Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования следов транспорта и их криминалистического значения обусловлена следующими факторами: во-первых, частота дорожно-транспортных происшествий, это требует детального исследования криминалистической методики расследования таких происшествий и следов на местах ДТП; во-вторых, развитие научно-технических средств, лица, совершающие преступления, выбирают всё более изощрённые способы, выявление, раскрытие и расследование таких преступлений требует от следователя высокого профессионализма и знания новейших достижений науки криминалистики; в-третьих, увеличение числа транспортных средств в России, уровень безопасности использования транспортных средств влияет на устойчивость социально-экономического развития и эффективность деятельности транспортной инфраструктуры. Криминалистическое значение исследования следов транспортных средств заключается в возможности установить важные обстоятельства дорожно-транспортных преступлений, преступлений против личности и собственности, совершённых с использованием транспортных средств. Например, по следам можно выяснить механизм дорожно-транспортного происшествия, определить скорость движения транспортного средства перед началом торможения, установить модель шины по следу на дорожном покрытии и другое.
Объект исследования составляет теория и практика следственной деятельности и ее специфика применительно к особенностям работы со следами транспорта.
Предметом исследования настоящей работы является выявление и изучение закономерностей и особенностей методов и способов обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов транспорта.
Целью исследования является анализ методов и способов обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов транспорта.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.раскрыть понятие и рассмотреть классификацию следов транспортных средств в криминалистике;
2.исследовать следы транспорта в криминалистике и их значение;
3.выявить особенности обнаружения и фиксации следов транспортных средств;
4.определить особенности изъятия следов транспортных средств;
5.исследовать следы транспортных средств.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: законодательство РФ; иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Васильева Н.А., Егоров Н.Н., Смахтина Е.В., Александрова И.В., Филиппова А.Г., Драпкин Л.Я., Яблоков Н.П. и другие авторы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем при обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов транспорта.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛЕДОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1.1.Понятие и классификация следов транспортных средств в криминалистике
В криминалистике под следами транспортных средств понимаются любые признаки, указывающие на конструкцию и составные части транспортного средства, а также фрагменты, отколовшиеся от него во время происшествия, и оставленные им на месте преступления вещества.
Анализ следов транспортных средств позволяет определить группу, к которой принадлежит транспортное средство (вид, марка, модель), установить его уникальную идентичность, выявить характер и механизм повреждений, возникших во время аварии, а также выявить неисправности в работе отдельных механизмов. Кроме того, по следам можно судить об обстоятельствах происшествия, таких как скорость движения, позиция транспортных средств в момент столкновения, тип перевозимого груза и другие важные для расследования детали[ Баранова, Т. Ю. Вопросы криминалистической характеристики преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий на объектах воздушного транспортного комплекса / Т. Ю. Баранова // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. – 2022. – № 1(31). – С. 151.].
Следы от транспортных средств предоставляют ценную информацию, позволяющую определить:
-категорию транспортного средства (тип, производитель, конкретная модель).
-идентификация транспортного средства по оставленным им следам и обнаруженным отщепленным элементам;
-описание повреждений, полученных транспортным средством во время аварии, включая их причину и характер;
-возникновение неполадок в работе отдельных механизмов;
-некоторые детали происшествия оказывают существенное влияние на ход расследования: скорость движения транспортных средств, их позиция при столкновении, вид перевозимого груза и другие факторы;
-в расследованиях ДТП и преступлений, где транспортное средство сыграло определенную роль, особое внимание уделяется следам его передвижения. Это связано с тем, что транспорт может быть использован для вывоза украденных вещей, бегства злоумышленников, быстрого перемещения пострадавших, тел погибших и так далее[ Баранова, Т. Ю. Элементы криминалистической характеристики преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий на объектах воздушного транспорта / Т. Ю. Баранова // Вестник криминалистики. – 2022. – № 1(81). – С. 33.].
В криминалистике, изучение следов транспортных средств ставит перед собой ряд ключевых задач:
-определение категории транспортного средства (тип, бренд, конкретная модель);
-идентификация транспортного средства по оставленным им следам и обнаруженным отщепленным элементам;
-описание повреждений, полученных транспортным средством во время аварии, включая их причину и характер;
-возникновение неполадок в работе отдельных механизмов;
-некоторые детали происшествия оказывают существенное влияние на ход расследования: скорость движения транспортных средств, их позиция при столкновении, вид перевозимого груза и другие факторы.
