Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема психологической адаптации слабослышащих подростков к среднему звену школы является одной из наиболее актуальных в современной психологии и педагогике. В России количество детей с нарушениями слуха остаётся значительным, что требует разработки эффективных подходов к их обучению, развитию, психокоррекции, адаптации в образовательной среде и социуме, в целом. Этими исследованиями занимались такие ученые как О.А. Денисова [18], Гусева И. В. [16], В.И. Городицкая [15], Т.Г. Богданова, В.А. Томсон [8] и др.
Слабослышащие подростки – это дети с частичной потерей слуха, которая затрудняет восприятие речи, но при использовании специальных технических средств или методов коррекции позволяет им овладеть речью и обучаться в общеобразовательных или специализированных школах [19].
Их изучением занимались такие исследователи, как Л.С. Выготский, В.М. Ермолова, Е.В. Кузнецова [19], О.А. Денисова [18], Гусева И. В. [16], В.И. Городицкая [15], Т.Г. Богданова, В.А. Томсон [8] которые подчеркивали важность создания специальных условий для их развития и обучения.
К клинико-психологическим особенностям слабослышащих младших подростков, как пишет Ф.А. Шляева, можно отнести замедленное развитие речи, трудности в формировании абстрактного мышления, а также особенности эмоционально - волевой сферы, такие как повышенная тревожность, неуверенность в себе и трудности в установлении социальных контактов. Нарушения слуха влияют на формирование познавательных процессов, речевое развитие и эмоционально-волевую сферу подростков. Это приводит к специфическим трудностям в обучении, коммуникации и социальной адаптации [36].
Подростковый возраст, по словам Л.С. Выготского, характеризуется интенсивным физическим, психическим и социальным развитием, а также стремлением к самоутверждению и формированию собственной идентичности [13]. В этот период особенно важна поддержка со стороны взрослых, так как подростки сталкиваются с множеством внутренних и внешних конфликтов, связанных с поиском своего места в обществе.
В период адаптации к среднему звену школы, по мнеиню Е.Г. Шевыревой, подросток сталкивается с новыми требованиями, увеличением учебной нагрузки, необходимостью устанавливать контакты с новыми учителями и одноклассниками. Для слабослышащих подростков эти трудности усугубляются из-за их специфических особенностей, таких как ограниченные возможности коммуникации и повышенная утомляемость [34].
Под психологическим сопровождением понимают систему профессиональной помощи, направленную на создание условий для успешного развития, обучения и социализации учащихся. Оно включает диагностику, коррекцию, профилактику и консультирование, а также работу с педагогами и родителями [20]. Карауш И. С., Куприянова И. Е. отмечают, что среди направлений психологического сопровождения слабослышащих подростков в период адаптации к среднему звену школы можно выделить развитие коммуникативных навыков, формирование адекватной самооценки, снижение тревожности и помощь в преодолении учебных трудностей [21].
Проблема исследования связана с тем, что младшие подростки с нарушениями слуха сталкиваются с дополнительными трудностями в процессе адаптации к среднему звену школы. Эти трудности обусловлены как их клинико-психологическими особенностями, так и недостаточной готовностью образовательной среды к работе с данной категорией учащихся.
Также важно отметить, что несмотря на значительное количество работ, посвящённых проблемам детей с нарушениями слуха, вопросы их психологической адаптации к среднему звену школы изучены недостаточно. Особенно мало исследований, направленных на разработку и апробацию методов диагностики и сопровождения, учитывающих психологические особенности их развития. В связи с вышеизложенным данная тема на сегодняшний день является актуальной и чрезвычайно практико-ориентированной.
Результаты исследования могут быть использованы для создания программ психологической поддержки, которые помогут слабослышащим подросткам успешно адаптироваться к новым условиям обучения и реализовать свой потенциал.
