Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена высокой распространённостью воспалительных заболеваний придаточных пазух носа у детей. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, около 20% детей в возрасте до 14 лет ежегодно страдают от острых и хронических синуситов. В России, по данным Министерства здравоохранения, синуситы диагностируются у 10–15% детей, обратившихся к отоларингологу с жалобами на длительный насморк и заложенность носа. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области по данным региональных учреждений здравоохранения уровень заболеваемости детей синуситами составляет от 12 до 17%, особенно в осенне-зимний период.
Тема работы является близкой и значимой, поскольку позволяет глубже понять проблемы, с которыми сталкиваются медицинские сёстры в практической деятельности при оказании помощи детям с синуситами. Личный интерес к теме обусловлен как профессиональными, так и гуманными мотивами — стремлением обеспечить детям качественную медицинскую помощь и комфортные условия выздоровления.
Придаточные пазухи носа – это воздухоносные полости в костях черепа, сообщающиеся с носовой полостью. У человека различают верхнечелюстные (гайморовы), лобные (фронтальные), клиновидные (сфеноидальные) и решётчатые (этмоидальные) пазухи. У детей эти структуры формируются постепенно, и их анатомо-физиологическая незрелость делает организм более уязвимым к воспалительным процессам. Воспаление одной или нескольких пазух носа называют синуситом, который может иметь острое или хроническое течение.
Синуситы, в частности гайморит, фронтит, этмоидит и сфеноидит, являются одними из самых частых патологий ЛОР-органов в детском возрасте. Недостаточное или несвоевременное лечение может привести к развитию серьёзных осложнений, таких как менингит, абсцесс головного мозга, сепсис, что подчёркивает необходимость грамотного сестринского ухода и комплексного подхода к терапии.
Детский организм более подвержен инфекциям из-за несовершенной иммунной системы и анатомо-физиологических особенностей строения носовых пазух. Узкие носовые ходы, недостаточное развитие иммунных механизмов, а также частые респираторные заболевания создают благоприятные условия для развития воспалительных процессов. Поэтому своевременная диагностика, эффективное лечение и профессиональный сестринский уход играют ключевую роль в восстановлении здоровья ребёнка.
Сестринский уход при воспалении придаточных пазух у детей включает широкий спектр мероприятий, направленных на облегчение состояния пациента, контроль симптомов, выполнение врачебных назначений и предотвращение осложнений. Медицинская сестра не только оказывает непосредственную помощь в уходе, но и проводит санитарно-просветительскую работу с родителями, обучая их основам правильного ухода за ребёнком, методам профилактики рецидивов и ведению здорового образа жизни.
Одним из наиболее значимых аспектов сестринского ухода является поддержание оптимальных условий для выздоровления ребёнка. Важную роль играет соблюдение режима дня, организация комфортной среды, обеспечение правильного питания и поддержание адекватной гидратации организма. Кроме того, медицинская сестра следит за своевременным приёмом медикаментов, применением физиотерапевтических процедур, а также проводит контроль за состоянием ребёнка в процессе лечения.
Особое внимание уделяется профилактическим мерам, поскольку рецидивы воспалительных заболеваний придаточных пазух у детей встречаются достаточно часто. В связи с этим медицинская сестра должна информировать родителей о необходимости укрепления иммунной системы ребёнка, соблюдения правил личной гигиены и поддержания оптимального микроклимата в помещении.
Проблема исследования: несмотря на развитие современной медицины, воспалительные заболевания придаточных пазух у детей остаются серьёзной проблемой здравоохранения. Отсутствие своевременной диагностики, неправильное лечение и несоблюдение рекомендаций врача могут привести к хронизации процесса, снижению качества жизни ребёнка и повышению риска тяжёлых осложнений. Кроме того, недостаточное внимание к сестринскому уходу и профилактическим мерам создаёт дополнительные трудности в ведении пациентов с данным заболеванием. В связи с этим возникает необходимость разработки и совершенствования сестринских технологий ухода, направленных на раннее выявление, эффективное лечение и профилактику воспалительных заболеваний придаточных пазух у детей.
