Фрагмент для ознакомления
2
Математика исторически считалась сложной наукой, а для младших школьников, непривычных к большому количеству математической информации, познание чисел, закономерностей всегда являлось трудным.
Изучение математики благоприятно влияет на психическое развитие ребёнка, позволяет развивать память, мышление, речь, внимательность.
Изучая числа, младшие школьники должны овладеть математическими знаниями и навыками, необходимыми для продолжения изучения более сложных математических действий. Однако из-за ограниченного времени на изучение концентров и отсутствия навыков мышления у младших школьников не всегда возможно направить учебный процесс учителя на формирование грамотных математических навыков.
Проблемой формирования математических навыков занимались многие ученые-методисты: Л.А. Венгер, Н.Б. Истомина, А.М Леушина, Т.А. Тарунтаева, А.В. Белошистая, Ж. Пиаже, М.Н. Перова, П.С. Сагымбекова, Н.И. Пустовалова.
Большинство методистов в своих методических пособиях описывают трудности в формировании математических навыков и причины их проявления, предлагают специальные методики их устранения, организуют и проводят весь учебный процесс.
В настоящее время эта тема также актуальна, поскольку формирование математических навыков является одной из основополагающих целей начального образования, поскольку способность детей выполнять математические действия способствует формированию у детей полноценных знаний, определенных программой.
В нашем исследовании мы хотим показать, что более эффективный подход к процессу математического развития детей младшего школьного возраста возможен при использовании игровых методов.
Учитывая психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста, игровые средства можно рассматривать как эффективный инструмент математического обучения.
Цель исследования – определить особенности использования игровых методов в формировании математических навыков младших школьников.
Объект исследования – процесс формировании математических навыков младших школьников.
Предмет исследования – особенности использования игровых методов в формировании математических навыков младших школьников.
Задачи исследования:
1.Описать особенности формирования математических навыков младших школьников на уроках математики;
2. Раскрыть потенциал использования игровых методов в формировании математических навыков младших школьников,
3. Определить уровень сформированности математических навыков обучающихся младшего школьного возраста;
4. Разработать комплекс упражнений, направленных на формирование математических навыков посредством игровых методов.
Методы исследования:
- теоретические – сбор, анализ, синтез, сравнение, обобщение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- эмпирические – тестирование, педагогическое проектирование (разработка комплекса упражнений).
Методологическую основу исследования составляют работы таких авторов как Е.С. Дубинчук, А.А. Столяр, С.С. Минаева, Н.Л. Стефанова, Ю.Ф. Чекмарева, М.А. Бантова, М.И. Моро, Н.Б. Истомина, С.Е. Царева..
Практическая значимость данного исследования заключается в разработке комплекса упражнений, направленных на формирование вычислительных навыков сложения и вычитания обучающихся начальной школы при изучении концентра «Десяток».
Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.
Глава 1. Состояние проблемы формирования математических навыков у обучающихся начальной школы посредством игровых методов на уроках математики
1.1 Методика формирования математических навыков у обучающихся
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечается, что при изучении математики учащиеся развивают логическое мышление, пространственное воображение, математическую речь, умение измерять, пересчитывать и приобретают необходимые навыки вычислений. Поскольку навыки вычислений, а также умения письма и чтения являются межпредметными, они пригодны не только для освоения математического материала, но и для изучения других школьных дисциплин.
Проблемой формирования математических навыков и умений у учащихся начальных классов занимались в разное время многочисленные методисты и практики, такие как Е.С. Дубинчук, А.А. Столяр, С.С. Минаева, Н.Л. Стефанова, Ю.Ф. Чекмарева, М.А. Бантова, М.И. Моро, Н.Б. Истомина, С.Е. Царева и др.
Математический навык понимается как набор знаний и умений, которые позволяют успешно ориентироваться в мире.
Содержание математических навыков разделено на несколько направлений:
1) представления и понятия;
2) зависимости и отношения;
3) математические действия [4].
Важное значение в формировании математических навыков у младших школьников является формировании полноценных вычислительных навыков.
Вычислительный навык – это высокий уровень развития вычислительных приемов. В целом, можно сказать, что под вычислительным навыком понимается автоматический вычислительный прием. Важно также ввести и понятие «вычислительный прием», при котором понимается комплекс математических операций, апробация которых приведет к результату.
Таким образом, основное различие между математическим и вычислительным навыками в том, что математический навык — это общее понятие о действии, доведённом до автоматизма путём многократного повторения, а вычислительный навык — это конкретный навык в области вычислений, высокая степень овладения вычислительными приёмами.
