Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Тема использования технологий интерактивного обучения на уроках в начальной школе особенно актуальна в условиях современного образования. С развитием цифровых технологий учащиеся получают доступ к новым способам восприятия информации. Интерактивное обучение помогает развивать у детей критическое мышление, самостоятельность, умение решать задачи в нестандартной форме, что соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Таким образом, использование современных технологий способствует повышению качества образовательного процесса и вовлечению учеников в учебный процесс.
Вопрос внедрения интерактивных технологий в образовательный процесс уже активно исследуется педагогической наукой. Существуют многочисленные публикации, посвященные технологиям интерактивного обучения, а также исследования эффективности различных подходов.
Однако многие аспекты требуют дальнейшего изучения: как именно интегрировать эти технологии в повседневную практику, какие технологии наиболее эффективны для младших школьников, как оценивать результаты использования новых технологий. Данная работа будет направлена на восполнение пробелов в этой области.
Цель: изучение возможностей и эффективности использования интерактивных технологий на уроках в начальной школе.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: использование технологий интерактивного обучения на уроках в начальной школе.
Задачи исследования:
1.Проанализировать теоретические основы технологий интерактивного обучения в образовательном процессе.
2.Рассмотреть виды технологий интерактивного обучения;
3.Определить основные образовательные условия, необходимые для эффективного внедрения интерактивных технологий в начальных классах.
4.Примеры использования технологий интерактивного обучения в начальной школе.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Концептуальные основы интерактивного обучения: основные понятия
Трансформация современного общества, переориентация смыслообразующих ориентиров предопределила потребность в поиске новых способов организации деятельности обучающихся и педагога в рамках субъект-субъектных отношений. При этом важное значение отводится тем методам и технологиям деятельности, которые способны максимально реализовать три центрические цели образования: развить – обучить – воспитать. Именно поэтому в настоящее время уделяется внимание инновационным интерактивным методам и технологиям обучения.
Интерактивный подход применяется в образовательных школах для совершенствования учебного процесса. Интерактивное обучение привлекает внимание многих ученых и педагогов, именно поэтому по данной теме написано много литературы, раскрывающей суть интерактивного подхода.
Интерактивное обучение представляет собой систему правил, которая организует взаимодействие между учащимися и педагогом через различные формы, такие как учебные, деловые и ролевые игры, а также дискуссии. В результате этого взаимодействия формируются универсальные учебные действия [32].
Исследования по применению интерактивного обучения можно найти в работах таких авторов, как В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, Е.Я. Ильин, С.Н. Лысенкова и других. Вопрос использования интерактивного обучения в образовательном процессе стал предметом изучения таких ученых, как А.Н. Ельникова, А.Г. Коберник, А.А. Комар, Т.В. Кравченко и других, которые обосновывают необходимость применения этого обучения для повышения эффективности обучения [1].
В процессе работы с теоретическими источниками нами было использовано несколько категориальных понятий:
- интерактивные технологии – технологии, обеспечивающие обмен информацией с окружающей миром. Отличительной особенностью интерактивных технологий от традиционных является субъект-субъектные отношения учителя с обучающимися, который основывается на смещение роли учителя как «источника знания» [2, c. 69].
- интерактивные методы – методы организации деятельности обучающихся (учителя с обучающимися), при которых происходит целенаправленный обмен информацией между всеми участниками. Такое взаимодействие обеспечивается в процессе решения проблемных ситуаций. Отличительной особенностью интерактивных методов обучения является их направленность на поиск информации, решение проблемы самими обучающимися [10].
Интерактивные технологии подразумевают активное взаимодействие всех субъектов учебного процесса: учителя с обучающимися, обучающихся между собой.
Анализ сущностных характеристик и ключевых понятий, входящих в понятие «интерактивные технологии», показал, что под интерактивных процессом понимается процесс целенаправленного взаимодействия участников педагогического процесса. В сущность интерактивного взаимодействия обучающихся на уроках заложено реализация каждого из них личного, социального и когнитивного опыта, необходимых для реализации учебной цели.