Цель: изучить особенности сестринского ухода при воспалении придаточных пазух у детей.
Задачи:
1.Изучить литературу по теме, разобрать строение придаточных пазух носа
2.Рассмотреть этиологию
3.Клинические про явления, диагностика, лечение
4.Сформулировать особенности сестринского ухода при заболеваниях придаточных пазух носа
Объект: придаточные пазухи носа.
Предмет: сестринский уход при воспалении придаточных пазух у детей.
Методы исследования:
1.Анализ научной литературы;
2.Наблюдение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ТЕМЫ
1.1 Анатомия и строение придаточных пазух носа
Придаточные пазухи носа (параназальные синусы) — это воздухоносные полости, расположенные в костях лицевого и мозгового черепа, сообщающиеся с полостью носа. Они формируются в процессе постнатального развития и окончательно развиваются к подростковому возрасту.
У человека различают четыре пары придаточных пазух (см.прил.1):
Верхнечелюстные (гайморовы) пазухи — располагаются в теле верхнечелюстной кости по обе стороны от носа. Являются самыми крупными и первыми формирующимися пазухами. Сообщаются с носовой полостью через соустье, расположенное высоко, что затрудняет отток слизи при воспалении.
Лобные (фронтальные) пазухи — находятся в лобной кости над глазницами. Их развитие начинается с 5–6 лет и завершается к подростковому возрасту. Размер и форма пазух индивидуальны.
Решётчатый лабиринт (этмоидальные клетки) — представлен множеством мелких ячеек, расположенных между глазницами и носовой полостью. Полностью формируется к 12 годам.
Клиновидная (сфеноидальная) пазуха — расположена в теле клиновидной кости, глубоко за решётчатым лабиринтом. Является одной из самых труднодоступных для диагностики и лечения. Начинает развиваться после рождения и окончательно формируется к 15–16 годам.
Функции придаточных пазух включают:
увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха;
резонаторную функцию (влияние на тембр голоса);
снижение массы черепа;
формирование иммунной защиты за счёт слизистой оболочки, вырабатывающей слизь и содержащей реснитчатый эпителий, обеспечивающий мукоцилиарный клиренс.
Слизистая оболочка всех синусов выстлана респираторным эпителием и имеет сходную структуру с носовой полостью, однако менее выражена по толщине и васкуляризации.
Особенности анатомии придаточных пазух у детей:
у новорождённых хорошо развиты только верхнечелюстные и решётчатые пазухи;
фронтальные и клиновидные синусы формируются позже;
из-за узких соустий и повышенной отёчности слизистой у детей легко нарушается вентиляция пазух, что предрасполагает к развитию синуситов.
1.2. Этиология, патогенез
Воспаление придаточных пазух носа у детей, или синусит, является полиэтиологическим заболеванием, возникающим под воздействием различных факторов (см.прил.2). Наиболее частыми причинами воспаления становятся инфекционные агенты, среди которых особую роль играют вирусы (риновирусы, аденовирусы, коронавирусы) и бактерии (Streptococcus pneumoniae, Haemophilus influenzae, Moraxella catarrhalis), реже – грибы. Вирусная инфекция, вызывающая респираторные заболевания, часто предшествует развитию бактериального синусита. Это связано с тем, что при вирусном поражении слизистая оболочка носа и придаточных пазух воспаляется, что приводит к ее отеку, нарушению работы реснитчатого эпителия и изменению секреции слизи. В результате создаются благоприятные условия для присоединения бактериальной флоры, что способствует развитию более тяжелого воспалительного процесса.
Помимо инфекционных возбудителей, важное значение имеют анатомо-физиологические особенности детского организма. У детей узкие носовые ходы, а околоносовые пазухи недоразвиты, что затрудняет дренаж их содержимого и предрасполагает к застою слизи. Кроме того, иммунная система ребенка несовершенна, особенно в раннем возрасте, что делает его более уязвимым перед различными инфекциями.
