Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы внешнеполитической доктрины КНР в отношении Африки 5
1.1. Эволюция внешнеполитической стратегии Китая в отношении Африканского континента 5
1.2. Место Африки в системе внешнеполитических приоритетов КНР 7
Глава 2. Практическая реализация внешнеполитической стратегии КНР в Африке 11
2.1. Региональные особенности политики Китая на Африканском континенте 11
2.2. Методы и инструменты реализации внешней политики КНР в Африке 13
Заключение 17
Список использованных источников 19
Фрагмент для ознакомления
2
Корни китайско-африканского взаимодействия уходят в эпоху Великих географических открытий, однако институционализация отношений началась в середине XX века. После образования КНР в 1949 году Пекин, руководствуясь принципами антиколониализма, установил дипломатические связи с Ганой (1957) и Гвинеей (1959), ставшими первыми независимыми государствами Африки. В 1960-х годах Китай активно поддерживал движения за деколонизацию, предоставляя военную помощь Анголе, Мозамбику и Зимбабве, что заложило основу политического доверия .
Важным этапом стало участие КНР в строительстве Танзамской железной дороги (1970–1975), символизирующей «братскую солидарность». Проект стоимостью $500 млн (в ценах 1970 г.) не только укрепил имидж Китая как «друга развивающихся стран», но и создал прецедент инфраструктурного сотрудничества. В период холодной войны Пекин конкурировал с СССР и США за влияние, используя Африку как плацдарм для продвижения модели «социализма с китайской спецификой». К 1971 году поддержка африканских стран обеспечила КНР место в ООН вместо Тайваня, подтвердив стратегическую ценность континента .
Концептуальной основой взаимодействия стали «Пять принципов мирного сосуществования», сформулированные в 1954 году и адаптированные для Африки. Они включают :
1. Взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности — отказ от вмешательства во внутренние дела, что особенно значимо для постколониальных государств.
2. Взаимная ненападность — акцент на дипломатические, а не военные методы решения споров.
3. Невмешательство во внутренние дела — принцип, позволяющий Китаю сотрудничать с авторитарными режимами без критики их политики.
4. Равенство и взаимная выгода — создание симметричных экономических отношений, хотя на практике доминирование КНР часто вызывает вопросы.
5. Мирное сосуществование — продвижение многополярного мирового порядка.
Эти принципы были закреплены в совместных декларациях с Египтом (1956) и Алжиром (1963), став правовой базой для двусторонних соглашений. В 2006 году на саммите FOCAC (Форум сотрудничества Китай-Африка) они были дополнены концепцией «стратегического партнёрства», предполагающей углубление координации в ООН и других международных организациях .
С началом реформ Дэн Сяопина (1978) внешняя политика Китая сместилась от идеологии к прагматизму. Однако настоящий прорыв произошёл после принятия стратегии «идти вовне» (走出去战略) в 2001 году, которая стимулировала экспансию китайских компаний за рубеж. К 2020 году объём прямых инвестиций КНР в Африку достиг $43,4 млрд, причём 70% направлено в добывающие отрасли и инфраструктуру.
Ключевым инструментом стал Форум FOCAC, учреждённый в 2000 году. На его платформе Китай списал $12,9 млрд африканских долгов (2000–2020), открыл 61 Confucius Institute для продвижения языка и культуры, а также учредил Фонд развития Китай-Африка с капиталом $5 млрд. Параллельно Пекин наращивал военное присутствие: в 2017 году в Джибути открылась первая зарубежная база НОАК, призванная защищать морские пути в рамках антипиратских операций.
Интеграция Африки в проект «Пояс и путь» (BRI) после 2013 года трансформировала экономическое сотрудничество. Из 54 африканских стран 52 подписали меморандумы о присоединении к BRI, что открыло доступ к кредитам Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (AIIB). К 2023 году в рамках BRI реализовано 186 проектов, включая :
- Железную дорогу Момбаса–Найроби (Кения, $3,8 млрд);
- Порт Багамойо (Танзания, $10 млрд);
- Промышленный парк в Эфиопии (Eastern Industry Zone).
