Фрагмент для ознакомления
2
Особенности структуры политического дискурса диктуют необходимость всестороннего исследования, которое охватывает содержание, задачи и форму высказываний, а также ситуацию, в которой они реализуются. Такой анализ, по своей природе междисциплинарный, объединяет знания из различных научных областей.
Политический дискурс, как специфический вид дискурса, не имеет четкого и общепризнанного определения в лингвистической науке, несмотря на его фундаментальную роль [2, c. 46].
Жбанков предлагает модель институционального дискурса, основанную на классификации признаков, включающей нейтральные признаки, признаки, определяющие тип институционального дискурса, признаки институциональности как таковой и конститутивные признаки дискурса [23].
Конститутивными признаками институционального дискурса являются: участники (в их ролях и ситуативном контексте), используемые материалы и способы общения, организация коммуникации, условия ее протекания, а также характеристики текстов (включая невербальные элементы), жанр, стиль, тональность, канал, стратегии, цели, мотивы и общая коммуникативная среда.
Признаки типа институционального дискурса определяются спецификой соответствующего социального института, который, будучи культурным феноменом, имеет материальное и духовное выражение. Карасик предлагает рассматривать общественный институт как сложную структуру, включающую людей, их деятельность и характеристики, типичные сооружения, стереотипы поведения, ритуалы, мифологемы и тексты, связанные с функционированием этого института [26, c. 193].
Институциональность проявляется в уточнении конститутивных признаков дискурса в зависимости от целей и условий коммуникации, а также от ролей и взаимоотношений ее участников. Институциональное общение, выполняющее представительскую функцию, нацелено на поддержание социальных институтов и обеспечение стабильности в обществе. Контекст институционального общения определяется ритуальными и символическими действиями, характерными временными и пространственными рамками, а также использованием стандартных выражений и устоявшихся жанров [26, c. 192].
Личностно-ориентированные фрагменты, базовые элементы дискурса и моменты, характерные для различных общественных институтов, относятся к нейтральным признакам. Институциональный дискурс представляет собой форму общения, протекающую в контексте определенного социального института и определяющуюся заданными статусно-ролевыми отношениями [25, c. 14].
Институциональный дискурс, по определению Е.И. Шейгал – это дискурс, разворачивающийся в социальных институтах и являющийся необходимой составляющей их организации [47]. Волкова выделяет следующие основные параметры институционального дискурса: зависимость речевых тактик и стратегий от намерений участников, наличие типичных коммуникативных ситуаций, предопределенные модели речевого поведения, ограниченность тематики и специфический набор интенций [17].
Институциональные типы дискурса, выделяемые достаточно условно в силу отсутствия “чистых” форм, имеют историческую обусловленность и полевую структуру, что предполагает их взаимопроникновение. Каждый тип характеризуется набором жанров, подвидов, стратегий, ценностей, целей, дискурсивных формул и прецедентных текстов. Политический дискурс, относящийся к институциональному, также обладает специфическими признаками, активно изучаемыми лингвистами. Басырова предлагает три основных подхода к анализу политического дискурса:
• Индивидуально-герменевтический: для понимания личных смыслов, вкладываемых автором и интерпретатором.
• Социопсихолингвистический: для оценки успешности достижения политических целей.
• Физиологический: для анализа текста с учетом политического и идеологического контекста [15].
Междисциплинарный характер анализа политического дискурса обусловлен необходимостью учитывать содержание, цели и форму высказываний в контексте конкретных политических ситуаций. Целью политического дискурса является убеждение аудитории и/или стимулирование ее к определенным действиям. Как отмечает Демьянков, для адекватного понимания политического дискурса требуется анализ излюбленных логических приемов, скрытых мотивов, сюжетных схем, знаний и ожиданий аудитории и автора, а также исторического контекста [22]. Основными характеристиками политической коммуникации являются оценочность, агрессивность, эффективность и настойчивое отстаивание собственной точки зрения.
Полевый подход, основанный на тематической классификации текстовых отсылок, является наиболее эффективным инструментом для анализа структуры политического дискурса. Он позволяет определить границы взаимодействия политического дискурса с другими типами, как неинституциональными (бытовым и художественным), так и институциональными (научным, религиозным, педагогическим, военным, юридическим, спортивным, рекламным и т.д.) [47, c. 33]. Подчеркивая важную роль средств массовой информации в распространении и популяризации политического дискурса, Перельгут и Сухоцкая указывают на усиливающуюся тенденцию к его слиянию с дискурсом масс-медиа [36, c. 39].
