Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопрос привлечения к уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних занимает важное место в системе уголовного правосудия, так как он затрагивает не только правовые аспекты, но и социальные, психологические и образовательные проблемы. Несовершеннолетние, как группа, обладающая особыми характеристиками и потребностями, нуждаются в внимательном подходе, учитывающем их возраст, уровень развития и возможность ресоциализации. В последние годы обсуждение данной темы стало особенно актуальным в свете роста преступности среди молодежи и необходимости поиска эффективных методов ее профилактики и коррекции.
Актуальность исследования заключается в том, что несовершеннолетние преступники часто становятся жертвами общественных предрассудков и правовых неопределенностей. В условиях постоянно меняющейся социальной среды и вследствие влияния глобализации возникают новые формы преступности, что делает необходимым постоянное обновление законодательства и практики работы с несовершеннолетними правонарушителями. Также необходимо уделять внимание действиям, направленным не только на наказание, но и на воспитание и реабилитацию, что может значительно снизить риск повторных правонарушений.
В рамках данного исследования будут проанализированы проблемы, с которыми сталкиваются несовершеннолетние при привлечении к уголовной ответственности. Среди них: недостаточная правовая защищенность, низкий уровень информированности о своих правах, а также отсутствие системной работы с такими правонарушителями после отбытия наказания.
Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть существующие подходы к привлечению несовершеннолетних к уголовной ответственности, выявить их особенности и проблемы.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть такие задачи:
- рассмотреть понятие, сущность и цели уголовной ответственности несовершеннолетних;
- изучить историю и виды уголовной ответственности несовершеннолетних;
- исследовать виды наказаний и их назначение несовершеннолетним;
- проанализировать освобождение несовершеннолетних от уголовного наказания и уголовной ответственности.
Объектом исследования являются несовершеннолетние, совершившие правонарушения, а предметом — законодательные и практические аспекты привлечения их к уголовной ответственности и назначения наказания.
Методы исследования: анализ нормативно-правовых актов, сравнительно-правовой анализ, метод наблюдения, интервьюирование практиков в области уголовной юстиции, а также обзор научной литературы.
Законодательная база исследования включает в себя Уголовный кодекс Российской Федерации, а также законы и подзаконные акты, регламентирующие порядок и условия привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности.
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении научного понимания специфики уголовной ответственности несовершеннолетних, а также в выработке рекомендаций по усовершенствованию законодательства в данной сфере.
Практическая значимость обусловлена возможностью применения полученных результатов для улучшения работы правоохранительных органов, судов и учреждений, занимающихся ресоциализацией несовершеннолетних правонарушителей.
Курсовая работа состоит из двух глав поделенные на параграфы, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Понятие уголовной ответственности несовершеннолетних
1.1 Понятие, сущность и цели уголовной ответственности несовершеннолетних
В системе действующего правового регулирования предусмотрена уголовная ответственность несовершеннолетних лиц, то есть, лиц, которые не достигли восемнадцатилетнего возраста. Однако, в чем именно заключается сущность уголовной ответственности указанных лиц, ее цели, а также понятие в законодательстве не определены, но определенным образом разработаны в науке уголовного права.
В первую очередь необходимо заострить внимание на понятии и особенностях самого несовершеннолетнего. Согласно ч. 1 ст. 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Как отмечается в научной литературе по уголовному праву, «Определяя возрастные границы привлечения к уголовной ответственности, законодатель исходит из того, что в этом возрасте подросток способен осознавать фактический характер и общественную опасность совершаемых противоправных действий. В противном случае он может быть освобожден от уголовной ответственности на основании ч. 3 ст. 20 УК РФ. Для установления признаков отставания в психическом развитии назначается и проводится судебно-психологическая экспертиза» .
Кроме того, стоит согласиться и с тем, что в качестве критериев определения возраста, с которого лицо подлежит уголовной ответственности, лежат множество факторов, связанных непосредственно с преступником (особенно если он несовершеннолетний). В связи с этим, стоит согласиться с тем, что «В основе определения возраста уголовной ответственности находится уровень сознания человека, его способность осознавать происходящее, и в соответствии с этим, осмысленно осуществлять свои действия» . Из этого и вытекает понятие уголовной ответственности данных субъектов, под которой, с учетом понятий общей теории права, а также уголовного права, можно понимать предусмотренную уголовно-правовыми нормами ответственность лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста за совершение ими общественно опасных, противоправных, виновных деяний (действий или бездействий).
Как пишет Д.А. Костева, «несовершеннолетие виновного признается обстоятельством, дифференцирующим уголовную ответственность» . Именно несовершеннолетние отграничивает уголовную ответственность данных лиц от уголовной ответственности совершеннолетнего лица.
Говоря о правовой природе уголовной ответственности несовершеннолетних, следует заметить, что она состоит в привлечении виновного несовершеннолетнего лица к уголовной ответственности за совершение им преступного деяния, предусмотренного Особенной частью. При этом несовершеннолетие, хоть и является смягчающим обстоятельством, но не освобождает полностью от данного вида юридической ответственности, поскольку несмотря на то, что виновное лицо является несовершеннолетним, по сути, подростком, не достигшим должного уровня психического, психологического развития и не способного в полной мере осознавать противоправность и негативные последствия преступных деяний, оно все равно должно претерпевать определенные санкции. Иначе, если бы уголовная ответственность несовершеннолетних не была предусмотрена, это бы породило произвол, а также вседозволенность среди данной категории лиц.