Выделим принципы исследования следов транспортных средств:
Тщательный осмотр и фиксация следов. Необходимо осматривать следы на возможно большем участке, что позволяет выявить места стоянки, поворота.
Определение направления движения. Например, капли жидкости, вытекающие с движущегося транспортного средства, разбрызгиваются в сторону движения.
Использование отделившихся деталей и частей. Осколки фарного или лобового стёкол, частицы лакокрасочного покрытия или перевозимого груза, крепёжные детали, обнаруживаемые на месте происшествия, изымаются в натуре и используются для розыска транспортного средства и его идентификации[ Евстропов, Д. А. Особенности осмотра места происшествия, связанного с хищением груза при перевозке в контейнере / Д. А. Евстропов, А. В. Кондаков // Судебная экспертиза. – 2021. – № 2(66). – С. 37.].
Классификация следов транспортных средств в криминалистике может проводиться по различным основаниям:
По типу образования:
Статические. Образуются, когда колёса идут «юзом» по поверхности дороги.
Динамические. Образуются в случае пробуксовки или полной блокировки колёс при экстренном торможении.
По механизму формирования:
Объёмные. Следовоспринимающая поверхность деформируется и возникающие изменения объёмно передают признаки внешнего строения контактной поверхности следообразующего объекта.
Поверхностные. Следовоспринимающая поверхность не деформируется, но на неё наслаивается или с неё отслаивается вещество, передающее признаки внешнего строения образующего объекта.
Комбинированные. Наблюдаются одновременно признаки объёмных и поверхностных следов.
По местоположению (локализации):
-на дорожном покрытии (асфальт, бетон, щебенка, грунт, снег);
-на придорожных объектах (столбы, бордюрные панели, ограждения);
-на транспортных средствах, участвовавших в происшествии (на внешних и внутренних поверхностях кабин и кузовов, на шасси, колёсах, дверцах, приборах управления, зеркале заднего вида, бортах, подножках и т. д.);
-на одежде и теле потерпевших;
-на предметах, находившихся в руках потерпевших (на саквояжах, портфелях, чемоданах, свёртках, книгах и пр.) или случайно оказавшихся на месте происшествия;
-вне проезжей части дороги (откосы, кюветы, полоса отвода).
По источнику происхождения:
1.ходовыми частями транспортных средств - протекторами шин (автомобилей, тракторов, мотоциклов, мотороллеров, велосипедов и т. д.);
2.траками гусениц (тракторов, снегоходов);
3.колёсами и полозьями гужевого транспорта (повозок, телег, бричек, саней и т. д.);
4.выступающими деталями различных частей транспортных средств (передними (бамперами, крыльями, фарами, подфарниками, капотами, облицовкой радиаторов), задними (бамперами, номерными знаками, крышками и запирающими устройствами багажников, запорами грузовых платформ, светосигнальными приборами, крыльями, буксирными крюками и т. д.), боковыми (бортами, брызговиками, ручками дверей, подножками и т. д.), нижними (передними и задними мостами, картерами, деталями подвески, выступающими болтами и гайками, дисками и колпаками колёс, ступицами колёс и т.д.).
1.2 Исследование следов транспорта в криминалистике и их значение
Исследование следов транспорта в криминалистике изучает трасология, которая исследует следы, оставляемые ходовой частью и выступающими частями транспортных средств, а также отделившиеся от них узлы и детали[ Егоров Н.Н. Криминалистика : учебник и практикум для вузов / Н. Н. Егоров, Е. П. Ищенко. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. – С.102.].
По следам транспорта удаётся установить:
-групповую принадлежность транспортного средства (вид, марку, модель);
-тождество транспортного средства по его следам и отделившимся от него деталям и частям;
-механизм и характер повреждений, возникших на транспортном средстве в результате происшествия;
-неисправность некоторых механизмов;
-отдельные обстоятельства происшествия, имеющие значение для дела (скорость движения транспорта, взаиморасположение транспортных средств в момент столкновения, перевозимый груз и многое другое).
Изучение следов транспорта позволяет восстановить механизм произошедшего: определить направление и скорость движения, место, угол и линию столкновения, другие важные обстоятельства ДТП.
