Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Правовой статус личности - одна из центральных категорий теории права, и вполне понятно, что юристы уделяют ему особое внимание. Это объясняется тем, что статус личности - это суть нормативного выражения основополагающего принципа соотношения публичных и частных интересов, мера социальной свободы, а также источник и производная социальной активности личности. Особое значение в реальной ситуации в России имеет изучение полноты и эффективности социальных возможностей, предоставляемых законом несовершеннолетним.
Так, возрастные особенности ребенка, особенности положения ребенка в обществе, особенности ведомственного статуса несовершеннолетних анализируют Ю.Ф. Веспаров, В. Гавельдовская, И. Рязанов, О.Х. Галимов, Н.И. Гуковская, О.В. Демидова, А.-. А. Закатов, К.Е. Игошев, О.Ю. Ильина, Р.П. Мананкова, А.М. Нечаева, Л.Ф. Обухова, Н.В. Перепелкина, Ю.Е. Пудовочкин, Ю.А. Черемухина и другие. К наиболее важным примерам можно отнести следующие. Общетеоретические анализы общих или отдельных аспектов правового статуса детей в последнее десятилетие В.И. Абрамов, О.В. Бутко, Л.Ю. Кузнецова, Е.А. Черемухина и др. Кулапов, Е.А. Лактункина, Т.В. Лобанова, Е.В. Марковичева, Н.Е. Борисова.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования, реализации, защиты и оптимизации правового статуса несовершеннолетних в Российской Федерации, и российские правовые нормы, регулирующие эти отношения.
Предметом исследования является проблема изучения понятия, особенностей, структуры, содержания и возможных направлений совершенствования правового статуса несовершеннолетних и несовершеннолетних в Российской Федерации.
Целью исследования является выяснение основных особенностей правового статуса несовершеннолетних и ограниченных в дееспособности лиц в гражданско-правовых отношениях на современном этапе и разработка рекомендаций по оптимизации правоприменительной деятельности в новых условиях регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних и ограниченных в дееспособности лиц.
С этой точки зрения предполагается решить следующие основные задачи:
- изучить действующие нормативно-правовые акты о гражданско-правовом статусе несовершеннолетних и малолетних;
-определить гражданско-правовую дееспособность несовершеннолетних и малолетних; выяснить сущность гражданско-правовой ответственности несовершеннолетних и малолетних;
- разработать рекомендации по оптимизации гражданско-правового статуса детей и несовершеннолетних.
Разработать предложения по повышению эффективности правовой защиты несовершеннолетних и малолетних.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектико-познавательный метод и производный от него конкретно-научный метод. В соответствии с общим системным подходом применялись формально-юридический и системно-структурный методы, что позволило изучить различные аспекты правового статуса несовершеннолетних и малолетних в соответствии с целями и задачами исследования.
Нормативно-правовую основу исследования составили международные и национальные нормативные правовые акты, такие как Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «О правовом положении несовершеннолетних и малолетних». Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и литературы.
1. Гражданская правоспособность и дееспособность несовершеннолетних
1.1 Несовершеннолетний как субъект гражданских правоотношений
Под правовым статусом личности понимается система гарантированных прав личности, юридических обязанностей личности и соответствующей юридической ответственности за их выполнение, установленных законами государства, с которым личность связана узами гражданства. Сущностью и основой правового статуса личности являются права, свободы и обязанности личности, закрепленные в Конституции Российской Федерации и других важнейших законодательных актах и провозглашенные в Декларации прав человека и гражданина2 (здесь нет разницы). Это в первую очередь определяет правовой статус человека в обществе, его роль, возможности и участие в общественных делах. Разумеется, этот статус зависит и от многих других факторов.
Правовой статус включает в себя: - права - обязанности - законные интересы - правосубъектность. Правовой статус можно разделить на общий, специальный и индивидуальный. Общий правовой статус - это статус человека как гражданина государства или члена общества. Он определяется прежде всего Конституцией, не зависит от различных сложившихся обстоятельств (движение по службе, семейное положение, должность, выполняемые обязанности), является единым, одинаковым для всех лиц и характеризуется относительной инертностью.
Содержание данного статуса составляют прежде всего права и обязанности, признаваемые и гарантируемые всем лицам основным законом страны. Изменения в этом содержании зависят от воли законодателя, а не каждого конкретного человека. Специальные (или общие) статусы - это права и обязанности отдельных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, сотрудников вузов, учителей, рабочих, фермеров, инвалидов, ветеранов войны и т. д.). Эти классы и группы могут иметь свои особенности, дополнительные права, обязанности и льготы, регулируемые действующим законодательством, исходя из общего конституционного статуса граждан. Разработка этих статусов является одной из задач юридической науки.
Личный статус определяет характеристики индивида (пол, возраст, семейное положение, занятость и другие характеристики). Он представляет собой индивидуализированный набор прав и обязанностей граждан. Знание каждым человеком своего личного статуса, прав, обязанностей, ответственности и возможностей является показателем правовой культуры и юридической грамотности. Правовой статус личности подвижен, динамичен и меняется вместе с изменениями, происходящими в жизни человека.1 Поскольку определение «правового статуса несовершеннолетних» не дано законодателем, ученые могут по-разному объяснять его содержание и классифицировать по определенным критериям.
