Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Социальное обеспечение в Российской Федерации представляет собой одну из основополагающих функций государства, направленных на реализацию конституционных гарантий граждан в области социальной защиты. В условиях современных вызовов, таких как демографические изменения, экономическая нестабильность и трансформация рынка труда, система социального обеспечения приобретает особую значимость как инструмент поддержания стабильности общества и обеспечения достойного уровня жизни населения. В этом контексте Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) выступает ключевым элементом государственной политики, обеспечивая финансирование и реализацию широкого спектра социальных выплат и услуг, направленных на защиту граждан от социальных рисков.
Актуальность исследования обусловлена той исключительной ролью, которую ФСС РФ играет в системе социального обеспечения. Являясь государственным внебюджетным фондом, он аккумулирует значительные финансовые ресурсы, направляемые на поддержку материнства и детства, профилактику профессиональных рисков, реабилитацию пострадавших и обеспечение граждан в период временной нетрудоспособности. В то же время деятельность Фонда сталкивается с рядом вызовов, связанных с демографическими сдвигами, экономическими факторами и необходимостью адаптации к изменяющимся условиям. Изучение особенностей функционирования ФСС РФ и его значения для социальной защиты населения позволяет не только оценить эффективность существующей системы, но и выявить перспективы ее дальнейшего развития.
Целью данной курсовой работы является комплексный анализ Фонда социального страхования РФ как одного из основных источников финансирования социального обеспечения в Российской Федерации. В рамках достижения этой цели ставятся следующие задачи:
рассмотреть понятийный аппарат, цели и задачи ФСС РФ,
исследовать правовые основы деятельности ФСС РФ,
изучить особенности финансирования социального обеспечения через ФСС РФ,
оценить значение Фонда в обеспечении социальной защиты населения.
Теоретической основой исследования послужили положения Конституции РФ, федеральные законы, регулирующие сферу социального страхования, а также научные труды отечественных авторов, посвященные проблемам социального обеспечения. Методологическую базу составили методы системного анализа, сравнительного подхода и обобщения нормативных данных, что позволило обеспечить всесторонний подход к изучению темы.
Структура курсовой работы включает две главы. Первая глава посвящена раскрытию понятия ФСС РФ, его целей, задач и правовых основ деятельности. Вторая глава сосредоточена на анализе особенностей финансирования через ФСС и оценке его значения в обеспечении социальной защиты населения. Такое построение позволяет последовательно осветить как теоретические, так и практические аспекты функционирования Фонда.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ
1.1.Понятие, цели и задачи Фонда социального страхования РФ
В современной системе социального обеспечения Российской Федерации особое место занимает Фонд социального страхования (ФСС РФ), выступающий одним из ключевых институтов в механизме реализации государственных социальных гарантий. Необходимость детального рассмотрения правового статуса данного учреждения обусловлена его фундаментальной ролью в обеспечении социальной защиты граждан.
Фонд социального страхования Российской Федерации представляет собой специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, имеющее статус государственного внебюджетного фонда. Данный юридический статус закреплен в положениях Бюджетного кодекса РФ и подчеркивает особое положение Фонда в системе государственных институтов социального обеспечения[ Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 26.12.2024) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.].
Специфика организационно-правовой формы ФСС РФ заключается в том, что, являясь государственным внебюджетным фондом, он обладает финансовой автономией от федерального бюджета, что позволяет обеспечивать целевой характер использования аккумулируемых средств. При этом важно отметить, что данный статус предоставляет Фонду возможность осуществлять самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность в рамках установленных законодательством полномочий.
Особенность правового положения ФСС РФ проявляется также в том, что он является юридическим лицом, имеющим самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банковских учреждениях, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием. Подобная юридическая конструкция обеспечивает необходимую степень организационной самостоятельности Фонда при выполнении возложенных на него государственных функций.
