Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами: во-первых, влияние на функционирование экономической инфраструктуры. Пенсионная система оказывает влияние на экономику через использование своего инвестиционного потенциала; во-вторых, необходимость реформирования, в современных условиях российская пенсионная система находится на стадии изменений; в-третьих, развитие демографических тенденций, особенности рынка труда в условиях прогресса промышленных технологий создают предпосылки для серьёзных преобразований пенсионных систем; в-четвертых, повышение волатильности финансовых рынков и низкая доходность государственных облигаций, это вызывает дискуссии о роли системы пенсионных накоплений и её способности повышать устойчивость пенсионных систем. Таким образом, актуальность темы исследования связана с изучением теоретических аспектов эффективности деятельности системы пенсионных накоплений и результативности стратегий портфельного управления в условиях современных финансовых рынков, а также прикладными аспектами регулирования в этой сфере.
Целью исследования является анализ правовых условий накопительной пенсии в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие исследовательские задачи:
1.рассмотреть историю становления и понятия накопительной пенсионной системы в РФ;
2.исследовать нормативно-правовую основу пенсионного обеспечения в РФ;
3.выявить специфику формирования и порядок выплаты накопительной пенсии в РФ;
4.определить современное состояние и перспективы возможного реформирования накопительной пенсии.
Степень изученности темы в научной литературе. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых, такие как: Бобровская Е.А., Григорьев И.В., Мачульская Е.Е., Сергеева Н.М., и другие авторы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложения.
Характеристика основных особенностей работы:
Объект исследования составили общественные отношения в сфере исследования правовых условий накопительной пенсии в Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы законодательства Российской Федерации, регламентирующие отношения в сфере накопительной пенсии в Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составили: формально-юридический, системный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; федеральное законодательство: Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ "О накопительной пенсии", Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; материалы правоприменительной и судебной практики.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 История становления и понятие накопительной пенсионной системы в РФ
Пенсионная система - это система взаимосвязанных и взаимодействующих денежных источников, органов и учреждений, субъектов предоставления, видов предоставления и нормативных правовых актов, направленных на реализацию прав граждан в сфере пенсионного обеспечения. Современная система государственного пенсионного обеспечения РФ основана на "соглашении поколений", по которому сегодня официально работающие граждане "обеспечивают" нынешних пенсионеров за счет взносов в СФР.
История становления накопительной пенсионной системы в РФ началась 19 сентября 1992 года с принятием указа президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах». Документ заложил основу добровольного негосударственного пенсионного обеспечения[ Плешакова, И. Н. Накопительная пенсия в постиндустриальный переход: развитие «нетипичного» в социальном обеспечении / И. Н. Плешакова // Правовая информатика. – 2024. – № 4. – С. 73.].
В марте 2001 года была принята новая пенсионная программа, разработанная Минэкономразвития и торговли РФ. Программа включала три составляющих трудовой пенсии: базовую, страховую и накопительную части. Последняя формировалась преимущественно за счёт страховых взносов работодателя на накопительную пенсию в размере 6% от зарплаты в период с 2002 по 2013 годы.
С 1 июля 2003 года Пенсионный фонд России приступил к рассылке уведомлений о накоплениях на пенсионных счетах граждан. Будущие пенсионеры получили право выбрать, где формировать пенсионные накопления: это могла быть как управляющая компания, так и негосударственный пенсионный фонд.
В конце 2013 года Президент Владимир Путин подписал пакет из шести законов о пенсионной реформе. Изменения коснулись формирования накопительных пенсий, инвестирования накоплений, их сохранности и порядка выплат. В соответствии с новой реформой с 2014 года все 22% взносов идут на формирование страховой пенсии, отчисления на накопительные счета россиян не производятся. С 2024 года в рамках накопительной пенсионной системы в РФ действует программа долгосрочных сбережений, участие в которой добровольное.
Накопительная пенсионная система в России подразумевает формирование ежемесячной денежной выплаты в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости. Выплата исчисляется исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта застрахованного лица или на пенсионном счёте накопительной пенсии. Накопительная пенсия формируется за счёт страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Также она формируется у граждан, уплачивающих добровольные взносы в рамках Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, а также за счёт направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию[ Ибрагимова, Н. Т. Накопительная пенсия / Н. Т. Ибрагимова // Научная матрица. – 2022. – № 1. – С. 12.].
Правовое значение накопительной пенсионной системы заключается в том, что она позволяет компенсировать застрахованным лицам заработную плату и иные выплаты и вознаграждения, утраченные ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости.
Преимущества накопительной пенсии:
-облегчает планирование будущей пенсии. Пенсионные накопления сразу учитываются в рублях, а не баллах, что упрощает расчёт.
