Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Нормативный правовой акт является основной формой права в Российской Федерации. Это обуславливает значимость настоящего исследования, так как любое действие по реализации норм права сопровождается к обращению к нормативным правовым актам. Именно в них в большинстве случаем закреплены и выражены нормы права, а даже если не выражены, то к нормативным правовым актам необходимо обращаться, чтобы понять, какой иной формой права необходимо руководствоваться при действиях.
Однако, даже в случае с нормативным правовым актом существуют проблемы, которые до сил пор не решены в теории права России. Точно не определено понятие электронного нормативного правового акта, неопределенным остается вопрос о сущности действия как признака формы права вообще, и нормативно-правового акта в частности. Все это показывает актуальность настоящего исследования.
Целью настоящего исследования является раскрыть сущность нормативного правового акта как основного источника права.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Определить понятие источника права в формально-юридическом смысле;
- Раскрыть признаки нормативного правового акта как основного источника права РФ;
- Определить сущность электронного нормативного правового акта и раскрыть его тенденции и перспективы в правовой системе России;
- Показать виды нормативных правовых актов в Российской Федерации;
- Определить понятие действия нормативных правовых актов и показать его примеры;
- Определить сущность юридической экспертизы как условия обеспечения качества нормативного правового акта.
Объектом курсовой работы является нормативный правовой акт как форма российского права.
Предметом настоящего исследования являются правовые акты, а также доктринальные источники теории права и конституционного права.
Степень научной разработанности представлена работами следующих авторов: Абрамовой Е. В., Арнаутовой А. А., Баранова В. М., Бошно С. В., Вершинина А. П., Голубцова В. Г., Злобина А. В., Калинина А. Ю., Карева Я. А., Мамитовой Н. В., Ренненкампфа Н. К., Румянцева О. Г., Спирина М. Ю., Фроловой Е. А., Штыковой Н. Н.
В настоящей работе были использованы следующие методы исследования: метод сравнения, анализ, синтез, дедукция, индукция, системный метод, исторический метод.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых содержится по три параграфа, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПРАВА В РФ
1.1 ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
Термином «источник права» именуются две группы понятий: первая — это факторы, силы, способствующие созданию норм права; вторая группа — то, к чему обращаются субъекты при реализации права, в том числе правоприменении [40, с. 11, 9-10].
В первом понимании в качестве источников выделяют: разум, опыт, веру, психологические переживания правотворца [40, с. 13]; идеи и принципы, послужившие основой для создания права [21]; субъектов, создавших норму — государство или иных субъектов [36, с. 67]; общественные отношения, которые послужили причиной для правотворчества или условия жизни субъектов отношений [32, с. 3]. Перечисленные объекты, в целях настоящего исследования рассматриваться не будут, так как они, конечно, способствуют возникновению, развитию и прекращению существования нормативно-правовых актов, однако не раскрывают их родовые признаки. В силу этого, в исследовании источник права будет рассматриваться с точки зрения второго обозначенного ранее подхода — как то, к чему обращаются субъекты при реализации права, в том числе при правоприменении. В данном смысле источник права именую формой права или источником права в формально-юридическом смысле [38, с. 229-230].
Форма права связана с правом в объективном смысле. Последнее понимается как совокупность норм права, которые в свою очередь являются правилами. Правилом следует называть суждение о должном или дозволенном поведении субъектов (нормативное суждение в логическом смысле) [22, с. 5]. Суждением называют форму мыслей, в которой что-то утверждается или отрицается о каком-либо объекте мыслей [28, с. 110; 31, с. 9; 35, с. 65]. Правовое правило может быть как нормативным, так и ненормативным (в юридическом смысле). Последнее может содержаться в индивидуальных договорах, судебных решениях, ненормативных актах органов государственной власти (например, в распоряжениях Президента и Правительства Российской Федерации). Нормативное суждение (в юридическом смысле) отличается от ненормативного тем, что его субъектами — лицами, которые либо вправе, либо обязаны совершить или не совершать то или иное действие, являются конкретно неопределенными и тем, что реализация правила возможна при наличии (наступлении) схожих обстоятельств, то есть правило рассчитано на многократное действие. Отличительной особенностью правового правила, и нормы права в частности, заключается в том, что реализация ее диспозиции обеспечена государством путем осуществления принудительных действий в случае, если управомоченному субъекту другими лицами создаются препятствия в реализации его разрешенного поведения.
