Фрагмент для ознакомления
2
Пересечение кривых AD и AS определяет равновесный объем выпуска и уровень цен в экономике. Когда баланс экономики, близкий к полной занятости, нарушается, например, из-за изменения совокупного спроса, после немедленного реагирования и установления краткосрочного баланса продолжается движение к стабильному долгосрочному балансу. Этот сдвиг осуществляется путем корректировки цен (рис.1.1).
Объяснение отрицательного наклона кривой AD в экономической теории обычно связано со следующими тремя важными факторами:
1. Эффект процентной ставки - по мере повышения уровня цен увеличивается спрос на валюту и повышается процентная ставка, что приводит к снижению спроса (фактического объема произведенной продукции). Уменьшение реальной денежной массы означает повышение процентной ставки по ценам на валюту. Но чем выше процентная ставка, тем ниже инвестиционный спрос. В условиях открытой экономики, поскольку инвесторы будут получать более высокую доходность от своих денежных активов в конкретной стране, повышение процентных ставок приведет к притоку иностранной валюты. Следовательно, национальная валюта укрепится, а чистый экспорт сократится, то есть общий спрос (AD) снизится 13.
2. Влияние фактических денежных резервов, или эффект богатства, влияние фактических денежных средств - изменения уровня цен влияют на фактическую стоимость компании, покупательную способность, накопленные финансовые активы (наличные деньги, срочные счета, облигации и т.д.), с постоянным номинальным значением. Уменьшение реальных валютных резервов (реального богатства) привело к снижению потребительского спроса и повышению общего уровня цен. Этот процесс отражается в отрицательном наклоне кривой совокупного спроса.
3. Влияние импортных закупок - по мере повышения уровня цен в стране товары и услуги иностранного производства становятся значительно дешевле (все остальные условия остаются прежними), что приводит к снижению общего спроса на отечественные товары и услуги. Сокращение экспорта приведет к увеличению импорта, и в целом чистый экспортный компонент уменьшится, что приведет к снижению общего спроса. Относительное снижение уровня цен в стране способствует сокращению импорта и увеличению экспорта, тем самым увеличивая чистый экспорт от общего спроса, то есть увеличение общего спроса.
Действие ценовых факторов заключается в том, что изменяется фактический объем ВВП, что отражается на движении кривой AD. На характер кривой совокупного спроса также влияют неценовые факторы или детерминанты совокупного спроса, то есть экзогенные (внешние) факторы, которые приводят к трансформации кривой AD.
Механизм действия неценовых факторов заключается в том, чтобы вызвать изменения в характере совокупного спроса, которые проявляются в виде изменения рекламной кривой вправо или влево. Учеными в области экономической теории было предложено значительное количество неценовых факторов [9]. Таким образом, факторы, определяющие общий спрос, можно сгруппировать следующим образом:
1. Потребительские расходы (факторы, связанные с изменением благосостояния):
рост населения;
рост доходов потребителей (благосостояния);
ожидания потребителей (изменения в ожиданиях);
потребительский долг (изменение суммы долга);
налогообложение (изменения в подоходном налоге).
2. Инвестиционные расходы (факторы, влияющие на уровень инвестиционных расходов):
процентная ставка;
перспективы достижения рентабельности капитала (ожидаемая окупаемость инвестиций);
налог на бизнес (уровень налогообложения);
уровень технологии производства;
избыточные производственные мощности.
3. Государственные расходы и налоги (в основном обусловленные политическими решениями национального руководства).
4. Чистые экспортные расходы:
динамика и уровень доходов в стране (иностранный национальный доход);
изменение обменного курса;
политическое решение.
Таким образом, совокупный спрос отражает обратную зависимость между уровнем цен и фактическим общим спросом на отечественную продукцию. Тенденция к снижению кривой совокупного спроса объясняется факторами, влияющими на AD. Изменения факторов совокупного спроса изменяют спрос на реальный ВВП при любом уровне цен; они изменяют кривую совокупного спроса. Увеличение совокупного спроса проявляется в том, что его кривая смещается вправо и уменьшается влево.
В фактическом количестве, произведенном страной (объединяющем сбалансированное количество отдельных товаров и услуг в единое целое), общий спрос (AD) и общее предложение (AS) могут быть выражены как сумма индивидуального спроса и предложения во всей экономике страны (в тысячах единиц). Таким образом, категория совокупное предложение (AS) является неотъемлемой частью макроэкономической теории.
