Фрагмент для ознакомления
2
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) первостепенной целью дошкольного обучения ставит развитие навыков речевого общения. Поскольку основой речевой организации человека является лексика, различные недостатки в ее функционировании значительно усложняют процесс общения и социальной адаптации. Согласно п.2 6 настоящего стандарта среди целевых ориентиров речевого развития ставится обогащение активного и пассивного словарного запаса ребенка [28].
Дошкольный возраст представляет собой стадию значительных изменений в организме ребенка и выступает в качестве определенной стадии созревания организма.
Проблеме изучения закономерностей, последовательности и этапов развития речи в онтогенезе посвящены труды ученых-лингвистов, психологов, педагогов, психолингвистов (А.М. Бородич, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Н.В. Гавриш, А.Н. Гвоздев, В.В, Гербова, Е.С. Кубрякова, A.A. Леонтьев, Е.И. Негневицкая, Ф А. Сохин, О.С. Ушакова, А.М. Шахнарович, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин и др.) [24].
Речь является средством общения, по мнению Р. С. Немова, речь определяется системой звуковых сигналов, письменных знаков и символов, которые позволяют отображать, преобразовать и транслировать информацию [8].
Речь является результатом общения, её формой сопровождения.
С.Л Рубинштейн указывает, что речь выступает средством целенаправленного взаимодействия посредством семантизации слова [4].
Отметим, что понятие «речь» можно найти во всех словарях и энциклопедиях. К примеру, Большой психологический словарь приводит следующее определение термину «речь» как коммуникативная деятельность человека, предназначенный для общения с другими участниками языкового коллектива [20].
Педагогики в области методики преподавания русского языка и литературы, Т.А. Ладыженская и В.Н. Мещерякова, понятие «речь» рассматривают с несколько сторон: с одной стороны, речь понимается ими как процесс обмена речевыми фразами, а с другой стороны – как результат этого общения, который выражается в форме устного или письменного сообщения [4].
Итак, мы можем обобщить, что речь выступает средством общения между ребенком и сверстниками, ребенком и взрослым. От того, насколько понятно речь ребенка, может судить о развитии ребенка и степени его комфортности в обществе сверстников.
Таким образом, можно сделать вывод, что речь – это сложный процесс, предназначенный для передачи и получения информации от одного человека другому и удовлетворяющий потребность человека в общении.
Развитию речи в дошкольном возрасте посвящено значительное число работ. Анализ данных исследований позволяет понять, какой онтогенетический процесс проходит речь ребенка в дошкольном возрасте. К примеру, Запорожец А.В. отмечает, что в дошкольном возрасте можно выделить два этапа развития речи. Первый этап именуется как подготовительный, в процессе которого ребенок начинает осваивать звукобуквенную систему родного языка, начинает произносить первые слова. И второй этап – речевой, в котором ребёнок начинает овладевать фразовой речью. В процессе общения он употребляет законченные предложения, умеет задавать вопросы. В это время речь ребенка начинает выполнять свою главную функцию – коммуникативную[4].
В психологических исследованиях показано, что элементы связной монологической речи появляются у детей уже в 2-3 года, а переход внешней речи во внутреннюю, ситуативной - в контекстную происходит к 4-5 годам (М.М. Кольцова, А.М. Леушина, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин). В ряде исследований отмечено, что в младшем и среднем дошкольном возрасте у детей приходится наблюдать склонность к монологизированию (Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др.) [4].
Понятие ситуативной речи впервые разработано С. Л. Рубинштейном, выделившим два вида речи – ситуативную (понятную только в конкретной обстановке) и связную контекстную (автономную от наглядной ситуации) речь. Под связностью речи С. Л. Рубинштейн понимал адекватность речевого оформления мысли говорящего с точки зрения понятности для слушателя. Связная речь – речь, которая может быть понята на основе собственно предметного содержания, следовательно, это контекстная речь. Речь маленького ребенка отличается обратным свойством: для ее понимания необходимо учесть конкретную наглядную ситуацию; смысловое содержание речи понятно лишь, будучи взято совместно с этой ситуацией, – это ситуативная речь [1].
С. Л. Рубинштейн отмечал, что, различая ситуативную и контекстную речь, их нельзя противопоставлять. Всякая речь имеет контекст, и всякая речь обусловлена ситуацией. Речь всегда направлена на слушателя и служит средством общения с ним. Это относится как к ситуативной, так и к контекстной речи. Но для того, чтобы быть адекватным средством общения в разных условиях, речь должна удовлетворять разным требованиям и пользоваться различными средствами. Этим и обусловлено различие ситуативной и контекстной речи [1].