В контексте определения правового статуса ФСС РФ существенное значение имеет тот факт, что Фонд выступает специализированной системой управления средствами обязательного социального страхования. Это означает, что его деятельность неразрывно связана с реализацией государственной политики в области социального страхования и обеспечения социальной защиты населения.
Хотелось бы особо подчеркнуть, что определение ФСС РФ как государственного внебюджетного фонда отражает его двойственную природу: с одной стороны, он является государственной структурой, действующей в публичных интересах, с другой – обладает определенной степенью автономности в управлении финансовыми ресурсами, что позволяет более эффективно решать поставленные перед ним задачи.
Переходя к рассмотрению целей и задач Фонда социального страхования РФ, необходимо отметить их исключительную значимость в контексте реализации социальной политики государства. Основополагающей целью функционирования ФСС РФ выступает обеспечение гарантированных государством социальных выплат гражданам, сохранение их материального благополучия при наступлении социальных рисков.
В системе государственного социального страхования ФСС РФ преследует несколько взаимосвязанных целей. Прежде всего, это обеспечение социальной защиты работающих граждан и членов их семей путем организации эффективного механизма социального страхования. Не менее важной целью является создание устойчивой финансовой системы для реализации государственных гарантий по социальному обеспечению населения[ Шкатулла В.И. Право социального обеспечения России. Учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2021. – С. 71.].
Для достижения поставленных целей Фонд социального страхования РФ решает комплекс взаимосвязанных задач. Ключевой задачей выступает обеспечение сбора и аккумулирования страховых взносов, формирование финансовых ресурсов, необходимых для функционирования системы социального страхования. При этом особое внимание уделяется обеспечению целевого расходования собранных средств, что гарантирует выполнение социальных обязательств государства перед гражданами.
Существенное место в деятельности ФСС РФ занимает задача по организации и осуществлению страховых выплат различным категориям застрахованных лиц. В частности, Фонд обеспечивает выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также иных видов социального обеспечения, предусмотренных законодательством.
В рамках реализации государственной политики в области социального страхования ФСС РФ выполняет важнейшую задачу по разработке и внедрению эффективных механизмов социальной защиты работающих граждан. Это включает в себя организацию профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, реабилитацию пострадавших на производстве, обеспечение санаторно-курортного лечения работников и членов их семей.
Особого внимания заслуживает контрольно-надзорная функция ФСС РФ, реализуемая посредством осуществления контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты страховых взносов, а также за целевым использованием страхователями средств обязательного социального страхования. Данная задача имеет принципиальное значение для обеспечения финансовой устойчивости системы социального страхования и защиты прав застрахованных лиц.
Немаловажной задачей Фонда является совершенствование системы обязательного социального страхования, что предполагает разработку предложений по развитию и совершенствованию законодательства о социальном страховании, внедрение современных информационных технологий в процесс администрирования страховых взносов и осуществления выплат, повышение качества обслуживания страхователей и застрахованных лиц.
В контексте управления средствами социального страхования ФСС РФ решает задачи по обеспечению финансовой устойчивости системы, эффективному размещению временно свободных средств, формированию резервов для обеспечения стабильности выполнения социальных обязательств. При этом особое внимание уделяется соблюдению принципов прозрачности и подотчетности в управлении финансовыми ресурсами Фонда[ Захаров М.Л. Правовые основы социального страхования. – М.: Проспект, 2023. – С. 188.].
Подводя итог рассмотрению понятия, целей и задач Фонда социального страхования РФ, следует подчеркнуть его особую роль как специализированного государственного внебюджетного фонда, обеспечивающего реализацию важнейших направлений социальной политики государства. Обладая статусом самостоятельного финансово-кредитного учреждения и имея четко определенную организационно-правовую форму, ФСС РФ эффективно выполняет широкий спектр задач, направленных на достижение основополагающей цели – обеспечение социальной защиты граждан через механизм социального страхования. При этом многогранность функций Фонда, включающих аккумулирование и распределение финансовых ресурсов, осуществление страховых выплат, контрольно-надзорную деятельность и совершенствование системы социального страхования, позволяет говорить о нем как о ключевом институте в механизме реализации государственных социальных гарантий, чья деятельность имеет исключительную значимость для поддержания социальной стабильности и благополучия общества.
