Фрагмент для ознакомления
2
Определение творческих способностей рассматривается различными исследователями с разных точек зрения. В общем смысле, творческие способности понимаются как создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей и открытий [3].
Разные подходы к определению творчества можно найти в научной литературе. Психологический словарь трактует творчество как практическую или теоретическую деятельность человека, в которой возникают новые результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты). В педагогической энциклопедии творчество определяется как высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека, оцениваемая по социальной значимости и оригинальности [9].
Некоторые исследователи отождествляют креативность с творческими способностями, а творчество — со способностью к творчеству. Хуторской рассматривает творческие способности через призму креативности [10].
С точки зрения А.Н. Леонтьева, творческие способности - это результат овладения человеком знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того или иного вида деятельности [6]. Д.Б. Богоявленская вводит понятие креативной активности личности, обусловленной определенной психической структурой, присущей креативному типу личности [2].
Творческие способности можно определить как синтез индивидуально-психофизиологических особенностей личности и новых качественных состояний, возникающих в процессе новой для индивида деятельности, что ведет к её успешному выполнению или появлению субъективно/объективно нового продукта [1]. Под творческими способностями понимается комплекс индивидуальных способностей обучающихся, позволяющих решать проблемные ситуации, принимать неординарные решения, продуцировать новые идеи и участвовать в различных видах деятельности.
А.И. Савенков выделяет такие качества творческой личности, как любознательность, сверхчувствительность к проблемам, надситуативная активность, высокий уровень логического мышления, повышенный интерес к дивергентным задачам, оригинальность, гибкость и продуктивность мышления [8].
Творчество играет фундаментальную роль в развитии детей, являясь ключевым фактором их успешной адаптации, формирования самостоятельности и достижения академических успехов. Оно выступает не только как средство выражения эмоций и чувств, позволяя ребенку глубже познать себя и окружающий мир, но и как мощный инструмент для развития познавательных процессов и навыков самовыражения. Творческий подход облегчает адаптацию к новым обстоятельствам, помогая, например, легче вливаться в коллектив и заводить друзей, находить нестандартные решения в сложных ситуациях. Кроме того, творчество способствует развитию самостоятельности, побуждая детей мыслить независимо и находить собственные пути решения задач.
В образовательном контексте творчество открывает новые перспективы для решения учебных задач, расширяя границы познания. Эмоциональное развитие также получает значительный импульс, поскольку дети учатся понимать и выражать свои чувства, что способствует гармонизации их внутреннего мира. Участие в командных творческих проектах способствует развитию социальных навыков, обучая детей эффективно взаимодействовать в коллективе. Занятия творчеством, такие как рисование и лепка, положительно влияют на развитие мелкой моторики и координации движений. Важно отметить, что творчество играет существенную роль в повышении самооценки и уверенности в себе, поскольку создание чего-то нового своими руками приносит удовлетворение и ощущение собственной компетентности. Стимулируя воображение и абстрактное мышление, творческие занятия одновременно развивают логическое мышление, помогая детям познавать мир в деталях, нестандартно мыслить, замечать важные нюансы и выделять главное, а также прислушиваться к своим внутренним ощущениям. Творчество способствует развитию эстетического восприятия, воображения, усидчивости, мелкой моторики и более глубокому пониманию окружающего мира.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Балина М. Ю. Художественно-творческая деятельность детей дошкольного возраста // Гуманитарное пространство. 2019. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvenno-tvorcheskaya-deyatelnost-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 14.02.2025).
2. Богоявленская, Д. Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская – М.: Знание, 1991. – 96 с.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 2011. - 124 с.
4. Годз В.В. Образовательная программа дополнительного образования детей «Развитие творческих способностей». 2010. - 46 с.
5. Дружинин В.Н.Психология общих способностей / СПб.: Питер Ком, 2009. - 368 с.
6. Дьяченко, О.М. , Холмовская В.В. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие» / О.М. Дьяченко, В.В. Холмовская – М.: Новая школа. 1996. – 196 с.
7. Емельянова Е.В. Программа по выявлению и развитию творческих способностей детей «Умники и умницы». 2012. - 43 с.
8. Казакова Н.В. Программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста. 2014. - 78 с.
9. Кондратьева Н. В. Сущность понятия «Творческие способности» // Концепт. 2015. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-tvorcheskie-sposobnosti (дата обращения: 14.02.2025).
10. Кошелева Е.С. Художественно-творческая деятельность участвует в комплексном развитии личности ребенка. 2013. - 30 с.
11. Николаева Е.И. Психология детского творчества. 2-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 194 с.
12. Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., 2000. - 351 с.
13. Севастьянова О.А. Психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста учреждений культуры: автореф. дисс.. канд. пед. наук / М., 2006. - 23 с.
14. Суровцев С.С. Физиологические предпосылки развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. 2021. - 235 с.
15. Суровцева С.С. Исследование психофизиологических предпосылок развития творческих и музыкальных способностей старших дошкольников: автореферат дисс. канд. псих.наук / СПб. 2004. - 22 с.
16. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного восприятия. М: Педагогика, 2007. - 167 с.
17. Тимофеева Н.В. Развитие речевого творчества дошкольника: пособие. 2019. - 145 с.
18. Шайдурова Н.В. Методика оценки разработанности содержания изображения и самостоятельности замысла. 2015. - 84 с.
19. Шинкарёва Н. А., Богослова Г. В. Особенности и условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста // БГЖ. 2018. №3 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-i-usloviya-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.02.2025).