Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изучение возрастных кризисов является одной из ключевых тем в возрастной психологии, привлекающей внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей.
Среди исследователей, внесших значительный вклад в разработку данной проблемы, можно выделить отечественных ученых - Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, а также зарубежных - Э. Эриксон, К. Юнг, Д. Левинсон, Г. Шихи. Продолжают изучать данную проблему Г.А. Цукерман, В.И. Слободчиков, К. Уитборн, Д. Лачман и другие.
Каждый из этих исследователей предлагает свои подходы к пониманию сущности возрастного кризиса, что позволяет сегодня говорить о многообразии теоретических взглядов на данное явление.
Актуальность изучения психологической картины проявления возрастного кризиса в зрелости обусловлена значимостью данного этапа жизни для личностного развития и социальной адаптации человека.
Зрелость, как один из ключевых периодов жизненного пути, характеризуется не только достижением профессиональных и личных вершин, но и переосмыслением жизненных ценностей, целей и приоритетов. Возрастные кризисы в зрелости сопровождаются глубокими изменениями в эмоциональной, когнитивной, поведенческой, социальной и экзистенциальной сферах личности. Эти изменения могут приводить как к личностному росту, так и к возникновению психологических трудностей.
Вышесказанное обусловливает актуальность выбранной темы исследования, его цель, объект и предмет.
Цель исследования: изучение психологической картины проявления возрастного кризиса в период зрелости через эмоциональные, когнитивные, поведенческие, социальные и экзистенциональные компоненты, а также определение возможных способов успешного преодоления кризиса зрелости.
Теоретические задачи работы:
- провести анализ научной литературы по проблеме особенностей проявления возрастных кризисов, рассмотреть основные теоретические подходы к изучению особенностей проявления возрастного кризиса зрелости;
- выявить ключевые характеристики психологической картины возрастного кризиса зрелости.
Практические задачи работы:
- исследовать проявления возрастного кризиса зрелости через эмоциональные, когнитивные, поведенческие, социальные и экзистенциальные аспекты;
- разработать рекомендации для успешного преодоления возрастного кризиса в период зрелости.
Объект исследования: возрастные кризисы в период зрелости.
Предмет исследования: психологическая картина проявления возрастного кризиса в зрелости, включая эмоциональные, когнитивные и поведенческие, социальные и экзистенциальные аспекты.
Гипотеза исследования: психологическая картина проявлений возрастного кризиса зрелости характеризуется специфическими изменениями в эмоциональной, когнитивной, поведенческой, социальной и экзистенциальной сферах, данные изменения взаимосвязаны и обусловлены переоценкой жизненных ценностей и целей.
Таким образом, данное исследование направлено на углубление понимания психологических особенностей возрастного кризиса в зрелости и разработку практических рекомендаций, которые могут быть использованы в работе психологов, педагогов и социальных работников.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проявлений возрастного кризиса в период зрелости
1.1 Понятие и сущность возрастного кризиса в психологии
Исследование возрастных кризисов представляет собой одну из центральных проблем в возрастной психологии, вызывающую значительный интерес как у отечественных, так и у зарубежных ученых.
Л.С. Выготский, один из основоположников отечественной психологии развития, рассматривал возрастные кризисы как закономерные этапы перехода от одного возрастного периода к другому. Он подчеркивал, что кризисы возникают на стыке стабильных периодов и связаны с качественными изменениями в психике человека. Выготский писал: «Кризисы развития — это не случайные явления, а необходимые моменты жизни, в которых происходит перестройка сознания и личности» [6, с. 245].
Д.Б. Эльконин, развивая идеи Выготского, акцентировал внимание на социальной природе кризисов. Он считал, что кризисы возникают в результате противоречий между новыми социальными требованиями и возможностями ребенка или взрослого [25]. Л.И. Божович указывала на важность создания условий для преодоления кризиса с целью личностного становления [4].
Зарубежные исследователи также внесли значительный вклад в понимание сущности возрастных кризисов. Э. Эриксон, автор теории психосоциального развития, рассматривал кризисы как этапы разрешения внутренних конфликтов, связанных с идентичностью [26]. К. Юнг, в свою очередь, рассматривал кризисы как этапы индивидуации — процесса становления личности [27].
Сравнивая подходы отечественных и зарубежных исследователей, можно отметить, что все они сходятся во мнении о том, что возрастные кризисы являются закономерными этапами развития личности. Однако если отечественные психологи акцентируют внимание на социальной природе кризисов и их связи с изменением системы отношений, то зарубежные исследователи чаще делают акцент на внутренних конфликтах и поиске идентичности.
Основными характеристиками возрастного кризиса, выделяемыми в психологической литературе, являются:
Конфликтность — кризисы сопровождаются внутренними и внешними конфликтами.
Переходность — кризисы связаны с переходом к новым формам поведения и отношениям.
