Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью глубокого понимания познавательной деятельности у детей школьного возраста. Познавательная деятельность представляет на данный момент одну из первоочередных задач психологов и педагогов. Интерес к познанию у ребенка нужно развивать с ранних лет его жизни, чтобы у него появлялись хобби, увлечения и симпатии к различным деятельностям.
Способ познания детей эмоционально-практический, ребенок интересуется всем, что его окружает. Более того, в концепции содержания непрерывного развития одним из оснований необходимой связи между старым и новым во время образования школьного звена, акцентируют внимание на воспитании любознательности школьника как на основе познавательной интенсивности.
В источнике познавательного процесса заложены способности сознания к чувственному и рациональному отражению окружающего мира. Эти две основы в реальном механизме отражения тесно переплетаются. Так, например, уточняется, что в ряде случаев чувственное отражение пронизывается и во многом трактуется рациональным отражением окружающего мира. И, напротив, рациональное зависит от чувственного образа, как это имеет место в концептуальных механизмах. Но, тем не менее, все они имеют свои различия и сходства.
Объект исследования – процесс развития познавательной деятельности у детей школьного возраста.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития познавательной деятельности детей школьного возраста.
Цель исследования – теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность, направленного на развитие познавательной деятельности детей школьного возраста.
Гипотеза исследования: проектная деятельность может способствовать развитию познавательной деятельности детей школьного возраста если в процессе проектной деятельности реализованы следующие психолого-педагогические условия, направленные на:
- развитие у школьников способности к самоанализу, самооценки и оценки деятельности других детей;
- развитие автономности, креативности и активности школьников;
- развитие положительного эмоционально-ценностного отношения к процессу проектной деятельности.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующий ряд задач:
1. Рассмотреть развитие познавательных способностей и познавательной деятельности как проблема психолого-педагогических исследований;
2. Раскрыть методы организации познавательной деятельности школьников.
3. Проанализировать реализацию комплекса проектов по развитию познавательной деятельности школьников.
4. Выявить эффективность комплекса проектов по развитию познавательной деятельности школьников средствами проектной деятельности.
Методы исследования:
1) Методы теоретического исследования: анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы;
2) Эмпирические методы: наблюдение, беседа, анализ документации, опытно-экспериментальная работа;
3) Методы обработки данных: количественный и качественный анализ.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
§ 1. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности как проблема психолого-педагогических исследований
В начале работы дадим дефиницию познавать. Итак, познавать – обозначает значит исследовать что-либо, изучать, постигать новое, делать открытия. Ребенок, рождаясь, начинает быстро познавать мир при помощи органов чувств, он слышит голоса близких людей, видит их, может ощупывать что-либо; ему все это интересно и ново.
Способности — этоo индивидуально-типологические особенности человека, которые определяют успешность выполнения им деятельности и простоту ее освоения. К способностям относят не все психологические свойства, а только те, которые отличают одного человека от другого [18, c 153]. Способности способствуют усвоению знаний, формированию навыков и умений.
По определению И. А. Зимней и Е. А. Шашенковой, познавательные способности - это «специфические человеческие качества, которые регулируются сознанием и активностью личности, направленные на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которых является новое знание» [3, c 40]
А. И. Савенков отмечает, что познавательные способности необходимо определять, как отдельный вид интеллектуально-творческой деятельности, получившийся в результате смешения механизмов поисковой активности и строящийся в корне исследовательского поведения - факторы (поисковые способности) исследовательского поведения и механизмы его осуществления [6, с. 102].
Так же психолог подчеркивал, что в фундаменте познавательных способностей лежит психическая потребность в поисковой активности в условиях той или иной ситуации.
Несмотря на длительные исследования в различных областях, единого общепринятого определения познавательных способностей нет. Каждый автор определяют их по-разному.
Д.Б. Годовикова рассматривает познавательные способности ребенка как результат его ориентировочно – исследовательской деятельности в новой ситуации [11, c 68].
Т. М. Землянухина определяет познавательные способности, как способности, которые включают в себя сенсорные способности и интеллектуальные, обеспечивающие продуктивное овладение знаниями, их знаковыми системами.
