Фрагмент для ознакомления
2
Законодательный процесс представляет собой систему относительно за-вершенных, самостоятельных и последовательно направленных действий спе-циальных субъектов, в результате которых создается закон. Законотворчество - сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:
1. Законодательная инициатива - закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответству-ющий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициа-тивы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложе-ние и законопроект, но принять или отклонить его - право законодателя. Для этого субъекты должны обладать достаточными знаниями и возможностями со-здать качественный законопроект, оптимально отражающий условия действи-тельности и перспективы развития определенных отношений. Право законода-тельной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежат Пре-зиденту РФ, Совету Федерации, сенаторам РФ, депутатам Государственной Ду-мы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъек-тов РФ, Конституционному суду РФ и Верховному суду РФ. Этот перечень в зависимости от вида законопроекта может несколько ограничиваться (ст. 134 Конституции РФ о внесении поправок в Конституцию РФ). На уровне субъекта Федерации выделяются несколько иные субъекты законодательной инициати-вы, среди которых могут быть и граждане соответствующего региона.
В настоящее время порядок осуществления права законодательной ини-циативы на федеральном уровне в большей части определяется Регламентом Государственной Думы ФС РФ. Однако данный нормативно-правовой акт носит локальный характер и объективно не позволяет посредством только регламент-ных норм урегулировать весь комплекс отношений, складывающихся в процес-се реализации права законодательной инициативы. Сам комплекс отношений, связанный с реализацией права законодательной инициативы, по своему содер-жанию существенно шире норм, регламентирующих одну из важнейших зако-нодательных процедур. Подобная ситуация вызывает сложности в парламент-ской практике, в связи с чем можно сделать вывод о том, что процедура законо-дательной инициативы требует дальнейшего правового регулирования. Законо-проекты вносятся в Государственную Думу субъектами законодательной ини-циативы с сопроводительным письмом, содержащим название законопроекта, обоснование необходимости его принятия, характеристику законопроекта, из-ложение его целей, основных положений и места в системе законодательства Российской Федерации .
При внесении законопроекта в Государственную Думу депутату жела-тельно учесть интересы гражданского общества, профильного комитета и поли-тической партии, членом которой он является. При этом необходимо отметить, что формально процедура получения заключения аппарата фракции на законо-проект является желательной, но не обязательной для субъектов права законо-дательной инициативы. Регламент Государственной Думы не содержит требо-вания о необходимости предоставления заключения аппарата фракции, и зако-нопроект, при соблюдении всех иных формальных требований к его регистра-ции, может быть принят к рассмотрению и допущен к первому чтению.
2. Обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Госу-дарственной Думе РФ с заслушивания доклада. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Обсуждение законопроекта проходит на заседании палат представительного органа в нескольких чтениях. В первом чтении обсуждается концепция законопроекта, во втором проходит обсуждение по существу (т.е. постатейно или по разделам, не затрагивая основы и концеп-ции законопроекта), в третьем обсуждается законопроект в целом со всеми вне-сенными поправками.
Рассмотрение законопроекта проходит в течение трех основных чтений. На практике зачастую случается так, что ко второму чтению может поменяться сама концепция законопроекта и из законодательной инициативы проект закона превращается в достаточно объемный законопроект, учитывающий поправки и замечания всех заинтересованных лиц. Несмотря на слаженный, с точки зрения законодательного регулирования, федеральный законодательный процесс внут-ри Государственной Думы, а также четкую регламентацию каждой последую-щей стадии, нельзя не отметить, что проблема федерального законодательного процесса внутри Государственной Думы выражается в том, что процедура при-нятия законов зачастую сопровождается межфракционной борьбой за расста-новку политических сил в парламенте, лоббированием интересов тех или иных политических партий, конфликтом интересов фракций и комитетов .
Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуж-дение. Одним из способов выявления потребностей общества, рассмотрения различных инициатив и предложений гражданского общества в настоящее вре-мя является Интернет-ресурс «Российская общественная инициатива». Согласно Указу Президента Российской Федерации от 04.03.2013 № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации» его целью является обеспечение развития и укрепления гражданского общества, защита прав человека и гражданина, участие граждан в управлении делами гос-ударства. Вместе с тем существует проблема качества проработанности обще-ственных инициатив, получивших популярность (набравших более ста тысяч голосов граждан) на портале среди населения и представленных федеральным органам государственной власти для вынесения решения. Большая часть таких инициатив либо противоречит действующему законодательству, либо в доста-точной мере урегулирована действующим законодательством Российской Феде-рации. Поэтому позиция органов государственной власти и населения на ту или иную область общественных отношений не всегда совпадают проблемы феде-рального законодательного процесса встречают нас еще на стадии законотвор-ческой деятельности и уровне прямого взаимодействия государства с граждан-ским обществом.