Для того, чтобы донести норму до других лиц, отличных от ее автора, необходимо его выразить во вне, для других лиц. Совокупность групп сочетания способов выражения норм права и является формой права [30, с. 23-24]. В качестве вариантов источников права выделяют: правовой обычай, нормативно-правовой акт, нормативный договор, правовой прецедент, а также правовую доктрину.
Каждая форма права, выделенная в предыдущем абзаце имеет свои особенности, рассмотрение которых займет не одно исследование. Для целей настоящей курсовой работы необходимо рассмотреть только признаки нормативного правового акта как основной формы для правовой системы Российской Федерации. Однако данные признаки можно рассмотреть только в сравнении с признаками других форм, поэтому в дальнейшем кратко будут изложены особенности каждой формы права, но только для того, чтобы подробнее раскрыть сущность нормативно-правовых актов.
1.2 НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПРАВА РФ, ЕГО ПРИЗНАКИ
Среди признаков нормативно-правовых актов следует выделить следующие.
Первый: нормативно-правовой акт — документ, то есть письменный источник права. Если относительно прецедента и тем более обычая, можно говорить об устном способе выражения нормы, то относительно нормативного правового акта такое сказать нельзя.
Второй — в нормативно-правовом акте всегда нормы права выражены абстрактно, в отличии, например, от правого прецедента, где правила поведения выражены казуистично. Конечно, это не отменяет того факта, что в нормативно-правовом акте может быть закреплено индивидуальное правило поведения, однако больший его объем занимают именно нормативные суждения.
Третьим признаком нормативного правового акта является процедура его создания. Ее следует рассмотреть в реалиях Российской Федерации, так как отличия между нормотворческой процедурой и договорным процессом являются настолько тонкими, что рассматривать их, сравнивая порядки такого рода, принятые в других правовых системах, нет необходимости для целей настоящего исследования. С вопросами процедуры принятия связана и тема классификации нормативных правовых актов. Поэтому, для рассмотрения третьего признака необходимо будет рассмотреть виды нормативных правовых актов, выделяемых современной отечественной юриспруденцией, однако данная часть будет рассмотрена во второй главе настоящей работы.
1.3 ЭЛЕКТРОННЫЙ НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
Как было указано выше, нормативный правовой акт — это документ. В зависимости от формы, условной можно выделить два вида документов: бумажный и электронный или документ в электронном виде/форме. Особенностью электронного документа является его носитель — электромагнитные поля [33] (физическое поле, существующее в соответствующей электромагнитной форме (электрический ток, протекающий по кабелям связи, радиоволны, световой луч и др.) [27, с. 10] и технические средства. Особенностью нормативных правовых актов как электронных документов является их содержание — в них закреплены, преимущественно, нормативные положения — нормы права либо части норм права. Можно также определить электронный нормативные правовой акт как документ, официально опубликованный «с помощью информационных технологий в электронной форме» [41, с. 19].
Официальное электронное опубликование в Российской Федерации, в первую очередь нормативных правовых актов, начинается с 2011 года со вступления в силу поправок [7] к Федеральному закону «Об опубликовании» [5], которым предлагалось признать первое размещение полного текста федерального конституционного закона, федерального закона, актов палаты Федерального Собрания и иных актов (см. далее) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) официальным опубликованием. Также вводилась новая статья 9.1, в которой давалось определение Порталу, определялся орган, который обеспечивал его функционирование (им стала Федеральная служба охраны [12]), конкретизировался список документов, которые подлежали размещению на нем, в том числе нормативные правовые акты. Первые акты были опубликованы в день вступления в силу закона — 10 ноября 2011 года. С тех прошло много лет и за это время на Портале стали на постоянной основе публиковаться не только обязательные для такого размещения нормативные акты, но и другие их виды .
Также, относительно недавным нововведением стало признание текстов актов, размещенных с изменениями, официальными с 1 июля 2022 года , хотя актуальные редакции законов, в том числе не публиковавшиеся на Портале, и иных нормативных правовых актов размещались и публикуются в банке правовых актов «Законодательство России».
