Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях стремительного развития цифровых технологий и повсеместного внедрения интернета в жизнь подростков, актуализируется проблема профилактики правонарушений в виртуальной среде. Интернет-пространство предоставляет молодым людям множество возможностей для самовыражения, общения и получения информации, однако оно также таит в себе большие риски. Подростки могут стать как жертвами, так и инициаторами различных правонарушений, таких как кибербуллинг, мошенничество, распространение запрещенного контента и другие. Недостаточная осведомленность подростков о последствиях своих действий в интернете, а также отсутствие эффективных мер профилактики создают необходимость в разработке и внедрении новых подходов к обеспечению безопасности молодежи в цифровой среде.
Объект исследования: процесс профилактики правонарушений среди подростков в Интернете
Предмет исследования: содержание процесса профилактики правонарушений подростков в Интернете.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и апробировать содержание процесса профилактики правонарушений среди подростков в Интернете.
Задачи:
1. Дать характеристику Интернет-пространства и особенностей поведения подростков в нем.
2. Изучить виды и формы правонарушений подростков в интернет-пространстве.
3. Проанализировать формы и методы профилактики подростков в Интернет-пространстве.
4. Выявить потребности подростков в сфере профилактики правонарушений в интернет-пространстве.
5. Разработать и апробировать содержание программы профилактики правонарушений подростков в интернет – пространстве
Актуальность данной темы обусловлена тем, что с каждым годом все больше аспектов жизни молодежи перемещается в цифровую среду, что увеличивает риски столкновения с киберпреступлениями и другими правонарушениями в интернете. Увеличением числа киберпреступлений: Статистика показывает, что количество киберпреступлений, таких как кибербуллинг, мошенничество, распространение вредоносного контента, постоянно растет, что требует разработки эффективных мер профилактики. Недостаточной осведомленностью молодежи: Молодежь часто не осознает серьезность и последствия своих действий в интернете, что делает их уязвимыми к различным видам правонарушений. Необходимостью адаптации существующих мер: Текущие методы и стратегии профилактики не всегда соответствуют быстро меняющимся условиям цифровой среды и специфическим особенностям поведения молодежи в интернете. Важностью комплексного подхода: для эффективной профилактики правонарушений необходимо взаимодействие между образовательными учреждениями, государственными органами и общественными организациями, что требует разработки новых, более координированных подходов. Эти факторы подчеркивают необходимость глубокого анализа и разработки современных методов и стратегий профилактики правонарушений среди молодежи в условиях цифровой среды, что делает данную тему крайне актуальной для исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ В ИНТЕРНЕТЕ
1.1. Интернет-пространство и особенности поведения в нем подростков
Современное общество невозможно представить без интернета, который стал важной частью повседневной жизни. Интернет-пространство предоставляет широкие возможности для общения, обучения, развлечения и самореализации. Однако, наряду с положительными аспектами, оно также несет в себе риски, особенно для подростков, которые в силу своих возрастных особенностей наиболее уязвимы к негативному влиянию.
Подростковый возраст характеризуется активным поиском идентичности, стремлением к самостоятельности и повышенной восприимчивостью к внешним воздействиям. В интернете подростки часто сталкиваются с различными формами девиантного поведения, такими как кибербуллинг, распространение запрещенного контента, мошенничество, а также вовлечение в противоправную деятельность. Это связано с тем, что виртуальная среда создает иллюзию анонимности и безнаказанности, что может способствовать снижению уровня ответственности за свои действия [4].
Особенности поведения подростков в интернете обусловлены несколькими факторами. Во-первых, подростки склонны к экспериментированию и поиску новых впечатлений, что может привести к необдуманным поступкам. Во-вторых, они часто испытывают потребность в признании и одобрении со стороны сверстников, что может толкать их на участие в рискованных онлайн-действиях. В-третьих, недостаток жизненного опыта и критического мышления делает их более подверженными манипуляциям со стороны злоумышленников.
Кроме того, интернет-пространство обладает специфическими характеристиками, которые влияют на поведение подростков. К ним относятся:
Важно отметить следующие характеристики интернет-пространства:
Анонимность, где есть возможность скрывать свою личность позволяет пользователям вести себя иначе, чем в реальной жизни. Это может привести к проявлению агрессии, буллинга и другим формам асоциального поведения.