Цель научно-практической работы: изучить особенности психологической адаптации слабослышащих подростков к среднему звену школы.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ исследований психологического сопровождения слабослышащих подростков в период адаптации к среднему звену школы;
2. Рассмотреть клинико-психологические особенности слабослышащих младших подростков;
3. Подобрать методы исследования психологической адаптации слабослышащих подростков к среднему звену школы;
4. Раскрыть направления психологического сопровождения слабослышащих подростков в период адаптации к среднему звену школы.
Объект исследования: слабослышащие младшие подростки.
Предмет исследования: особенности психологической адаптации слабослышащих подростков к среднему звену школы.
Методы научного исследования: Теоретический метод (анализ научной литературы).
Данная работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологического сопровождения слабослышащих подростков в период адаптации к среднему звену школы
1.1.Теоретические подходы к изучению психологической адаптации человека
Изучение адаптации осуществляется в рамках различных направлений и подходов – естественнонаучного, гуманитарного и общественно научного. Исследования адаптации в области естественных наук продолжают активно развиваться, оказывая влияние на другие сферы научного знания. При этом каждая научная дисциплина рассматривает адаптацию через призму своих специфических задач, что предполагает использование уникальной системы понятий и терминов.
Анализ различных областей научного знания показывает, что определения адаптации существенно различаются между собой, а в некоторых случаях могут даже противоречить друг другу, отражая разные аспекты этого сложного феномена. Такое многообразие трактовок связано с особенностями задач и методологических подходов, характерных для каждой научной дисциплины. Кроме того, по словам С.В. Феоктистовой, при рассмотрении исторического развития понятия адаптации становится очевидным, что его содержание эволюционировало и изменялось в зависимости от актуальных проблем и ведущих научных направлений соответствующего периода [31, с. 14].
Одной из основных трудностей в теоретическом осмыслении проблемы адаптации является многообразие используемых понятий и терминов, что обусловлено их многозначностью. Понятие адаптации, первоначально возникшее в биологии, быстро вышло за ее пределы и стало общенаучным, поскольку охватывало ключевые характеристики явлений и процессов, наблюдаемых в различных сферах действительности и изучаемых разными научными дисциплинами [32, с. 124]. В настоящее время проблемы адаптации исследуются в биологии, психологии, педагогике, социологии и других областях науки, а также в рамках междисциплинарных исследований.
Канадский учёный Ганс Селье (1907–1982) совершил прорыв в науке, введя понятие адаптационного синдрома и заложив основы современной теории стресса. Его работы 1930-х годов раскрыли, как организм реагирует на экстремальные раздражители, будь то физическая травма, эмоциональное потрясение или инфекция. Селье доказал, что стресс — это универсальная неспецифическая реакция, сопровождающаяся трёхфазными изменениями:
1.Стадия тревоги: мобилизация ресурсов (выброс гормонов надпочечников, катаболизм).
2.Стадия резистентности: стабилизация (повышение устойчивости к стрессору за счёт синтеза белков и анаболизма).
3.Стадия истощения: срыв адаптации (атрофия надпочечников, дисфункция органов)[28].
Селье впервые связал стресс с патологиями, показав, что хроническое напряжение ведёт к язвам ЖКТ, иммунным сбоям и сердечным заболеваниям. Его концепция «общего адаптационного синдрома» стала мостом между физиологией и психологией, объясняя, как эмоциональные перегрузки разрушают тело.
Так физиолог Феликс Меерсон углубил теорию, разделив адаптацию на срочную (экстренная мобилизация ресурсов) и долговременную (структурные изменения клеток, гипертрофия органов). Он доказал, что повторяющийся стресс запускает синтез РНК и белков, формируя «структурный след» — основу устойчивости. Например, у спортсменов это проявляется в увеличении митохондрий в мышцах, а у жителей высокогорья — в росте уровня гемоглобина [40].
М.И. Матюшичева анализирует историю становления понятия адаптация. Исследователь пишет, что и раскрытие физиологических механизмов термина внесли выдающиеся отечественные физиологи – И. П. Павлов, И. М. Сеченов и А. А. Ухтомский.
