Фрагмент для ознакомления
2
На сегодняшний день теоретическую основу социального обслужива-ния населения составляет Федеральный закон от 28.12. 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» , который вступил в действие 1 января 2015 года. Принятие нового законо-дательства в сфере социального обслуживания граждан в Российской Феде-рации является частью основ конституционного строя России, а также частью государственной политики в этой сфере. В статье 7 Конституции РФ Россия провозглашается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное разви-тие человека.
Из приведенных законоположений следует, что Российская Федерация проводит политику социального государства, которое каждому гражданину гарантирует необходимый уровень социального обслуживания, обеспечива-ющий здоровье и благополучие его самого и его семьи.
М. В. Фирсов, И. В. Наместникова, Г. В. Черкасская определяют социальное обслуживание как основную часть социального обеспечения . Противоположного мнения придерживаются П. Д. Павленок, М. Г. Чельцова и др., понимая под социальным обеспечением часть социального обслуживания . Отдельные авторы рассматривают этот процесс как социальный сервис (от англ. service - оказание услуг, обслуживание; social services - социальное обслуживание) .
Действующее законодательство содержит очень краткое определение социального обслуживания населения. Под ним, в соответствии с законом, понимается деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Как можно увидеть определение социального обслуживания дается через другое определение - «социальная услуга», под которой понимается действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные по-требности. Социальное обслуживание представляется, прежде всего, как дея-тельность. Под деятельностью понимается активный процесс, который состо-ит из ряда определенных действий, объединенных общей целью.
В широком смысле социальное обслуживание - это комплекс правовых, экономических, организационных мер по организации предоставления соци-альных услуг. При этом под правовыми мерами следует понимать разрабо-танную нормативно-правовую базу на различных уровнях органов власти, которая должна служить основой социального обслуживания . Меры эконо-мического характера играют также большую роль в социальном обслужива-нии, поскольку государство должно обеспечить достаточное финансирование в первую очередь системы социального обслуживания населения. Организа-ционные меры по эффективному функционированию системы социального обслуживания населения замыкают сложный комплекс всей деятельности по социальному обслуживанию граждан Российской Федерации.
1.2. Принципы социального обслуживания
В тексте действующего Федерального закона от 28.12. 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Фе-дерации» изложены основные принципы, основные начала, на которых ба-зируется социальное обслуживание.
Каждый принцип, на котором основано социальное обслуживание граждан в Российской Федерации, раскрывается в последующих статьях фе-дерального законодательства и подтверждается судебной практикой.
Принцип равного, свободного доступа граждан к социальному обслу-живанию предполагает полное отсутствие дискриминации по любому из пе-речисленных признаков: пола, расы, возраста, национальности, языка, про-исхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принад-лежности к общественным объединениям. Иногда судебными органами дан-ный принцип толкуется даже более широко, исключая дискриминацию по любому обстоятельству. Так, в одном из дел суд удовлетворил требования прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не подлежащими применению абз. 1 и 2 п.п.1.1 п. 1 Перечня гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания на территории Ростовской обла-сти, утвер. постановлением главы администрации Ростовской области от 17.03.1999 года № 85, поскольку эти нормы ограничивали предоставление услуг в зависимости от наличия у учреждения социального обслуживания таких возможностей. Также региональный перечень гарантированных соци-альных услуг на территории Ростовской области, не соответствовал феде-ральному перечню .
Следующий принцип, который устанавливается федеральным законом это адресность предоставления социальных услуг. Этот принцип означает, во-первых, что социальные услуги оказываются конкретным нуждающимся в них лицам, и, во-вторых, что перечень этих нуждающихся лиц является от-крытым. Принцип адресности конкретизируется и детализируется с помо-щью ряда статей Федерального закона от 28.12. 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Так в статье 15 указанного закона перечисляются обстоятельства, при которых гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании. Главным критерием здесь является наличие обстоятельств, которые ухудшают или мо-гут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина. Перечень этих обсто-ятельств является открытым, что дает возможность признавать различные обстоятельства способными ухудшать жизнедеятельность гражданина, а не выбирать только из предложенных законом. Адресность подтверждается наличием индивидуальной программы, которая составляется для каждого нуждающегося в социальном обслуживании отдельно .
Третий принцип в законе обозначен как приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества по-ставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в соци-альном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков соци-альных услуг. Кроме того, социальное обслуживание может осуществляться на бесплатной, платной и частично платной основе. Составляющей описыва-емого принципа можно назвать и то, что плата за социальное обслуживание должна быть соразмерной.
Также сущностью раскрываемого принципа является доступность со-циальное обслуживание граждан с ограниченными возможностями: объекты социального обслуживания должны быть специально оборудованы, т.е. иметь пандусы.
