Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Инвентаризация имущества и обязательств является важнейшим элементом бухгалтерского учета и финансового контроля в любой организации, включая муниципальные бюджетные учреждения. Она позволяет не только обеспечить достоверность данных о наличии и состоянии активов и обязательств, но и выявить возможные отклонения, ошибки и недочеты в учете. В условиях динамично меняющейся экономической среды и постоянного роста требований к прозрачности и отчетности государственных учреждений, эффективность проведения инвентаризации становится особенно актуальной.
В ходе инвентаризации также необходимо уделить внимание оценке состояния имущества и обязательств, что является важным аспектом для формирования правильной учетной политики. Оценка состояния активов позволяет выявить изношенные или непригодные к использованию объекты, что, в свою очередь, может повлиять на принятие решений о дальнейшем использовании или списании таких активов. Кроме того, инвентаризация обязательств позволяет удостовериться в их актуальности и правомерности, что особенно важно в условиях постоянных изменений в законодательстве.
В первой главе данной работы будут рассмотрены теоретические аспекты проведения инвентаризации, включая основные понятия, цели и задачи, а также методические рекомендации по отражению результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Будет проанализирован действующий порядок проведения инвентаризации в соответствии с российским законодательством, а также рассмотрены основные проблемы и недостатки, с которыми могут столкнуться организации в процессе инвентаризации [1-6].
Во второй главе будет проведена оценка порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств в Муниципальном Бюджетном Учреждении «Служба Экологической Безопасности». Будут проанализированы конкретные примеры из практики данного учреждения, что позволит выявить сильные и слабые стороны существующей системы учета и контроля. Также будет рассмотрен процесс подготовки и проведения инвентаризации, а также способы отражения ее результатов в бухгалтерском учете [7].
Актуальность исследования «Инвентаризация имущества и обязательств организации и отражение ее результатов в бухгалтерском учете на примере муниципального бюджетного учреждения служба экологической безопасности» обусловлена необходимостью обеспечения прозрачности и достоверности финансовой отчетности государственных учреждений. В условиях современных экономических реалий, когда эффективное управление ресурсами становится ключевым фактором для достижения устойчивого развития, правильное проведение инвентаризации имущества и обязательств играет важную роль в предотвращении финансовых рисков и оптимизации бюджетных процессов.
Объектом исследования курсовой работы является Муниципальное Бюджетное Учреждение «Служба Экологической Безопасности».
Предметом исследования являются инвентаризация имуществ и обязательств организации и отражение ее результатов бухгалтерском учете МБУ «СЭБ».
Целью данного исследования является анализ процесса инвентаризации имущества и обязательств муниципального бюджетного учреждения «Служба экологической безопасности», а также оценка отражения результатов этой инвентаризации в бухгалтерском учете.
Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:
– изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей процесс инвентаризации,
– анализ существующих методов и подходов к проведению инвентаризации,
– оценка эффективности учета результатов инвентаризации в бухгалтерской системе учреждения.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И ОТРАЖЕНИЕ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ В УЧЕТЕ
1.1. Нормативное регулирования проведения учета инвентаризации в бюджетном учреждении
Инвентаризация– это обязательное мероприятие. Организуется оно минимум раз в 12 месяцев. По итогам мероприятия имущество фиксируется в инвентаризационной описи. Последнюю опись можно соотнести с бухучетом. Инвентаризационная опись позволит предупредить и выявить кражу. Инвентаризация способствует также верному расчету налогов [8].
Когда требуется инвентаризация. Плановая проверка выполняется раз в год. Внеплановая инвентаризация – при наличии особых обстоятельств. Перечень этих обстоятельств приведен в ФЗ №402 «О бухучете» от 6 декабря 2011 года:
• Смена руководителя, передача собственности другому лицу, перевод организации из государственной в унитарную.
• Увольнение более 50% работников штата.
• Выявление кражи, порчи имущества, его незаконной эксплуатации.
• Порча собственности в результате ЧП (пожары, наводнения, ураганы).
Инвентаризация также осуществляется перед составлением годовой отчетности. Мероприятие регулируется Приказом Минфина №49 «Об утверждении указаний по инвентаризации» от 13 июня 1995 года.
Раз в год – это минимальное число мероприятий. Но на практике проверки осуществляются чаще. Нужно это для своевременного обнаружения факта кражи.
Состав комиссии
Для проведения мероприятия назначается специальная комиссия. Ее минимальный состав – 6 сотрудников. В комиссию должны входить эти специалисты:
• Главбух.
• Руководитель фирмы или его зам.
• Руководитель отделов.
• Лицо, отвечающее за соблюдение трудовых прав сотрудников.
• Представители логистической службы.
Как провести инвентаризацию?
Иногда в состав комиссии могут входить и другие профессионалы. Каждый из сотрудников должен обеспечивать эффективность проведения мероприятия. Состав комиссии утверждается управленцем фирмы путем издания приказа.
Руководитель должен обеспечить наличие всего нужного инструмента: техники для взвешивания, подсчета, перевозки. Число сотрудников, участвующих в комиссии, должно неукоснительно соблюдаться. В обратном случае инвентаризация признается недействительной.