Халатян предлагает рассматривать функциональность политического дискурса с двух позиций [40, c. 53]: исходя из системообразующей интенции и с точки зрения реализации общих языковых функций. Регулятивная (побудительная) функция является одной из наиболее значимых общеязыковых функций в политической коммуникации и проявляется в форме запретов и воодушевления. Шейгал подчеркивает креативность политического дискурса, видя в этом проявление взаимосвязи референтной и магической функций языка [47, c. 33—34].
Отличительной чертой политической коммуникации является использование дискурса в качестве инструмента политической власти, охватывающего весь спектр действий – от борьбы за власть до ее удержания, осуществления, стабилизации и перераспределения. Эта основная функция определяет ключевые функции политического дискурса, которые можно рассматривать как различные проявления данной функции: интеграцию и дифференциацию политических акторов, достижение атональности (или нейтральности) и гармонии, интерпретацию и ориентацию, акциональную и информационную функции, а также функции контроля и побуждения [40, c. 53].
Помимо институциональности, определяющими характеристиками политического дискурса являются информативность, смысловая неопределенность, фантомность, фидеистичность, эзотеричность, динамичность, медийность, дистанцированность, авторитарность и театральность. Эти признаки, обусловленные интенциональной направленностью политической коммуникации, формируют его специфику. Исследования в области политического дискурса часто сосредоточены на анализе его различных жанров, включая политический анекдот, новогоднее обращение к гражданам, политическую программу, карикатуру, политический плакат, политический скандал, парламентские дебаты, предвыборную полемику, листовку и политическое интервью.
Согласно Е.И. Шейгал, жанровое разнообразие политического дискурса определяется несколькими ключевыми параметрами, позволяющими дифференцировать его: степень соответствия прототипическому жанру, место и время события, социокультурный контекст, особенности отношений между говорящим и аудиторией, а также уровень институциональности [47, c. 232—243].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) BBC News [Электронный ресурс]. – URL: https://www.bbc.com/news (дата обращения: 14.04.2025).
2) Bell V. Negotiation in the workplace: The view from a political linguist // A. Firth (Ed.). The discourse of negotiation: Studies of language in the workplace. Oxford etc.: Pergamon, 1995. 41—58.
3) Bettinghaus E.P. Persuasive communication. Holt, Rinehart and Winston, 1980. – 272p.
4) Daily Mail [Электронный ресурс]. – URL: https://www.dailymail.co.uk/ (дата обращения: 13.04.2025).
5) Dijk T.A. van. Discourse and manipulation // Discourse and society. Vol.17(2). Sage Publications, 2006. – p.359-383.
6) Eemeren F.H. van, Grootendorst R. Argumentation, communication, and fallacies: a pragma-dialectical perspective. Lawrence Erlbaum Associates, 1992. – 236p.
7) Perloff R.M. The dynamics of persuasion: communication and attitudes in the 21st century. Lawrence Erlbaum Associates, 2003. – 392p.
8) Rommetveit R., Blakar R.M. Studies of language, thought, and verbal communication. Academic Press, 1979. – 466p.
9) Stiff J.B., Mongeau P.A. Persuasive communication. Guilford Press, 2002. – 351p.
10) The Guardian [Электронный ресурс]. – URL: https://www.theguardian.com/ (дата обращения: 14.04.2025).
11) The Times [Электронный ресурс]. – URL: https://www.thetimes.co.uk/ (дата обращения: 13.04.2025).
12) Wodak R. Mediation between discourse and society: assessing cognitive approaches in CDA // Discourse and society. 2006. № 8. pp. 179—190.
13) Авдеенко И.А. Структура и суггестивные свойства вербальных составляющих рекламного текста. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Барнаул, 2001. – 23с.
14) Акопова Д.Р. Стратегии и тактики политического дискурса // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 6(1). С. 403—409.
15) Басырова Н.Т. Политический дискурс. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/15_NPN_ 2009/РоШо^1а/46717.дос. Дата обращения: 24.03.2025.
16) Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Социальная психолингвистика. Москва: Лабиринт, 2007. С. 197—236.