Для развития познавательного интереса необходимы практические и исследовательские усилия ребенка. Приоритетом ситуации является заканчивание таких действий с успехом. Так рождается новое знание, которое содержит яркие эмоции. Создавая познавательные действия, необходимо обратить внимание на потребности, уже сформированные у школьника, первое, что нужно для общения со взрослыми, - это одобрение действий, мнений.
Стремление, целеустремленность, преодоление трудностей, принятие решений, концентрация внимания, отношение к результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей, связанных с самооценкой и самоконтролем в процессе деятельности - все это регулирует и развивает когнитивно - исследовательскую деятельность.
Д. Дьюи предложил построить обучение на активной основе посредством соответствующей работы ученика в соответствии с его личным интересом к этим знаниям [8, c 193].
На основании исследований Л.С. Выготского, А.К. Дусавицкого, В.Н.Мясищева, Н.Г.Морозовой, А.И.Сорокиной и др. доказано, что познавательная деятельность является импульсом для развития волевых качеств индивида. Творческая составляющая, выраженная в самопереходе ранее изученных методов деятельности в новой ситуации, сочетающая предыдущие действия в новых видах деятельности, проявление способности к оригинальной умственной деятельности [15, c 100].
После Л.А. Венгера и Н.С. Лейтеса мы считаем, что когнитивный интерес близок к развитию навыков и навыков для различных видов творческой деятельности. Творчество и воображение в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствуют проявлению фантазии, отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта жизни, определению перспективных решений задач в других условиях, на разных материалах.
Мотивы детей, которые говорят о постановке вопросов, очень различны, например, некоторые дети задают вопросы, чтобы овладеть правилами личного и общественного поведения, это непосредственно познавательные вопросы, они направлены на познание окружающей действительности.
Дети младшего школьного возраста часто задают вопросы не только потому что видят новый объект, но также они хотят соизмерить свои предыдущие знания с нынешними, поискать отличия и схожести, разобраться в связи и зависимости между предметами в этом им, непосредственно, помогает метод проектов [1, c 326].
Это стремление выражается в более сложной вербальной постановке вопросов. Одновременно А.И. Сорокина объясняет, что именно вопросы, которые задает взрослый ребенку, являются начальным стимулом, активизирующим мысль ребенка, побуждая к возникновению вопросов [13, c 250].
Нынешнее исследования учителей и психологов, занимающихся изучением различных аспектов обучения школьников, дают понять, что результат интеллектуального развития школьника не только связан с уровнем учебного процесса и предоставлением знаний для их, но и от двусторонней коммуникации, в этом обратном процессе, то есть от установки самого ребенка, его деятельности.
Для того чтобы развились познавательную деятельность, необходимы практические и исследовательские старания ребенка. Первоочередное значение имеет ситуация завершения таковых действий успехом. Так рождаются новые знания, содержащие в себе яркие эмоции. Созданию познавательных действий, необходимо обращать внимание на уже сформированные у школьника потребности, первым делом на его потребность в общении с взрослыми – одобрение действий, поступков, суждений, мнений [5, c 51].
Интересы и способности ребенка не заложены с рождения, а начинают раскрываться, и формироваться в деятельности – познавательной и созидательно – продуктивной. Самое главное – начать развивать, а далее, когда процесс будет запущен, все будет идти, само собой. Необходимым условием для проявления задатков и способностей, нужно как можно раньше одобрить интерес ребенка, его тягу к чему-либо. Нужно создать такие условия, при которых ребенок чаще сталкивается с тем, что его интересует, что он может повторить в деятельности, что его увлекает и воодушевляет. Например, девочку интересуют цветы: их цвет, форма, запах, уход за ними. Воспитатель должен дать совет родителям, чтобы они вместе с девочкой уделяли больше внимания цветам, читали подходящую литературу, показывали картинки [14, c 24].
Очень важен индивидуальный аспект. Дети часто ведут себя робко и нерешительно, и не проявляют любознательности не потому что у них нет интереса, и они вовсе безынициативны, а потому что они стесняются, возможно еще не прошли адаптацию в детском саду [10, c 27].
С детьми нужно быть очень внимательными: вовремя заметить выражение любознательности или избирательного интереса, поддержать их усилия, помочь в достижении успеха, создать доброжелательное расположение других детей.
