Фрагмент для ознакомления
2
Изучение повседневной жизни учащихся средней школы в Российской империи во второй половине XIX – начале XX века представляет собой задачу, напрямую связанную с источниками личного происхождения. Мемуары, дневники, письма и воспоминания современников того времени позволяют, пусть и опосредованно, воссоздать картину школьного быта, распорядка дня, учебных и внеучебных занятий, а также эмоциональных и бытовых реалий, окружающих школьника в ту эпоху.
История повседневности, как направление исторического исследования, опирается на представление о том, что в быту, привычках, мелких ритуалах и социальных взаимодействиях находят выражение ключевые черты культуры определённой эпохи. Именно поэтому особое значение приобретают неофициальные, субъективные, «частные» документы, в которых фиксируются события, мысли и переживания «от первого лица». В случае с изучением школьного мира второй половины XIX – начала XX века, ценнейшими источниками становятся дневники и воспоминания самих учащихся, а также письма, иногда адресованные родителям, родственникам или друзьям.
Мемуары предоставляют широкое поле для анализа, поскольку часто включают не только описание внешних обстоятельств, но и размышления автора, оценки и интерпретации происходящего. С помощью мемуарной прозы можно выявить представления о школьной дисциплине, отношении к учителям, к правилам и традициям гимназической жизни, к одежде, питанию, досугу, наказаниям и поощрениям. Нередко встречаются упоминания о страхах перед экзаменами, школьной иерархии, психологическом климате в классах, отношениях между учениками. Однако при всей своей информативности мемуары обладают рядом ограничений. Главный из них заключается в ретроспективности взгляда: автор, спустя десятилетия, переосмысливает происходившее, оценивает своё прошлое с позиции зрелого человека, что может привести как к идеализации, так и к искажению.
Кроме того, в мемуарах наблюдается селективность: фиксируются преимущественно те события, которые сохранились в памяти или кажутся автору значимыми. Элементы повседневности, не обладающие в его восприятии символическим или эмоциональным значением, могут быть упущены.
Иное положение занимают дневники. Эти документы, в отличие от мемуаров, создавались синхронно описываемым событиям или с минимальным временным отрывом. Они представляют собой фиксацию личных наблюдений, чувств и размышлений, как правило, не предназначенных для публикации. Благодаря своей непосредственности и спонтанности дневники дают исследователю возможность «заглянуть» в повседневную реальность прошлого — не в форме идеологически окрашенного повествования, а через случайные записи, реплики, фрагменты событий, бытовых мелочей.
Особенно ценны дневники учащихся, поскольку они позволяют реконструировать восприятие школьной жизни подростком — со всеми возрастными переживаниями, конфликтами, радостями и страхами. Такие дневники отражают, каким видел свой день ученик: когда он вставал, как шёл в гимназию, какие уроки были любимыми или, напротив, ненавистными, как проходили перемены, какие отношения складывались между учениками, как воспринимались требования преподавателей. Подобные тексты насыщены деталями, которые редко встречаются в официальной документации, но которые формируют полнокровную картину повседневности.
Следует отметить и особенности структуры дневниковых записей. Как правило, они дискретны — представляют собой отдельные эпизоды, фрагменты мыслей, не объединённые единой сюжетной линией. Тем не менее, совокупность таких записей позволяет проследить определённые повторяющиеся элементы, ритуалы, настроения, а также изменения в восприятии действительности.
Дневниковые источники, в отличие от мемуаров, как правило, не страдают от ошибок памяти, поскольку автор описывает происходящее сразу или вскоре после события. Однако и в них присутствует субъективность — дневник отражает исключительно индивидуальный взгляд, в рамках которого одни события могут преувеличиваться, другие — умалчиваться.
Важно отметить также, что большинство сохранившихся источников личного происхождения принадлежит учащимся из относительно привилегированных слоёв общества: дворянства, купечества, интеллигенции. Социальная структура авторов дневников и мемуаров задаёт определённую ограниченность в репрезентации повседневной реальности всех учащихся. Образ гимназиста в мемуарах отличается от образа ученика городского училища или церковно-приходской школы, чьи голоса в источниках представлены гораздо менее полно.
Тем не менее, мемуарные и дневниковые источники позволяют предполагать, каким образом строилась повседневность школьников того времени, как они воспринимали и организовывали собственную жизнь в рамках заданной социальной и образовательной структуры. При комплексном подходе и сравнительном анализе различных источников становится возможным приблизиться к реконструкции школьной повседневности как специфического культурного и исторического феномена.