По отраслям (гражданское и семейное право), по возрасту (статус малолетних и несовершеннолетних 14-18 лет), по объему правоспособности и т.д. Баланенков В.В. считает, что «Правовое положение человека определяется его правовым статусом, который можно определить, как определенный фиксированный уровень (стадию) развития его правового статуса
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации существует две группы2 несовершеннолетних. Несовершеннолетние делятся на две группы: дети до шести лет и дети от шести до четырнадцати лет; дети до шести лет полностью лишены возможности совершать все сделки своими законными представителями, в то время как вторая группа обладает относительно большей дееспособностью. Согласно пункту 2 статьи 28 Гражданского кодекса Российской Федерации: - мелкие бытовые сделки - сделки в целях безвозмездного получения выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации - сделки, совершенные законным представителем или с согласия законного представителя, третьим лицом с определенной целью или свободно Сделки по распоряжению отчуждаемыми денежными средствами.
В соответствии со статьей 28 Гражданского кодекса Российской Федерации законный представитель или должностное лицо, под опекой которого находился несовершеннолетний в момент совершения сделки, несет ответственность и по сделкам, которые несовершеннолетний вправе совершать самостоятельно.
В Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 года (далее - УК РФ)1 впервые появилось легальное определение понятия «несовершеннолетний» - несовершеннолетним признается лицо, отбывающее наказание в виде лишения свободы.
Он достиг возраста 14 лет, но не достиг возраста 18 лет. Так, согласно ч. 1 ст. 87 УК РФ, несовершеннолетним признается лицо, достигшее ко времени совершения преступления возраста 14 лет, но не достигшее возраста 18 лет; лицо, не достигшее возраста 14 лет, - малолетнее, а лицо, достигшее возраста 14 лет, - совершеннолетнее. При этом человек считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а после полуночи следующего дня. Помимо имущественных прав, несовершеннолетние обладают теми же личными правами, что и взрослые, такими как право на жизнь и здоровье, право на честь и достоинство, право на торговый кредит, право на частную жизнь и право на имя. Все эти права являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми.
Несовершеннолетние имеют следующие права - право распоряжаться заработком, стипендией и иными доходами; - право осуществлять права автора на охраняемые законом результаты научных, литературных и художественных произведений, изобретений и иной интеллектуальной деятельности; - право вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими в соответствии с законом; - право совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, на которые имеют право только они; - право на осуществление прав несовершеннолетних в возрасте от 6 до 14 лет.
Законодатель предусматривает возможность ограничения или лишения несовершеннолетних права самостоятельно распоряжаться своим заработком, зарплатой и другими доходами (пункт 4 статьи 26 Гражданского кодекса Российской Федерации). Этот вопрос решается судом по заявлению родителей, усыновителей, опекунов или органов опеки и попечительства при наличии достаточных оснований (например, если подросток злоупотребляет спиртными напитками, играет в азартные игры и т.д.), несовершеннолетний отвечает за причиненный ему вред. Правовые нормы, непосредственно связанные с правами несовершеннолетних в семье, были закреплены в российском законодательстве только после принятия Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ).
Как справедливо отмечают исследователи, обязанности детей определяются исключительно нормами морали, и обеспечить выполнение детьми своих обязанностей с помощью закона невозможно. Права детей в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации: - имущественные права - неимущественные личные права. К неимущественным личным правам относятся - право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ); право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ); право на защиту (ст. 56 СК РФ); право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ); право на получение имени, прозвища и фамилии (ст. 58 СК РФ); право на перемену имени и фамилии (ст. 59 СК РФ). Право ребенка жить и воспитываться в семье является важнейшим правом ребенка. Семейное воспитание ребенка основывается на предположении, что ребенок воспитывается в своей собственной семье, в частности, своими родителями. В таких случаях государство выполняет лишь защитную функцию и оберегает семью от внешних нарушений.
Однако если права ребенка в семье нарушаются, государство может принять такие меры, как ограничение или лишение родительских прав.
Имущественные права детей прописаны в статье 60 Семейного кодекса Российской Федерации. То есть законодатель называет - имущественные права на доходы, получаемые ребенком, имущество, полученное ребенком в дар или в порядке наследования, а также имущество, приобретенное на средства ребенка. Таким образом, правовой статус - это конкретный и стабильный правовой уровень человека в определенный момент времени, в то время как правовой статус как понятие более динамичное и всеобъемлющее. Гражданско-правовой статус осужденных детей охватывает гражданское, семейное, наследственное и другие отрасли права.
1.2 Опека и попечительство над несовершеннолетними
В соответствии с действующим законодательством дети-сироты, дети, находящиеся под опекой, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на социальную поддержку, включая образование, медицинское обслуживание, имущественные, жилищные и трудовые права. Решение сделать внука, племянника, ребенка друга или знакомого опекуном почти всегда принимается из сострадания и чувства долга. Став опекуном или попечителем, вы обеспечите это. Опека - это форма устройства несовершеннолетних граждан (до 14 лет) и граждан, признанных судом недееспособными, при которой лицо, назначенное органом опеки и попечительства гражданина (опекуном), является законным представителем опекаемого и совершает от его имени все юридически значимые действия в интересах опекаемого.
Опека - это защита несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет; гражданин (опекун), назначенный органом опеки и попечительства, обязан содействовать несовершеннолетнему опекаемому в осуществлении его прав и исполнении обязанностей, а также защищать несовершеннолетнего опекаемого от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Установление опеки (попечительства) над несовершеннолетним гражданином может быть обязательным или добровольным по желанию родителей.