И. П. Павлов применил идею адаптации для объяснения формирования условно-рефлекторной деятельности мозга, подчеркивая ее роль в приспособлении организма к изменяющимся условиям среды. Еще раньше, в 1863 году, И. М. Сеченов в своей работе «Рефлексы головного мозга» использовал процесс адаптации для объяснения не только физиологических, но и психологических функций, заложив основы для понимания адаптации как комплексного явления, связывающего биологические и психические процессы.
А. А. Ухтомский в своих физиологических исследованиях предложил системный подход к изучению функций организма. Согласно его концепции, системная деятельность мозга проявляется как активность, направленная на взаимодействие живого организма с окружающей средой, что осуществляется через процесс адаптации. Этот подход позволил рассматривать адаптацию как ключевой механизм, обеспечивающий целостность и устойчивость организма в условиях изменяющейся среды [24].
Позже проблема психологической и социальной адаптации личности привлекла внимание представителей различных областей науки. В частности, она нашла отражение в трудах отечественных ученых — психологов и философов, среди которых были такие известные имена, как С.Л. Рубинштейн, Ф.В. Бассин, Ф.Е. Василюк, Г.М. Андреева, А.А. Налчаджян, И.К. Кряжев и многие другие. Таким образом, работы этих ученых заложили фундамент для понимания адаптации как сложного, многогранного процесса, играющего роль в обеспечении жизнедеятельности и взаимодействии организма с внешним миром.
Исходя из системного функционирования человеческого организма и психики, сложилось представление, что процесс адаптации ведет к формированию особого индивидуального стиля приспособления к непрерывно меняющимся условиям внешней и внутренней среды организма и психики — индивидуальной адаптации.
Л. С. Дениско ссылаясь на работы В. И. Медведева, определяет адаптацию как комплексную реакцию организма, обеспечивающую условия для социальной и иной активности.
Р. М. Баевский акцентирует внимание на сохранении равновесия между организмом и окружающей средой, а также внутри самой системы, что позволяет эффективно решать актуальные задачи. Ф. Б. Березин видит адаптацию как усилия, направленные на установление баланса между личностью и средой в процессе деятельности.
А. Б. Георгиевский выделяет три подхода к определению адаптации:
1) процесс приспособления к изменяющейся среде для сохранения устойчивости;
2) показатель, отражающий структурные и функциональные особенности организма;
3) результат многообразия форм, раскрывающих сложную природу феномена [17, c. 172].
На современном этапе развития этой области знаний появились и получили распространение термины «адаптивный барьер» и «адаптационный барьер». Эти понятия активно применяются как в научной литературе, так и на практике, особенно в рамках психологии и социально-психологических исследований.
И.А. Александрова в своей статье, ссылаясь на Г. И. Царегородцева, предлагает рассматривать концепцию «адаптации» как универсальную научную идею, находящуюся на пересечении различных дисциплин и охватывающую широкий спектр естественно-научных проблем, а возможно, и сложных информационных систем. Исследователь утверждает, что интеграция понятия адаптации в различные научные области способствует обогащению как естественных, так и антропогенных систем. Объекты, изучаемые через призму разных областей знания, объединяются в единые теоретические конструкции [4].
Так психологическая адаптация — это динамический процесс активного приспособления личности к изменяющимся условиям социальной и внутренней среды, направленный на достижение эмоционального равновесия, сохранение целостности психики и оптимизацию взаимодействия с окружением. Она включает:
1.Когнитивный компонент — переработку информации о новых условиях, формирование адекватных моделей поведения (по И.П. Павлову и И.М. Сеченову).
2.Эмоционально-волевой аспект — регуляцию тревожности, управление стрессом, поддержание мотивации (идеи Ф.Б. Березина).
3.Социальное измерение — выстраивание отношений, усвоение норм и ролей (Г.М. Андреева, А.А. Налчаджян).
К. К. Платонов рассматривает ее как процесс приспособления внутренних изменений к внешним условиям. Адаптация также трактуется как естественный ответ организма на изменения среды, направленный на поддержание устойчивости.
