Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современной мировой экономике политика регулирования иностранных правительств за деятельностью монополий имеет большое значение. Многие развивающиеся страны получили свои антимонопольные правовые рамки с западных моделей – часто как условие торговых соглашений. Также следует отметить, что в современной экономической системе вклад, прежде всего, естественных монополий довольно внушительный, в силу специфики тех сфер, где естественные монополии осуществляют свою деятельность, а также с учетом их финансовых и инновационных возможностей.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что страны до сих пор очень часто сталкиваются с проблемой разработки такой политики регулирования деятельности монополий (чаще – естественных), которая, с одной стороны, исключает возможность злоупотребления доминирующим положением, а с другой – создает необходимые условия для развития, разработки новых технологий, внедрения инноваций. По этому вопросу можно найти очень много, часто противоположных точек зрения. Также остро стоит вопрос о роли монополий в экономике стран и целесообразности их существования.
Компания, являясь единственной на рынке, и не имея конкурентов, может держать под контролем отдельно взятую отрасль производства, из чего можно сделать вывод, что она так же контролирует и сбыт продукции. Такой вид конкуренции встречается крайне редко.
По большей части монополии образовываются при содействии со стороны государства.
Современный рынок не может обойтись без острой конкуренции и ее видов, следовательно, монополистам приходится выдерживать атаки других компаний для достижения своих целей.
Целью данной работы является рассмотрение монополий в зарубежной и российской экономике.
Задачи:
- рассмотреть определение и эволюцию развития монополий,
- описать виды монополий;
- описать роль монополий в экономике страны;
- описать роль монополий в российской и зарубежной экономике.
Объект исследования –монополии.
Предмет исследования – монополии в экономике РФ и за рубежом.
Глава 1 Монополия: сущность, виды и роль в экономической системе
1.1 Определение и эволюция развития монополий
В широком смысле под словом «монополия» понимается исключительное право на что-либо, однако, если рассматривать монополию как одну из составляющих экономических отношений и экономики в целом, то под данным словом, мы понимаем крупную фирму, которая занимает доминирующее положение в одной или нескольких сферах деятельности на рынке.
Таблица 1 – Представления экономистов о монополиях
Экономист Характеристика монополий
А. Смит
Монополия – исключительное право на продажу. Монополия, специально полностью не удовлетворяя спрос на рынке (создает искусственный дефицит), продает товары по завышенной цене, тем самым увеличивая свою прибыль[ См. Смит, А. Исследования о природе и причинах богатства народов / А. Смит. М. : Политиздат, 1962. С. 105. 390 с.].
К. Маркс
Монополия – это продукт конкуренции, который возникает или из-за концентрации производства в руках одной компании (капиталистическая), или из-за наличия частной собственности на благоприятный фактор производства (естественная), или из-за случайного соотношения спроса и предложения. Главная цель деятельности монополии – получение высокой добавочной прибыли путем установления монопольной цены на свой товар.
В.И. Ленин
Монополия – объединение капиталистов, которые контролируют большую часть производства и сбыта определенного вида продукции в отрасли для получения монопольно высокой прибыли. При этом существуют и более мелкие производители, и конкуренция происходит не только между предприятиями (в том числе и между монополиями), но и внутри самих монополий.
А. Маршалл
Монополии предлагают более низкую цену на товар по сравнению с ситуацией, когда множество более мелких производителей, конкурирующих между собой, производят такой же совокупный объем производства, так как компании тратят деньги на рекламу и продвижение, что включается в конечную цену продукта. Также цена на продукт зависит от поведения монополиста[ См. Маршалл, А. Принципы экономической науки : в 2 т. Т. 2 / А. Маршалл. М. : Дело ЛТД, 1993. С. 356. 455 с.].
Дж. Робинсон
Монополия (в основе термин чистой монополии) подавляет развитие других фирм, вследствие чего они не достигают оптимальных размеров и эффективность их деятельности на низком уровне. Поскольку доходы от разных факторов производства монополии отличаются, социальное расслоение между разными группами людей усиливается.
Монополия является одним из самых крупных видов несовершенной конкуренции.