Патогенез воспалительного процесса в придаточных пазухах у детей начинается с инфицирования слизистой оболочки, которое может происходить различными путями, включая контактный, аэрогенный и лимфогенный. Воспалительный процесс вызывает набухание слизистой оболочки и обструкцию соустьев пазух, что приводит к нарушению дренажа и вентиляции. В условиях недостаточного кислородоснабжения патогенные микроорганизмы получают возможность активно размножаться, провоцируя усиление воспалительной реакции. Скопление патологического секрета в пазухах усугубляет течение болезни, так как слизь становится питательной средой для бактерий, а также затрудняет доступ лекарственных средств к очагу инфекции. [6]
Воспаление может носить как катаральный, так и гнойный характер, в зависимости от тяжести и длительности патологического процесса. Если своевременно не устранить воспаление, возможны осложнения, связанные с распространением инфекции на близлежащие структуры. Воспаление может проникнуть в орбитальную область, провоцируя развитие таких состояний, как периорбитальный целлюлит или абсцесс глазницы. В более тяжелых случаях инфекция способна распространяться внутрь черепа, что приводит к потенциально опасным осложнениям, таким как менингит или тромбоз кавернозного синуса.
Таким образом, воспаление придаточных пазух у детей представляет собой сложный патологический процесс, обусловленный сочетанием инфекционных факторов, анатомических особенностей детского организма и недостаточной эффективности местных иммунных механизмов. Развитие воспаления зависит от степени выраженности обструкции соустьев пазух, качества дренажа и наличия сопутствующих факторов, таких как аллергические реакции, хронические заболевания дыхательной системы и внешние условия, включая переохлаждение и загрязненность воздуха.
1.3. Классификация, клинические проявления
Синусит – это общее название воспаления придаточных пазух носа. В зависимости от локализации процесса выделяют следующие виды синуситов:
Гайморит. Воспалительный процесс поражает гайморову (верхнечелюстную) пазуху.
Этмоидит. Воспаление развивается в решетчатом лабиринте.
Фронтит. Патологический процесс охватывает лобную пазуху.
Сфеноидит. Воспаление возникает в клиновидной пазухе. [2]
Первое место по распространенности занимает гайморит, второе – этмоидит, третье – фронтит и четвертое – сфеноидит. Возможно одно- или двухстороннее поражение. В процесс может вовлекаться одна или несколько пазух. Если воспаление охватывает все придаточные пазухи, заболевание называют пансинуситом.
Симптомы этмоидита
Как правило, воспалительный процесс в передних отделах решетчатого лабиринта развивается одновременно с фронтитом или гайморитом. Воспалению задних отделов решетчатого лабиринта нередко сопутствует сфеноидит. Больной этмоидитом предъявляет жалобы на головные боли, давящую боль в области переносицы и корня носа. У детей боли часто сопровождаются гиперемией конъюнктивы, отеком внутренних отделов нижнего и верхнего века. У некоторых пациентов возникают боли неврологического характера.
Температура тела обычно повышается. Отделяемое в первые дни заболевания серозное, затем становится гнойным. Обоняние резко снижено, носовое дыхание затруднено. При бурном течении синусита воспаление может распространиться на глазницу, вызывая выпячивание глазного яблока и выраженный отек век.
Симптомы фронтита
Фронтит, как правило, протекает тяжелее других синуситов. Характерна гипертермия, затрудненность носового дыхания, выделения из половины носа на стороне поражения. Пациентов беспокоят интенсивные боли области лба, больше выраженные по утрам. У некоторых больных развивается снижение обоняния и светобоязнь, появляется боль в глазах. Интенсивность головных болей снижается после опорожнения пораженной пазухи и нарастает при затруднении оттока содержимого. В отдельных случаях (обычно – при гриппозном фронтите) выявляется изменение цвета кожи в области лба, отек надбровной области и верхнего века на стороне поражения.
Хронический фронтит часто сопровождается гипертрофией слизистой оболочки среднего носового хода. Возможно появление полипов. Иногда воспаление распространяется на костные структуры, приводя к их некрозу и образованию свищей.