Ж.Т. Байгазиева пишет, что современная психология видит адаптацию не как статичное «соответствие среде», а как непрерывный процесс самоорганизации, где личность выступает активным творцом своей реальности. Современная психология фокусируется на способности человека не просто «выживать», но и развиваться после кризисов. Концепция посттравматического роста показывает, как стрессовые события могут стимулировать переоценку ценностей, укрепление отношений и личностную трансформацию[6].
К. К. Платонов рассматривает ее как процесс приспособления внутренних изменений к внешним условиям. Адаптация также трактуется как естественный ответ организма на изменения среды, направленный на поддержание устойчивости.
Итак, в данном исследовании под психологической адаптацией будем рассматривать динамический процесс активного взаимодействия слабослышащих подростков с образовательной средой среднего звена школы, направленный на достижение баланса между их индивидуальными психофизиологическими особенностями (нарушения слуха, замедленное речевое развитие, эмоциональная уязвимость) и новыми социально-педагогическими требованиями.
1.2 Психологические особенности младших подростков
Подростковый возраст представляет собой переходный этап от детства к взрослой жизни, сопровождающийся глубокими физиологическими и психологическими изменениями, включая половое созревание. Для этого периода характерно стремление к самостоятельности, самореализации и правам, аналогичным взрослым, однако часто сочетающееся с инфантильностью и избеганием ответственности.
Хронологические границы и содержание подросткового возраста интерпретируются по-разному в научных подходах. Водяха Ю. Е., Крылова С. Г. провели анализ теорий, и констатируют: биогенетические теории акцентируют роль биологических факторов, психоаналитики (Фрейд З., Эриксон Э.) исследуют эмоциональные и идентификационные кризисы. Эриксон рассматривал подростничество как этап формирования идентичности через преодоление возрастных кризисов.
Культурно-историческая концепция Выготского Л.С. выделяет критические и стабильные фазы развития, а Эльконин Д.Б. связывает ведущую деятельность возраста с социальным взаимодействием сверстников. Пиаже Ж. (2003) относил период 12–15 лет к стадии формальных операций в интеллектуальном развитии [12, с. 16].
Многообразие подходов (биологических, социальных, когнитивных) подчеркивает отсутствие единых возрастных рамок. На протекание подросткового этапа влияет комплекс факторов — от культурно-исторических условий до индивидуальных особенностей, что делает его границы условными, а развитие — вариативным.
По Эльконину психологические особенности младших подростков представляет широкий спектр вариантов развития — от конфликтного с ярко выраженными трудностями в поведении до относительно спокойного протекания переходного периода. Наличие вариантов спокойного развития свидетельствует о том, что кризис при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту не является обязательным. Формирование личности подростка определяется его фактическим положением в системе объективных условий и его отношением к этим условиям. Деятельность подростка в конкретных условиях и его отношение к ним играют ключевую роль в формировании личности. Трудности в поведении и воспитании связаны не столько с внутренними процессами (например, половым созреванием), сколько с индивидуальными особенностями личности и конкретной ситуацией развития. Условия, при которых переход к подростковому возрасту проходит без кризисов, включают оптимальную систему воспитания в семье и школе [37, c. 73-75].
Результаты современных исследований показывают, что подростки демонстрируют изменения в структуре интеллекта и когнитивных процессах, обусловленные активным использованием цифровых технологий. Наблюдается снижение показателей понятийного мышления и логической систематизации информации, что компенсируется ростом интуитивного мышления [11, c. 137].
Зарубежный исследователь М. Абрамсон считает, что у современных подростков отмечается ухудшение перцептивного контроля, что выражается в более быстрой, но менее точной деятельности. Также фиксируются нарушения спонтанного контроля и снижение уровня логической памяти, что связано с феноменом «цифровой амнезии» или «Google-эффектом памяти» [0]. Этот эффект проявляется в том, что подростки склонны забывать информацию, если она легко доступна в интернете, что снижает продуктивность рабочей памяти.