-фонд или управляющая компания инвестируют пенсионные накопления и ежегодно увеличивают их за счёт полученного дохода.
-накопительную пенсию можно увеличить за счёт средств материнского капитала или программы государственного софинансирования пенсии.
-накопления можно передать по наследству вместе с полученным инвестиционным доходом.
-выплаты можно получить раньше выхода на страховую пенсию: с 60 лет для мужчин и 55 - для женщин.
Накопления застрахованы государством. При отзыве лицензии у негосударственного пенсионного фонда гражданин сможет получить свои накопления в сумме до 1,4 млн рублей[ Козлова, А. Н. Накопительная пенсия: общая характеристика и пути реформирования / А. Н. Козлова, И. А. Рогозин // Современные тенденции развития гражданского и гражданского процессуального законодательства и практики его применения. – 2022. – № 8. – С. 317.].
Задачи накопительной пенсионной системы:
1.Предотвращать бедность среди пенсионеров. Для этого необходимо сохранять соответствие между пенсионными обязательствами государства и финансовыми ресурсами системы.
2.Нивелировать разницу в уровне благосостояния в период активной трудовой деятельности и после выхода на пенсию. Поскольку люди остаются активными и работоспособными до преклонных лет, они могут дольше копить и в результате сформировать себе пенсию большего размера.
3.Одна из ключевых задач накопительной пенсионной системы - поддержание финансовой устойчивости. Для этого нужно определять надёжные источники финансирования пенсий и пределы их финансирования за счёт бюджетных доходов.
Задача пенсионных фондов (государственного СФР или частного НПФ) - сохранить и приумножить накопленные деньги. Управляющие компании инвестируют деньги в акции, облигации, другие ценные бумаги и получают доход, который добавляют к деньгам на личном счёте.
Цель накопительной пенсионной системы - компенсировать застрахованным лицам заработную плату и иные выплаты и вознаграждения, утраченные ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости.
Выделим принципы накопительной пенсионной системы:
Самокопирование. В течение жизни человек или его работодатель делает отчисления с зарплаты, эти деньги инвестируются и приносят доход. Именно на них человек живёт на пенсии.
Аккумуляция на специальном лицевом счёте. Эти средства не направляют на выплаты нынешним пенсионерам, их выплатят при выходе на пенсию.
Индексация. Накопительная пенсия увеличивается на доходность, которую даёт управляющая компания Социального фонда России или негосударственного фонда.
Право наследования. Накопительную часть пенсии можно передать по наследству, а страховую - нельзя.
Страхование государством. Накопительная часть формируется на специальном лицевом счёте и застрахована государством на сумму 2,8 млн рублей.
1.2 Нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения в РФ
Нормативно-правовое регулирование накопительной пенсии осуществляется, в частности, Федеральным законом от 28.12.2013 №424-ФЗ[ Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О накопительной пенсии" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2024) // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6989]. Он устанавливает основания приобретения и порядок реализации права застрахованных лиц на накопительную пенсию.
Дадим краткую характеристику некоторым нормативным правовым актам, которые регулируют накопительную пенсию в РФ:
Во-первых, Федеральный закон от 28.12.2013 №424-ФЗ «О накопительной пенсии» [ Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О накопительной пенсии" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2024) // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6989]. Устанавливает основания приобретения и порядок реализации права застрахованных лиц на накопительную пенсию. В законе определены, в частности, условия назначения накопительной пенсии, её размер, порядок установления, выплаты и доставки.
Во-вторых, Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Определяет порядок финансового обеспечения выплаты накопительной пенсии[ Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 29.10.2024) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025) // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4832].
В-третьих, Федеральный закон от 30.11.2011 №360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счёт средств пенсионных накоплений». Устанавливает порядок и условия единовременной выплаты средств пенсионных накоплений[ Федеральный закон от 30.11.2011 N 360-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, N 49 (ч. 1), ст. 7038].
В-четвертых, Постановление Правительства РФ от 21.12.2009 №1048. Определяет порядок обращения за получением средств пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты, а также порядок её осуществления.
Кроме того, к НПА, регулирующим накопительную пенсию, относятся, например, Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» и другие.
Основная цель пенсионных систем - стабилизация социальных процессов и повышение уровня жизни, социальная поддержка граждан в случае возможного изменения их социального статуса или материальное обеспечение при наступлении определенных жизненных условий.
Концепция и программа реформирования пенсионной системы РФ, принятые в конце 1990-х годов, определили основные направления развития пенсионной системы и предусматривали постепенное внедрение накопительной системы.
В 2002 году в России начался второй этап реформирования пенсионной системы - переход от распределительного принципа к комбинированной или смешанной пенсионной системе, сочетающей распределительный принцип формирования пенсионных накоплений и накопительный принцип.
