Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Парламентаризм может рассматриваться как система власти, предусматривающая наличие парламента как представительного органа, наделенного законодательными и контрольными полномочиями, и основанная на принципе разделения государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную, каждая из которых является независимой и самостоятельной в осуществлении своих конституционных полномочий.
При парламентаризме правительство образуется парламентом и ответственно перед ним, то есть формально парламентаризм означает ведущее положение выборного органа в механизме государственной власти и управления. Мировой опыт показывает, что парламент тогда выступает подлинным представителем народа (нации), когда в его составе имеются крупные политические объединения депутатов, выражающие интересы крупных (значительных) слоев общества.
Россия была провозглашена правовым и демократическим государством, где носителем суверенитета и единственным источником власти признается ее многонациональный народ. К примеру, система государственных органов власти построена на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых является самостоятельной ветвью власти.
Вместе с тем, структура государственных органов власти построена так, чтобы обеспечить баланс между всеми ветвями государственной власти, не допускать захват власти одним определенным органом государства. К тому же, думается, что оптимальная модель системы государственных органов власти в РФ на современном этапе развития еще не найдена. Это определяется как относительно небольшим периодом времени, в течение которого осуществляется строительство государства, которое отвечает реалиям настоящего времени, а также отсутствие опыта исторического развития российской государственности на основании демократических принципов современности.
Накопленный опыт существования отечественного парламента отчетливо показал, что поиск самой эффективной модели функционирования и организации Федерального Собрания РФ все еще продолжается. Это можно подтвердить тем, к примеру, что до настоящего времени так и не решена проблема оптимальной процедуры формирования ее палат – Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ.
Кроме того, до настоящего времени вызывают большое количество споров среди исследователей-теоретиков, правоведов, политиков такие вопросы, как структура российского парламента, а также соотношение правового положения его палат.
Проблема, связанная с изучением отечественного парламентаризма, включает в себя комплекс сложных и пока еще плохо проанализированных, а в определенной мере – даже не описанных в системном виде вопросов. Один из главных элементов российской государственности на современном этапе остается без осмысления на теоретическом уровне, а также без критического анализа уязвимых сторон его деятельности.
Формирование и практическое функционирование Федерального Собрания РФ знаменует становление и последующее развитие отечественного парламентаризма, принимающего во внимание, безусловно, традиции и опыт парламентаризма развитых западных государств.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с такой категорией, как парламентаризм.
Предмет исследования – особенности современного российского парламентаризма в ее историческом контексте.
Цель данной работы – комплексное исследование исторических особенностей становления российского парламентаризма.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть понятие, признаки и виды парламентов;
2) изучить особенности развития парламентаризма на современном этапе;
3) исследовать историю развития российского парламентаризма;
4) исследовать Федеральное Собрание РФ как парламент в РФ;
5) рассмотреть понятие и функции Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ как нижней и верхней палаты российского парламента.
Методологическую основу составляет диалектический метод познания. Также применялись общенаучные и частные научные методы: анализ, синтез, системный подход, метод определения и деления понятий, грамматический, исторический и сравнительно-правовой.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1.Общая характеристика парламентаризма
1.1.Понятие, признаки и виды парламентов
Парламент в абсолютном большинстве стран (кроме доконституционных или поддерживающих идеи марксизма-ленинизма и концепции халифата) рассматривается как важнейший институт современного государства. Он может иметь различные национальные названия (народное, государственное собрание, конгресс, меджлис и другие или собственно парламент), но под ним традиционно понимается орган государственной власти, осуществляющий представительные, законодательные и контрольные функции.
Своеобразие и особый статус парламента предопределяются его двуединой юридической природой как законодательного и представительного органа власти. Именно эти качества парламента лежат в основе действующего правового регулирования его статуса. Большинство современных демократических конституций, воспринявших теорию разделения властей, отводят парламенту привилегированное положение в системе высших органов государственной власти .
Законодательным органом власти признается, в первую очередь, парламент. Родиной парламента считается Англия, где с XIX века королевская власть ограничивалась собранием крупных феодалов, представителей высшего духовенства, а также представителями графств и городов. Потом парламента сформировались и в иных европейских государствах. В мире на современном этапе развития они существуют в несколько другом виде в большинстве стран различных континентов.
Парламент является обобщенным понятием однопалатного либо, зачастую, двухпалатного представительного органа государства. В отдельных случаях (в прошлом в Югославии, ЮАР) парламент включал в себя от трех до шести палат. В определенных государствах в научной среде применяется триединое понятие парламента (в Индии – президент и две палаты, в то время как в Великобритании – монарх и две палаты). В некоторых случаях парламентом именуют также органы законодательной власти на уровне субъектов, но, как правило, в этом случае применяются такие термины, как «легислатура», «законодательное собрание». В РФ парламент включает в себя две палаты и называется Федеральным Собранием РФ.
Парламент, имеющий одну палату, имеет различные названия (Народное собрание в Египте, Всекитайское собрание народных представителей, риксдаг в Швеции, фолькетинг в Дании).
Одна из палат двухпалатного парламента именуется, как правило, палатой представителей (депутатов), национальным собранием (в РФ – Государственная Дума РФ), а другая Сенатом (в РФ – Совет Федерации). Практически во всех государствах большим объемом прав и полномочий обладает нижняя палата. Она всегда избирается непосредственным образом гражданами, однако, в отдельных случаях закон определяет фиксированное представительство от различных категорий граждан (к примеру, представителей от рабочих, от армии, от инвалидов и пенсионеров, и др.).
Верхняя палата парламента может быть сформирована при помощи прямых или косвенных выборов, а также путем назначения.