Легкость доступа к любой информации, включая нежелательный контент (насилие, порнография, экстремистские материалы), может негативно влиять на психику и поведение подростков. Платформы вроде Instagram, TikTok, VKontakte и другие становятся основными каналами коммуникации для подростков. Они формируют определенные модели поведения и могут способствовать развитию зависимости. Онлайн-игры часто становятся причиной формирования зависимости у подростков, что может приводить к снижению успеваемости, социальной изоляции и проблемам со здоровьем [6].
Подростки отличаются повышенной эмоциональностью, стремлением к самостоятельности и поиском идентичности. Эти факторы влияют на их поведение в интернете:
Экспериментирование – подростки часто экспериментируют с различными ролями и стилями поведения в интернете, пытаясь найти свое место в обществе. Это может включать создание фальшивых аккаунтов, участие в сомнительных сообществах и группах.
Группа сверстников – важность принадлежности к группе сверстников оказывает значительное влияние на поведение подростков в интернете. Они стремятся соответствовать ожиданиям своих друзей и могут участвовать в рискованных действиях ради признания.
Поиск новых впечатлений – желание испытать новые эмоции и ощущения приводит подростков к поиску экстремальных видов деятельности в интернете, таких как просмотр шокирующего контента, участие в опасных челленджах и т.д.
Отсутствие критического мышления – недостаточная зрелость и опыт часто мешают подросткам адекватно оценивать информацию, поступающую через интернет. Это делает их уязвимыми перед манипуляциями и мошенничеством[8].
Использование интернета может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на психологическое состояние подростков. Положительное воздействие включает расширение кругозора, развитие коммуникативных навыков и получение поддержки от сверстников. Отрицательные эффекты могут проявляться в виде:
Кибербуллинг- агрессивное поведение в отношении другого пользователя, выражающееся в оскорблениях, угрозах и распространении личной информации. Кибербуллинг может нанести серьезный ущерб психическому здоровью жертвы.
Зависимость от социальных сетей - постоянное стремление к лайкам, комментариям и подпискам может вызывать чувство неудовлетворенности и снижение самооценки.
Депрессия и тревожность – чрезмерное использование интернета и социальные сравнения могут привести к развитию депрессии и тревожных расстройств [10].
Таким образом, интернет-пространство предоставляет подросткам множество возможностей для развития, но также несет в себе значительные риски. Понимание особенностей поведения подростков в интернете необходимо для разработки эффективных мер профилактики правонарушений в этой среде.
1.2. Виды и формы правонарушений подростков в Интернете
Интернет, являясь глобальной сетью, предоставляет пользователям неограниченные возможности для обмена информацией, общения и самореализации. Однако в этой среде подростки нередко становятся как жертвами, так и участниками правонарушений. Правонарушения в интернете, совершаемые подростками, имеют специфические формы и виды, которые обусловлены особенностями виртуальной среды и возрастными характеристиками несовершеннолетних. Рассмотрим основные виды и формы таких правонарушений.
1 Кибербуллинг представляет собой одну из наиболее распространенных форм правонарушений в интернете, при которой подростки подвергаются оскорблениям, угрозам, унижениям или преследованиям в социальных сетях, мессенджерах или на других онлайн-платформах. Подростки могут как становиться жертвами, так и сами участвовать в травле, что связано с анонимностью и отсутствием непосредственного контакта с жертвой [11].
2 Подростки могут непреднамеренно или осознанно распространять контент, который нарушает законодательство. К такому контенту относятся:
• Материалы экстремистского характера;
• Пропаганда насилия, наркотиков или суицида;
• Порнографические материалы, включая детскую порнографию;
• Информация, нарушающая авторские права (пиратский контент).
3 Подростки могут участвовать в мошеннических схемах, таких как:
• Фишинг (кража личных данных);
• Распространение ложной информации с целью получения выгоды;
• Взлом аккаунтов и кража виртуальных ценностей.
4 Некоторые подростки, обладая навыками программирования, могут использовать их для противоправных действий, таких как:
• Взлом паролей и учетных записей;
• Распространение вредоносных программ (вирусов, троянов);
• Нарушение работы сайтов или сервисов (DDoS-атаки).