Исследования авторов (А.В. Белошистая, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, Н.Б. Истомина, С.Е. Царева) показали, что многие первоклассники испытывают трудности при формировании навыков сложения и вычитания [2], [3], [8].
Исследователь М.А. Бантова отмечает, что формирование вычислительных навыков у младших школьников возможно только при условии, что последний будет знать, какие действия и в каком порядке необходимо выполнять при математическом действии.
Полноценные вычислительные навыки учащихся характеризуются следующими показателями: правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщенностью, автоматизмом и прочностью [2].
Правильность - учащийся правильно находит результат арифметического действия над заданными числами, правильно выбирают и выполняют операции, составляющие прием.
Осознанность - обучающийся знает, какие операции выбираются и в каком порядке. Осознанность демонстрируется способностью учащегося объяснить, как он решил задачу и почему он смог решить ее таким образом. В процессе освоения навыка интерпретацию следует постепенно сокращать.
Рациональность – это способность учащихся выбирать рациональный подход к ситуации исходя из конкретных обстоятельств. Рациональность напрямую связана с умением. Обобщение - учащийся может применять технику счета во многих ситуациях, то есть переносить технику счета на новые ситуации.
Автоматизм - учащийся быстро выбирает и выполняет операции, но может вернуться к объяснению выбора операционной системы.
Прочность - это когда учащийся сохраняет и апробирует числовые навыки, которые он развил в течение длительного периода времени.
Формирование у учащихся математических навыков означает следующим требованиям: нахождение числового значения какого-либо выражения, определение того, какие операции необходимо выполнить и в какой последовательности, то есть определение порядка выполнения операций для каждого случая. [10]
Основным понятием в курсе начального обучения математики в части изучения натуральных чисел является понятие «концепт». Под которым понимается область рассматриваемых чисел, которые выделены по общему признаку.
Натуральные числа в начальной школе изучаются с помощью концептов. Только в учебниках Н. Б. Истоминой выделяются не концентры, а
темы: «Однозначные числа», «Двузначные числа» и другие, что способствует пониманию детьми различий между числом и цифрой [13].
Концентр – это область рассматриваемых чисел, имеющая общие признаки. В начальном курсе математики выделяются следующие концентры: десяток, сотня (2 этапа - от 11 до 20; от 21 до 100); тысяча и многозначные числа.
Нумерация – это техника написания чисел с помощью символов. В концепции «Десяток» нумерация изучается в два этапа:
1) устная нумерация (способ обозначения каждого натурального числа определенными словами);
2) письменная нумерация (способ записи каждого натурального числа с помощью некоторого знака) [23].
Устная нумерация учитывает следующие вопросы:
- введение новой единицы измерения и использование ее для счета предметов,
- введение новых названий категорий,
- дополнительно учитывать количество единиц разного номера
- составлять и сравнивать последовательности чисел,
- установление связи с единицами измерения.
Письменная нумерация обучает чтению и написанию чисел, представлению числа в виде суммы членов, а также обучению сложению и вычитанию на основе записи нумерации [28]
Вычислительный процесс требует выполнения таких мыслительных операций, как: анализ и синтез, уточнение, абстрагирование, сравнение, обобщение.
Для полноценного формирования навыков счета, в первую очередь, необходимо обеспечить органическую связь между теоретической и практической частями учебного материала по математике, запланировать достаточное количество разнообразных учебных заданий, усилить связь между языком, уделять должное внимание традиционным и новаторским приемам, методам и средствам обучения математике [35].
Вычисления делятся на три вида по способу выполнения заданий: устные, письменные и полуписьменные.
Устные вычисления выполняются мысленно без написания цифр или слов.
Устные расчеты, в свою очередь, делятся на табличные и внетабличные.
Табличные вычисления включают сложение и умножение однозначных чисел и соответствующее вычитание и деление. К внетабличным методам относятся все случаи расчетов в пределах десятка, кроме таблиц, и расчетов с большими числами, сведенными к ним.
Методика формирования вычислительных навыков основана на принципе сведения новых приемов счета к ранее усвоенным. Поэтому каждый вычислительный прием требует знания определенного комплекса базовых знаний, на основе которых можно организовать самостоятельную деятельность детей по открытию нового вычислительного приема и его сознательному усвоению.
Таким образом, формирование полноценных математических навыков должно обеспечиваться созданием ряда специальных условий. Важнейшее значение имеет эвристическая деятельность учащихся на этапе формирования мотивов учебной деятельности, поиск, организация, освоение приемов счета, целенаправленный подбор заданий на осмысление и понимание вновь введенного действия, метод, учитывающий индивидуальные особенности усвоения, насыщающий процесс становления задачами с использованием приемов мыслительного движения.