Работник несет солидарную ответственность за меры по обеспечению своего выхода на пенсию, работодатель - за обязанность работника уплачивать обязательные взносы, а государство - за дальнейшее совершенствование системы социального страхования и индивидуальный расчет страховых взносов.
Отличительной особенностью этого этапа стал переход от системы расчета пенсионных выплат по стажу к системе, основанной на учете доходов и взносов, перечисляемых в СФР РФ.
Тенденции динамики реальных располагаемых доходов населения и показатели естественной миграции населения демонстрируют четкую взаимосвязь между динамикой реальных располагаемых доходов населения и улучшением демографических тенденций[ Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для среднего профессионального образования / Е. Е. Мачульская. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. – С.154.].
Эффективно функционирующая реальная экономика должна опираться на стабильно и эффективно работающие предприятия, которые в конечном итоге играют роль в содержательной реализации инвестиционных проектов, в которые вкладываются как частные инвесторы, так и средства государственного бюджета и пенсионные накопления. Однако на сегодняшний день о достижении такого положения дел говорить не приходится.
Еще одной проблемой, препятствующей повышению эффективности реального сектора экономики и реализации инвестиционных проектов, является отсутствие у многих современных менеджеров российских компаний достаточных управленческих навыков в области планирования и управления экономическими процессами в условиях рыночной экономики. Как показывает опыт реализации инвестиционных проектов в России, практическая реализация инвестиционных проектов сопряжена с рядом трудностей, обусловленных наличием ряда нерешенных методологических проблем, касающихся обоснования управленческих решений, формулируемых и принимаемых на уровне реализации конкретных инвестиционных проектов и деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов. К таким проблемам относится отсутствие единого подхода к управлению инвестиционными проектами, оценке затрат, объему ответственности и направленности финансовой ответственности.
Фрагмент для ознакомления
3
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2.Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О накопительной пенсии" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2024) // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6989
3.Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 29.10.2024) "Об основах обязательного социального страхования" // Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3686
4.Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 29.10.2024) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025) // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4832
5.Федеральный закон от 30.11.2011 N 360-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, N 49 (ч. 1), ст. 7038
ЛИТЕРАТУРА И ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ:
6.Афтахова, А. В. Пенсионное обеспечение : учебное пособие для вузов / А. В. Афтахова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 302 с.
7.Афтахова, А. В. Право социального обеспечения : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Афтахова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024. - 474 с.
8.Гордеева, Н. В. Основные проблемы и перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации / Н. В. Гордеева, А. Г. Гладковский // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2023. – Т. 33, № 2. – С. 229-235.
9.Добромыслов, К. В. Накопительная пенсия по гарантированному пенсионному плану: миф или реальность? / К. В. Добромыслов // Металлург. – 2020. – № 1. – С. 5-9.
10.Ибрагимова, Н. Т. Накопительная пенсия / Н. Т. Ибрагимова // Научная матрица. – 2022. – № 1. – С. 12-15.
11.Козлова, А. Н. Накопительная пенсия: общая характеристика и пути реформирования / А. Н. Козлова, И. А. Рогозин // Современные тенденции развития гражданского и гражданского процессуального законодательства и практики его применения. – 2022. – № 8. – С. 317-322.
12.Колесник, А. П. Пенсионная система мобилизационной экономики / А. П. Колесник // Социальное и пенсионное право. – 2023. – № 2. – С. 16.
13.Лазарова, Л. Б. Проблемы развития пенсионной системы российской Федерации / Л. Б. Лазарова, И. П. Баскаева // Управленческий учет. – 2023. – № 7. – С. 244-252.
14.Лубсанова, Ю. Б. Проблемы современной пенсионной системы Российской Федерации и предложения по ее совершенствованию / Ю. Б. Лубсанова // Актуальные исследования. – 2023. – № 10(140). – С. 71-78.
15.Макаров, Д. А. Пенсионная система в условиях нестабильной экономики: проблемы и их решения / Д. А. Макаров, Т. Е. Малышева // Счисляевские чтения: актуальные проблемы экономики и управления. – 2024. – № 12(12). – С. 204.
16.Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для среднего профессионального образования / Е. Е. Мачульская. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 449 с.
17.Плешакова, И. Н. Накопительная пенсия в постиндустриальный переход: развитие «нетипичного» в социальном обеспечении / И. Н. Плешакова // Правовая информатика. – 2024. – № 4. – С. 73-80.
18.Шуба, Е. В. Накопительная пенсия как инструмент развития пенсионной системы Российской Федерации / Е. В. Шуба // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. – 2020. – № 2(20). – С. 123-128.