Невзирая на выделенные автором особенности электронных нормативных правовых актов в Российской Федерации, которые были официально опубликованы и (или) размещены в специальном банке правовых актов, специалисты предлагали и предлагают совершенствовать форму электронных документов.
Например, Бошно С. В. отмечала проблему относительно реквизитов электронных нормативно правовых актов. Она отмечала проблему сочетания нумерации, используемой на Портале с нумерацией законов, данной им законодателем, нумерацией, используемой применительно к законопроектам и нумерацией, используемой Министерством Юстиции при регистрации нормативно-правового акта в своей реестре, а также нумерацией законов, при опубликовании их в Собрании законодательства Российской Федерации [25, с. 52]. Суть ее предложений заключалась в следующем: «При отсутствии официальных разъяснений выскажем рекомендацию использовать при цитировании указание на номер документа на портале: Федеральный закон от ______№______ (www.pravo.gov.ru – 0000000000000)» [25, с. 53]. Данное решение автор курсовой считает верным и предлагаем распространить данное решение на все акты, публикуемые на Портале.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: конституция принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (ред. от 14.03.2020) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 01.03.2025).
2. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) // Российская газета – 2004 – 30 июня – № 137-д.
3. О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Российская газета – 1994 – 15 июня – № 111.
4. О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 64-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета – 1996 – 18 июня – № 113.
5. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации: Федерального закона от 04.03.1998 № 33-ФЗ (ред. от 13.06.2023) // Российская газета – 1998 – 10 марта – № 46.
6. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 21.12.2021) (утратил силу) // Российская газета – 1999 – 19 октября – № 206.
7. О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»: Федеральный закон от 21.10.2011 № 289-ФЗ // Российская газета – 2011 – 24 октября – № 238.
8. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации: Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 13.12.2024) // Российская газета – 2021 – 27 декабря – № 294.
9. О порядке работы Конституционного совещания: Указ Президента РФ от 02.06.1993 № 840 // Собрание актов Президента и Правительства РФ – 1993 – 07 июня 1993 – № 23 – ст. 2105.
10. О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 15.10.1993 № 1633 // Собрание актов Президента и Правительства РФ – 1993 – 18 октября 1993 – № 42 – ст. 3995.
Материалы судебной практики
11. По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации: Постановления Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П // Российская газета – 1996 – 05 мая – № 83.
12. Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации: Указ Президента РФ от 07.08.2004 № 1013 (ред. от 15.01.2024) // Собрание законодательства РФ – 2004 – 09 августа 2004 – № 32 – ст. 3314.
13. Об официальном опубликовании Конституции Российской Федерации с внесенными в нее поправками: Указ Президента РФ от 03.07.2020 № 445 // Российская газета – 2020 – 04 июля – № 144.
14. О некоторых вопросах размещения текстов правовых актов на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru): Указ Президента РФ от 03.03.2022 № 90 // Собрание законодательства РФ – 2022 – 07 марта – № 10 – ст. 1470.
15. Об опубликовании текста Конституции Российской Федерации с изменениями: Указ Президента РФ от 05.10.2022 № 710 // Собрание законодательства РФ – 2022 – 10 октября – № 41 – ст. 7045.
16. По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П // Вестник Конституционного Суда РФ – 1995 – № 2-3.
17. По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации: Постановления Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 12-П // Российская газета – 1995 – 09 ноября – № 217.
18. По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 22.04.1996 № 10-П // Вестник Конституционного Суда РФ – 1996 – № 3
19. По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год" и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина А.В. Жмаковского: Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 № 9-П // Вестник Конституционного Суда РФ – 2004 – № 4
20. О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации: Заключения Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 № 1-З // Вестник Конституционного Суда РФ – 2020 – № 2
Научная и учебная литература
21. Абрамова, Е. В. Принципы права как идеологический источник права / Е. В. Абрамова // Правоприменение в публичном и частном праве: материалы Международной научной конференции, Омск, 26 марта 2021 года. – Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2021. – С. 8-11.