До 2-х лет у большинства детей отсутствует фразовая речь. Некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами, к концу 2 года жизни словарный запас ребенка составляет около 300 слов. Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка, так как ребенок переходит к собственному речевому общению, как главному средству установления контактов с окружающими, выражение мыслей, переживаний. Речевое развитие и обогащение активного словаря детей 2-3 лет происходит стремительными темпами. В этом возрасте дети «схватывают» и пополняют свой словарный запас словами и целыми выражениями. Им удается довольно легко запоминать простые рифмы, стихи, песни, элементарные сказки и к трем годам словарный запас пополняется до 800-1000 слов [5].
В младшем дошкольном возрасте, который приходится на возраст 3-4 года дети начинают активно постегать мир не только невербальными средствами общения (жестами, мимикой), но и вербальными, т.е. словом. Дети начинают активно прислушиваться к речи взрослых людей, запоминать слова, даже на первый взгляд непонятные для них. Поэтому в это время взрослые должны быть внимательны к своей речи и выбору слов.
В отношении произносительной речи 85 % детей в этом возрасте не могут произносить шипящие звуки и заменяют их свистящими: шишка – сыска, чашка – цяска, щетка – сётка. 95% детей не выговаривают звук [р], так как в этом возрасте недостаточно развит речевой аппарат [5].
Таким образом, отметим, что речь детей младшего дошкольного возраста еще не совершенна. Это объясняется тем, что в данном возрасте дети ещё не сформировали правильную звуковую базу, не владеют грамматическими категориями, не могут правильно строить свою речь в соответствии с правилами родного языка. Но все же необходимо указать, что если ребенок в возрасте 3 лет владеет понятной для окружающих речью, владеет предикативным словарем, то можно судить об отсутствии у ребенка признаков общего недоразвития речи, задержки психического развития и иных речевых патологий. Именно поэтому в общем анамнезе ребенка всегда есть графа о периоде появления первых слов, фразовой речи. Такие данные помогают специалистам проследить этапы развития ребенка.
К пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становиться чище, отчётливей. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.
По мере усложнения грамматической структуры предложения становятся более подробными и связными. Дети до пяти лет активно участвуют в беседе, участвуют в разговорах и могут повторить рассказ. Составьте рассказ по игрушкам и картинкам. Они не умеют задавать правильные вопросы. Они легко разговаривают со взрослыми. К старшему дошкольному возрасту дети активно участвуют в беседе - отвечают на вопросы полными предложениями и формулируют правильные вопросы. Они осваивают все типы предложений: повествовательные, описательные и рассуждения на наглядном материале [5].
Старший дошкольный возраст – это период обогащения словарного запаса. Его рост зависит от условий жизни и воспитания, поэтому данные о количестве слов у детей одного возраста в литературе сильно различаются. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной науке нормой является наличие 10-12 слов у ребёнка в год [4].
Несмотря на стремительное развитие речи в лексическом плане, в речи ребенка еще нет четкого произношения отдельных звуков. Большая часть детей в данном возрасте испытывает трудности с произношением шипящих и свистящих звуков, заменяя их более удобными для ребенка звуками. Также детям сложно дифференцировать звонкие согласные звуки по типу [р], [б] [4].
Если рассматриваться особенности развития отдельных сторон словаря, то количество существительных и глаголов быстро увеличивается, а количество используемых прилагательных увеличивается медленнее. Это связано, во-первых, с условиями обучения (взрослые уделяют мало внимания распознаванию детьми признаков и качеств предметов), а во-вторых, с характером прилагательного как самой абстрактной части речи. Как показывает большинство исследователей, специфика развития словаря прилагательных определяется характером дефекта речи, возрастом ребенка, социокультурными факторами [5].
В дошкольном возрасте количественный рост словаря протекает быстро: на первом году жизни ребёнок владеет 10-20 словами, в 1,5 года -20-30 в 2 года в речи ребёнка насчитывается около 300-400 слов, к 3 году жизни словарь ребёнка достигает до 1500 языковых единиц. При этом понимание речи опережает её воспроизведение. В 4 года ребёнок осваивает до 1900 слов, к 5-и годам - до 2000-2500 и в 6-7 лет около 3500-4000 слов. В 5-6 летнем возрасте пополнение словаря осуществляется на основе восприятия ребёнка окружающей действительности [24].
