Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Долгое время руководство Китая уделяло недостаточно внимания развитию внешнеполитической стратегии, однако с наступлением нового века внешняя и внутренняя политика стали рассматриваться как взаимосвязанные элементы. Благодаря значительному экономическому росту Китай смог занять прочные позиции на международной арене как самостоятельный и влиятельный участник. Отличительной чертой внешней политики Китая является разработка долгосрочных стратегий взаимодействия для каждого региона мира. Африка не стала исключением, и отношения с ней также активно развивались с начала XXI века. Во многом благодаря успешному сотрудничеству с Китаем Африка превратилась в континент с наибольшим количеством быстрорастущих экономик.
В последние десятилетия внешняя политика на африканском континенте играет важную роль в формировании внешнеполитического курса Китая. Китай активно расширяет свое присутствие в Африке, используя внешнеполитические, торгово-экономические и культурные инструменты. В отличие от западных стран, Китай не рассматривает африканский континент как единое целое и строит отношения с каждым государством в индивидуальном порядке. В рассматриваемый период Китай установил партнерские отношения с 53 африканскими странами, в частности с Египтом, Эфиопией и Анголой, на основе сотрудничества в области инфраструктуры, экономики и сырьевых ресурсов. На фоне растущего влияния Китая не только в Азии, но и на мировой арене, а также продвижения инициативы «Один пояс — один путь», африканские государства становятся одними из основных партнеров Китая. Главный интерес Китая в Африке обусловлен богатыми природными ресурсами континента. Сотрудничая с Африкой, Китай также обеспечивает политическую поддержку своих интересов на международной арене и формирует позитивный имидж Коммунистической партии Китая в глазах мирового сообщества. Таким образом, в основе китайской внешнеполитической стратегии на африканском континенте лежит продвижение своих интересов, укрепление позиций, обеспечение внутренних потребностей страны, в частности в сырье, а также сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс — один путь».
В обмен на ресурсы африканские государства получают выгодные торговые соглашения, инвестиции, развитие инфраструктуры и т. д. Однако в последние годы все чаще звучат обвинения в «неоколониализме» Китая на африканском континенте. Африканцы все более критично относятся к присутствию китайских предприятий и заявляют о вмешательстве Китая во внутренние дела своих стран. Также остро стоит вопрос о финансовой задолженности африканских государств перед Китаем. Правительства африканских государств, нуждающихся в экономической помощи, не спешат отказываться от сотрудничества с другими странами. Присутствие на континенте таких игроков, как США и Россия, а также обострение отношений между Китаем и африканскими государствами на фоне пандемии COVID-19 и ее последствий делают эту тему особенно актуальной. Таким образом, выбор темы обусловлен проблемой развития отношений между Китаем и африканскими государствами на современном этапе.
Значимость данного исследования определяется укреплением позиций и расширением влияния Китая на мировой арене, особенно в Африке, конкуренцией интересов различных стран на этом континенте, прежде всего Китая, России и США, а также воздействием пандемии на глобальные процессы и переформатирование мирового порядка, происходящее на этом фоне. Важным представляется анализ ключевых характеристик, трендов и вероятных перспектив развития взаимоотношений Китая с ключевыми странами-партнерами в Африке, предварительно изучив историю их взаимодействия.
Вопросом китайско-африканских отношений занимаются ученые во многих странах. В России комплексное изучение китайско-африканских отношений как отдельного направления находится в стадии становления. Работы, опубликованные в прошлом веке, в основном фокусировались на Африке и Китае по отдельности, и в них доминировали социалистические идеи и идеологическое партнерство. В последние десятилетия наиболее известными российскими и зарубежными экспертами в области китайско-африканских отношений являются Т.Л. Дейч, Д.А. Дегтерев, К.М. Михайличенко, А.Н. Захаров и Н.А. Русак, А. Викторьен, Е.И. Сафронова и другие.
Основой для анализа служат «Белые книги» под названием «Политика Китая в отношении Африки», изданные правительством КНР. Они дают возможность проследить эволюцию китайской внешнеполитической стратегии на африканском континенте. Также были использованы документы и материалы, представленные международными организациями и на различных конференциях.
Методы исследования:
- анализ
- синтез
- описание.
Настоящее исследование сосредоточено на внешней политике Китайской Народной Республики по отношению к государствам Африки. В центре внимания находятся ключевые области, основополагающие принципы и актуальные направления эволюции и практической реализации внешнеполитического курса КНР в контексте африканского континента.
Цель работы – изучение особенностей развития политики Китая на африканском континенте.
В связи с поставленной целью следует выполнить следующие задачи:
1.Рассмотреть историю развития внешнеполитической стратегии КНР в Африке
2.Проанализировать основные направления реализации интересов КНР в Африке на современном этапе.
3.Выявить ключевые вызовы и проблемы реализации политики КНР на Африканском направлении.
4.Сформулировать выводы по исследованию.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.