Олигополия является видом несовершенной конкуренции, который встречается значительно чаще. Количество компаний при олигополии намного больше. Это могут быть две или более компаний. На рынке может существовать большой перечень разного вида продукции, однако производить ее будут всего несколько компаний, таким образом, регулируя ценовую политику.
Монополистическая конкуренция является еще одним видом. Из множества производителей потребитель выбирает товар или услугу в зависимости от местоположения и наиболее удобного способа покупки или получения услуги. Чаще всего совершенная конкуренция преобладает на рынке.
Мысль о том, что монополия и конкуренция несовместимы, может ввести в заблуждение, ведь монополизация может, в конце концов, уничтожить свободную конкуренцию, а конкуренция ставит под вопрос чье-либо доминирование на рынке. Однако монополия состоит в довольно непростой и противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Даже тот факт, что производство и реализация какого - либо продукта охвачены монополистической группой крупных предпринимателей, извлекающих из этого огромную выгоду, создает острую борьбу - стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного соперничества ведет к монополии: если какой - то предприниматель стремится одолеть своих соперников, то он, добившись этой цели, начинает доминировать на рынке. Одним словом, конкуренция порождает монополю, а монополия - конкуренцию[ См. Малафеева, А.С. Полезны ли монополии обществу / А.С. Малафеева. - Текст : электронный //
Теоретическая экономика. - 2024 - №03. - С108-119].
Противоречивая связь «конкуренция - монополия» напоминает спортивную борьбу, известную под названием «перетягивание каната», в которой противостоящие друг другу группы людей меряются силами.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1)Алексеева Е. И. Ограничения в деятельности естественных монополий// ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2022. № 11. С. 202-205
2)Белкин В. Н. Экономическая теория труда - Москва: Экономика, 2021.
3)Воронин А. П. Макроэкономика. Экономическая теория в вопросах и ответах. - Москва: Экономика , 2016
4)Гатауллин С. И., Юнусова Р.С. Влияние монополизма на управление в российской экономике// ЭКОНОМИКА И ПРАВО. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Петрозаводск, 09 апреля 2024 г. С. 59-62
5)Губин, Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы: монография / Е. П. Губин. - Репр. изд. - Москва: Норма: ИНФРА - М, 2023. - 316 с
6)Ибрагимова Н.С., Иваненко И.А. Роль и виды монополий в национальной экономике// НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ 2022: ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ. Сборник материалов XI международной очно-заочной научно-практической конференции. Том 3. Москва, 2022. С. 27-30
7)Козлов Н. А. Сущность и нормативно-правовое регулирование деятельности естественных монополий в России// СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ИННОВАЦИОННОЙ НАУКИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 февраля 2023 г., г. Самара). - Уфа: Аэтерна, 2023. С. 62-65
8)Козлов Н. А., Остапенко В. А. Анализ регулирования естественных монополий коммунальной сферы за рубежом// СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ИННОВАЦИОННОЙ НАУКИ
В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 февраля 2023 г., г.Самара). - Уфа: Аэтерна, 2023. С. 64-66
9)Лабудин А. В. История возникновения и развития монополии / А. В. Лабудин, В. А. Макаренко // Экономика и управление народным хозяйством (Санкт-Петербург). – 2019. – № 5(7). – С. 8-12
10)Малафеева, А.С. Полезны ли монополии обществу / А.С. Малафеева. - Текст : электронный //Теоретическая экономика. - 2024 - №03. – С. 108-119
11)Маршалл, А. Принципы экономической науки : в 2 т. Т. 2 / А. Маршалл. М. : Дело ЛТД, 1993. 455 с.
12)Пахаруков А.А., Файзиева К.А. Теоретические аспекты понятия «конкуренция» //Социальная компетентность. 2022. Т. 7, №2-3(24-25). С. 164-171
13)Симкина Л. Г. Экономическая теория. - Москва - Санкт-Петербург - Нижний Новгород - Воронеж : Питер, 2021.
14)Смит, А. Исследования о природе и причинах богатства народов / А. Смит. М. : Политиздат, 1962. 390 с.
15)Удалова Д. В., Шкарин В. А. Финансовые риски естественных монополий: проблемы и решения//ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ. 2020. № 2. С. 181-183