С.С. Еримбетова, А.Г. Маджуга и Б.А. Ахметжан подчеркивают, что интерактивное обучения основываются на взаимодействии «ученик ↔ ученик» [9].
С.Т. Колмогорова выделяет несколько целей интерактивного обучения:
1. Научить учащихся самостоятельно искать, анализировать информацию и принимать обоснованные решения в процессе обучения.
2. Научить работать в группе и коллективе, уважать мнения других и проявлять толерантность к различным точкам зрения.
3. Научить формировать собственное мнение, основанное на фактах [13].
Интерактивные технологии обучения обладают рядом характеристик, которые педагогам следует учитывать в своей практической деятельности (М.В. Кларин, Т.С. Панина и др.) [24].
Во-первых, в процессе обучения происходит активное взаимодействие между участниками образовательного процесса. В данном контексте взаимодействие трактуется как «отношение между людьми, когда они, решая общие задачи, влияют друг на друга, дополняют друг друга и успешно справляются с этими задачами». При этом «в каждом из участников взаимодействия происходят изменения» [18].
Во-вторых, применение интерактивных технологий подразумевает следующую последовательность учебной деятельности: мотивация – создание нового опыта, его осмысление через практическое применение – рефлексия. При этом формирование нового опыта происходит с учетом уже имеющегося, через создание проблемных диалоговых ситуаций, возникающих на основе противоречий, а также через появление новых познавательных мотивов и интересов.
В-третьих, интерактивные технологии предполагают обязательную работу в малых группах, основанную на сотрудничестве и кооперации.
В-четвертых, интерактивные технологии, использующие игровые формы обучения, способствуют активному участию учащихся, накоплению и передаче социального опыта, а также создают условия для более полной самореализации личности обучающихся [28].
Таким образом, интерактивное обучение можно определить, как специальную форму организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Обеспечение интерактивного взаимодействия осуществляться путем различных технологий интерактивного обучения.
1.2 Технологии интерактивного обучения
Использование технологий интерактивное обучение в начальной школе имеет ряд особенностей, обусловленных возрастными характеристиками детей и специфическими целями начального образования.
Принцип активности и вовлеченности. Дети младшего возраста наиболее восприимчивы к активным формам обучения. Они нуждаются в постоянной двигательной активности, взаимодействии с предметами и партнерами. Поэтому уроки строятся таким образом, чтобы дети могли активно участвовать в процессе обучения: выполнять задания, играть, двигаться, экспериментировать. Примером могут быть игровые упражнения, практические занятия, эксперименты, творческие проекты.
Принцип наглядности. Для младших школьников важно видеть, трогать, чувствовать объекты изучения. Это связано с особенностями восприятия и когнитивного развития ребенка. Поэтому педагоги используют разнообразные средства наглядности: картинки, схемы, макеты, игрушки, мультимедиа. Примером может быть создание моделей объектов природы, использование иллюстраций и видеоматериалов для объяснения новых понятий [12].
Принцип эмоциональной насыщенности. Эмоциональная вовлеченность детей значительно повышает их мотивацию к обучению. Чем ярче и интереснее подача материала, тем легче детям усваивать новые знания. Эмоциональный фон урока создается через использование игровых элементов, сказочных персонажей, музыкальных фрагментов, театрализованных сценок. Примером может быть включение в урок элементов сказки или игры, когда дети путешествуют вместе с героями и выполняют задания.
Принцип игровой деятельности. Игра – основной вид деятельности детей младшего школьного возраста. Именно через игру ребенок познает мир, учится взаимодействовать с окружающими, осваивает социальные нормы и правила поведения. Игровая форма обучения помогает сделать процесс обучения увлекательным и естественным для ребенка. Данный принцип предполагает использование различных видов игр: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры с элементами учебной программы [12].
Принцип партнерства и сотрудничества. На этапе начальной школы особенно важно формировать у детей навыки общения и взаимодействия. Дети учатся работать в парах, малых группах, помогать друг другу, делиться своими идеями и достижениями. Это способствует формированию позитивного отношения к сверстникам и развитию социальной компетентности. Пример реализации данного принципа- выполнение совместных проектов, групповые задания, взаимное обучение.