Четвертый принцип, названный в законе, это сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде. Этот принцип является но-вым в законодательстве, регулирующем сферу социального обслуживания граждан. В прежнем законодательстве, существовавшем до 2015 года, этот принцип отсутствовал. В правовой литературе считается, что утверждение этого принципа является «внедрением» основных принципов и норм между-народного права в действующее национальное законодательство. Так, в Конвенции о правах инвалидов, заключенной в г. Нью-Йорке 13.12.2006 г. статья 19 посвящена самостоятельному образу жизни и вовлеченности в местное сообщество инвалидов. Россия ратифицировала данную Конвенцию в 2012 году. В 2015 году это положение стало отраслевым принципом в сфе-ре социального обслуживания граждан Российской Федерации.
Пятым принципом социального обслуживания населения в РФ закон называет добровольность. Изначально этот принцип устанавливается как принцип-норма, который раскрывается в других статьях действующего за-кона. Как и другие принципы, этот принцип имеет несколько аспектов. Так, социальное обслуживание может осуществляться только с согласия гражда-нина или с согласия его законных представителей, попечителей, опекунов. Отношения по социальному обеспечению начинаются с заявления лиц, ука-занных в ст. 14 Федерального закона от 28.12. 2013 года № 442-ФЗ «Об ос-новах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», кото-рое подается в письменной или электронной форме . В интересах граждани-на обратиться за оказанием социального обслуживания гражданину могут обратиться иные лица (кроме него самого), государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения. Однако, доброволь-ность означает возможность гражданина отказаться от предоставления услуг по социальному обеспечению после ознакомления с решением о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании. Это он может сде-лать в течение всего срока действия договора о социальном обслуживании. Принцип добровольности является проявлением диспозитивного начала в сфере социального обслуживания населения.
2. АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ
2.1. Формы и виды социального обслуживания граждан
Формы социального обслуживания населения определяются и характеризуются в главе 6 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» Федеральный закон предусматривает 3 формы социального обслуживания населения: стационарное обслуживание населения, полустационарное обслуживание населения, социальное обслуживание населения на дому.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» устанавливаются особенности форм социального обслуживания населения, а именно следующие: организации социального обслуживания населения в соответствии с нормативными правовыми актами РФ предоставляют социальные услуги:
1. В определенное конкретно установленное время суток, если речь идет о полустационарной форме социального обслуживания населения.
2. Если мы говорим о стационарной форме социального обслуживания, то могут иметь место 3 порядка:
1. постоянное круглосуточное проживание в центре социального обслуживания;
2. временное круглосуточное проживание в центре социального обслуживания (на тот срок, который определен индивидуальной программой);
3. круглосуточное проживание в центре социального обслуживания в течение пяти дней в неделю.
Особой формой социального обслуживания на сегодняшний день является социальная помощь, предусматривающая преодоление нуждаемости граждан, обеспечение адресного решения трудных жизненных ситуаций индивидуальных и групповых получателей социальных услуг.
Основной приоритет, преследуемый в рамках Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» - это индивидуальный подход обслуживания гражданина с учетом факторов, воздействующих на условия его жизнедеятельности. С учетом этого принципа составляется индивидуальная программа, которая, в соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», является документом, отражающим нижеследующие аспекты:
- форма социального обслуживания;
- виды, объем и периодичность оказания социальных услуг, а также условия и сроки ее оказания;
- список рекомендуемых юридических лиц вне зависимости от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, в компетенцию которых входит предоставление социальных услуг;
- мероприятия по социальному сопровождению.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. О государственной социальной помощи : федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 29.10.2024) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.
3. Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации : федеральный закон Российской Федерации от 28.12 2013 № 442-ФЗ (ред. от 26.12.2024) // Собрание законодательства РФ. 30.12.2013. № 52 (ч.1). Ст. 7007.
4. Приказ Минтруда России от 31.12.2013 № 792 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. – 14.04.2014. – № 3. – Ст. 1984.
5. ГОСТ Р 52495–2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения». – Введ. 2014–01–04. – М.: Стандартинформ, 2006.
6. ГОСТ Р 52143–2021 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг». – Введ. 2021–06–10. – М.: Стандартинформ. – 2021.
7. ГОСТ Р 52142–2013 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг, общие положения». – Введ. 2014–22–08. – М.: Стандартинформ. – 2015.
Литература
8. Айсина, А.А. Проблемы и перспективы социального обслуживания детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / А.А. Айсина // В сборнике: Уральские научные чтения. Сборник статей Национальной (Всероссийской) научно–практической конференции с международным участием. – Уфа, 2024. – С. 110–113.
9. Актуальные проблемы права социального обеспечения: учебник для вузов / В. А. Агафонов [и др.]; под редакцией В. Ш. Шайхатдинова. — 2-е изд. Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 631 с.