Глава 1.Особенности становления и развития геополитической стратегии КНР на Африканском континенте
1.1.Развитие внешнеполитических интересов КНР в историческом аспекте
Начало политики "реформ и открытости" в 1978 году повлекло за собой кардинальные изменения не только во внутренней политике КНР, но и в её внешней стратегии. Конституция 1982 года закрепила ключевые принципы внешнеполитического курса страны: неразрывная связь будущего Китая с прогрессом всего мира, независимость внешнеполитической линии, верность пяти принципам мирного сосуществования, развитие дипломатических связей, акцент на экономический и культурный обмен, а также неприятие и противодействие империализму, гегемонизму и колониализму. Эволюция внешнеполитического курса и новые реалии на мировой арене, сформировавшиеся после окончания Холодной войны, привели к активизации внешней политики Китая. Была разработана стратегия "опереться на Север, стабилизировать Запад, идти на Юг", определяющая основные направления внешнеполитической деятельности китайского правительства [1].
В 1997 году бывший председатель КНР Цзян Цзэминь впервые провозгласил концепцию многополярного мира, заявив о стремлении Китая к изменению существующей мировой системы международных отношений и его роли как нового значимого игрока. На рубеже веков были предложены две взаимосвязанные стратегии: "идти вовне" и "приглашаем приходить". Эти стратегии способствовали превращению Китая в мощную экономическую державу за счет привлечения иностранных инвестиций, развития внутреннего производства, наращивания экспорта и импорта товаров, рабочей силы и укрепления международного сотрудничества. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) стали одной из ключевых причин бурного экономического роста КНР. Китайская политика на африканском континенте, одном из главных направлений экспорта китайского капитала, служит ярким примером реализации стратегии "идти вовне". Наряду с концепцией "мирного возвышения", выдвинутой в 2003 году, и её последующей заменой, концепцией "мирного развития", данная стратегия способствовала укреплению международных позиций Китая как независимого субъекта международных отношений и расширению влияния внешней политики КНР за пределы Азии. После завершения Холодной войны в процессе формирования нового мирового порядка развивающийся Китай привлек пристальное внимание западных исследователей. Политолог Д. Миршаймер утверждал, что "процветающий Китай не станет силой, признающей существующий status quo, а превратится в агрессивное государство, стремящееся к установлению своей гегемонии в регионе" [2].
Чтобы продемонстрировать мирный характер своей внешней политики, китайское правительство разработало концепцию "мирного развития" Китая, направленную на построение "гармоничного мира", тем самым подчеркивая свою приверженность принципам мирного сосуществования и отрицая стремление к гегемонии, колонизации или наращиванию военной мощи. Китай выступает за совместное развитие всех стран и рассматривает свой прогресс как часть глобализационных процессов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.«Жэньлэй цзяньпиньдэ чжунго шицзянь» байпишу (цюаньвэнь) (Белая книга «Борьба с бедностью: опыт и вклад Китая» (полный текст)), 06.04.2021// Официальный сайт информационного бюро Госсовета КНР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scio.gov.cn/zfbps/32832/Document/1701632/1701632.htm
2.Чжунго дуй фэйчжоу чжэнцэ вэньцзянь (Документ «Политика КНР в отношении Африки»), 12.01.2006. // Официальный сайт МИД КНР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fmprc.gov.cn/web/ziliao_674904/tytj_674911/zcwj_674915/t230612.shtml
3.Абрамова И.О. Африка в современной модели мироустройства: весомый игрок или аутсайдер? / И.О. Абрамова // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2018. - Т. 11. - № 5. - С. 6–21. 51.
4.Валери Нике Стратегия Китая в Африке/ Нике Валери; пер. с фр. Е. Белавина. – 2006. – 10 с.
5.Викторьен А. Механизмы китайской экспансии в Африку/ А. Викторьен// Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». – 2014. - №1. – С. 78-83.
6.Викторьен А. Особенности инвестиционного сотрудничества Китая со странами Африки/ А. Викторьен// Вестник РУДН. Серия «Экономика». – 2013. - №3. – С. 56-63.
7.Дегтерев Д.А. Китай – Африка: важные аспекты отношений/ Д.А. Дегтерев// Мировая экономика и международные отношения. – 2005. – № 5. – С. 84-91.
8.Дейч Т.Л. «Мягкая сила» как орудие политики Китая в Африке/ Т.Л. Дейч, А.Е. Сериккалиева// Азия и Африка сегодня. – 2017. - №3. – С. 2-8. 57.
9.Дейч Т.Л. Африка в стратегии Китая/ Т.Л. Дейч. - М.: Институт Африки РАН, 2008. – 326 с.
10.Дейч Т.Л. Китай в Африке: «неоколониализм» или «win-win» стратегия? / Т.Л. Дейч// Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - Т. 11. - № 5. - С. 119–141.
11.Дейч Т.Л. Китай в борьбе за ресурсы в Африке и арабском мире / Т.Л. Дейч// Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». – 2018. – Т. 18. - №3. – С. 595-611.
12.Дейч Т.Л. Китай и Африка в борьбе с COVID-19/ Т.Л. Дейч // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2020. - Т. 13. - № 5. - С. 57-72.
13.Денисов И.Е. Концепция «дискурсивной силы» и трансформация китайской внешней политики при Си Цзиньпине/ И.Е. Денисов // Сравнительная политика. - 2020. - № 4. - С. 42-50.
14.Зеленев Е.И. Китайское проникновение в Африку: сравнительно историческая ретроспектива/ Е.И. Зеленев, М.А. Солощева// Сравнительная политика. - 2020. - № 4. - С. 106-122.
15.Михайличенко К.М. Роль Африки в инициативе Китайской Народной Республики «Один пояс и один путь» / К.М. Михайличенко// Вестник РУДН. Серия «Политология». – 2018. – Т.20. - №1. – С. 60-68.