5 Подростки могут публиковать в интернете ложную информацию, порочащую честь и достоинство других людей, что является нарушением законодательства. Это может включать:
• Размещение оскорбительных комментариев;
• Создание фейковых страниц с целью дискредитации;
• Распространение слухов и ложных обвинений
Фрагмент для ознакомления
3
1 Антонян, Ю. М. Криминология : учебник для вузов / Ю. М. Антонян. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 388 с. – (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00267-6.
2 Алмазов, Б. Н. Психологические основы педагогической реабилитации : учеб. пособие / Б. Н. Алмазов. – М. : ВЛАДОС, 2008. – Из содерж.: О системе профилактики детской безнадзорности. – С. 47-67.
3 Баранов В. М. Депоощрение по российскому праву (доктрина, практика, техника): монография / В. М. Баранов, А. Г. Чернявский, И. В. Девяшин, Д. А. Пешехонов. М.: ИНФРА М., 2017. 448 с.
4 Беженцев, А. А. Профилактика правонарушений несовершеннолетних : учеб. пособие / А. А. Беженцев. – М. : Инфра-М, 2015. – 272 с.
5 Воронова, Е. А. Воспитательная работа в современной школе : советы опытного педагога / Е. А. Воронова. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 404 с.
6 Гребенкин, Е. В. Профилактика агрессии и насилия в школе : учеб.-метод. комплекс / Е. В. Гребенкин. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 157 с.
7 Дашян М. С. Право информационных магистралей: вопросы правового регулирования в сфере Интернет / М. С. Дашян – М., 2007. 129 с.
8 Ищук, Я. Г. Цифровая криминология / Я. Г. Ищук, Т. В Пинкевич. – М: Академия управления МВД России, 2021. –244 с.
9 Ковальчук, И. Ф. Девиантное поведение несовершеннолетних : учеб. пособие / И. Ф. Ковальчук ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО "Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова". – Барнаул, 2012. – 107 с.
10 Комаров, К. «Трудные» дети: инструкция по взаимодействию : метод. пособие / К. Э. Комаров. – М. : Генезис, 2009. – 220 с.
11 Костенников, М. В. Административная деятельность ОВД : учеб. пособие / М. В. Костенников, А. В. Куракин. – М. : Юрайт, 2015. – 328 с.
12 Клейменов, М.П. Криминология / М. П. Клейменов – М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. – 400 с.
13 Майерс, Д. Социальная психология/ Д. Майер – СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. – 510 с.
14 Макартычева, Г. И. Коррекция девиантного поведения : тренинги для подростков и их родителей / Г. И. Макартычева. – СПб. : Речь, 2007. – 367 с.
15 Мартынова, М. С. Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними в общей системе профилактики безнадзорности и правонарушений: социально-педагогический контекст : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М. С. Мартынова. – Калининград, 2007. – 178с.
16 Марченко, М. Н. Сравнительное правоведение / М. Н. Марченко,– М., 2015. 784 с.
17 Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л. А Морозова. – М: Норма: ИНФРА-М, 2018. – 464 с.
18 Овчинский, В. С. Криминология цифрового мира: учебник для магистратуры / В. С. Овчинский. – М.: Норма: ИНФРА. М, 2018.– 351 с.
19 Савельева, О. Ю. Криминология / О. Ю. Савельева . – Тольятти: Тольяттинский государственный университет. 2019. 236 с.
20 Ткач, Е. Н. Буллинг в подростковой среде: психолого-педагогические аспекты безопасности жизнед-ти: учеб. пособие / Е. Н. Ткач, Р. С. Ткач. –Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского государственного университета, 2017. –119 с.
21 Фарафонова, С. С. Развитие системы профилактики безнадзорности в условиях мегаполиса : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / С. С. Фарафонова. – М., 2009. – 173 с.
22 Фатеева, Т. Н. Социально-педагогическая профилактика безнадзорности подростков в условиях Центра социальной помощи семье и детям : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Т. Н. Фатеева. – М., 2008. – 173 с.
23 Челышева, Ю. В. Педагогические условия профилактики безнадзорности и беспризорности подростков в специальных общеобразовательных учреждениях : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Ю. И. Челышева. – М., 2009. – 271с.