1.2 Обзор наиболее репрезентативных источников
Исследование повседневности учащихся средней школы во второй половине XIX – начале XX века опирается прежде всего на источники личного происхождения — мемуары, дневники, письма, записки как самих учащихся, так и их родителей, педагогов, воспитателей. Подобные свидетельства позволяют реконструировать не столько официальную сторону школьной жизни, сколько ее неформальные аспекты: особенности учебного распорядка, быт школьников, формы досуга, восприятие школьной дисциплины, отношений с учителями и сверстниками.
Среди наиболее значимых и репрезентативных источников необходимо выделить мемуарные сочинения таких авторов, как Короленко В. Г., Герцен А. И., Бунин И. А., Блок А. А., Чехов А. П., Гарин-Михайловский Н. Г. Их тексты различаются по жанру и хронологии, но в совокупности дают насыщенное представление о школьной повседневности в разные десятилетия второй половины XIX – начала XX века.
Одним из наиболее ценных источников является автобиографическая книга Короленко В. Г. «История моего современника», в которой подробно описано детство и юность будущего писателя, включая годы его учёбы. Короленко передаёт реалии дореформенного гимназического образования, бытовые условия, настроения в ученической среде. Особое внимание уделяется атмосферности описания: внутреннему состоянию мальчика, его страхам, надеждам, представлениям о справедливости и жестокости. Через такие эпизоды, как наказания в учебных заведениях, встречи с преподавателями и первые опыты самостоятельности, можно реконструировать значимые элементы повседневной жизни ученика второй половины XIX века.
Обширные мемуары Герцена А. И. «Былое и думы» охватывают не только политическую биографию автора, но и богатый материал о его детстве, школьной и университетской жизни. Особенно важной в контексте изучения повседневности является часть «Детская и университет», где Герцен описывает быт в родительском доме, особенности домашнего образования, а также переход к формальному обучению. Через призму личных впечатлений раскрывается восприятие образовательных практик, отношений с наставниками, школьной этики и культуры общения. Герцен не стремится к документальной точности, но его повествование насыщено деталями, позволяющими реконструировать социальную и эмоциональную среду, в которой формировался учащийся.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айкашева, О. А. Жанр литературного портрета в критике В.Г. Короленко / О. А. Айкашева // Вестник Бурятского государственного университета. – 2010. – № 10. – С. 186-190. – EDN ZTUDON.
2. Александр Блок в воспоминаниях современников : в двух томах / [сост., вступит. статья, подгот. текста и коммент. Вл. Орлова]. - Москва : Художественная литература, 1980. - ил., фото; 21 см. - (Серия литературных мемуаров).
3. Баранова, Н. А. Воспоминание как основа создания мира детства в произведениях И. А. Бунина / Н. А. Баранова, А. С. Семерез. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 296-298. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53716/ (дата обращения: 27.03.2025).
4. Болдырева Е. М. Автометаописания в романе В. Г. Короленко «История моего современника» // Верхневолжский филологический вестник. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtometaopisaniya-v-romane-v-g-korolenko-istoriya-moego-sovremennika (дата обращения: 27.03.2025).
5. Бушмаков А. В. Повседневность провинциального гимназистав начале ХХ века // Южно-российский журнал социальных наук. 2006. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povsednevnost-provintsialnogo-gimnazistav-nachale-hh-veka (дата обращения: 27.03.2025).
6. Гарин-Михайловский Н. Г. Детство Тёмы [Электронный ресурс] URL: https://ilibrary.ru/text/4437/p.2/index.html?ysclid=m8rddkqs7z808355419 (Дата обращения: 27.03.2025)
7. Герцен А. И. Былое и думы [Электронный ресурс] URL: https://polka.academy/articles/531 (Дата обращения: 27.03.2025)
8. Горлов В.П. «…Михаил Пришвин, из Ельца» [Электронный ресурс] URL: https://web.archive.org/web/20160315170131/http://eletskraeved.ru/03-v-p-gorlov-…mixail-prishvin-iz-elca (Дата обращения: 27.03.2025)
9. Иваненко Г. С. Сопоставительный анализ как прием интерпретации художественного текста в практике преподавания дисциплин филологического цикла // Вестник ЮУрГГПУ. 2020. №3 (156). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sopostavitelnyy-analiz-kak-priem-interpretatsii-hudozhestvennogo-teksta-v-praktike-prepodavaniya-distsiplin-filologicheskogo-tsikla (дата обращения: 27.03.2025).