Симптомы сфеноидита
Сфеноидит редко протекает изолированно. Обычно развивается одновременно с воспалением решетчатой пазухи. Пациенты жалуются на головную боль в глазнице, области темени и затылка или глубине головы. При хроническом сфеноидите воспаление иногда распространяется на перекрест зрительных нервов, приводя к прогрессирующему снижению зрения. Нередко хронический сфеноидит сопровождается стертой клинической симптоматикой. [7]
Симптомы гайморита
Заболевание начинается остро. Температура тела больного повышается до 38-39С, выражены признаки общей интоксикации, возможен озноб. В отдельных случаях температура тела пациента может быть нормальной или субфебрильной. Больного гайморитом беспокоят боли в области пораженной верхнечелюстной пазухи, скуловой кости, лба и корня носа. Боль усиливается при пальпации. Возможна иррадиация в висок или соответствующую половину лица. У некоторых пациентов появляются разлитые головные боли различной интенсивности.
Носовое дыхание на стороне поражения нарушается. При двухстороннем гайморите заложенность носа вынуждает пациента дышать через рот. Иногда вследствие закупорки слезного канала развивается слезотечение. Выделения из носа вначале серозные, жидкие, затем становятся вязкими, мутными, зеленоватыми.
Таким образом, клиническая картина воспаления придаточных пазух у детей включает в себя сочетание местных и общих симптомов, выраженность которых зависит от возраста ребенка, формы заболевания и индивидуальных особенностей организма. Распознавание болезни на ранних стадиях позволяет своевременно начать лечение и предотвратить развитие осложнений.
1.4. Лечебно-диагностическая тактика
Диагноз острого синусита устанавливается на основании анализа данных анамнеза заболевания, характера клинических симптомов и результатов рентгенологического обследования пациента.
Первым этапом является сбор анамнеза, в ходе которого уточняется длительность и характер насморка, наличие заложенности носа, головной боли, повышения температуры, ночного кашля или неприятного запаха изо рта. Важно установить, были ли у ребёнка ранее случаи синуситов, наличие сопутствующих заболеваний (в частности аденоидов, аллергического ринита, анатомических аномалий), а также частоту ОРВИ. Родители могут также указать на изменения в поведении ребёнка — вялость, снижение аппетита, нарушение сна, что косвенно указывает на интоксикацию.
Осмотр ребёнка включает оценку общего состояния, цвета кожных покровов, поведения. При воспалении пазух часто отмечается отёчность лица, особенно в области век и щёк, слезотечение, гиперемия склер. Повышенная температура тела указывает на острое течение заболевания.
Пальпация области проекций придаточных пазух позволяет выявить болезненность. При нажатии на область верхнечелюстных пазух (под глазами) или лобных пазух (над бровями) может возникать болевая реакция, что свидетельствует о возможном воспалении соответствующей анатомической зоны.
Особое место в диагностике занимает риноскопия — метод осмотра полости носа с помощью специального инструмента (нозорасширителя и носовых зеркал). Передняя риноскопия проводится в положении сидя, с помощью расширения носового входа и позволяет визуально оценить состояние слизистой оболочки носа, наличие отёка, гиперемии, отделяемого. У детей при синуситах часто выявляется слизисто-гнойное или гнойное отделяемое, особенно в средней носовой раковине, что указывает на вовлечение верхнечелюстных и лобных пазух.
Задняя риноскопия проводится через ротоглотку при помощи шпателя и зеркала. Она позволяет осмотреть хоаны, задние отделы носовой полости и носоглотку. Особенно информативна при подозрении на задний риносинусит или патологию аденоидов. Однако у маленьких детей процедура может быть затруднена из-за рвотного рефлекса, поэтому проводится в более старшем возрасте или при необходимости — под седацией.