10. Андреева, Е.И. Эффективность региональных политик социальной поддержки населения / А.Е. Андреева, Д.Г. Бычков, О.А. Феоктистова // Проблемы прогнозирования. – 2021. – № 5. – С. 101–110.
11. Аникеева, О.А. Современное состояние и перспективы развития социального обслуживания населения в России / О.А. Аникеева, Е.А. Васильева, А.Л. Чернышев // Вопросы управления. – 2019. – ғ 3(31). – С. 15–26.
12. Бахарев, В.В. Направления совершенствования системы социального обслуживания населения / В.В. Бахарев, И.Н. Панина, Р.А. Фадеева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2020. – № 4(56). – С. 78–85.
13. Бегидова Т. П. Социально–правовые и законодательные основы социальной работы с инвалидами / Т.П. Бегидова, М.В. Бегидов. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 331 с.
14. Гурович И.Я., Шмуклер А.Б. Практикум по психосоциальному лечению и психосоциальной реабилитации психически больных. – М.: Медпрактика–М, 2018. – 179 с.
15. Малофеев, И. В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения: монография / И.В. Малофеев. Москва: Дашков и К, 2020. – 172 с.
16. Попов, Ю.А. Актуальные проблемы системы социального обслуживания населения в РФ / Ю.А Попов // Дневник науки. – 2022. – № 1 (61).
17. Прохорко, Т.Н. К вопросу о понятии и принципах социального обслуживания населения / Т.Н. Прохорко // В сборнике: Правовые аспекты регулирования в обществе и в экономике. Сборник статей международной научной конференции. – Санкт–Петербург, 2023. – С. 52–56.
18. Рогожкин, Д. Е. Характеристика основных видов социального обслуживания / Д.Е. Рогожкин // Аллея науки. – 2019. – № 12 (39). – С. 796.
19. Рожкова, М.В. Особенности социальной реабилитации инвалидов с интеллектуальной недостаточностью и психическими нарушениями / М.В. Рожкова // Организация и управление в социальной работе. Городской семинар: сборник статей. Под редакцией М.Г. Гильдингерш, В.С. Тестовой. – Санкт–Петербург, 2021. – С. 117–124.
20. Саранкина, Ю.А. Актуальные вопросы социальной защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации / Ю.А. Саранкина // Актуальные проблемы развития гражданского права и процесса на современном этапе. Материалы II Всероссийской научно–практической конференции. Краснодарский университет МВД России. – Изд–во: Краснодарского университета МВД России. – 2015. – С. 455.
21. Скубченко, Н.Т. Понятие и принципы социального обслуживания населения в российской федерации / Н.Т. Скобченко // Приднепровский научный вестник. – 2023. – Т. 12. – № 1. – С. 42–44.
22. Соловьева, И.Г. Совершенствование системы социального обслуживания в РФ / И.Г. Соловьева // В сборнике: Инновационные технологии, экономика и менеджмент в промышленности. сборник научных статей IX международной научной конференции. Научно–производственное предприятие «Медпромдеталь». – Волгоград, 2021. – С. 166–167.
23. Социальная зашита и социальное обслуживание населения: учебник для среднего профессионального образования / М. В. Воронцова, В. Е. Макаров : под редакцией М. В. Воронцовой. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 330 с.
24. Старцева, С.В. Понятие и принципы социального обслуживания / С.В. Старцева, К.Р. Шпак // В сборнике: Современные стратегии и цифровые трансформации устойчивого развития общества, образования и науки. сборник материалов XIII Международной научно–практической конференции. – Москва, 2023. – С. 53–60.
25. Хубулури, Е. И. Теоретические основы маркетинговой модели организации государственной политики и управления социальной защитой населения в современной России / Е.И. Хубулури // Отечественный журнал социальной работы. – 2014. – № 2. – С. 11–43.
26. Черкасская, Г. В. Исследование теоретических основ организации и управления системой социальной защиты / Г.В. Черкасская // Отечественный журнал социальной работы. – 2014. – № 1. – С. 11–42.
27. Шайхатдинов, В. Ш. Проблемы Российской системы социального обслуживания граждан / В.Ш. Шайхатдинов // Российское право: образование, практика, наука. – 2019. – №6 (102). – 92–99.
Интернет-ресурсы
28. Рогова, А. М. Социальное обслуживание семей с детьми: социологический анализ // Международный теоретический журнал Credo New. – 2017. – № 2 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://credo–new.ru/archives/1062 (дата обращения: 17.02.2025).
29. Информационные бюллетени ВОЗ [Электронный ресурс]/Режим доступа:URL: https://www.who.int/ru
30. Информационные бюллетени МКБ–10 [Электронный ресурс]/Режим доступа:URL: https://mkb–10.com/