Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На территории Российской Федерации, как и на территории любого иного государства, возможно возникновение чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера. Эти ЧС могут повлечь за собой значительные человеческие жертвы, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение и ликвидация ЧС, организация защиты населения и территорий страны от ЧС всегда занимает ведущее место в политике любого государства. В нашей стране для реализации государственной политики по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в 1995 году на базе ранее существующих структур была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.
Целью данной работы является: объяснить назначение Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, раскрыть вопросы из истории создания, показать какие задачи решает РСЧС на государственном уровне. Также в работе будут изучены структура, режимы функционирования, используемые силы и средства РСЧС.
Создание РСЧС стало ответом на растущую потребность в комплексном подходе к обеспечению безопасности населения и территорий. Ранее существовавшие структуры, хотя и выполняли свои функции, не обладали достаточной координацией и оперативностью для эффективного реагирования на масштабные чрезвычайные ситуации. Интеграция различных ведомств и организаций в единую систему позволила консолидировать усилия и ресурсы, значительно повысив эффективность мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
РСЧС выполняет широкий спектр задач, направленных на снижение рисков возникновения ЧС, обеспечение готовности к реагированию на них, а также ликвидацию последствий. В частности, система осуществляет мониторинг и прогнозирование возможных угроз, разрабатывает и реализует меры по предупреждению ЧС, организует обучение населения правилам поведения в экстремальных ситуациях, а также обеспечивает оперативное реагирование и ликвидацию последствий произошедших ЧС.
Структура РСЧС представляет собой многоуровневую иерархическую систему, включающую федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый уровни. Каждый уровень имеет свои органы управления, силы и средства, которые действуют в соответствии с возложенными на них задачами. В зависимости от обстановки, РСЧС может функционировать в различных режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации и чрезвычайного положения. Каждый режим предусматривает определенный набор мероприятий, направленных на обеспечение безопасности населения и территорий.
1 История и принципы создания РСЧС
Распад Советского Союза и последовавший за ним период глубоких политических и социально-экономических трансформаций в России остро высветили проблемы обеспечения безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Существовавшая в то время система гражданской обороны, ориентированная преимущественно на угрозу военных конфликтов, оказалась недостаточно эффективной в условиях мирного времени, когда приоритетное значение приобрели задачи предупреждения и ликвидации последствий катастроф, аварий и стихийных бедствий.
Начало 90-х годов ознаменовалось целой серией масштабных трагедий, таких как землетрясение в Спитакском районе Армении (1988), авария на Чернобыльской АЭС (1986), взрыв на газопроводе Ухта-Торжок (1988) и другие. Эти события показали острую необходимость в создании качественно новой системы, способной оперативно и эффективно реагировать на возникающие угрозы, координировать действия различных ведомств и организаций, обеспечивать своевременное оказание помощи пострадавшим.
Первые шаги к формированию такой системы были предприняты еще в период существования СССР. В 1988 году была образована Государственная комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а в 1990 году – Комитет Верховного Совета РСФСР по чрезвычайным ситуациям. Однако эти структуры носили скорее координационный характер и не обладали достаточными полномочиями и ресурсами для полноценного решения задач в области защиты населения и территорий.
Осознание необходимости коренной реорганизации системы гражданской обороны и приведения ее в соответствие с современными реалиями привело к разработке концепции создания Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Ключевую роль в этом процессе сыграли ученые, специалисты, представители различных министерств и ведомств, а также общественные организации[1].
Концепция РСЧС была основана на принципах комплексности, оперативности, эффективности, готовности и координации. Она предусматривала создание многоуровневой системы, включающей в себя федеральный, региональный, муниципальный и объектовый уровни, каждый из которых должен был обладать необходимыми силами и средствами для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
27 декабря 1990 года постановлением Совета Министров РСФСР № 606 был образован Российский корпус спасателей (РКС) на правах государственного комитета РСФСР. Эта дата считается днем рождения МЧС России, хотя само министерство было образовано позже. РКС стал прообразом будущего министерства и сыграл важную роль в становлении РСЧС.
17 апреля 1991 года был принят Закон РСФСР «О чрезвычайных ситуациях», который заложил правовую основу для деятельности РСЧС и определил полномочия органов государственной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Этот закон стал отправной точкой для формирования нормативно-правовой базы РСЧС.