Африка стала критически важной для обеспечения ресурсной безопасности КНР: 45% китайского импорта кобальта и 25% меди поступают из ДР Конго и Замбии. Одновременно BRI способствует диверсификации транспортных маршрутов, снижая зависимость от Малаккского пролива. Однако проекты сталкиваются с критикой из-за «долговых ловушек» — так, Замбия в 2020 году передала Китаю контроль над энергосетью ZESCO в счёт погашения кредита.
Таким образом, эволюция китайской стратегии отражает переход от идеологической солидарности к многоплановому экономическому партнёрству, где Африка выступает как ресурсная база, рынок сбыта и геополитический актив.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белая книга «Китайско-африканское сотрудничество в новую эпоху» / Госсовет КНР. – Пекин : Изд-во литературы на иностранных языках, 2021. – 48 с.
2. Брази А. Стратегия Китая в Африке: экономика вместо идеологии // Мировая экономика и международные отношения. – 2020. – № 5. – С. 45-56.
3. Бракман С. The Dragon’s Gift: The Real Story of China in Africa. – Oxford : Oxford University Press, 2020. – 384 p.
4. Браутигам Д. Will Africa Feed China? – N.Y. : Oxford University Press, 2015. – 232 p.
5. Давыдов В.М. Китай в Африке: стратегия и тактика. – М. : Институт Африки РАН, 2019. – 210 с.
6. Доклад о глобальных инвестициях / ЮНКТАД. – Женева : ООН, 2023. – URL: https://unctad.org (дата обращения: 20.04.2025).
7. Китайско-африканский форум сотрудничества (FOCAC): итоги и перспективы / МИД КНР. – 2022. – URL: https://www.focac.org (дата обращения: 20.04.2025).
8. Луконин С.А. «Мягкая сила» Китая в странах Африки // Проблемы Дальнего Востока. – 2022. – № 3. – С. 78-89.
9. Мартынов Б.Ф. Африка в системе международных отношений. – М. : Аспект Пресс, 2018. – 304 с.
10. Официальный сайт инициативы «Пояс и путь» / Национальная комиссия развития и реформ КНР. – URL: https://www.yidaiyilu.gov.cn (дата обращения: 19.04.2025).
11. Портер Г. China’s African Policy: Driving Forces and Emerging Strategies. – L. : Chatham House, 2019. – 67 p.
12. Стратегия ЕС в Африке: вызовы китайского влияния / Европейская комиссия. – Брюссель, 2023. – URL: https://ec.europa.eu (дата обращения: 20.04.2025).
13. Сунь Сяокунь. Экономическое сотрудничество Китая и Африки в рамках BRI. – Шанхай : Изд-во Шанхайского университета, 2022. – 156 с.
14. Фролова Е.Д. Китай в Африке: анализ долговой дипломатии // Вестник МГИМО. – 2021. – № 6. – С. 112-125.
15. Чжан Вэйвэй. Китайская модель: можно ли её экспортировать? – М. : Международные отношения, 2020. – 288 с.
16. Шитов А.В. Военное присутствие КНР в Африке: цели и последствия // Международная жизнь. – 2023. – № 2. – С. 34-47.
17. Экономическая статистика Китай-Африка / Министерство коммерции КНР. – 2023. – URL: http://www.mofcom.gov.cn (дата обращения: 20.04.2025).
18. Эфиопско-китайская промышленная зона: кейс-стади / Всемирный банк. – 2022. – URL: https://www.worldbank.org (дата обращения: 20.04.2025).
19. Юй Сяоцюнь. Культурная дипломатия Китая в Африке. – Пекин : Изд-во народов Китая, 2021. – 189 с.
20. Яковлев А.Г. Региональные аспекты китайской политики в Африке // Азия и Африка сегодня. – 2020. – № 11. – С. 23-30.