Потенциальная продуктивность — кризисы могут стать источником личностного роста и развития.
Исходя из анализа научной литературы, можно предложить следующее определение возрастного кризиса, которое будет ключевым для данной исследовательской работы. Возрастной кризис — это закономерный этап развития личности, характеризующийся конфликтностью, переходностью и потенциальной продуктивностью, возникающий в результате противоречий между новыми социальными требованиями и возможностями человека, а также связанный с перестройкой системы его отношений и поиском новых смыслов существования [19].
Для описания проявлений возрастных кризисов в психологии используется понятие психологической картины. Психологическая картина кризиса включает в себя эмоциональные, когнитивные, поведенческие и социальные аспекты, которые позволяют описать кризис как целостное явление.
В возрастной психологии выделяются следующие кризисы: кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, подростковый кризис, кризис молодости, кризис зрелости и кризис старости [14].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. – 339 с.
2. Бабиянц, К.А. Функциональные особенности взрослых людей в период нормативных кризисов: учебное пособие / К.А. Бабиянц. – М.: Кредо, 2017. – 89 с.
3. Бажин, Е.Ф. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) / Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд // Психодиагностика личности: методики и тесты. – М.: Просвещение, 2005. – С. 112–125.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
5. Вассерман, Л.И. Методика диагностики поведенческой активности / Л.И. Вассерман, Н.В. Гуменюк // Психодиагностика в клинической практике. – СПб.: Речь, 2007. – С. 67–80.
6. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 1984. – 1136 с.
7. Иванова, Е.А. Возрастные кризисы зрелости: психологические аспекты / Е.А. Иванова // Психологический журнал. – 2019. – Т. 40, № 3. – С. 45–56.
8. Козлова, Н.В. Психологические особенности кризиса середины жизни / Н.В. Козлова // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2020. – № 2. – С. 78–89.
9. Лебедева, О.В. Экзистенциальные аспекты кризиса зрелости / О.В. Лебедева // Психология зрелости и старения. – 2018. – № 4. – С. 23–34.
10. Левинсон, Д. Сезоны жизни человека / Д. Левинсон. – М.: Прогресс, 1978. – 320 с.
11. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
12. Леонтьев, Д.А. Опросник смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д.А. Леонтьев // Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2003. – С. 245–260.
13. Петрова, Л.И. Социальная адаптация в период кризиса зрелости / Л.И. Петрова // Социальная психология и общество. – 2021. – Т. 12, № 1. – С. 67–79.
14. Прокопьева, С.А. Возрастная психология: учебное пособие / С.А. Прокопьева. – Вологда: Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2018. – 170 с.
15. Роджерс, К. Методика диагностики социально-психологической адаптации / К. Роджерс, Р. Даймонд // Психодиагностика личности: теория и практика. – М.: Академия, 2010. – С. 78–92.
16. Смирнова, А.А. Когнитивные искажения в период кризиса зрелости / А.А. Смирнова // Экспериментальная психология. – 2019. – Т. 12, № 3. – С. 90–102.
17. Солодников, В.В. «Средний возраст» и жизненный путь личности / В.В. Солодников. – М.: РГГУ, 2018. – 460 с.
18. Спилбергер, Ч.Д. Методика диагностики уровня тревожности (адаптация Ю.Л. Ханина) / Ч.Д. Спилбергер // Психодиагностика эмоциональной сферы личности: практическое пособие. – М.: Генезис, 2008. – С. 45–60.
19. Трофимова, Н.Б. Психология развития (теоретический аспект): учебное пособие / Н.Б. Трофимова. – Воронеж: ВГПУ, 2017. – 179 с.
20. Федорова, М.В. Эмоциональные проявления кризиса зрелости / М.В. Федорова // Психологическая наука и образование. – 2020. – Т. 25, № 4. – С. 56–68.
21. Харитонова, Т.Г. Поведенческие аспекты кризиса зрелости / Т.Г. Харитонова // Психология и психотехника. – 2018. – № 5. – С. 45–57.
22. Чернышева, Е.А. Роль личностных ресурсов в преодолении кризиса зрелости / Е.А. Чернышева // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2021. – Т. 18, № 2. – С. 34–47.
23. Шихи, Г. Возрастные кризисы: этапы личностного роста / Г. Шихи. – СПб.: Ювента, 1999. – 288 с.
24. Шипилова, О.В. Экзистенциальные кризисы в период зрелости: теоретический анализ / О.В. Шипилова // Консультативная психология и психотерапия. – 2019. – Т. 27, № 3. – С. 89–101.
25. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
26. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М.: Флинта, 2006. – 342 с.
27. Юнг, К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг. – М.: АСТ, 2006. – 720 с.
28. Яковлева, Н.А. Психологическая поддержка в период кризиса зрелости / Н.А. Яковлева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2020. – № 56. – С. 112–120.