Стоимость продукции (выпуска), фактически произведенной всеми производителями в экономической системе при определенном уровне цен, называется общим предложением [12]. Модель совокупного предложения может быть представлена графически (в системе координат (P;Y) - это кривая с положительным наклоном, которая показывает уровень производства реальной отечественной продукции при любом возможном уровне цен (рисунок). 3).
Закон совокупного предложения заключается в следующем: повышение уровня цен побуждает предпринимателей производить и поставлять на продажу больше продукции, в то время как снижение уровня цен приводит к сокращению производства. Таким образом, уровень цен при выходе компании на рынок и количество выпускаемой продукции напрямую или активно зависят друг от друга.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Амирджанян, М.А. Проблемы макроэкономического регулирования российской экономики [Текст] / М.А. Амирджанян, Е.С. Джой // Инновационные технологии в образовании и науке : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 7 мая 2017 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 139-141.
2. В.М. Мелкумян. Определение механизмов формирования предложения денежного капитала в модели AD-AS // Вестник МГПУ. – 2022. – № 7. – с. 64-71.
3. Гловели, Г. Д. Экономическая история в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / Г. Д. Гловели. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 459 с.
4. Гловели, Г. Д. Экономическая история в 2 т. Том 2 : учебник для вузов / Г. Д. Гловели. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 265 с.
5. Иваницкий, В. Л. История экономических учений : учебник для вузов / В. Л. Иваницкий. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 282 с.
6. Иохин, В. Я. Экономическая теория : учебник для вузов / В. Я. Иохин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 353 с.
7. Казанская, И. В. Макроэкономика: учебное пособие / И. В. Казанская, Л. Т. Столяренко. – Москва: РТУ МИРЭА, 2021. – 125c.
8. Крымин, В. Н. Введение в экономическую историю. История экономики : учебное пособие для вузов / В. Н. Крымин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 184 с.
9. Макроэкономика: Учебно-методическое пособие / М. О. Лихачев. – Москва: МПГУ, 2022. – 116c.
10. Маховикова, Г. А. Экономическая теория : учебник и практикум для вузов / Г. А. Маховикова, Г. М. Гукасьян, В. В. Амосова. – 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 443 с.
11. Мелкумян В.М. К дискуссионным проблемам в построении функции совокупного спроса в модели AD-AS // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. – Том 8. – № 3А. – С. 414-423.
12. Петухов, В. А. Теоретическая обоснованность горизонтального и промежуточного отрезков кривой AS в модели AD-AS / В. А. Петухов // Российское предпринимательство. – 2022. – Т. 16, № 21. – С. 3735-3742.
13. Поликарпова, Т. И. Экономическая теория : учебник и практикум для вузов / Т. И. Поликарпова. – 4-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 254 с.
14. Рой, О. М. Методология научных исследований в экономике и управлении : учебное пособие для вузов / О. М. Рой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 209 с.
15. Сейтмамутов Э.Р., Джеппарова З.Р. Макроэкономическая модель AD-AS// Национальные экономические системы в контексте трансформации глобального экономического пространства. Cборник научных трудов. Под общей редакцией З.О. Адамановой. Симферополь, 2023 Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал» (Симферополь). 2023. – С. 515 – 518.
16. Страгис, Ю. П. История экономики в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Ю. П. Страгис. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 177 с.
17. Страгис, Ю. П. История экономики в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / Ю. П. Страгис. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 354 с.
18. Сухарев, О. С. Экономическая теория. Современные проблемы : учебник для вузов / О. С. Сухарев. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 215 с.
19. Экономическая теория : учебник для вузов / В. Ф. Максимова [и др.] ; под общей редакцией В. Ф. Максимовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 592 с.
20. Экономическая теория : учебник для вузов / В. Ф. Максимова [и др.] ; под общей редакцией В. Ф. Максимовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. –592 с.
21. Экономическая теория : учебник для вузов / Е. Н. Лобачева [и др.] ; под редакцией Е. Н. Лобачевой. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 501 с.
22. Экономическая теория : учебник для вузов / под общей редакцией В. Ф. Максимовой. - 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2025. – 538 с.
23. Экономическая теория : учебник для вузов / С. А. Толкачев [и др.] ; под редакцией С. А. Толкачева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 481 с.