Виды инвентаризации
Рассмотрим основные виды инвентаризаций:
• Полная. Предполагает изучение всего имущества, находящегося в собственности предприятия. Проверяются в том числе арендуемые объекты.
• Частичная. Проверяется только часть объектов. Проверка позволяет провести мероприятие быстро. Если выявится недостача, мероприятие расширяется.
• Выборочная. Анализируются только определенные ценности.
• Плановая. Перечень проверяемого имущества устанавливается руководителем.
Раз в год должна обязательно проводиться полная проверка.
Подготовительные работы
Представителям комиссии предоставляются все документы, касающиеся недавних операций с предметами. К примеру, это могут быть бумаги о приходе, утере, порче, расходе. На прежних отчетах проставляется пометка «до инвентаризации». Выделение документов, оформленных до мероприятия, позволит выявить отсутствующие объекты.
Ответственные за собственность обязаны перед началом инвентаризации поставить подпись в документе о том, что все бумаги на продукцию сданы комиссии. Проставляется еще одна подпись, которая подтверждает списание выбывшего имущества в расход. Документ о списании прилагается ко всем описям [8].
Различают две формы комиссий: счетную и инвентаризационную. Во вторую входят сотрудники, ответственные за подсчет собственности. Порядок инвентаризации
Начать нужно с формирования сличительных ведомостей. Эти документы фиксируют несоответствие бумаг и реальной ситуации. К примеру, в бухгалтерском отчете указано 100 единиц товара, а по факту обнаружено только 98 единиц. То есть установлена недостача в 2 единицы. Она указывается в сличительной ведомости. В процессе инвентаризации формируется заключение. Для его подготовки нужно создать единый реестр, в котором содержатся описи и ведомости.
Если есть временно хранящаяся продукция, для нее понадобится отдельная ведомость. Для удобства может быть сформирован электронный документ. Отсутствие имущества должно быть зафиксировано. Выполняется это исключительно в присутствии лица, ответственного за товар.
Инвентаризация продукции проводится в соответствии с этим алгоритмом:
1. Формирование комиссии.
2. Формирование плана предстоящих мероприятий.
3. Руководитель утверждает участников счетной комиссии.
4. Издается приказ о запрете всех действий с имуществом.
5. Готовятся бухгалтерские документы.
6. Ответственный сотрудник подтверждает, что предоставленные бухгалтерские сведения актуальны.
7. Представители счетной комиссии инструктируются на предмет создания описей.
8. Выполняется подсчет имущества.
9. Проверяется правильность заполнения описи после завершения подсчетов.
10. По окончании мероприятия повторно устанавливается наличие продукции, если соответствующее положение есть в документах.
11. Формирование ведомости.
12. Направление отчетов в бух. отдел.
Если есть неоднозначные моменты, нужно выполнить сравнение сформированных отчетов и единиц товара.
1.2. Порядок проведения и документальное оформление инвентаризации имущества и обязательств организации в бюджетном учреждении
Инвентаризация товаров – это проверка для уточнения данных о хранящихся на нем товарных запасах и материальных ценностях. Результаты исследования сопоставляются с информацией, указанной в бухгалтерских и финансовых документах. Такая ревизия позволяет своевременно выявить излишки и кражу на производстве.
Когда обязательно проводить инвентаризацию
Различают плановую и внеплановую проверку. Первая разновидность процедуры проводится 1 раз в год по утвержденному графику. Второй тип ревизии назначает руководство фирмы или контролирующие органы при наличии особого обстоятельства.
Перечень особых случаев прописан в ФЗ № 402 от 2011 г. К таким ситуациям относят:
• смену руководства или передачу права владения и управления компанией;
• сокращение более 50% штата работников;
• перевод организации в другую форму собственности;
• факт хищения, незаконного использования имущества, порчи;
• полное или частичное уничтожение запасов в результате ЧП.
Под ЧП подразумевают события, связанные с форс-мажорными происшествиями. К ним относят наводнения, пожар, ураган и прочие бедствия, не связанные с человеческим фактором. Ниже рассмотрим, как правильно проводится инвентаризация, какие документы оформляются по завершении мероприятия.
Документы для ревизии.
• Распоряжение (форма ИНВ-22) – постановление руководителя обо всех шагах, которые необходимо предпринять относительно мероприятия. На крупных предприятиях по разным видам запасов допускается оформление нескольких экземпляров формы. Чаще всего большое количество распоряжений создают при необходимости проведения ревизии на нескольких помещениях в пределах одной компании.
• Инвентаризационная опись ТМЦ (форма ИНВ-3) – необходима в 2 экземплярах для фиксации итога по факту подсчета изделий. Хранятся бумаги у проверяемого работника и в бухгалтерии.
• Акт инвентаризации ТМЦ (форма ИНВ-4), выданных ранее (форма ИНВ-4) – заполняется для полученных наименований, по которым нет оплаты. По таким позициям существуют особые условия перехода прав владения. В бланке их классифицируют по двум категориям: не получена выручка из-за просрочки и в связи с не наступлением даты оплаты.
