Фрагмент для ознакомления
1
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Общая характеристика системы переработки и утилизации твёрдых коммунальных отходов..........................................................................................6
1.1. Правовые основы регулирования в России..................................................6
1.2. Зарубежный опыт и сравнительный анализ..................................................8
1.3. Проблемы и перспективы развития системы переработки отходов в России......................................................................................................................10
Глава 2. Анализ системы переработки и утилизации твердых коммунальных отходов в Ленинградской области........................................................................13
2.1. Региональное законодательство и нормативные акты .................................13
2.2. Инфраструктура обращения с ТКО в Ленинградской области....................15
2.3. Проблемы и перспективы развития системы переработки ТКО в регионе......................................................................................................................19
Заключение...............................................................................................................22
Список использованной литературы.....................................................................24
Фрагмент для ознакомления
2
Для начала разберёмся в толковании понятия твёрдых коммунальных отходов.
Правовую основу регулирования в России переработки и утилизации твёрдых коммунальных отходов осуществляет Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
В данном законе даётся такое определение твёрдых коммунальных отходов: «Твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд»
В данном определении мы можем проследить то, что законодатель понимает под твердыми отходами – то, что образуется в жилых помещениях в процессе потребления. Некая потребительская функция прослеживается в данном термине.
Также в нём даётся ещё одно определение, в котором под отходами понимается вещества или предметы, образованные в процессе производства, которые предназначены для удаления в соответствии с Федеральным законом.
К таким отходам не относят донный грунт, вскрышные и вмещающие горные породы. Они регулируются Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I «О недрах».
Законодатель причисляет к отходам вещества, предметы, донный грунт, горные породы. В данном определении мы видим правовую отсылку на Федеральный закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I «О недрах». Таким образом данная ссылка охватывает два нормативных правовых акта, регулирующих данную тему.
Все два данных понятия являются ключевыми в исследуемой теме, поэтому важно было привести их в начале исследования.
Правовое регулирование осуществляется в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ. В ней перечислены всё правовые источники регулирования утилизации и переработки твёрдых коммунальных отходов. К таким источникам относятся:
1) Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
2) Другие федеральные законы;
3) Нормативные правовые акты субъектов РФ;
4) Муниципальные нормативные правовые акты;
5) Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I «О недрах»
6) Законодательство, регулирующее отношения в области радиоактивных и биологических отходов, медицинских отходов, которые разрушают озоновый слой.
7) Законодательство, регулирующее отношения связанные с размещением горных пород попутных вод, подземных вод, вод, используемых для технологических нужд, извлечение полезных компонентов пользователями недр.
8) Законодательство, регулирующее первичную переработку калийных и магниевых солей, разведка и добыча, отношения в области полезных ископаемых.
1.2. Зарубежный опыт и сравнительный анализ
Зарубежный опыт утилизации и переработки твёрдых коммунальных отходов существует достаточно длительный период времени. Ответственность за реализацию данной деятельности лежит на городской власти.
В электронном ресурсе зарубежный опыт утилизации и переработки твёрдых коммунальных отходов описывается, таким образом, что в зарубежных странах в практике и науке используют термины « твёрдые муниципальные отходы» и « управление отходы». «Муниципальные отходы» гораздо лире, чем бытовые отходы и имеют разное происхождение. Они также включают в себя отходы производства общепита, организаций торговли и т.д. «Их объединяет то, что ответственность за утилизацию ложится на городские власти»
Из данного отрывка статьи мы видим, что немного разнятся термины с российским законодательством. Также за рубежом на городской власти лежит ответственность за переработку и утилизацию отходов.
За рубежом понятие отходов немного шире, чем в России.
В зарубежных странах присутствует опыт разработки политических и правовых основ использования принципов экономики замкнутого цикла в сфере обработки отходов. За рубежом присутствует развитое природоохранное законодательство и целая система законодательных норм и разработка стратегий в данной сфере.
Авторы данной статьи делают упор на развитую природоохранную политику в зарубежных странах, что в России не так развито на сегодняшний день.
В той же статье авторы Рыкова И.Н., Шкодинский С.В., Юрьева А.А. подчеркивают важность природоохранных органов.
В зарубежных странах, таких как Словения и Нидерланды природоохранные органы играют важную роль в реализации отходов и большое значение придается научным исследованиям. Эти органы также осуществляют обращение с опасными отходами, эксплуатацию национальных хранилищ опасных отходов (как в Эстонии и Израиле), «...осуществляют сбор и обобщение информации от муниципалитетов; оказывают поддержку местным органам власти в выполнении ими своих функций в сфере обращения с отходами (в Корее, Польше); координируют взаимодействие между муниципалитетами (Совет по политике местного самоуправления в Корее)» .
В странах зарубежья природоохранные органы осуществляют целый комплекс действий в сфере реализации отходов. Там разработаны стратегии развития переработки и утилизации отходов и, в целом, природоохранной политики.
В России также применяется комплекс мер, необходимых для реализации переработки и утилизации отходов. Однако зарубежом проводятся исследования в этой области достаточно широко, чтобы сделать переработку более экологичной и простой в использовании.