Для более точной диагностики применяются инструментальные методы. Рентгенография околоносовых пазух позволяет выявить утолщение слизистой оболочки, уровень жидкости и признаки воспаления. Однако у детей младшего возраста этот метод может быть малоинформативным из-за особенностей строения лицевого скелета. Более точным и чувствительным методом считается компьютерная томография, позволяющая получить детальное изображение пораженных структур, что особенно важно при подозрении на осложнения или хроническое течение заболевания. Ультразвуковое исследование околоносовых пазух также используется в детской практике, поскольку является безопасным и не требует облучения. [12]
Лабораторная диагностика включает общий анализ крови, который помогает выявить признаки воспаления, такие как повышение уровня лейкоцитов и ускорение СОЭ. В случаях подозрения на бактериальную инфекцию проводится бактериологический посев выделений из носовой полости с определением чувствительности возбудителя к антибиотикам. Этот метод особенно важен при длительном или рецидивирующем течении заболевания, когда требуется точный подбор антибактериальной терапии. Дополнительно могут применяться серологические исследования для выявления вирусных или атипичных возбудителей, а также аллергологические тесты при подозрении на аллергическую природу заболевания.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Блоцкий, А.А. Доброкачественные и злокачественные заболевания носа и околоносовых пазух: учебное пособие / А. А. Блоцкий, В. В. Антипенко. – Благовещенск: Амурская ГМА Минздрава России, 2023. – 92 с.
2.Блоцкий, А.А. Неотложные и угрожающие состояния в оториноларингологии: учебное пособие / А. А. Блоцкий, В. В. Антипенко, Р. А. Блоцкий. – Благовещенск: Амурская ГМА Минздрава России, 2022. – 378 с.
3.Горохов, А.А. Оториноларингология: учебник / А.А. Горохов, В.В. Дворянчиков, Ю.К. Янов; под ред. А. А. Горохова. – Санкт-Петербург: СпецЛит, 2019. – 224 с.
4.Иванов, С. А. Осмотр пациента с заболеваниями ЛОР-органов в общей врачебной практике: учебное пособие / С. А. Иванов. – Санкт-Петербург: СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2021. – 40 с.
5.Лесничая, Л. А. Алгоритмы сестринских манипуляций (в соответствии с технологиями выполнения простых медицинских услуг): учебное пособие для СПО / Л. А. Лесничая, М. В. Ободникова. – 7-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2024. – 256 с.
6.Лычев В.Г. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи / под ред. В.Г. Лычев, В.К. Карманов – М.: Форум - Инфра – М, 2022 – 402 с.
7.Методы профилактики и лечения заболеваний ЛОР-органов: материалы конференции. – Чебоксары: ЧГУ им. И.Н. Ульянова, 2022. – 258 с.
8.Мышкина Л.В., Шкатова Е.Ю., Мухачева Е.А. Эффективность обучающих сестринских технологий в повышении качества жизни пациентов / под ред. Л.В. Мышкиной - Вятский медицинский вестник, 2022. – 225 с.
9.Обуховец Т.П. Основы сестринского дела: практика сестринского дела / под ред. Т.П. Обуховец – Ростов-на-Дону: Феникс, 2023. – 428 с.
10.Орлова, Ю. Ю. Оториноларингология: учебное пособие / Ю. Ю. Орлова, И. В. Михайлова, И. А. Мясникова. – Чебоксары: ЧГУ им. И.Н. Ульянова, 2021. – 164 с.
11.Оториноларингология: учебник / под редакцией профессора О. Г. Хорова. – Минск: Новое знание, 2020. – 413 с.
12.Сединкина Р.Г. Сестринское дело в терапии / под ред. Р.Г. Сединкина – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022. – 335 с.
13.Учебно-методическое пособие для подготовки обучающихся лечебного факультета к практическим занятиям по оториноларингологии: учебно-методическое пособие / под редакцией С.А. Артюшкина. – Санкт-Петербург: СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2022. – 140 с.
14.Храмова Е.Ю. Справочник медицинской сестры / под ред. Е.Ю. Храмовой. - ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 26 с.
15.Юрковский, О. И. Общеклинические анализы в практике врача / О.И. Юрковский. - М.: Техника, 2022. – 112 c.