Фрагмент для ознакомления
2
Стиль управления оказывает значительное влияние на формирование психологического климата и сплоченность коллектива. Психологический климат определяется как эмоциональная и ценностная среда, которая складывается в процессе взаимодействия сотрудников и влияет на их отношение к работе, коллегам и руководству. Г. М. Андреева в своих исследованиях указывает, что сплоченность коллектива является показателем эффективности межличностных отношений и готовности сотрудников к совместным действиям для достижения общих целей .
Демократический стиль управления наиболее благоприятно влияет на формирование позитивного психологического климата. Руководитель, использующий этот стиль, способствует созданию атмосферы открытости, взаимного доверия и поддержки. Сотрудники ощущают свою значимость и возможность влиять на принятие решений, что повышает их удовлетворенность работой и укрепляет сплоченность коллектива. Доверительные отношения между руководителем и подчиненными помогают снизить уровень стресса и предотвращают возникновение конфликтов.
Авторитарный стиль управления, напротив, часто создает напряженную атмосферу. Жесткий контроль, акцент на соблюдении дисциплины и минимальное участие сотрудников в управленческих процессах приводят к росту психологического напряжения, снижению мотивации и отчуждению сотрудников. Коллектив в таких условиях может демонстрировать внешнюю сплоченность, основанную на подчинении общим требованиям, но отсутствует реальное единство и поддержка друг друга. Р. Лайкерт отмечает, что подобные условия способствуют формированию скрытых конфликтов и снижению уровня удовлетворенности работой .
Либеральный стиль управления характеризуется низким уровнем вмешательства руководителя в рабочие процессы. Хотя этот стиль может создавать иллюзию свободы, отсутствие четких правил и контроля часто приводит к хаосу и снижению ответственности сотрудников. В результате формируется неупорядоченный психологический климат, где отсутствует единая цель и страдает командная сплоченность. Сильные сотрудники берут на себя лидерские функции, что может привести к формированию неформальных групп и усилению конфликтов между ними.
Психологический климат тесно связан с уровнем вовлеченности и эмоциональной привязанности сотрудников к своей работе и коллективу. Благоприятный климат способствует формированию высокой сплоченности, что выражается в стремлении сотрудников к взаимопомощи, конструктивному взаимодействию и совместному поиску решений. Г. Юнкер указывает, что в неблагоприятном климате, напротив, преобладают отчуждение, недоверие и высокая конфликтность, что снижает общую эффективность работы коллектива .
Сплоченность коллектива может быть как инструментальной, так и эмоциональной. Инструментальная сплоченность основана на стремлении сотрудников работать вместе для достижения общих целей, тогда как эмоциональная сплоченность связана с личными симпатиями и дружескими отношениями. Исследования Е. А. Климова показывают, что демократический стиль управления усиливает оба типа сплоченности, тогда как авторитарный — только инструментальную, а либеральный нередко приводит к снижению как эмоциональной, так и инструментальной сплоченности .
В первой главе проведен анализ теоретических основ стилей управления и их влияния на межличностные отношения в коллективе. Исследование показало, что стиль управления является ключевым фактором, определяющим психологический климат и уровень сплоченности коллектива. Классификация стилей управления, предложенная К. Левиным, включает авторитарный, демократический и либеральный стили, каждый из которых оказывает различное воздействие на коллектив .
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 2018. — 399 с.
2. Ахмедханов А.М. Взаимосвязь коммуникативных способностей студентов и социально-психологического климата учебной группы // Вестник научных конференций. — 2019. — № 8-1 (48). — С. 21–22.
3. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом: учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2020. — 520 с.
4. Битянова М.Р. Социальная психология. — СПб.: Питер, 2008. — 368 с.
5. Бодалев А.А. Личность и общение. — М.: Издательство Московского университета, 1995. — 272 с.
6. Гриценко В.Н. Психология управления: теоретические основы и практические подходы. — СПб.: Питер, 2019. — 384 с.
7. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография. — М.: Изд-во Перо, 2014. — 196 с.
8. Долгова В.И., Кондратьева О.А. Психологическая защита: монография. — М.: Изд-во Перо, 2014. — 160 с.
9. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия: монография. — М.: Изд-во Перо, 2014. — 185 с.
10. Долгова В.И., Шаяхметова В. Инвариантность профессионально важных качеств: монография. — Челябинск: Изд-во РЕКПОЛ, 2009. — 314 с.
11. Евстропова Н.С., Ракова Е.В. Проблемы улучшения социально-психологического климата в студенческих группах на занятиях по иностранному языку // БГЖ. — 2019. — №3 (28). — С. 61–63.
12. Еремкина Н.А. Взаимосвязь социально-психологического климата учебной группы и коммуникативных способностей студентов // Фундаментальные и прикладные научные исследования: инноватика в современном мире: сб. ст. по материалам II – Междунар. науч.-практ. конф. — 2020. — С. 128–132.
13. Карелин А.А. Психологические тесты: В 2 т. — М.: Владос, 1999. — Т.2. — 248 с.
14. Климов Е.А. Психология профессиональной деятельности. — М.: Академия, 2021. — 340 с.
15. Лайкерт Р. Управление и мотивация. — СПб.: Питер, 2020. — 320 с.
16. Левин К. Психология групповых процессов. — СПб.: Евразия, 2000. — 432 с.
17. Левин К. Теория поля в социальных науках. — М.: Канон+, 2017. — 278 с.
18. Макгрегор Д. Человеческая сторона предприятия. — М.: Дело, 2018. — 256 с.
19. Мартынова О.А. Стиль управления руководителя дошкольного учреждения как фактор психологического климата в коллективе // Образование и наука в современных реалиях: материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Чебоксары: Интерактив плюс, 2022. — С. 102–106.
20. Михайлова С.Ю., Смирнов Д.Е. Особенности социально-психологического климата в коллективе и влияния стилей управления руководителя // Вестник Московского университета МВД России. — 2021. — № 5. — С. 309–313.
21. Панасюк А.Ю. Основы управления персоналом. — Екатеринбург: Уральский университет, 2019. — 245 с.
22. Петровская Л.А. Психология общения. — М.: Издательство Московского университета, 2020. — 280 с.
23. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. — СПб.: Питер, 1999. — 299 с.
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2019. — 704 с.
25. Салчак А.Е., Марюхина В.В. Роль личности в управлении персоналом в сфере образования // Мир науки, культуры, образования. — 2023. — № 2 (99). — С. 33–35.
26. Сепиашвили Е.Н. Роль управления межличностными отношениями в коллективе // Актуальные проблемы гуманитарного знания: Сборник статей. — Москва: Гуманитарно-социальный институт, 2018. — С. 109–113.
27. Сероштанов Д.А., Софьина В.Н. Социально-психологический климат как результат труда руководителя на примере ЗАО «Теплоком» // Современное образование: содержание, технологии, качество: материалы XXVII междунар. науч.-метод. конф. — Санкт-Петербург: ЛЭТИ, 2021. — С. 546–549.
28. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2018. — 350 с.
29. Смирнов С.Д. Психология управления: учебное пособие. — М.: Владос, 2021. — 296 с.
30. Смирнова В., Чумакова М.И. Формирование межличностных отношений в коллективе // Психология и педагогика: методика и проблемы. — 2017. — № 3. — С. 60–65.
31. Фролов С.С. Социология организации и управления. — М.: Гардарики, 2020. — 390 с.
32. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. — М.: Питер, 2021. — 512 с.
33. Хофстеде Г. Измерения культуры в организации. — М.: Питер, 2021. — 310 с.
34. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. — М.: Вершина, 2019. — 345 с.
35. Шмакова И.А. Влияние стиля руководства на психологический климат в коллективе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 10. — С. 131–135.
36. Шпильберг А. Гибкие методы управления и их применение в организации. — СПб.: Питер, 2021. — 256 с.
37. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология семейных отношений и психологическое консультирование. — СПб.: Питер, 2019. — 288 с.
38. Юнкер Г. Психологический климат и его влияние на эффективность труда. — М.: Юрайт, 2018. — 268 с.