Также говоря о природе уголовной ответственности несовершеннолетних, стоит отметить более лояльный и «мягкий» подход законодателя к данным лицам. Стоит согласиться с тем, что «Особенности психологии несовершеннолетнего позволяют лучшим образом реализовать цели уголовного наказания путем применения специальных, менее жестких мер наказания. Несовершеннолетний способен совершить такой акт, не задумываясь о его последствиях, под влиянием внезапно возникшего и быстро проходящего влечения к тому или иному объекту агрессии».
В качестве целей уголовной ответственности лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, представляется необходимым на основании анализа законодательства и литературы по уголовному праву выделить следующие цели :
- воспитание несовершеннолетнего (благодаря возложенной на него уголовной ответственности, реализуется воспитательная функция);
- реабилитация несовершеннолетнего (подростка) в нормальные общественные отношения, не связанные с противоправными деяниями, запрещенными УК РФ;
- предупреждение (превенция) совершения преступлений для других несовершеннолетних лиц;
- применение в отношении несовершеннолетних равнозначного, справедливого, законного и обоснованного наказания (санкции уголовно-правовой нормы) с учетом особенностей их психоэмоционального развития. На первом месте находится не карательная цель, а восстановительная, то есть, восстановление законопослушного поведения несовершеннолетнего, существовавшего у него до совершения преступного деяния.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Декрет СНК РСФСР от 14 января 1918 года «О комиссиях для несовершеннолетних» (документ утратил силлу в связи с изданием Постановления ВЦИК, СНК ЗСФСЗ от 25.01.1928)
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.04.2025 // Собрание законодательства 17.06.1996 № 25, ст. 2954
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 (ред. от 28.10.2021) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // Российская газета, 11.02.2011 № 29
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 (ред. от 25.06.2024) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения», 19.12.2008 № 29
5. Бельский А.И. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника [Текст] / А.И. Бельский // Российский следователь. — 2019
6. Буранов Г.К., Никитина Т.В. Актуальные проблемы штрафа как вида уголовного наказания, назначаемого несовершеннолетним [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы IV Междунар. науч. конф. Чита: Молодой ученый, 2018. С. 50–53.
7. Власова И. А. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних [Текст] // Вопросы российского и международного права– 2022г. - Т. 12, № 2A. - С. 273–279
8. Костева Д. А. Понятие и содержание уголовной ответственности несовершеннолетних [Текст] // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2021г. - № 1–9(69). - С. 179–181.
9. Маликов Б.З. К вопросу об уголовной ответственности несовершеннолетних (по материалам республики Башкортостан) [Текст] / Б.З. Маликов // Правовое государство: теория и практика. – 2019г - № 1 (55). – С. 149
10. Приговор Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 13 июня 2019 г. № 1–268/2019. URL: https://sudact.ru/regular/ doc/8jVE5T8rUhdx/?regular– txt=®ular– case_doc (дата обращения: 15.02.2025)
11. Приговор Хасавюртовского городского суда (Республика Дагестан) № 1–111/2019 от 14 июня 2019 г. по делу № 1–111/2019 // Судебные и нормативные акты РФ. URL: https://sudact.ru/regular/doc/clxlDroAHgVw/?regular– txt (дата обращения: 15.02.2025)
12. Приговор Хасавюртовского городского суда Республики Дагестан от 7 июня 2019 г. № 1–16/2019. URL: https://sudact.ru/regular/doc/ DH9xHvD69F14/?regular–txt=®ular–case_doc (дата обращения: 15.02.2025)
13. Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних: приняты резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи от 14 дек. 1990 г.
14. Салахов, Э. Б. История развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних [Текст] / Э. Б. Салахов. // Молодой ученый. -2022. - № 52 (447). — С. 285-288.
15. Салахов, Э. Б. История развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних [Текст] / Э. Б. Салахов. // Молодой ученый. -2022. - № 52 (447). — С. 355-360
16. Санташов А. Л. Цели уголовной ответственности несовершеннолетних: результаты социологического исследования // Уголовно-исполнительная система на современном этапе и перспективы ее развития. Сборник тезисов выступлений и докладов участников Международной научно-практической конференции: в 6 т. - 2022. - С. 327- 331.
17. Санташов А. Л. Цели уголовной ответственности несовершеннолетних: результаты социологического исследования // Уголовно-исполнительная система на современном этапе и перспективы ее развития. Сборник тезисов выступлений и докладов участников Международной научно-практической конференции: в 6 т. - 2022. - С. 327- 331.
18. Федотова Е.Н. Классификация уголовных наказаний, назначаемых несовершеннолетним [Текст] // Человек: преступление и наказание. 2017. № 2. С. 164–327
19. Федотова Е.Н. Уголовные наказания, не связанные с лишением свободы, применяемые в отношении несовершеннолетних: дис... канд. юр. наук. Рязань, 2018. 210 с
20. Фокин В.А. Лишение права заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания, применяемый к несовершеннолетним [Текст] // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. 2015. № 12(62). С. 186–188