Фрагмент для ознакомления
2
В отечественной научной литературе уделено значительное внимание вопросам психических расстройств у детей с церебральным параличом, исследованиям которых посвятили свои работы такие специалисты, как Э.С. Калижнюк, Л.А. Данилова, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюкова и Е.И. Кириченко [15, с.49]. В исследовательской практике тема памяти у детей с данным заболеванием исследовалась достаточно глубоко. Например, В.И. Козявкин, Л.Ф. Шестопалова и В.С. Подкорытов, исследовали специфические особенности высших психических функций у этих детей с помощью нейропсихологических тестов. Были использованы пробы А.Р. Лурия, дополненные чувствительными субтестами из стандартизированных диагностических методов. Результаты показали, что у пациентов с церебральным параличом наблюдаются различные нарушения вербальной памяти, среди которых уменьшение объема оперативной памяти, снижение селективности помнящих процессов, нестабильность следов памяти в условиях разнородного фона и сокращение объема отсроченного и непосредственного воспроизведения [18, с. 116].
В своей работе «Анализ нейропсихологических нарушений у детей с гемипаретической формой детского церебрального паралича и с минимальными мозговыми дисфункциями» И.Н. Зайцева подчеркивает недостаточную развитость мнестических функций у детей этой группы. Она также отмечает, что, хотя проблемы с памятью у детей с церебральным параличом наблюдаются реже, чем нарушения праксиса, они встречаются чаще, чем проблемы с восприятием [27, с.15].
Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте связано главным образом с приобретением в учебной деятельности различных стратегий запоминания, но без их целенаправленного формирования они развиваются стихийно и значительно разнятся в зависимости от возраста ребенка. Дети 7-8 лет зачастую лучше запоминают информацию без специальных средств, чем при активной организации запоминания.
С точки зрения А.Н. Леонтьева, у дошкольников более развита наглядно-образная память, но в процессе обучения формируются условия для развития более сложной словесно-логической памяти. Л.С. Выготский отмечает увеличение объема памяти у дошкольников, хотя развитие памяти происходит неравномерно. П.И. Зинченко указывает на непроизвольный характер памяти у детей младшего школьного возраста, когда запоминание и воспоминание происходят независимо от воли ребенка и обусловлены характером их деятельности [7].
Исследования И.И. Мамайчук и Е.Н. Бахматовой по слухоречевой механической памяти у детей с церебральным параличом выявили трудности в удержании информации; дети часто нарушают порядок и добавляют небылицы. Аналогичные ошибки наблюдаются и при запоминании зрительного материала. Мамайчук также подчеркивает, что у этих детей недостаточный объем памяти и сложности в обработке информации. У детей с сочетанием психического недоразвития наблюдается серьезное недоразвитие опосредованного запоминания, что связано с затруднениями в смысловой организации материала [24, с.143].
Развитие зрительной памяти у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) — это важный аспект их общего когнитивного и личностного развития. Дети с НОДА часто сталкиваются с различными барьерами и трудностями, которые могут влиять на их способность к обучению и социальной адаптации. Зрительная память является одним из ключевых компонентов когнитивной деятельности, так как она позволяет детям воспринимать, запоминать и воспроизводить визуальную информацию.
Для начала, давайте разберемся, что такое зрительная память и как она функционирует. Зрительная память — это способность сохранять и воспроизводить информацию о визуальных стимулах, таких как лица, объекты, формы и цвета. Она играет ключевую роль в обучении чтению, письму и счету, а также в ориентации в пространстве и во время. В случае детей с НОДА, развитие зрительной памяти имеет свои особенности и требует особого подхода.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М., 2009.
2. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М., 2007.
3. Архипова Е.Ф. Коррекционно-педагогическая работа при церебральном параличе у детей в доречевой период. – М., 1991.
4. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М., 2007.
5. Вайнер Э.Н. Лечебная физическая культура. – М., 2011.
6. Власова Т.А., Лубовский В.И., Цыпина Н.А. Дети с задержкой психического развития. – М., 1984.
7. Волкова Л.С., Селиверстов В.И. Хрестоматия по логопедии. – М., 1997.
8. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – М., 1998.
9. Григорьева Л.П., Фильчикова Л.И., Алиева З.С. Дети с проблемами в развитии: комплексная диагностика и коррекция. – М., 2002.
10. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М., 2003.
11. Иваницкая И.Н. Детский церебральный паралич. – М., 1993.
12. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. – СПб., 2003.
13. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М., 1993.
14. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 2001.
15. Колкер И.А. Другие дети: Органические поражения нервной системы у детей. – Одесса, 2007.
16. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973.
17. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург, 2004.
18. Коноваленко С.В. Конструирование против ДЦП. Начальный этап обучения конструированию дошкольников с детскими церебральными параличами. – М., 2005
19. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.
20. Левченко И.Ю., Приходько О.Г., Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. – М., 2008.
21. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Коррекция стертой дизартрии. – Спб., 2000.
22. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. – М., 1990.
23. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб., 2006.
24. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., 2001.
25. Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. – СПб., 2000.
26. Марковская И.Ф. Задержка психического развития церебрально-органического генеза. – М., 1982.
27. Мещерякова Э.И., Иванова В.С. Учет отношения родителей к заболеванию ребенка ДЦП в психологическом сопровождении семьи. – Томск, 2016.
28. Московкина А.Г. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный. – М., 2003.
29. Немкова С.А. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных нарушений. – М., 2012.
30. Осокин В.В. Детский церебральный паралич. – М., 2010.
31. Приходько О.Г. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2000.
32. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М., 2003.
33. Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. – М., 1976.
34. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. – М., 1972.
35. Сиваков В.И. Планирование физической нагрузки в воспитании физических качеств у школьников и спортсменов в физкультурно-спортивной деятельности. – Челябинск, 2016.
36. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. – М., 2008.
37. Смирнова И.А. Коррекционно-педагогическая работа в школе для детей с нарушениями опорно-двигательного. – СПб., 2000.
38. Смирнова И.А. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движений. – СПб., 2005.
39. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. – СПб., 2003.
40. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного. – М., 2004.
41. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – М., 1978.
42. Филичева Т. Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.
43. Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности. – М., 1991.
44. Шайтор В.М., Богданов О.В. ЭЭГ больных детским параличом до и после лечения методом функционального биоуправления. – М., 1991.
45. Шамарин Т.Г., Белова Г.И. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей. – Элиста, 1999.
46. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2004.
47. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. – СПб., 2001.