Исследования когнитивных особенностей подростков, использующих гаджеты, показывают изменения в структуре интеллекта, включая ухудшение пространственного и интуитивно-логического мышления, а также снижение способности к распределению и переключению внимания.
Таким образом, современные подростки демонстрируют трансформацию психологических и когнитивных процессов, связанную с цифровизацией образования и повседневной жизни. Эти изменения требуют пересмотра подходов к обучению и развитию, чтобы компенсировать негативные эффекты и усилить положительные аспекты использования цифровых технологий.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Агаева Т. Г. Условия и пути социально-педагогической адаптации детей и подростков с нарушениями слуха //Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения. – 2020. – С. 358-364.
2.Акимовой М.К. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2004.
3.Александров, И. А. Понятие адаптации с точки зрения психологии / И. А. Александров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 283-285. — URL: https://moluch.ru/archive/208/51057/ (дата обращения: 20.02.2025).
4.Александров, И. А. Понятие адаптации с точки зрения психологии / И. А. Александров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 283-285. — URL: https://moluch.ru/archive/208/51057/ (дата обращения: 20.02.2025).
5.Астафьева В.М. Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха. – М.: АПК и ПРО, 2000. –220 с.
6.Байгазиева Ж. Т. Взаимосвязь акцентуаций характера подростков с уровнем их социально-психологической адаптации //Молодой ученый. – 2020. – №. 3. – С. 284-286.
7.Богачева Т. В. Инклюзивное образование: обучение слабослышащих детей английскому языку //Обучение иностранным языкам-современные проблемы и решения. – 2020. – С. 75-79.
8.Богданова Т. Г., Томсон В. А. Проблемы изучения личности детей и подростков с нарушениями слуха в зарубежной психологии //Вопросы психологии. – 2020. – №. 5. – С. 157-167.
9.Боцманова М. Э., Захарова А. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – Просвещение, 1967. – Т. 360. – 435 с.
10.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер, 1998.
11.Водяха С. А., Водяха Ю. Е., Минюрова С. А. Особенности структуры интеллекта младших школьников, обучаемых посредством гаджетов //Педагогическое образование в России. – 2019. – №. 7. – С. 133-140.
12.Водяха Ю. Е., Крылова С. Г. Психологические особенности когнитивного развития современных детей и подростков в условиях цифровой социализации //Под общей редакцией СА Минюровой, Ю.И. Биктуганова РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ. – 2020. – С. 16-19.
13.Выготский Л. С. Педология подростка //Собр. соч. М.," Педагогика. – 1984. – Т. 4. – С. 5-242.
14.Выготский Л.С. О развитии речи глухих // Дефектология. - 1994. - № 4. - С.88-90.
15.Городицкая В.С. и др. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха и зрения при проведении обследования ПМПК : методические рекомендации / под общ.ред. И. А. Журавлевой, авт. - сост.: В. С. Городицкая [и др.] ; автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск : Институт развития образования, 2021. – 61-69 с.
16.Гусева И. В. Процесс социальной адаптации детей с нарушением слуха //Научные исследования: от теории к практике. – 2015. – №. 1. – С. 155-157.
17.Дениско Л. С. Формирование понятия «социально-психологическая адаптация» на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы в современной психологии //Молодой ученый. – 2021. – №. 9. – С. 171-173.
18.Денисова О. А. Комплексное многоуровневое психолого-педагогическое пространство для социально-культурной интеграции лиц с сенсорными нарушениями: моногр //Череповец: ЧГУ. – 2007. – С. 45-51.
19.Ермолова В. М., Кузнецова Е. В. ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ПОДРОСТКОВ //Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2020. – Т. 3. – С. 28-32. ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ПОДРОСТКОВ //Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2020. – Т. 3. – С. 28-32.
20.Жуйкова О. В. и др. Разработка и внедрение электронного учебного курса по начертательной геометрии для дистанционного сопровождения образовательного процесса у слабослышащих студентов //Педагогический имидж. – 2020. – Т. 14. – №. 4 (49). – С. 607-618.
