не формальным.
В своих работах Крупская рассматривала различные аспекты контроля знаний. Она подчёркивала, что необходимо использовать разнообразные методы проверки понимания материала учащимися и запоминания ими информации.
Шацкий С.Т. подробно рассмотрел теорию и практику учёта результатов учёбы школьников. Он считал, что не только учителя, но и ученики должны владеть навыками учёта и контроля. Он рассматривал учёт как способ стимулирования труда и интереса учащихся.
Многие психологи и дидакты считают, что для достижения любого уровня усвоения информации и способа деятельности учащийся должен выполнить три вида действий [1]:
• ориентировочные — получение необходимой информации, осознание задачи усвоения, выбор путей, методов и средств её решения;
• исполнительские — интеллектуальная переработка полученной информации, выполнение упражнений для усвоения знаний, умений и навыков;
• контрольные — проверка полноты, правильности и качества выполнения ориентировочных и исполнительских действий, корректировка ошибок при необходимости.
Контроль знаний является неотъемлемой частью процесса усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Без выполнения всех трёх видов действий учебной деятельности не может быть усвоения.
В процессе обучения контроль должен быть не только средством управления процессом усвоения знаний и умений, но и строго дозированным, корректным, не унижающим личность контролируемого.
Хотя оценочная функция контроля хорошо известна и широко применяется, его стимулирующая функция используется в меньшей степени и не всегда эффективно. Однако именно стимулирующая функция, через поощрение, имеет большое значение для закрепления и формирования правильных мотивов отношения к учёбе и поведению учащегося.
Исследования Ш. А. Амонашвили в младших классах дают ясный ответ на вопросы о том, что больше способствует развитию ребёнка: частое указание на допущенные ошибки или частое указание на достигнутые успехи? На чём лучше фокусировать внимание ребёнка: на том, как не надо делать, или на том, как надо делать? Что больше будет способствовать развитию ребёнка: горечь поражения или радость успеха? [2]
Н. А. Менчинская считает, что одним из подходов к построению эффективной системы контроля является содержательное и по возможности однозначное определение целей обучения. Она рассматривает умственное развитие как сложное многоуровневое явление, состоящее из нескольких слоёв — более поверхностных, внешних (знания) и более глубоких, внутренних (владение приёмами мыслительной деятельности или интеллектуальные умения).
Л. И. Айдарова считает, что в психологической литературе долгое время считалось, что деятельность контроля не имеет конкретного результата. Однако исследования П. Я. Гальперина и С. Л. Кобыльницкой показали, что специфическим результатом контроля является улучшение, корректировка основного действия в соответствии с эталоном. Это предполагает наличие модели или образа, относительно которого субъект может осуществлять действие и при необходимости проверять или уточнять его. Таким образом, вопрос о критериях, образцах и их регулирующей функции превращается в вопрос о формировании идеальной формы действия, которая может направлять и ориентировать внешнее, предметное действие.
Для решения поставленной задачи целесообразно более детально рассмотреть работы тех педагогов, которые подходят к организации контроля как к организации системы. О том, что целесообразно рассматривать проблемы контроля как проблемы системы контроля, можно судить по ряду публикаций современных педагогов [21].
В. А. Северцев считает, что необходимо упорядочить арсенал форм и методов контроля знаний с единых организационно-методических позиций. Это позволит преодолеть ситуацию, когда разнообразие форм и методов не только не способствует повышению эффективности проверки знаний, но и может снизить её дидактическую ценность. Основная причина такой ситуации — отсутствие единого, разработанного с общих педагогических позиций подхода к контролю знаний и использованию его результатов.
Цель текущего этапа — перейти от стихийного подхода к решению вопросов организации и методики проверки и оценки знаний, основанного на опыте отдельных преподавателей, к чёткому, научно обоснованному подходу к контролю как важному элементу единой системы управления качеством подготовки специалистов.
А. П. Фомичева, изучив причины низкой успеваемости, обосновывает индивидуально-тематическую систему контроля и диагностики знаний студентов. Она считает, что эффективность системы обучения обеспечивается не любым контролем, а только тем, который, обладает свойствами информативности, объективности, избирательности, полноты, массовости, своевременности и экономичности.
Таким образом, контроль – это неотъемлемая часть учебного процесса, которая помогает поддерживать связь между учеником и учителем. Благодаря контролю учитель получает информацию о том, как идёт обучение, и может быстро вносить изменения в учебный процесс, если это необходимо [12].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесов В. С. Композиция тестовых заданий. – М., Центр тестирования, 2002. – 322с.
2. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников./Ш. А. Амонашвили - М., 1999., с.427
3. Амонашвили Ш. А, Обучение. Оценка. Отметки./Ш. А. Амонашвили - М.:Знание, 1990., с. 376
4. Бухтеева Е. Е. Значение контроля в учебном процессе // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – №32.
5. Войтов, А.Г. .Форма и формы тестовых заданий //Педагогические измерения. – 2015. – №2. – С. 25-34.
6. Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся // Начальная школа, 1999.- № 7.- с.25
7. Жунусакунова А. Д. Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном процессе / А. Д. Жунусакунова // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. Т.1. 26-29.
8. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 2013. – 480с.
9. Зильгараева А. К. Формы контроля теоретических знаний студентов / А. К. Зильгараева, А. Р. Шабанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 6 (41). — С. 393-395.
10. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.,2014. 265с.
11. Калинина Л. А. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе / Л. А. Калинина, К. Ю. Чепуков // Молодой ученый. — 2025. — № 2 (553). — С. 88-90.
12. Касимов Р.Л. Рейтинговый контроль //Высшее образование в России. – 2014. – №2.– С.83-86.
13. Ковалева Г.С. Оценки знаний и умений. Международная программа PISA // Педагогическая диагностика. – 2012. – №1. – С.119-141.
14. Красильникова В.А. Технологии оценки качества обучения. М: Издательский центр НОУ ИСОМ, – 2013. – 321с.
15. Кругликов В. Д. Рейтинговая система диагностики учебного процесса // Высшее образование в России.– 2016. – №2. – С. 100-106. Источник: https://lework.net/list/products/sushchnost-zadachi-i-funkcii-kontrolya-uchebnovospitatelnoy-deyatelnosti-obuchayushchikhsya---8846
16. Курдюкова Н.А. Направленность на отметку. - М., 2006.- 165 с.
17. Маматова О. Г. Формы контроля знаний студентов педагогических вузов / О. Г. Маматова // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — С. 353-355.
18. Матвиенко Ю. А. Использование самоконтроля учебной деятельности студентов экономических специальностей в процессе психолого-педагогической подготовки с целью повышения качества усвоения знаний / Ю. А. Матвиенко // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 744-748.
19. Матросова Е. А. Актуальные формы контроля в профессиональной подготовке студента колледжа / Е. А. Матросова // Молодой ученый. — 2018. — № 1 (187). — С. 136-138.
20. Плоскова В. А. Контроль и оценка качества в профессиональном образовании / В. А. Плоскова // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1252-1255.
21. Роньжова, Н. В. Система контроля как условие управления образовательной организацией / Н. В. Роньжова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 726-728.
22. Симоненко В. И. Планирование и контроль как главные инструменты обеспечения эффективности учебно-воспитательной работы в школе / В. И. Симоненко, Е. В. Анкудинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 401-403.
23. Шуман Е. А. Тестирование как форма контроля знаний в процессе обучения / Е. А. Шуман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 12 (407). — С. 183-186.