Итак, мы определили познавательные способности как специфическую человеческую деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание
Так же мы выявили место познавательной деятельности в психолого-педагогических исследований.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агуреева, А.С. Проектная деятельность как условие формирования познавательно-исследовательских способностей и эмпирических знаний старших дошкольников / А.С. Агуреева, Е.Н. Коляда, О.В. Новикова // Наука 21 века: НИЦ «Открытие». – 2024. – С. 85 – 89.
2. Айдашева, Г. А. Дошкольная педагогика / Г. А. Айдашева, Н.О. Пичугина. – М.: Феникс, 2018. – 326 с.
3. Арапова-Пискарева, Н. А. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации / Н.А. Арапова-Пискарева, А. В. Антонова, Н. Е. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 57 с.
4. Атемаскина, Ю. В. Современные педагогические технологии в ДОУ/ Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец. – М.: Дрофа, 2018. – 50 с.
5. Ашиков, В. Природа, Творчество и Красота / В. Ашиков, С. Ашикова // Дошкольное воспитание. – М.: Феникс, 2012. – №7. С. 2 – 5.
6. Ашиков, В. Природа, Творчество и Красота / В. Ашиков, С. Ашикова // Дошкольное воспитание. – 2022. ¬– №11. С. 51 – 54.
7. Бабаева, Т. И. У школьного порога / Т. И. Бабаева. – М., 2011. – 132 с.
8. Баранова, Е. Н. Организация проектно-исследовательской деятельности в ДОУ / Баранова Е. Н. // Наука и образование: новое время. - 2019. - № 3 (14). – С. 267 – 272.
9. Березина, Ю.Ю. Представления родителей о развитии познавательного интереса ребенка старшего дошкольного возраста / Ю.Ю. Березина // В мире научных открытий. – М.: [б. и.], – 2012. – С. 307 – 320.
10. Березина, Ю. Ю. Критерии развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста / Ю. Ю. Березина // Теория и практика общественного развития. – М.: [б. и.], – 2019 – С. 192 – 195.
11. Березина, Ю. Ю. Условия формирования познавательного интереса в период предшкольной подготовки / Ю.Ю. Березина // Инновационные технологии предшкольного образования: Материалы научно-практической конференции. – М.: [б. и.], – 2018. – С. 70 – 71.
12. Березина, Ю. Ю. Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста / Ю. Ю. Березина // Теория и методика дошкольного образования: Сборник научных трудов. – М.: [б. и.], – 2008. – С. 27 – 29.
13. Березина, Ю. Ю. Изучение познавательных предпочтений детей / Ю. Ю. Березина // МПГУ на образовательном поле Москвы: сборник статей, посвященный 140-летию вуза. – М.: [б. и.], – 2022. – С. 66 – 69.
14. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedagogical_dictionary.academic.ru/ .
15. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М., Просвещение, 2009. – 464 с.
16. Блонский, П. П. Память и мышление: В кн. избр. псих, произв. / П. П. Блонский. – М., 2009. – 324 с.
17. Веракса, Н. Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте / А. И. Булычева, Н. Е. Веракса // Вопросы психологии. – 2016. – №2. – С. 24.
18. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса // М: Мозаика - Синтез, 2008. — 112 с.
19. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 523 с.
20. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию / О. А. Воронквич. – С-Пб.: ТС-Сфера, 2007. – 256 с.
21. Вьюнова, Н. И. Психологическая готовности ребенка к обучению в школе / Н. И. Вьюнова. – М, 2005. – 256 с.
22. Гайдукова, С. А. Актуальные вопросы современной педагогики и образования [Электронный ресурс]: Проектная деятельность – одна из форм совместной деятельности взрослого и детей. Режим доступа: http://www.ito.su/
23. Рыбалева, И.А., Тулейкина, М.М. Место и роль исследовательской деятельности как компонента в структуре педагогической деятельности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. №6. URL: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=11392
24. Федяинова, Н.В., Хирьянова, И.С. Проектная деятельность младших школьников с использованием ИКТ. Волгоград: Учитель, 2014. 175 с.
25. Яковлева, Н. Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 144 с.