Одобренные Госдумой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы в обязательном порядке в течение 5 дней передаются на рассмотрение в Совет Федерации. Федеральный конституционный закон счита-ется принятым, если он одобрен не менее 3/4 голосов от общего числа сенаторов РФ и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После одобрения Советом Федерации федерального конституционного закона он считается принятым и подлежит подписанию президентом РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосова-нием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голо-сования 1 июля 2020 года] // Рос. газ. – 2020. – 04 июля.
Научная литература
2. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. М.: Норма; ИНФРА-М, 2021. Т. 2. 936 с.
3. Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. М.: Юстицинформ, 2017. 640 с.
4. Арзамасов Ю.Г. Теория и практика ведомственного нормотворче-ства в России: монография. М.: Юрлитинформ, 2017. 480 с.
5. Борисов А.С., Меркулов П.А. Некоторые проблемы современного правотворчества в России // Социум и власть. 2015. № 3 (53). С. 65-70.
6. Борисова И.В. К вопросу о сущности права вето Президента // Научный альманах. 2019. № 5-1 (55). С. 148-150.
7. Виноградов В.А. Конституционное право РФ в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / В.А. Виноградов, С.В. Масленникова, В.Д. Мазаев; под общ. ред. В.А. Виноградова. М.: Юрайт, 2017. 246 с.
8. Ищенко А.А. Законодательный процесс как формирование общей государственной воли // Гражданин. Выборы. Власть. 2019. № 1 (11). С. 154-165.
9. Кулешова Н.Н. Механизмы и формы осуществления законодатель-ного процесса // Школа Науки, 2018. № 5 (5). С. 32-34.
10. Марченкова В.А. Законодательный процесс в современной России и его характеристика, правила и процедурные стадии //
В сборнике: Эволюция государства и права: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов 4-й Международной научной конференции. Курск, 2022. С. 113-117.
11. Плотникова, П. П. Институт народной законодательной инициати-вы: необходимы ли поправки в конституцию РФ?/ П.П. Плотникова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. № 5 (130). С. 30-36.
12. Правотворческий процесс: некоторые аспекты понятийно-категориального аппарата / Ф.Х. Даова [и др.] // Вопросы экономики и права. 2018. № 125. С. 24-28.
13. Румянцев М.Б. Правотворчество в Российской Федерации: моно-графия. Чебоксары: ИД «Среда», 2019. 324 с.
14. Сизых Г.В. Проблемы законодательного процесса в Российской Фе-дерации // МНСК-2019. Государство и право: материалы 57-й Междунар. науч. студ. конф. Новосибирск: Новосибирский нац. исследовательский гос. ун-т, 2019. С. 206-207
15. Сулейманова С.Р. Федеральный законодательный процесс: пробле-мы правового регулирования и практики // Право и государство: теория и прак-тика, 2021. № 1 (193). С. 84-87.
16. Фатуллаева Э.А. Стадии и этапы избирательного процесса: понятие и особенности законодательного регулирования в российском праве // В сбор-нике: Научные достижения и инновации: вопросы теории и практи-ки. Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2022. С. 241-244.
17. Ильин В.В. Законодательный процесс в субъектах Российской Фе-дерации // Столыпинский вестник. 2021. Т. 3. № 3. C. 25-32.
18. Нимарицына О.Ф. Понятие законодательного процесса в субъектах Российской Федерации // Меридиан: научный электронный журнал. 2019. № 15 (33). С. 465-467.
19. Тюнина И.И. Некоторые аспекты законодательного процесса в свете конституционной реформы 2020 года в России// Вестник Воронежского госу-дарственного университета. Серия: Право. 2024. № 1 (56). С. 53-57.
20. Насколько часто президент отклоняет законопроекты, и как быстро они принимаются. Тенденции трёх последних созывов Госдумы // https://veved.ru/events/rimtxt/178023-naskolko-chasto-prezident-rossii-otklonjaet-zakonoproekty-tendencii-treh-poslednih-sozyvov-gosdumy.html?ysclid=maxyagecij442550090