• Опись ТМЦ, которая хранятся у ответственного за сбережение работника (форма ИНВ-5) – учитываются все запасы. В расписке к бланку указывается, какие наименования необходимо оприходовать или списать. Факты разногласия с данными учета в бухгалтерии прописывают в ведомости (форма ИНВ-19).
• Акт ревизии ценностей, не прибывших на склад (ИНВ-6) – уместен для учета изделий, которые не доставлены из-за длительной транспортировки, доставляются, их декларируют с соответствующими пометками в период инвентаризации товара, как правильно провести такую проверку, рассмотрим подробнее ниже.
Сроки проведения инвентаризации
Полную проверку проводят не реже 1 раза в год, а также по необходимости всего предприятия или выборочно. Ее назначают в срок с 1 октября по 31 декабря. Проверка должна пройти до момента формирования отчетов за год. Если бухгалтерские итоговые документы составлены без инвентаризационной ревизии, налоговая инспекция вправе оштрафовать руководителя или главного бухгалтера на 10 тысяч рублей.
Кто проводит инвентаризацию. Контроль остатков выполняется по инициативе руководителя компании для сличения фактического количества запасов с итоговыми данными, указанными в документах. Мероприятие позволяет установить естественную убыль, возникающую в процессе порчи и прочих причин, не связанных с человеческим фактором, арифметические и технические ошибки в первичной документации, пересортицу, недостатки и избытки.
Порядок проведения инвентаризации регламентирован положениями Методических указаниях, утвержденных Приказом № 49 Минфина от 13.06.1995 г., при обнаружении факта кражи или подозрения хищения задействуются сторонние службы. К ним относятся независимые экспертные комиссии, аудиторы, представители правоохранительных органов и налоговой службы. Представителей каждого вида инспекции включают в состав комиссии фирмы и утверждают изданием специального распоряжения.
Состав комиссии
Пересчет проводится в присутствии сотрудника, отвечающего за хранение, но в состав комиссии его не включают. Это утверждается приказом, изданным руководителем. На небольшой фирме назначают не менее трех человек, на крупном предприятии – от 6 человек. Рекомендуется назначать в состав таких специалистов:
• главного бухгалтера либо его зама;
• руководителя или заместителя компании;
• начальника подразделения;
• представителя отдела логистики;
• работника службы безопасности или охраны фирмы;
• сотрудника, отвечающего за соблюдение трудовых прав.
Состав комиссии при проведении инвентаризации подбирается по усмотрению руководителя. Задача – обеспечить эффективный пересчет. На ревизии должен присутствовать инвентарь, необходимый для взвешивания, пересчета, а также соответствующая техника для пересчета и транспортировки. Если количество сотрудников в комиссии утверждено меньше минимально допустимого количества, результаты мероприятия будут признаны недействительными.
Виды инвентаризации
Полный контроль запасов предполагает пересчет и сличение всего имущества на предприятии. Проверке подлежат также объекты, которые фирма арендует.
Частичная ревизия – исследование только некоторых товаров и ценностей. Если в процессе мероприятия выявляется недостача, спектр проверки расширяется.
Выборочная – подразумевает пересчет только определенных видов запасов или ценностей.
Плановая – назначается согласно утвержденному графику. Список исследуемых объектов определяется руководителем.
Подготовительные работы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»
2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «Гарант»
3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»
4. Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»
5. Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «Гарант»
6. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»
7. Закон Свердловской области от 27.11.2003 г. № 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»
8. Дмитриева, И.М. Бухгалтерский учет: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И.М. Дмитриева. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 319 с.
9. Унифицированные формы первичных документов (перечень) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nalog-nalog.ru/ buhgalterskij_ uchet/dokumenty_buhgalterskogo_ucheta/unificirovannye_formy_pervichnyh_dokumentov_perechen/
10. Учет и анализ в коммерческой организации: учебное пособие/ А.И. Кибиткин, А.И. Дрождинина, Е.В. Мухомедзянова. О.В.Скотаренко. – Москва: Издательский дом Академии Естествознания, 2024. – 368 с.
11. Федеральная налоговая служба. Налог на добавленную стоимость [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ taxation/taxes/nds/
12. Логистика складирования: учебно-методическое пособие для студентов специальности 1-26 02 05 «Логистика»/ И.Т. Сербул.-Минск: БГЭУ, 2008.-129 с.
13. Логистика: учебник для бакалавров/А.М. Гаджинский.- 21-е изд.-Москва: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2013.-420 с.
14. Логистика: учебное пособие/ И.М. Баско, В.А. Бороденя, О.И. ; под. ред. д-ра экон. наук, профессора И.И. Полещук. – Минск: БГЭУ, 2007. – 431 с.
15. Логистика: учебное пособие/Т.Н. Скоробогатова.-2-е изд.- Симферополь: ООО «ДиАйПи», 2005.– 116 с.
16. Материально-техническое снабжение: учебное пособие/ И.М. Баско, А.С. Дурасов, О.И. Карпеко; под ред. Л.М. Михневича. – Минск: БГЭУ, 2002.-182 с.
17. Пирожков, В.Выбираем систему хранения/ В. Пирожков//Склад и техника.-2005.-№2.-С.29-32.