В зарубежных странах природоохранительные органы осуществляют более строгий контроль за переработкой отходов и объектов, участвующих в этом процессе.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ (последняя редакция), [Электронный ресурс], URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/, ( дата обращения 19.02.2025г)
2. Закон Ленинградской области от 19.02.2021 № 10-оз «Закон о регулировании отдельных вопросов в области обращения с отходами производства и потребления в Ленинградской области, о внесении изменений в областной закон "Об административных правонарушениях" и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов и отдельных положений законодательных актов», [Электронный ресурс], URL: https://www.law.ru/npd/doc/docid/573662292/modid/80, (дата обращения 20.02.2025 г)
3. Приказ Комитета Ленинградской области Об утверждении региональной программы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Ленинградской области, [Электронный ресурс],URL: https://npa.lenobl.ru/docs/government/view/95531/, ( дата обращения 20.02.2025 г)
4. Постановление Правительства Ленинградской области от 31.10.2013 N 368
(ред.от30.12.2021)"О государственной программе Ленинградской области "Охрана окружающей среды Ленинградской области", [Электронный ресурс], URL: https://eco.lenobl.ru/ru/deiatelnost/gosudarstvennye-programmy/gosudarstvennaya-programma-ohrana-okruzhayushej-sredy-leningradskoj-ob/, (дата обращения 20.02.2025 г).
5. Территориальная схема обращения с отходами Ленинградской области, [Электронный ресурс], URL: https://tko.lenobl.ru/media/docs/29630/Территориальная_схема_обращения_с_отходами_ЛО.pdf, (дата обращения 20.02.2025 г)
6. Основные понятия, используемые в обращении с ТКО. [Электронный ресурс] URL: https://gkh.khabkrai.ru/Deyatelnost/TKO/Osnovnye-ponyatiya, ( дата обращения 19.02.2025 г)
7. Агаханянц П.Ф. Прогнозирование образования твердых бытовых отходов Санкт-Петербурга // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». URL: http://economics.ihbt.ifmo.ru/ ru/article/8814/prognozirovanie_obrazovaniya_ tverdyh_bytovyh_othodov_sankt-peterburga.htm
8. Зарубежный опыт управления твердыми коммунальными отходами, [Электронный ресурс], URL: https://www.waste.ru/modules/section/item.php?itemid=107, дата обращения 20.02.2025 г)
9. Рыкова И.Н., Шкодинский С.В., Юрьева А.А. Зарубежный опыт регулирования обращения с твердыми коммунальными отходами и его адаптация к российским условиям // Экономика, предпринимательство и право. - 2021. - Том 11. - № 7. - С. 1759-1776. doi: 10.18334/ерр.1 1.7.1 12326
10. Зарубежный опыт управления твердыми коммунальными отходами, [Электронный ресурс], URL: https://www.waste.ru/modules/section/item.php?itemid=107, дата обращения 20.02.2025 г
11. Поршакова А.Н., Сафронова И. Сосотояние и перпективы развития рынка переработки отходов// Журнал Теория и практика современной науки, 2017 г, стр. 502-505)
12. Опыт Ленинградской области в сфере обращения с отходами, [Электронный ресурс], URL: https://ecopeterburg.ru/2022/06/26/опыт-ленинградской-области-в-сфере-об/, (дата обращения 21.01.2025 г)
13. Семина Е.Г. , Цирикова К. Н., Овчинникова С. К., Горбатова С. Ю., Цибиногин А. А. Состояние и перспективы обращения с твердыми бытовыми отходами в Санкт-Петербурге, журнал Биосфера, 2014 год, стр. 29-35
14. Прилепская Е.И. Разработка комплекса мероприятий по построению системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, направленного на сбалансированное устойчивое развитие городов во Всеволожском районе Ленинградской области // Проблемы и перспективы устойчивого развития промышленности в XXI веке: от теории к практике : материалы Междунар. студ. конф. / С.-Петерб. гос. лесотехн. ун-т им. С.М. Кирова. – Санкт-Петербург, 2024. – С. 194-197. – Электрон. копия доступна на сайте науч. электрон. б-ки eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67916718 (дата обращения: 14.08.2024).
15. Заблоцкая Е.В. Обращение с твёрдыми коммунальными отходами в Ленинградской области / Е.В. Заблоцкая, О.П. Гавриш // Энергетические установки и технологии. – 2023. – Т. 9, № 1. – С. 208-214.
16. Сергеев О.Е. Проблемы образования и переработки фильтрата на полигонах твердых коммунальных отходов в г. Санкт- Петербурге и Ленинградской области // Экологическая неделя БРУ – СПбПУ : сб. материалов науч.-практ. конф. с междунар. участием. – Санкт-Петербург, 2023. – С. 153-156.
17. Яковлева Ю.О. Агроэкологическое состояние почвенно-растительного покрова и фильтрационных вод полигонов твердых коммунальных отходов Ленинградской области : автореф. дис. … канд. биол. наук / Яковлева Юлия Олеговна ; [ФГБНУ Агрофизический научно-исследовательский институт]. – Санкт-Петербург, 2023. – 22 с. : ил. – Библиогр.: с. 21-22 (8 назв.).
18. Галактионова Д.А. Инновационные подходы к охране окружающей среды в зонах размещения коммунальных отходов в Ленинградской области // Экология урбанизированных территорий. – 2022. – № 4. – С. 47-52.