1.2.Правовые основы деятельности Фонда социального страхования РФ
Правовой фундамент функционирования системы социального страхования в Российской Федерации, включая деятельность Фонда социального страхования, базируется прежде всего на конституционных положениях. Конституция РФ, являясь основным законом государства, закрепляет фундаментальные принципы социальной защиты граждан и определяет ключевые направления социальной политики страны[ Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – № 237; Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 11. – Ст. 1416.].
Основополагающее значение имеет статья 7 Конституции РФ, провозглашающая Российскую Федерацию социальным государством. Данная норма не просто декларирует социальный характер государства, но и устанавливает его обязанность по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Примечательно, что именно эта статья закладывает правовую основу для формирования эффективной системы социального страхования как одного из ключевых механизмов реализации социальной функции государства.
Особого внимания заслуживает статья 39 Конституции РФ, которая непосредственно гарантирует право граждан на социальное обеспечение. В частности, часть 1 данной статьи устанавливает право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Существенно, что часть 2 этой же статьи закрепляет поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности, что расширяет возможности граждан в сфере социальной защиты.
Конституционные принципы социального страхования, вытекающие из указанных статей, имеют определяющее значение для деятельности ФСС РФ. В частности, принцип всеобщности социального обеспечения обязывает Фонд создавать условия для максимального охвата населения системой социального страхования. Принцип гарантированности социального обеспечения предполагает обязательность осуществления страховых выплат при наступлении страховых случаев, независимо от финансового положения страховщика.
Важно отметить, что конституционные положения о социальном страховании находят свое развитие в статье 41 Конституции РФ, гарантирующей право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Данная норма имеет непосредственное отношение к деятельности ФСС РФ в части обеспечения граждан пособиями по временной нетрудоспособности и страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Конституционное закрепление принципов социального страхования создает прочную правовую основу для развития системы обязательного социального страхования и определяет векторы совершенствования деятельности ФСС РФ. При этом особую значимость приобретает тот факт, что конституционные нормы обладают высшей юридической силой и прямым действием, что гарантирует незыблемость основ социального страхования и обеспечивает стабильность функционирования всей системы социальной защиты населения.
Федеральное законодательство образует следующий после конституционного уровень правового регулирования деятельности Фонда социального страхования РФ. Система федеральных законов в данной сфере представляет собой комплексную нормативную базу, детально регламентирующую различные аспекты функционирования системы социального страхования.
Центральное место в системе федерального законодательства занимает Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"[ Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (ред. от 29.10.2024 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 29. – Ст. 3686.]. Данный нормативный акт устанавливает фундаментальные принципы осуществления обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов страхования, виды социальных страховых рисков и страхового обеспечения. Особую значимость имеют положения закона, регламентирующие порядок управления системой обязательного социального страхования и определяющие правовой статус страховщиков, включая ФСС РФ.
Существенное значение для деятельности ФСС РФ имеет Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"[ Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (ред. от 29.05.2024) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3803.]. Данный закон детально регулирует отношения в сфере обязательного социального страхования от производственного травматизма, устанавливает права и обязанности субъектов страхования, определяет виды обеспечения по страхованию и порядок их назначения.
Особого внимания заслуживает Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"[ Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 1 (часть I). – Ст. 18.]. Этот нормативный акт регламентирует условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком и другими видами страхового обеспечения.
В контексте финансового обеспечения деятельности ФСС РФ ключевое значение имеют положения Налогового кодекса РФ, в частности главы 34 "Страховые взносы", которая с 1 января 2017 года регулирует вопросы исчисления и уплаты страховых взносов[ Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 3340.]. Данные нормы определяют плательщиков страховых взносов, объект обложения, базу для исчисления, тарифы страховых взносов и порядок их уплаты.