22. Александров Н. Г. Юридическая норма и правоотношение. Сокращенная стенограмма доклада, прочитанного на научной сессии института 6 мая 1946 г. / Под ред.: Голяков И.Т. – М., 1947. – 27 c.
23. Арнаутова А. А. Экспертиза проектов нормативных правовых актов в системе средств повышения их эффективности: 12.00.01 «Юридические науки»: дис. … канд. юрид. наук / Арнаутова Александра Александровна; «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)». – Москва, 2020. – 184 с.
24. Баранов, В. М. Правовая экспертиза изменений действующего российского законодательства / В. М. Баранов, С. Б. Поляков // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2016. – № 3(110). – С. 135-151.
25. Бошно, С. В. Модернизация технологии опубликования нормативных правовых актов в России / С. В. Бошно // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. – 2013. – № 2(19). – С. 49-55.
26. Булаков, О. Н. Бикамеральная структура парламента (практика и проблемы законотворчества) / О. Н. Булаков // Конституционное и муниципальное право. – 2006. – № 9. – С. 9-12.
27. Вершинин, А. П. Электронный документ: правовая форма и доказательство в суде: учебно-практическое пособие / А. П. Вершинин. – Москва: Издательский дом «Городец», 2000. – 248 с.
28. Войшвилло Е. К. Понятие. – Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1967. – 286 с.
29. Голубцов, В. Г. Типы действия норм права во времени / В. Г. Голубцов, О. А. Кузнецова // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2022. – № 57. – С. 348-371.
30. Злобин, А. В. Формы права в современной России / А. В. Злобин // Lex Russica (Русский закон). – 2018. – № 4(137). – С. 23-36.
31. Ивлев Ю. В. Логика для юристов: Учебник / Ю. В. Ивлев; Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации, Рос. правовая акад. м-ва юстиции Рос. Федерации. – Москва: Дело, 2001. – 261 с.
32. Калинин, А. Ю. Форма (источник) права как категория в теории государства и права / А. Ю. Калинин, С. А. Комаров // Известия высших учебных заведений. Правоведение. – 2000. – № 6(233). – С. 3-10.
33. Карев, Я. А. Электронные документы и сообщения в коммерческом обороте: правовое регулирование / Я. А. Карев. – Москва: Статут, 2006. – 319 с. // URL: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=CMB&n=15450&dst=101262&date=03.03.2025 (дата обращения: 01.03.2025). – Режим доступа: свободный.
34. Мамитова, Н. В. Экспертиза как элемент правотворческой политики / Н. В. Мамитова // Правотворческая политика в современной России: Курс лекций / Под редакцией А.В. Малько. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Проспект», 2022. – С. 121-136.
35. Михалкин Н. В. Логика и аргументация для юристов: учебник и практикум для вузов / Н. В. Михалкин. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 367 с. // URL: https://urait.ru/bcode/510366 (дата обращения: 01.03.2025). – Режим доступа: свободный.
36. Ренненкампф, Н. К. Юридическая энциклопедия / Н. К. Ренненкампф. Т-во печ. дела и торговли И. Н. Кушнерев и К°, в Москве. Киевское отделение, – Киев, 1889. – 291 с.
37. Румянцев, О. Г. Из истории создания Конституции российской Федерации. О работе Конституционной комиссии (1990-1993 гг.). В 4-х Ч. (окончание) / О. Г. Румянцев // Государство и право. – 2008. – № 12. – С. 5-14.
38. Спирин, М. Ю. Источник права: многообразие содержания и варианты решения логической проблемы / М. Ю. Спирин // Теория государства и права. – 2022. – № 3(28). – С. 229-241.
39. Трубилов Г. В. Проект реформы российского парламентаризма: региональный уровень / Г. В. Трубилов // Конституционное и муниципальное право. – 2022. – № 4. – С. 42-46.
40. Фролова, Е. А. Источники и формы права: современный взгляд на основные теоретические положения / Е. А. Фролова, Б. В. Лесив // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2024. – № 1. – С. 4-39.
41. Штыкова, Н. Н. Электронный правовой акт: история и правовая природа / Н. Н. Штыкова // Информационное право. – 2015. – № 1. – С. 17-21.