Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования обусловлена ростом числа дошкольников с нарушениями речевого и неречевого развития, среди которых дизартрия занимает значительное место. Дизартрия, как нарушение произносительной стороны речи, затрагивает артикуляцию, голосообразование, темп, ритм и интонацию голоса, оказывая негативное влияние на развитие речи и социальную адаптацию детей. Первичные отклонения в речевом развитии приводят к выпадению ребенка из социальной и культурной среды, нарушая связь с социумом и затрудняя передачу социального опыта. Нарушения в овладении речью также негативно влияют на психическое развитие ребенка, его эмоционально-волевую сферу и поведение, препятствуя полноценной социализации.
Дизартрия является сложной медико-психолого-педагогической проблемой, активно изучаемой в теоретическом и практическом аспектах [6]. Научная разработка проблемы связана с именами известных неврологов, психологов, педагогов и нейрофизиологов. Несмотря на значительное количество исследований, вопросы выявления и описания особенностей нарушения голоса у детей с дизартрией требуют дальнейшего изучения.
Цель исследования: выявление и описание особенностей нарушения голоса у детей с дизартрией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы нарушения голоса в логопедии.
2. Рассмотреть онтогенез голосовых функций в норме.
3. Определить специфику формирования голоса у детей с дизартрией.
Объект исследования: голосовая функция у детей.
Предмет исследования: особенности нарушений голоса у детей с дизартрией.
В процессе исследования будут использованы следующие методы:
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдение, анализ анамнестических данных, логопедическое обследование голоса.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в практике логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией, для разработки эффективных методов коррекции голосовых нарушений и улучшения их речевой и социальной адаптации.
Дизартрия представляет собой нарушение произносительной стороны речи, которое обусловлено органическим поражением центральной нервной системы. Это состояние возникает в результате повреждения различных участков головного мозга, что приводит к нарушению передачи нервных импульсов к мышцам, отвечающим за артикуляцию. В результате у детей с дизартрией наблюдаются значительные трудности в формировании и произнесении звуков, что сказывается на их речевой моторике и артикуляции.
Основные характеристики дизартрии включают нарушение звукопроизношения, просодики (дыхания, ритма, темпа, интонации) и тембра голоса. Речь таких детей часто представляется как "малопонятная бесформенная каша", что затрудняет коммуникацию и социальное взаимодействие. Ограничение подвижности органов речи, таких как мягкое нёбо, язык и губы, приводит к значительным трудностям в артикуляции звуков. Важно отметить, что дизартрия отличается от афазии: при дизартрии у детей сохраняется восприятие речи на слух, а также навыки чтения и письма у взрослых. Тем не менее, у детей с дизартрией могут возникать трудности с чтением и письмом, что ведет к общему недоразвитию речи.
Классификация дизартрии может основываться на локализации патологического очага в головном мозге. Выделяют несколько форм дизартрии: бульбарную (поражение ядер в продолговатом мозге), псевдобульбарную (поражение нервных волокон от коры к ядрам черепно-мозговых нервов), экстрапирамидную или подкорковую (нарушение работы подкорковых ядер), мозжечковую (патология мозжечка и нервных волокон от него) и корковую (патологические очаги в коре головного мозга). Также выделяются степени дизартрии, которые обычно делятся на четыре категории тяжести. Клинико-педагогическая классификация акцентирует внимание на нарушениях фонационного оформления речи.
Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи, которое возникает в результате органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Причины и механизмы развития дизартрии могут быть разнообразными и включают как врожденные, так и приобретенные факторы. Наиболее частой причиной дизартрии у детей является детский церебральный паралич (ДЦП), который наблюдается в 65-85% случаев [3]. Органическое поражение ЦНС может происходить в пренатальный (до родов), натальный (во время родов) и постнатальный период (в первые два года жизни).
Внутриутробные факторы, способствующие развитию дизартрии, включают токсикозы беременности, гипоксию плода, резус-конфликт, хронические заболевания матери, патологическое течение родов и родовые травмы. Эти факторы могут привести к повреждению структур мозга, отвечающих за речевые функции [4]. В раннем детстве дизартрия может развиться после перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), гнойного среднего отита, гидроцефалии или черепно-мозговой травмы.
У взрослых дизартрия часто возникает в результате инсульта, черепно-мозговых травм, нейрохирургических операций или опухолей головного мозга. Также она может быть связана с такими заболеваниями, как рассеянный склероз и болезнь Паркинсона [7]. Механизмы развития дизартрии связаны с неполноценной иннервацией органов, участвующих в формировании речи: дыхательных мышц, мышц губ, языка и мягкого неба [3].
Дизартрия часто сопровождается другими нарушениями речи. Например, у детей с этим состоянием наблюдаются проблемы с звукопроизношением, что выражается в нечеткости произношения и трудностях с артикуляцией. Также могут возникать нарушения просодики — ритма, интонации и темпа речи. Речевое дыхание также может быть затруднено из-за недостаточной координации дыхательных мышц. Все эти аспекты подчеркивают важность комплексного подхода к диагностике и коррекции дизартрии с учетом ее причин и сопутствующих нарушений.
Нарушения голоса представляют собой группу расстройств голосовой функции, которые обусловлены патологическим состоянием органов голосообразования. Эти нарушения могут проявляться как частичным, так и полным отсутствием фонации. Существует несколько видов нарушений голоса, среди которых наиболее распространенными являются дисфония и афония.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Баранов, А. И. Дизартрия у детей: диагностика и коррекция / А. И. Баранов. – М.: Просвещение, 2015. – 152 с.
2) Григорьева, Н. В. Особенности речевого развития детей с дизартрией / Н. В. Григорьева // Логопедия. – 2018. – № 3. – С. 45-50.
3) Кузнецова, Т. В. Нарушения голоса у детей: причины и коррекция / Т. В. Кузнецова, Е. И. Соловьева. – СПб.: Речь, 2017. – 120 с.
4) Лебедева, О. А. Дизартрия: современные подходы к диагностике и лечению / О. А. Лебедева // Психология и педагогика в современном мире. – 2019. – Т. 12, № 1. – С. 78-85.
5) Мартынова, И. А., Сидорова, Н. П. Влияние слуха на развитие голосовых функций у детей / И. А. Мартынова, Н. П. Сидорова // Вестник логопедии и дефектологии. – 2020. – № 2 (6). – С. 34-40.
6) Романова, Е. В., Петрова, Л. Н., Коваленко, А. Г. Дизартрия у детей: проблемы и решения / Е. В. Романова, Л. Н. Петрова, А. Г. Коваленко // Научные труды по логопедии и дефектологии: материалы конференции, посвященной проблемам речевого развития детей с нарушениями / Под ред.: А.И.Баранова, М.А.Смирновой – М.: Наука, 2021. – С. 102-108.
7) Филиппова, Н. В., Зайцева, Т. А., Кузнецова, Е.В.. Основы логопедической работы с детьми с дизартрией / Н.В Филиппова, Т.А Зайцева, Е.В Кузнецова – Екатеринбург: Уральский университет, 2018 – 180 с.
8) Шевченко, Л.А., Громова, Т.В.. Нарушения голоса: клиника и коррекция / Л.А Шевченко, Т.В Громова // Современные проблемы науки и образования: сборник научных трудов по материалам конференции – М.: Наука и образование, 2020 – С 56-60.