Принцип индивидуализации обучения. Каждый ребенок уникален, и это нужно учитывать в образовательном процессе. Интерактивные технологии позволяют адаптировать содержание и темп обучения под индивидуальные особенности каждого ученика. Педагог создает условия для проявления индивидуальных способностей и талантов, поддерживает стремление детей к самостоятельности. Примером исполнения принципа могут быть- дифференцированные задания, индивидуальный маршрут обучения, выбор тем для творчества [13].
Принцип систематичности и последовательности. Несмотря на гибкость интерактивных технологий, обучение должно быть последовательным и систематическим. Уроки строятся так, чтобы каждый новый элемент знаний основывался на предыдущем опыте детей, постепенно усложняясь и углубляясь. Данный принцип достигается посредством постепенного введения новых понятий, повторения пройденного материала через игровые задания.
Принцип доступности и посильности. Знания и навыки, предлагаемые детям, должны соответствовать их возрасту и уровню развития. Материал подается доступно, понятно и интересно, чтобы избежать перегрузки и сохранить положительное отношение к учебе. Этот принцип воплощается путем упрощения сложных понятий через аналогии
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Антипова, Н. Е. Инновационные интерактивные формы обучения. Сравнение традиционного и интерактивного подходов / Н. Е. Антипова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/archive/464/102125/ (дата обращения: 20.02.2025).
2. Барабина И. Е., Ваганова О. И., Смирнова Ж. В., Карпова М. А., Лапшина И. А. Роль интерактивных технологий в образовательном процессе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №5 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-interaktivnyh-tehnologiy-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 20.02.2025).
3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь /Большая российская энциклопедия. / Б.М. Бим-Бад – М: ТЦ Сфера, 2002 –107 с.
4. Гафиятуллина Э. А. Интерактивные технологии в образовательном процессе // Теория и практика современной науки. 2021. №10 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-tehnologii-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 20.02.2025).
5. Гончаренко С.В. Педагогический словарь / С.В. Гончаренко. – М.: Просвещение, 2010 – 374 с.
6. Григоращенко-Алиева Н. М., Бородина А. А., Баклаженко А. А. [и др.]. Актуализация технического оснащения школьных классов: какие новации технического обеспечения школьных классов сегодня востребованы и существуют ли перспективы развития // Молодой ученый. — 2023. — № 2 (449). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/archive/449/98906/ (дата обращения: 20.02.2025).
7. Гулов Т У., Иванченко С А., Сысоев Н Д. Технологии виртуальной и дополненной реальности в играх // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. №12-3 (99). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-virtualnoy-i-dopolnennoy-realnosti-v-igrah-obrazovanii-meditsine-turizme (дата обращения: 20.02.2025).
8. Данилов, О. Е. Применение конструирования и программирования робототехнических устройств в обучении как инновационная образовательная технология / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2016. — № 16 (120). — С. 332-336. — URL: https://moluch.ru/archive/120/33220/ (дата обращения: 20.02.2025).
9. Джуринский А.Н. История педагогики / А.Н. Джуринский – М.:ВЛАДОС, 2000 – 379 с.
10. Доронцов М. Ю. Интерактивное обучение как метод активизации учебно-исследовательской деятельности обучения // МНИЖ. 2014. №1-4 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnoe-obuchenie-kak-metod-aktivizatsii-uchebno-issledovatelskoy-deyatelnosti-obucheniya (дата обращения: 20.02.2025).
11. Еременко Л. Н., Еременко М. В., Львова И. В. Готовность педагога к использованию технологий интерактивного обучения в педагогической деятельности // Вестник науки и образования. 2019. №11-2 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gotovnost-pedagoga-k-ispolzovaniyu tehnologiy-interaktivnogo-obucheniya-v-pedagogicheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 20.02.2025).
12. Келимбетова Г. Н. Интерактивные технологии обучения на уроках в начальной школе // Экономика и социум. 2021. №4-2 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metody-obucheniya-na-urokah-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 20.02.2025).