18 апреля 1992 года было принято постановление Правительства Российской Федерации № 261 «О создании Российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Этот документ закрепил структуру, задачи и функции РСЧС, а также определил порядок взаимодействия между различными ведомствами и организациями, участвующими в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В 1994 году Российский корпус спасателей был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Это событие стало важным этапом в развитии РСЧС, поскольку МЧС России получило статус федерального органа исполнительной власти, наделенного широкими полномочиями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
С момента своего создания РСЧС прошла значительный путь развития и стала одной из наиболее эффективных систем в мире в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Она постоянно совершенствуется, внедряются новые технологии, разрабатываются современные методы работы.
РСЧС играет ключевую роль в обеспечении безопасности Российской Федерации, защите жизни и здоровья граждан, сохранении материальных ценностей и окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ее деятельность имеет огромное значение для социально-экономического развития страны и повышения качества жизни населения.
За годы своего существования РСЧС неоднократно доказала свою эффективность, участвуя в ликвидации последствий самых различных чрезвычайных ситуаций, от крупных техногенных аварий до масштабных стихийных бедствий. Спасатели МЧС России всегда первыми приходят на помощь людям, оказавшимся в беде, проявляя мужество, профессионализм и самоотверженность.
РСЧС продолжает развиваться и совершенствоваться, отвечая на новые вызовы и угрозы. Внедряются современные информационные технологии, разрабатываются новые средства защиты и спасения, повышается квалификация личного состава. Система постоянно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям, оставаясь надежным гарантом безопасности Российской Федерации.
Важным направлением развития РСЧС является совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Внедряются новые технологии дистанционного зондирования Земли, разрабатываются современные модели прогнозирования опасных природных явлений, создаются системы раннего предупреждения населения о надвигающейся угрозе. Это позволяет заблаговременно принимать меры по защите населения и территорий, снижая риски возникновения чрезвычайных ситуаций и минимизируя их последствия. Особое внимание уделяется развитию системы оповещения населения, которая должна быть надежной, оперативной и понятной для каждого гражданина.
Не менее важным является развитие международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. МЧС России активно участвует в работе международных организаций, оказывает помощь другим странам в ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных аварий, обменивается опытом и технологиями. Это позволяет повышать эффективность работы РСЧС и укреплять международную безопасность. Россия также является инициатором и активным участником различных международных проектов в области снижения риска бедствий и адаптации к изменению климата.
В настоящее время РСЧС представляет собой сложную, многофункциональную систему, включающую в себя силы и средства различных министерств и ведомств, а также органы управления всех уровней. Она способна решать широкий спектр задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивая безопасность населения и территорий Российской Федерации. Постоянное развитие и совершенствование РСЧС является приоритетной задачей государства, направленной на повышение устойчивости страны к различным угрозам и обеспечение благополучия ее граждан.
Российская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) представляет собой сложную многоуровневую систему, объединяющую органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС). Создание и функционирование РСЧС базируется на ряде основополагающих принципов, определяющих её структуру, задачи и методы работы. Эти принципы обеспечивают комплексный и эффективный подход к предупреждению и ликвидации ЧС различного характера и масштаба.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамов В.В., Безопасность жизнедеятельности, учебное пособие для ВУЗов, Санкт-Петербург, 2013г - 365 с.;
2. Гуменюк В.И., Тактика сил РСЧС и ГО, учебное пособие, Санкт-Петербург, 2013 г. - 94 с.;
3. Клецов А.С., Защита и действия населения в чрезвычайных ситуациях, учебное пособие для высшей школы, Москва, МГУ, 2014 г. - 384 с.;
4. Кузьмин А.И., Мельников М.В., Письменский Н.В., Основы оперативного управления в РСЧС и ГО, учебное пособие, Химки, ФГБОУ ВПО АГЗ МЧС России, 2012 г. - 232 с.;
5. Чириков А.Г., Бойко А.В. и др., РСЧС и ее роль в обеспечении безопасности России, учебное пособие, Химки, ФГБОУ ВПО АГЗ МЧС России, 2012 г. - 346 с.;
6. Седнев В. А. и др. «Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» . учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. / В. А. Седнев, С. И. Воронов, И. А. Лысенко, Е. И. Кошевая, Н. А. Савченко, Н. И. Седых.– М. : Академия ГПС МЧС России, 2014.
7. Стрелец В.Д. Единая государственная система предупреждения и ликвилации чрезвычайных ситуаций: учебное пособие. – М.: Издательство «Ростовпресс», 2007 г.