10. История моего современника (Короленко)/Книга 1. [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikisource.org/wiki/История_моего_современника_(Короленко)/Книга_1 (Дата обращения: 27.03.2025)
11. История повседневности» как направление исторических исследований. [Электронный ресурс] URL: https://www.perspektivy.info/print.php?ID=50280 (Дата обращения: 27.03.2025)
12. Калюкина, Л. В. Опытно-экспериментальная работа по организации внеурочной деятельности обучающихся 9-х классов на примере темы «Повседневная жизнь российского студенчества в XIX — начале XX века» / Л. В. Калюкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 103-108. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106734/ (дата обращения: 27.03.2025).
13. Кошина О. В. Внешкольное образование во второй половине XIX - начале ХХ века // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2015. №4 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshkolnoe-obrazovanie-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-hh-veka (дата обращения: 27.03.2025).
14. Крюкова, Н. Неизвестные документы о гимназическом периоде жизни И. А. Бунина / Н. Крюкова // Вопросы литературы. - 1998 - №1. - C. 380-380
15. Лисович В. Н. Круг самостоятельного чтения петербургских учащихся XIX века // Историко-педагогический журнал. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krug-samostoyatelnogo-chteniya-peterburgskih-uchaschihsya-xix-veka (дата обращения: 27.03.2025).
16. Литература памяти и ее разновидности. [Электронный ресурс] URL: https://weekend.rambler.ru/read/49357319-literatura-pamyati-i-ee-raznovidnosti/ (Дата обращения: 27.03.2025)
17. Любезнова, Ю. В. Актуальность сопоставительного анализа художественных произведений в школе / Ю. В. Любезнова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XLII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 30-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/475/17713/ (дата обращения: 27.03.2025).
18. Мемуарная литература как исторический источник. [Электронный ресурс] URL: https://weekend.rambler.ru/read/49357319-literatura-pamyati-i-ee-raznovidnosti/ (Дата обращения: 27.03.2025)
19. Никольский Е. В. «В начале жизни школу помню я»: автобиографические повествования о сложном детстве (специфика проблематики и жанра) // Пушкинские чтения. 2013. №XVIII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-nachale-zhizni-shkolu-pomnyu-ya-avtobiograficheskie-povestvovaniya-o-slozhnom-detstve-spetsifika-problematiki-i-zhanra (дата обращения: 27.03.2025).
20. Овсянникова А. А. Система народного образования Российской империи во второй половине XIX-начале XX веков // Социально-политические науки. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-narodnogo-obrazovaniya-rossiyskoy-imperii-vo-vtoroy-polovine-xix-nachale-xx-vekov (дата обращения: 27.03.2025).
21. Перцев В. В. Школьные годы И.А. Бунина и М.М. Пришвина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 8. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65001.htm.
22. Соболев Ю. В. Чехов [Электронный ресурс] URL: https://biography.wikireading.ru/166906 (Дата обращения: 27.03.2025)\
23. Таймазова Л. Л. Дневниковый жанр в мемуаристике М. Волошина // Евразийский Союз Ученых. 2016. №2-2 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dnevnikovyy-zhanr-v-memuaristike-m-voloshina (дата обращения: 27.03.2025).
24. Хабалева Е. Н. Особенности организации начального образования в Российской империи во второй половине XIX — начале XX века (на примере Орловской губернии) / Е. Н. Хабалева // Научный диалог. — 2015. — № 8 (44). — С. 97—114.
25. Шестакова Е. Ю. Постижение мира детства в рассказах н. Г. Гарина-Михайловского // Филологический класс. 2024. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postizhenie-mira-detstva-v-rasskazah-n-g-garina-mihaylovskogo (дата обращения: 27.03.2025).
26. Щербакова, Т. Н. Традиции организации эстетической среды в частных женских гимназиях второй половины XIX — начала XX века / Т. Н. Щербакова, Е. В. Щербакова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 21-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10570/ (дата обращения: 27.03.2025).
27. Яо, Сюе. Образ студента в русской языковой картине мира в конце XIX века (на материале повести Н. Г. Гарина-Михайловского «Студенты») / Сюе Яо. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 14 (200). — С. 87-91. — URL: https://moluch.ru/archive/200/49189/ (дата обращения: 27.03.2025).