21.Карауш И. С., Куприянова И. Е. Психологические особенности, определяющие возможности и перспективы социализации слабослышащих и слабовидящих детей //EuropeanSocialScienceJournal. – 2013. – №. 5. – С. 254.
22.Кошелева Е. А. Психологические особенности глухих и слабослышащих людей и их проявления в общении //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2012. – Т. 14. – №. 2-3. – С. 672-675.
23.Максимова Л. А. Психологическое обследование в структуре комплексной диагностики развития детей и подростков. – 2023. Режим доступа: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/18640/1/uch000403.pdf
24.Матюшичева М.И. Социально-психологическая адаптация младших школьников с различным уровнем развития креативности 2020 [Эл.ресурс] Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/sotsialno-psikhologicheskaya-adaptatsiya-mladshikh-shkolnikov-s-razlichnym-urovnem-razvitiya (дата обращения: 20.02.2025).
25.Медико-педагогическая классификация нарушений слуха Л.В. Неймана. [Эл.ресурс] Режим доступа: http://www.kspu.ru/upload/documents/2016/04/18/8731c82d8d95896b219a0cb0d27f85fe/prezentatsiya-meditsinskaya-klassifikatsiya-lits-s-narusheniyami-sluha.pdf
26.Образовательные учреждения Санкт-Петербурга, реализующие адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Режим доступа: https://gmpmpk.ru/obrazovanie-detey-s-ovz/182
27.Психолого-педагогическая диагностика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др., под. ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. М.: Издательский центр "Академия", 2003. 320 с.
28.СельеГ. Что такое стресс? //Стресс жизни: сб. – 1994. – С. 329-333.
29.Терентьева Н. П. Отбор и адаптация процедур психолого-педагогической диагностики развития детей с нарушениями слуха //Учитель создает нацию. – 2018. – С. 567-570.
30.Токарская Л. В., Черемных М. Н. Сравнительный анализ личностных особенностей подростков с нарушением слуха и подростков, не имеющих ограниченных возможностей здоровья //Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2021. – Т. 27. – №. 4. – С. 157-165.
31.Феоктистова С. В., Григорьева И. В. Теоретические подходы к исследованию проблемы адаптации и адаптивного поведения личности в системе научных знаний //Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2020. – №. 3. – С. 13-19.
32.Феоктистова С.В., Григорьева И.В. Адаптивное поведение личности студентов в конфликтных ситуациях, сопровождающихся стрессом // Проблемы и достижения современной стрессологии: монография /под общ.ред. А.С. Огнева. Раздел 13. М.: Спутник +. 2020. С. 122–126.
33.Циркунова Н. И., Рачицкая Л. Я. Психоэмоциональное благополучие слабослышащего ребенка в условиях общеобразовательной школы. – 2023. [Эл.ресурс] Режим доступа: https://rep.vsu.by/bitstream/123456789/40710/1/%d0%9f%d1%81%d0%b8%d1%85% %d0%b5.pdf
34.Шевырева Е. Г. Особенности эмоционального интеллекта подростков с сенсорными нарушениями //Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология. – 2020. – Т. 3. – №. 1. – С. 59-72.
35. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности Автор Ч.Д. Спилбергер (в адаптации Ю.Л. Ханина) [Эл.ресурс] Режим доступа: https://www.nekrasovspb.ru/doc/18spilberg.pdf
36.Шляева Ф.А. Клинико-психологическая характеристика лиц с сенсорными нарушениями [Эл.ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2020/10/30/kliniko-psihologicheskaya-harakteristika-lits-s
37.Эльконин Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков //Вестник практической психологии образования. – 2012. – Т. 9. – №. 4. – С. 73-75.
38.Язык без границ Режим доступа: https://ubcenglish.ru/
39.Abramson, M. J. Mobile telephone use is associated with changes in cognitive function in young adolescents [Эл. ресурс] Режимдоступа: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/19644978/
40.Meerson F. Z. Adaptation, stress, and prophylaxis. – Berlin Heidelberg New York Tokyo : Springer, 1984. – С. 247-249.