17) Волкова Т.А. Дискурсивно-коммуникативная модель перевода в исследовании институционального дискурса // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 17. С. 37—42.
18) Вольвак Н.П. Фактор адресата в публичном аргументирующем дискурсе. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Владивосток, 2002. – 26с.
19) Голоднов А.В. Лингвопрагматические особенности персуазивной коммуникации (на примере современной немецкоязычной рекламы). Автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2003. – 23с.
20) Гончарова Е.А. Персуазивность и способы ее языковой реализации в дискурсе рекламы // Studia linguistica. Вып. 10. СПб.: Изд-во РГПУ, 2000. С.120-130.
21) Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. Москва: Лабиринт, 2001.
22) Демьянков В.З. Политический дискурс как предмет политологической филологии // Политическая наука. Политический дискурс: История и современные исследования. 2002. № 3. С. 32—43.
23) Жбанков М.М. Жанровая система как институциональный признак дискурса клинических исследований (на материале английского языка). Режим доступа: http://referatdb.ru/ medicina/160038/index.html. Дата обращения: 24.03.2025.
24) Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: КомКнига, 2006. – 288с.
25) Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм: Алгоритм-Кн., 2000. – 681с.
26) Карасик В.И. Дискурс // Социальная психолингвистика: Хрестоматия. Москва: Лабиринт, 2007. С. 162—196.
27) Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград: Перемена, 2000. С. 5—20.
28) Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: ИТДГК Гнозис, 2002. – 333с.
29) Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Изд-во Смысл, 1997. – 285с.
30) Михалева О.Л. Политический дискурс. Специфика манипулятивного воздействия. Москва: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.
31) Новикова А.М. Содержание языковой картины политического мира // Перевод и сопоставительная лингвистика. 2016. № 12. С. 111—113.
32) Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М.: РИП-холдинг, 2005. – 222с.
33) Ощепкова Н.А. Стратегии и тактики в аргументативном дискурсе: прагмалингвистический анализ убедительности рассуждения (на материале политических дебатов). Автореф. дис. … канд. филол. наук. Тверь, 2004. – 18с.
34) Паршина О.Н. Российская политическая речь: Теория и практика. Москва: ЛКИ, 2007.
35) Педагогическая наука и практика — региону: Материалы XIII региональной научно-практической конференции (г. Ставрополь, ГОУ ВПО СГПИ) / Под ред. Л.Л. Редько, С.В. Бобрышова. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011.
36) Перельгут Н.М., Сухоцкая Е.Б. О структуре понятия «политический дискурс» // Вестник Нижневаторского государственного университета. 2013. № 2. С. 35—41.
37) Политическая лингвистика / Гл. ред. А.П. Чудинов; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2011. Вып. 2(36).
38) Седов К.Ф. Человек в жанровом пространстве повседневной коммуникации // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. Москва: Лабиринт. 2007. С. 7—38.
39) Солганик Г.Я. Язык СМИ и политика. Москва: Издательство Московского университета; факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012. Режим доступа: http://lib.sale/ jurnalistika-knigi/funktsionalnaya-tipologiya-znakov-71570.html. Дата обращения: 20.03.2025.
40) Халатян А.Б. Особенности организации современного политического дискурса // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2010. № 6. С. 51—54.
41) Халатян А.Б. Предвыборный дискурс // Политическая лингвистика. Ставрополь. 2011. № 2. С. 180—187.
42) Халатян А.Б. Предвыборный дискурс: жанровое своеобразие и специфика языкового воплощения (на материале текстов предвыборных кампаний 2008 г. в России и США). Дисс. ... канд. филол. наук. 2011.
43) Черепанова И.Ю. Вербальная суггестия: теория, методика, социальнолингвистический эксперимент. Автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 1996. – 50с.
44) Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия. М.: Флинта: Наука, 2006. – 136с.
45) Чернявская В.Е. Дискурс как объект лингвистических исследований // Текст и дискурс. Проблемы экономического дискурса: Сб. науч. тр. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2001.
46) Чудинов А.П. Политическая лингвистика. Москва: Флинта:Наука, 2006.
47) Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. Волгоград, 2004.
48) Юданова Е.Т. Суггестивная функция языковых средств англоязычного политического дискурса. Автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2004. – 21с.