Парламент является единственным законодательным органом государственной власти на коллегиальной основе. Собственные решения он принимает на заседаниях.
В отдельных государствах законы, как правило, по самым важным вопросам (к примеру, об изменении конституции) принимают органы, находящиеся над парламентом, они включают в себя членов парламента и иных лиц. В их структуру также входит президент, лица, которые делегируются либо избираются от некоторых социальных, а в определенных случаях и этнических групп, члены правительства, губернаторы, иные высшие должностные лица государства. Подобные органы, находящиеся над парламентом, можно заметить в Индонезии, Туркменистане, Афганистане. Законы в определенных государствах также могут быть приняты подпарламентскими органами, действующими в отдельных странах (Италия, Португалия, Греция, Испания и т.д.). Их именуют решающими комиссиями (либо секциями) парламента, которых, к примеру, в Греции, может быть сформировано не больше двух. В данных парламентах представлены все парламентские фракции в пропорциональном порядке. Решающие комиссии не имеют права, между тем, принимать законы по наиболее важным вопросам (исчерпывающий перечень предусмотрен в конституции), а по иным – если против этого возражает хотя бы 1/10 часть представителей парламента .
Обобщив имеющиеся в юридической литературе воззрения, представляется логичным обозначать следующие квалифицирующие признаки парламентаризма с позиций отграничения его от элементов формы государства и недопустимости буквального понимания «верховенства парламента»:
1) верховенство закона;
2) разделение властей с четко обозначенными и реальными полномочиями парламента;
3) участие парламента в формировании органов исполнительной, судебной и иных ветвей власти;
4) подотчетность исполнительной власти парламенту;
5) особый статус депутата со свободным мандатом и ответственностью перед законом;
6) многопартийность, право на политическую оппозицию и обеспечение связи населения с механизмом государства;
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 08.08.2024) О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Российская газета, N 45, 26.02.2014
3. Федеральный закон от 22.12.2020 N 439-ФЗ (ред. от 13.07.2024) О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Российская газета, N 293, 28.12.2020,
4. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ (ред. от 01.05.2019) О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания // Российская газета, N 111, 15.06.1994
5. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 13.07.2024) О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Российская газета, N 130, 08.07.1999
6. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 24.09.2024) О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 16.02.1998, N 7, ст. 801
7. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ (ред. от 17.07.2024) О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 18.02.2002, N 7, ст. 635
Научная и учебная литература:
8. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс : учебное пособие : в 2 томах. Том 1 / С.А. Авакьян. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2023. — 864 с.
9. Анохин А.Н. О концептуальных основах строения Федерального Собрания РФ // Актуальные проблемы юриспруденции: публично-правовые аспекты. Сборник научных статей. - 2023.- С. 104-106.
10. Асланов М.Д. Правовой статус Федерального Собрания РФ // Развитие современной юриспруденции: актуальные вопросы теории и практики. Сборник научных статей. - 2022. - С. 25-27.
11. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. — 14-е изд., изм. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2025. — 704 с.
12. Братановский С.Н., Братановская М.С. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ // Журнал «Гражданин и право». - 2023. - № 3. - С. 3-6.
13. Виноградова Е.В. Российский парламент. Новые реалии // Журнал «Юридическая наука: история и современность». - 2022. - № 2. - С. 74-80.
14. Геворгян А.С., Соломин Р.С. Особенности российского парламентаризма // Институциональные трансформации общественно-политической системы России: прошлое, настоящее, будущее. Сборник научных статей. - Ростов-на-Дону. - 2023. - С. 55-61.
15. Григорян Д.К. Современный российский парламент: специфика формирования и элитарный состав // Журнал «Государственное и муниципальное управление. Ученые записки». - 2023. - № 3. - С. 162-168.
16. Зубарев А.С. Российский парламентаризм как социально-правовое явление // Журнал «Актуальные проблемы российского права». - 2022. - Т. 17. - № 11 (144). - С. 11-14.
17. Кирюшин А.А. Особенности конституционно-правового статуса Совета Федерации Федерального Собрания РФ // Журнал «Актуальные научные исследования в современном мире». - 2021. - № 1-9 (69). -С. 175-178.
18. Маграмов А.А., Апольский Е.А. Понятие и сущность парламентаризма // Журнал «Интернаука». - 2022. - № 43-4 (266). - С. 64-65.
19. Меньшов, В. Л. Конституционное право России : учебник / В. Л. Меньшов. — 2-е изд. — Москва : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. — 206 с.
20. Павлова М.В. История российского парламентаризма // Журнал «Вестник Российского университета кооперации». - 2023. - № 4 (54). - С. 121-124.
21. Петров С.В. К вопросу о понятии «парламентаризм» в современной науке // Журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки». - 2024. - № 2. - С. 30-33.
22. Роточева А.А. Характерные черты современного российского парламентаризма // Журнал «Закон и право». – Москва. - 2024. - С. 249-252.
23. Стрекозов В. Г. Конституционное право: учебник / В. Г. Стрекозов. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 279 с.
24. Федоров В.В. Парламентаризм в конституционной доктрине единства публичной власти // Историко-правовой, философский и социокультурный опыт развития российской государственности. Сборник научных статей. - 2024. - С. 292-296.
25. Федосеев И.И. История парламентаризма в российской политике // Актуальные вопросы общества, науки и образования. Сборник научных статей. - 2023. - С. 260-261.
26. Чувильская С.А., Басиев М.С. История развития парламентаризма в Российской Федерации // Журнал «Вестник магистратуры». - 2021. - № 10-1 (121). - С. 45-46.