Чаще всего на месте происшествия обнаруживают следы колёс. Они могут быть в виде следов качения или скольжения. Следы скольжения возникают при блокировке колёс, а при качении криволинейная поверхность протектора отображается в виде полосы[ Захаров, И. П. Повышение информативности трасологических следов при помощи аэрозольного окрашивания / И. П. Захаров // Судебная экспертиза. – 2024. – № 3(79). – С. 48.].
Для установления фактов по следам транспорта часто требуется проведение экспертиз разных видов: трасологической, автотехнической, комплексной.
Предмет транспортно-трасологической экспертизы - установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией и диагностикой транспортного средства (ТС), участвовавшего в дорожно-транспортном происшествии.
Объекты транспортно-трасологической экспертизы:
-следы, возникающие при транспортном происшествии;
-отдельные части и детали (болты, гайки, фарные ободки, поломанные кронштейны, осколки фар, защитных стекол, частицы краски), обнаруженные на месте происшествия;
-транспортное средство и следы на нем;
-одежда (обувь) потерпевшего (если имел место наезд на потерпевшего), так как на ней могут быть обнаружены следы-отображения контактных поверхностей транспортного средства, части его лакокрасочного покрытия, осколки фар, следы горюче-смазочных веществ и др.;
-фотографические снимки: ориентирующие, панорамные, на которых зафиксирована общая обстановка места происшествия; обзорные, показывающие положение и состояние каждого транспортного средства или иного объекта, участвовавшего в происшествии; узловые, на которых запечатлены отдельные группы повреждений на транспортных средствах; детальные с изображением отдельных повреждений и следов беговых поверхностей протектора[ Жаворонков, В. А. Применение современных технических средств в целях повышения эффективности осмотра места дорожно-транспортного происшествия / В. А. Жаворонков // Вестник Юридического института МИИТ. – 2023. – № 3(43). – С. 17.].
На экспертизу должны быть представлены: материалы уголовного дела: протоколы осмотра места происшествия, транспортного средства, его частей, деталей, схемы дорожно-транспортного происшествия и другие документы (например, акт судебно-медицинской экспертизы трупа или освидетельствования потерпевшего).
В качестве образцов для сравнительного исследования представляются:
-колеса или шины либо экспериментальные следы беговых поверхностей колес проверяемого транспортного средства на бумаге или текстильной ткани;
-осколки фарных и защитных стекол, отделившиеся детали и части, изъятые при осмотре транспортных средств, если аналогичные части найдены на месте происшествия. При обнаружении на месте происшествия частиц краски - транспортное средство или его части со сколами краски;
-образцы смазки и других горюче-смазочных материалов в тех случаях, когда на месте происшествия изъяты следы соответствующих веществ и предполагается их сравнительное исследование при проведении комплексных экспертиз;
-сведения о транспортном средстве после дорожного происшествия: не подвергалось ли оно ремонту, частичному выправлению имеющихся на нем повреждений, не производилась ли его окраска, не заменялись ли на нем детали; не возникли ли на нем какие-либо новые следы при хранении или перевозке[ Ильин, Н. Н. Использование специальных знаний в области судовождения при производстве трасологической экспертизы / Н. Н. Ильин // Российский следователь. – 2021. – № 4. – С. 26.].
Чтобы эксперт мог эффективно решать поставленные перед ним задачи, ему важно понимать ключевые типы аварий, происходящих с транспортными средствами.
Среди транспортных происшествий наиболее распространены аварии, связанные со столкновением, наездом и переездом. Анализ следов, оставленных транспортными средствами, может раскрыть ключевые детали механизма происшествия. К числу ключевых факторов, определяющих ход расследования, относятся такие моменты, как траектория движения транспорта, место происшествия, взаимная позиция транспортных средств в момент столкновения и другие аналогичные детали. Немаловажную роль в расследовании играет и решение задач идентификации: определение принадлежности транспортного средства к определенной группе или модели по оставленным следам, а также установление тождества конкретного транспортного средства, оставившего эти следы.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921
2.Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 04.06.2001, № 23, ст. 2291
Специальная литература:
3.Баранова, Т. Ю. Вопросы криминалистической характеристики преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий на объектах воздушного транспортного комплекса / Т. Ю. Баранова // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. – 2022. – № 1(31). – С. 151-155.
4.Баранова, Т. Ю. Элементы криминалистической характеристики преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий на объектах воздушного транспорта / Т. Ю. Баранова // Вестник криминалистики. – 2022. – № 1(81). – С. 33-38.
