Фрагмент для ознакомления
2
Средний школьный возраст рассматривается как переходный период от детства к взрослой жизни. Выготский Л.С. указывал, что этот этап характеризуется разрушением старых интересов и формированием новых на базе физиологических изменений. Появляются такие интересы, как самосознание, стремление к сопротивлению и рискованным действиям, что может выражаться в упрямстве и нежелании подчиняться авторитетам [10, с. 205].
Развитие произвольности психических процессов становится важным новообразованием этого возраста. Подростки учатся самостоятельно организовывать своё внимание, мышление, воображение и память. Восприятие становится более целенаправленным и систематизированным. Подростки начинают критически мыслить, формировать собственные мнения и активно спорить, независимо от авторитетов.
Важной особенностью подростков является стремление к взрослости и освоение моральных норм, на которых строятся социальные взаимоотношения.
В этом возрасте дети устанавливают отношения на основе равенства и доверия, что в свою очередь отражается на их коммуникативных навыках.
Основной задачей учителя на этом этапе является учет психологических и возрастных особенностей учащихся. Необходимо использовать разнообразные и динамичные методы обучения, чередовать различные виды деятельности и создавать благоприятную атмосферу на уроках. Важно также учитывать интересы подростков и поддерживать их мотивацию, поскольку общение со сверстниками представляет собой ведущее направление их деятельности.
Успешное обучение иностранным языкам в средних классах зависит от учета психологических характеристик возраста, уровня их учебных способностей и ключевых черт мышления.
Эффективность преподавания иностранного языка в школе в значительной мере определяется тем, насколько его подходы и методы соответствуют возрастным особенностям учащихся. Процесс обучения в средней школе делится на три ключевых этапа, каждый из которых соответствует определённой стадии развития ребёнка: начальная, средняя и старшая школы. В начальной школе, охватывающей младший школьный возраст (7-10 лет), ведущей деятельностью является обучение, а основным направлением — адаптация к новой социальной роли. В средней школе, включающей младший и старший подростковый возраст (11-15 лет), акцент делается на общении и «защите» новой социальной роли. В старшей школе, охватывающей юношеский возраст (16-18 лет), главной деятельностью становится учебно-профессиональная деятельность. Средний и старший этапы развития ребенка представляют собой наибольшую сложность для педагогов.
Особенную непредсказуемость среднего этапа обусловливают кризисные возрастные изменения, связанные с интенсивным развитием личности и физиологическими перестройками, вызванными половым созреванием.
Ученики подросткового возраста составляют контингент средней школы, где процесс обучения и развития отличается от начальных классов благодаря введению новых предметов и смене учителей.
Рассмотрим основные психолого-педагогические особенности учащихся среднего этапа. Средний школьный возраст характеризуется бурным ростом во всех аспектах развития ребенка. Этот переходный период от детства к взрослой жизни сопровождается значительными изменениями; подросток уже не ребенок, но еще не взрослый. Л.С. Выготский в своих исследованиях отмечал, что данный возрастной этап характеризуется разрушением старых интересов и формированием новых биологических основ, на базе которых развиваются новые интересы, такие как самопознание, стремление к сопротивлению и волевым испытаниям, проявляющиеся, например, в упрямстве и хулиганстве, а также влечение к неизвестному и рискованному [10, с. 85].
В подростковом возрасте учебная деятельность отходит на второй план, уступая место общению, хотя остается важной. В этом времени также изменяется отношение с учителем: подросток больше ценит свое положение в коллективе, чем мнение педагога. Подростки стремятся утвердиться как личности, часто переоценивая свои силы и возможности, и неохотно следуют прямым указаниям. Их насыщает интерес к глубокой и самостоятельной работе, и они проявляют неприязнь к простым заданиям и постоянному контролю учителя, считая это ограничением их инициативы и независимости. Также в этом возрасте усиливается критичность в отношении деятельности учителя, содержания и форм обучения.
У подростков развивается широкий спектр интересов, а потребность в общении со сверстниками становится особенно острой. Если на младшем этапе подросткового возраста ведущей деятельностью является обучение, то в старшем эта роль переходит к общению. В центре внимания подростка оказываются жизненные вопросы и личность другого человека. Коллектив играет значительную роль для младших подростков, и они стремятся занять в нем достойное место, что требует от учителя особой гибкости и такта при оценивании и поощрении.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Allouch M., Azaria A., Azoulay R. Conversational Agents: Goals, Technologies, Vision and Challenges // Sensors. -2021. - 21. - Р. 8448.
2) Bibauw S., Fransois T., Desmet P. Dialogue Systems for Language Learning: Chatbots and Beyond // The Routledge Handbook of Second Language Acquisition and Technology. - Routledge: Abingdon, UK, 2022. - Р. 121-135.
3) Fryer L., Carpenter R. Bots as language learning tools // Lang. Learn. Technol. - 2006. - 10. - Р. 8-14.
4) Kim N.-Y. Chatbots and Language Learning: Effects of the Use of AI Chatbots for EFL Learning. - Eliva Press: Chis-inau, Moldova, 2020.
5) Li Y., Chen C.-Y., Yu D. et al. Using Chatbots to Teach Languages // Proceedings of the Ninth ACM Conference on Learning at Scale. - New York, NY, USA, 2020. - Р. 451-455.
6) Mageira K., Pittou D., Papasalouros A. et al. Educational AI Chatbots for Content and Language Integrated Learning // Appl. Sci. - 2022. - 12. - Р. 3239.
7) Woolley S. C., Howard P. N. (eds.). (2018) Computational propaganda: political parties, politicians, and political manipulation on social media. Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/oso/9780190931407.001.0001.
8) Аристова А. С. и др. Использование чат-ботов в образовательном процессе // Цифровая трансформация общества, экономики, менеджмента и образования. - Екатеринбург, 2020. - Т. 2. - № 2. - С. 95-99.
9) Будникова А. С., Бабенкова О. С. Использование чат-ботов при изучении иностранного языка. Научные заметки // Электронный научный вестник Курского государственного университета. - 2020. - Т. 3(55). - С. 146-150.
10) Василькова В. В., Легостаева Н. И. Социальные боты в политической коммуникации // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2019. № 1. С. 121—133. http://dx.doi. org/10.22363/2313-2272-2019-19-1-121-133.
11) Выготский, Л. С. Психология. М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008 с.
12) Кононенко А. П., Недосека Л. А. Преподавание иностранных языков в ВУЗах с использованием онлайн-платформ // Современное педагогическое образование. - 2021. - № 9. - С. 19-21.
13) Маруневич О. В., Малишевская Н. А. Особенности интеграции иноязычной коммуникативной и профессиональной компетенции на занятиях по иностранному языку в транспортном вузе // Современное педагогическое образование. - 2021. - № 5. - С. 133-138.
14) Матвеева Н. Ю., Золотарюк А. В. Технологии создания и применения чат-ботов // Научные записки молодых исследователей. - 2018. - № 1. - С. 28-30.
15) Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учеб. пособие для студ. пед. колледжей / под ред. В. М. Филатова. – Ростов–н/Д.: Феникс, 2004. – 416 с.
16) Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: «Академия», 2019. – 385 с.
17) Параскевов А. В., Каденцева А. А., Мороз С. И. Перспективы и особенности разработки чат-ботов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. -2017. - № 130.
18) Сысоев П. В., Филатов Е. М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки = Обзор Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2023. - Т. 28. - № 1. - С. 66-72. - URL: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-66-72