Фрагмент для ознакомления
2
Система социальных связей представляет собой интеграцию ролей и статусов, которые занимаются индивидами. Социальными нормами являются правила, которые управляют поведением людей.
Перечислим признаки социальных институтов:
1) Установки и поведенческие образцы (привязанность, ответственность и уважение в семье, как пример).
2) Символы культуры (например, герб государства).
3) Утилитарные черты культуры (фабрики и заводы, аудитории).
4) Устный и письменный кодекс.
5) Идеология (например, проявление консерватизма в политике).
Виды социальных институтов
В социологии обычно выделяют следующие социальные институты:
1) Институт брака и семьи, в рамках которого воспроизводятся новые члены социума.
2) Институт образования, при помощи которого люди усваивают аккумулированные знания, ценности культуры, происходит передача последующим поколениям.
3) Экономика как институт – нацелена на обеспечение жизнедеятельности людей и социума в общем, производственного процесса, на распределение благ и услуг.
4) Институты политики, нацеленные на установление согласия между людьми, группами и коллективами, реализация контроля за поведением членов социума ради сохранения порядка в обществе, предотвращения и разрушения конфликтов между ними.
5) Институт культуры продолжает и развивает ценности культуры определенного народа.
К основным функциям социальных институтов относят следующие:
1) Удовлетворение потребностей общества. Основным фактором формирования института является социальная потребность. Например, семья удовлетворяет такие потребности общества, как воспроизводство населения и регулирования семейных и брачных отношений, воспитание детей, поддержание нетрудоспособных членов социума.
2) Социальный контроль за поведением в социуме. Реализуя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, подавляют поведенческие отклонения.
3) Обеспечение устойчивости связей в обществе и отношений в нем. Социальный институт сохраняет стабильность на протяжении долгого времени, что является фактором устойчивости всей системы.
4) Социализация. При помощи социальных институтов человек усваивает принятые в обществе поведенческие модели и способы деятельности.
Прежде всего определим, что следует понимать под наукой и научной деятельностью. В соответствии со ст. 2 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» научная (научно-исследовательская) деятельность (далее - научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Также существует и научно-техническая деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Указанные виды научной деятельности формируются уже длительное время, привнося все больше новых знаний, за счет чего науку называют социальным институтом.
В период XIX–XX вв. результаты научных исследований науки начинают все чаще использоваться в производственной и социальной сферах жизни общества. Во второй половине XX в. наука уже считается двигателем прогресса и основной производительной силой, которая повышает благосостояние населения страны и создает условия для эффективного социально-экономического развития. Не что иное как результаты научно-исследовательской деятельности предопределили возникновение научно-технической революции в середине XX в., которая кардинальным образом изменила технологии производства и сам производственный процесс с помощью процессов механизации, цифровизации, автоматизации и роботизации, широкого использования компьютерной техники, интернет-технологий и другой информационных технологий.
Научная деятельность является основанием для развития большинства сфер жизни человека, в связи с чем и рассматривается как социальный институт на протяжении длительного времени. Сперва наука воспринималась как социально-вредная деятельность, но с течением времени именно наука и научная деятельность сформировали современные блага общества.
Наука как социальный институт имеет собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, организационные, так и моральные ресурсы и может включать в себя следующие компоненты: ученых с их знаниями, квалификацией и опытом, разделение и кооперацию научного труда, наличие специфических познавательных целей и задач, формы контроля, экспертизы и оценки научных достижений, четко налаженную и эффективно действующую систему научной информации, существование определенных санкций, научные организации и учреждения, научные школы и сообщества, экспериментальное и лабораторное оборудование и др.
Действительно, научные исследования следует назвать социальным институтом, т.к. они направлены на формирование устойчивых социальных связей, необходимости в систематизировании научных представлений о происходящем вокруг. Как соответствующий социальный институт современного общества, наука обладает организационным оформлением, которое проявляется в деятельности научных и образовательных учреждений. Также, сегодня сформирована научное сообщество, в рамках которого сформулированы соответствующие правила поведения, за нарушение которых может последовать ответственность. Исходя из этого пояснения, можно с уверенностью сказать, что наука обладает всеми признаки институциализации, а развитие науки и образования в России свидетельствует о развитии данного социального института.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1) Гараганов А. В., Николаева Н. В. Роль науки в системе преодоления современных глобальных кризисов// Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2023. Том 12. № 2А. С. 85-89
2) Гараганов А.В. Инструменты поддержки сферы инноваций в социально-экономическом развитии страны //Самоуправление. 2023. № 1(134). С. 328-332.
3) Загашвили В. С., Экономическая глобализация и региональная интеграция в постковидную эпоху // Мировая экономика и международные отношения. — 2022. — Т. 66, № 4. — С. 5-10
4) Зиновьева Е. С., Формирование цифровых границ и информационная глобализация: анализ с позиций критической географии // Полис: Политические исследования. — 2022. — № 2. — С. 8-10
5) Касавин И. Т. Наука как общественное благо// Журнал Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология// 2021// https://cyberleninka.ru/article/n/nauka-kak-obschestvennoe-blago (дата обращения 18.02.2025)
6) Кравец И. А., Цифровой конституционализм: методологические и правовые аспекты // Государство и право. — 2022. — № 1. — С. 19-24
7) Никитич Л.А. История и философия науки: учеб. пособие для вузов. М.: Юнити-дана, 2019.
8) Никифорова В. Д., Диалектика процессов цифровизации социально-экономической системы // Экономика и управление : рос. науч. журн.. — 2022. — Т. 28, № 3. — С. 289-295
9) Распопов В.Я. Научное мировоззрение. Философия науки как раздел философии и учебная дисциплина. Тула: ООО «Контур», 2020.
10) Сорокин П. С., Биосоциальная проблема в контексте новой глобальной реальности: фокус на трансформационном потенциале индивида // Психологический журнал. — 2022. — Т. 43, № 1. — С. 122-125
11) Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 N 127-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/ (дата обращения 18.02.2025)
12) Фомичев А. Н., Управление коммуникативными дисфункциями в условиях глобализации информационных процессов // Проблемы теории и практики управления. — 2022. — № 1. — С. 51-53
13) Черкашин М.Д. Управление знаниями как ключевой ресурс развития современной экономики // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. 11-я Международная научнопрактическая конференция. – Курск, 2021. – С. 274-278