5.Евстропов, Д. А. Особенности осмотра места происшествия, связанного с хищением груза при перевозке в контейнере / Д. А. Евстропов, А. В. Кондаков // Судебная экспертиза. – 2021. – № 2(66). – С. 37-46.
6.Егоров Н.Н. Криминалистика : учебник и практикум для вузов / Н. Н. Егоров, Е. П. Ищенко. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 613 с.
7.Захаров, И. П. Повышение информативности трасологических следов при помощи аэрозольного окрашивания / И. П. Захаров // Судебная экспертиза. – 2024. – № 3(79). – С. 48-59.
8.Жаворонков, В. А. Применение современных технических средств в целях повышения эффективности осмотра места дорожно-транспортного происшествия / В. А. Жаворонков // Вестник Юридического института МИИТ. – 2023. – № 3(43). – С. 17-25.
9.Ильин, Н. Н. Использование специальных знаний в области судовождения при производстве трасологической экспертизы / Н. Н. Ильин // Российский следователь. – 2021. – № 4. – С. 26-29.
10.Калугина, В. Г. Особенности механизма следообразования при совершении преступлений, связанных с незаконной миграцией / В. Г. Калугина // International Law Journal. – 2024. – Т. 7, № 1. – С. 114-118.
11.Киселевич, И. В. Транспортно-трасологическая экспертиза / И. В. Киселевич, Т. В. Демидова, М. В. Беляев. - Москва : Издательство Юрайт, 2025. - 123 с.
12.Криминалистика в 3 ч. Часть 2 : учебник для вузов / Л. Я. Драпкин [и др.] ; ответственный редактор Л. Я. Драпкин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 230 с.
13.Криминалистика : учебник для вузов / под редакцией И. М. Комарова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 409 с.
14.Криминалистика : учебник для вузов / под общей редакцией А. И. Бастрыкина. - Москва : Издательство Юрайт, 2025. - 643 с.
15.Криминалистика. Полный курс в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / под общей редакцией В. В. Агафонова, А. Г. Филиппова. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 449 с.
16.Крупка, Н. С. Особенности трасологического исследования следов транспортных средств / Н. С. Крупка, А. С. Винниченко // Академическая публицистика. – 2022. – № 6-1. – С. 379-384.
17.Курова, А. В. Следы транспортных средств и их значение в расследовании преступлений / А. В. Курова // Интернаука. – 2024. – № 37-3(354). – С. 10-11.
18.Латышов, И. В. Актуальные вопросы подготовки специалистов для экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел на транспорте / И. В. Латышов, Е. С. Чумакова // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2022. – № 2. – С. 54-63.
19.Медведев, Е. В. Уголовно-правовая оценка транспортных преступлений, совершенных в состоянии опьянения / Е. В. Медведев // Союз криминалистов и криминологов. – 2024. – № 2. – С. 32-39.
20.Муфаздалов, С. И. Использование специальных знаний о следах транспортных средств при выполнении служебно-боевых (оперативно-служебных) задач, возложенных на войска национальной гвардии Российской Федерации / С. И. Муфаздалов // Известия Саратовского военного института войск национальной гвардии. – 2023. – № 2(11). – С. 89-95.
21.Нагоева, М. А. Актуальные проблемы, возникающие при раскрытии и расследовании дорожно-транспортных происшествий / М. А. Нагоева // Евразийский юридический журнал. – 2022. – № 4(167). – С. 359-360.
22.Савельева, Е. О. Устойчивая мобильность и (дез)интеграция развития систем городского землепользования и транспорта в городах России / Е. О. Савельева // Урбанистика. – 2024. – № 2. – С. 130-140.
23.Смирнов, М. П. Исследование негативного влияния движителей на структуру почвы при выполнении транспортных работ в сельском хозяйстве / М. П. Смирнов, К. В. Егоров, Н. А. Емельянов // Вестник Чувашского государственного аграрного университета. – 2024. – № 4(31). – С. 216-222.
24.Темирплатов С.Р. Основания и порядок проведения автотехнической экспертизы // СПС КонсультантПлюс. 2025.
25.Щелчков, В. Н. Доказательства при расследовании краж и угонов транспортных средств / В. Н. Щелчков // Вестник науки. – 2023. – Т. 5, № 6(63). – С. 230-234.