13. Колмогорова С.Е. Интерактивные формы и методы работы / С.Е.Колмогорова // Педагогическая техника, 2007 – 53 с.
14. Колотова Д. А., Гераськин А. А. Использование интерактивных технологий в обучении // Вестник науки. 2024. №2 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-platformy-dlya-monitoringa-uspevaemosti-i-obratnoy-svyazi-s-uchaschimisya-preimuschestva-i-prakticheskoe-primenenie (дата обращения: 20.02.2025).
15. Королёва Н. М., Костерина И. В. Роль интерактивного обучения в современном образовании // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. №1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-interaktivnogo-obucheniya-v-sovremennom-obrazovanii (дата обращения: 20.02.2025).
16. Кофанова, С.Л. Метод Case-study /С.Л. Кофанова: [Электронный ресурс]. – URL: http://conseducenter.ru
17. Ларских З.П., Алмазова И.Г., Числова С.Н. Проблемы реализации инновационных интерактивных технологий в начальном образовании // КПЖ. 2017. №1 (120). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-realizatsii-innovatsionnyh-interaktivnyh-tehnologiy-v-nachalnom-obrazovanii (дата обращения: 20.02.2025).
18. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности /В.М. Лизинский – М.: Издательский центр «Педагогический поиск», 2002 –160 с.
19. Лукашина Е. В., Лукашин М. С. Применение интерактивных технологий в образовательном процессе // Экономика и социум. 2015. №4 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-interaktivnyh-form-obucheniya-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 20.02.2025).
20. Лякина Ю. С., Саломахина А. А., Захарова Т. Г. Использование игровых технологий в обучении младших школьников // Вестник науки. 2023. №7 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-elementov-geymifikatsii-v-obrazovatelnom-protsesse-s-tselyu-aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 20.02.2025).
21. Марат, З. Д. Эффективность использования интерактивных методов обучения / З. Д. Марат, С. И. Юсупова, Р. Б. Исмаилова // Молодой ученый. — 2023. — № 40 (487). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/archive/487/106354/ (дата обращения: 20.02.2025).
22. Михайлова Е. А. Изучение мнения учителей технологии по вопросу использования интерактивного обучения школьников в технологическом образовании // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-mneniya-uchiteley-tehnologii-po-voprosu-ispolzovaniya-interaktivnogo-obucheniya-shkolnikov-v-tehnologicheskom-obrazovanii (дата обращения: 20.02.2025).
23. Мусинская М А. Использование интерактивной доски Smart Board в образовательном процессе // Вестник Марийского государственного университета. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-interaktivnoy-doski-smart-board-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 20.02.2025).
24. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Интерактивное обучение // Образование и наука. 2007. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnoe-obuchenie (дата обращения: 20.02.2025).
25. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения /Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – М.: Изд. Центр «Академия», 2008 – 276 с.
26. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии /Активное обучение. – Москва: Академия, 2012 – 192 с.
27. Руденко И. В. Интерактивные технологии и методы в образовательном процессе высшей школы // Вестник Гуманитарного института ТГУ. – 2010. – №. 4. – С. 37-40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18848779
28. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний/Н.Ф. Талызина. – М.: Изд. МГУ, 2008 – 512 с.
29. Титова С. В. Дидактические проблемы интеграции мобильных приложений в учебный процесс // Вестник ТГУ. 2016. №7-8 (159-160). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-problemy-integratsii-mobilnyh-prilozheniy-v-uchebnyy-protsess (дата обращения: 20.02.2025).
30. Тухужева Л. А. Психологические особенности младшего школьника // Вопросы науки и образования. 2021. №8 (133). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-mladshego-shkolnika (дата обращения: 20.02.2025).
31. Харламова Е. А. Проблемы применения интерактивных технологий обучения в начальной школе// Журнал "Технологии Образования" 2022
32. Шевцова С. П. Интерактивные методы обучения как средство активизации познавательной деятельности учеников начальных классов // Исследователь/Researcher. 2012. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-metody-obucheniya-kak-sredstvo-aktivizatsii-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchenikov-nachalnyh-klassov (дата обращения: 20.02.2025).