Итак, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи детей старшего дошкольного возраста позволил нам прийти к следующим выводам:
- речь ребенка развивается постепенно: от первых слов, до их комбинации в сложные предложения;
- речь детей в возрасте развивается параллельно с общим развитием ребенка него постижением окружающей действительности. Можно сказать, что именно детское любопытство порождает развитие речи;
- в речи детей уже присутствует почти все части речи, ребенок способен строить речь в форме предложений, вступать в вопросно-ответные формы общения.
Учитывая теоретический материал, мы можем свидетельствовать, что в старшем дошкольном возрасте дети как никогда восприимчивы в речи взрослых. Поэтому воспитателям и родителям необходимо как можно внимательно относиться к используемым в своей речи словам, поощрять детей к речевой активности, использовать в своей работе наиболее эффективные, понятные и интересные формы и методы обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бадалян Л.О., Детский церебральный паралич. - Киев: Здоровье, 1988. - 327 с.
2. Балгаева М. С. Современные подходы к диагностике и объективизации нарушений при церебральном параличе // Журнал «Нейрохирургия и неврология Казахстана». - 2020. - №4 (41). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-diagnostike-i-obektivizatsii-narusheniy-pri-tserebralnom-paraliche (дата обращения: 07.02.2025).
3. Бачина, О. Ф., Коробова, Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет. – М.: Изд-во: АРКТИ, Серия: Развитие и воспитание. - 2006. - 88 с.
4. Гнедова С. Б. Специальная психология: учебное пособие. – Ульяновск: УлГУ, 2009. – 306 с.
5. Давыдов В. В. Развитие мелкой моторики у дошкольников. - М. : Академия, 2013. - 163 с.
6. Данилова Л. А., Стока К., Козлицына Г.Н. Диагностика психического и речевого развития ребенка с ДЦП // Детский церебральный паралич: хрестоматия : учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / сост. Л.М. Шипицына, И. И. Мамайчук. – Санкт-Петербург: Дидактика Плюс; Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2003. – С. 295-299.
7. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в инклюзивной группе: методическое пособие / Д.З. Ахметова, В.С. Горынина, Л.А. Орешникова. – Казань: Изд–во «Познание» Института экономики, управления и права, 2020. – 102 с.
8. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений: учеб.-метод, пособие / М-во здравоохранения и соц. развития Российской Федерации, Науч. центр здоровья детей РАМН, Российский нац. исслед. мед. ун-т им. Н.И. Пирогова; [сост.: С.А. Немкова и др.]. — М .: Союз педиатров России, 2012. — 60 с.
9. Коноваленко, С. В. Особенности формирования конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом // Специальная психология. – 2024. – №1(1). – С.56 – 63.
10. Левченко И. Ю. Современные проблемы организации обучения и воспитания детей с детским церебральным параличом. - М.: Коррекционная педагогика, 2008.-213с.
11. Левченко И. Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 2001.
12. Мамаева А. В. Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей 7-9-летнего возраста с церебральным параличом в процессе логопедического воздействия: Дис. … канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2008.
13. Немкова С.А. Изучение индивидуального профиля функциональных асимметрий, вертикальной устойчивости и интеллектуальных функций у больных детским церебральным параличом при соматосенсорной стимуляции. Автореф. дис. ... канд. мед. Наук. - М., 2000. - 27 с.
14. Немкова С.А., Каркашадзе Г.А. Когнитивные нарушения у детей с церебральным параличом (структура, диагностика, лечение) // ПФ. - 2022. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-narusheniya-u-detey-s-tserebralnym-paralichom-struktura-diagnostika-lechenie (дата обращения: 05.02.2025).
15. Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет : монография // Дошкольное воспитание, 2015. –№ 5. – с. 28-35.
16. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2017. – 187 с.
17. Погодин, С. В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 272 с.
18. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии школьников : монография // Начальная школа. 2015. – № 1. – с. 60-64.
19. Савина М.В. Проблемы психического развития детей и подростков с детским церебральным параличом // Международный медицинский журнал. – 2010. - № 3. – С. 12-16.
20. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. - М.: Медицина, 1972. 328 с.
21. Симонова, Т. Н. Современные подходы к изучению нарушений психического развития дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями // Монография.- Изд-во РПГУ им. Герцена, 2008. - 128 с.
22. Современные принципы ранней диагностики и комплексного лечения перинатальных поражений центральной нервной системы и детского церебрального паралича : методическое пособие. – М.: ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, 2013. – 76 с.
23. Шипицина Л. М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.- СПб.: Дидактика Плюс, 2001.- 272 с.