Фрагмент для ознакомления
2
Процесс развития человека всегда находится во взаимодействии с окружающей средой. Более того, окружающая среда постоянно оказывает влияние, что также стимулирует возникновение новых потребностей. Потребности выступают в качестве стимулов для приобретения новых моделей поведения и типов деталей.
Учителя могут опираться на свои знания о закономерностях развития человека в процессе его жизни в обществе, чтобы осознанно формировать у своих учеников необходимые потребности, интересы и убеждения. Одна из задач учителя – сформировать у ученика желание овладеть языком как средством общения, совершенствовать, сознательно развивать, обогащать и выражать речь.
В начальной школе, обучение, прежде всего, ориентировано на становление у обучающихся основы знаний, умений и навыков. Главное направление – это обучение детей восприятию образного содержания произведений, приобщать к искусству слова при помощи чтения художественной литературы.
Начальный школьный возраст характеризуется наличием у ребенка потенциала, который необходимо развивать. Другими словами, овладение языком является для детей средством приобретения признаков предметов, действий и атрибутов. Более того, язык также связывает предметы и явления вокруг них. С помощью языка устанавливаются временные, причинно-следственные и другие отношения. Язык позволяет регулировать поведение в соответствии с моральными нормами [9, с. 40].
Одним из ключевых достижений в области психологии, повлиявших на развитие системы обучения, стало открытие того, что в коре полушарий головного мозга действует система нейронных связей, которые возникают в процессе учебной деятельности, жизненного опыта и обучения. Овладение языком способствует полной перестройке психики человека.
Исходя из анализа исследований, можно сказать, что дети испытывают трудности в говорении, потому что их речевая память недостаточно развита. Поэтому необходимо формировать этот механизм в рамках школьного обучения. Важную роль в этом процессе играет память. Память - это результат определенной активной деятельности человека по отношению к запоминаемому содержанию [9, с. 78].
На основе анализа исследований И.А. Зимней можно сказать, что чтение являет собой структуру речевой деятельности. Его структура состоит из мотивационного уровня, уровня исследовательской ориентации и уровня результативности. Мотивационный уровень включает в себя наличие мотивов и целей. К таким мотивам относится желание научиться читать. Второй уровень – это уровень планирования и внутренней организации речевой деятельности. На этом уровне процесс чтения включает в себя просмотр заголовков, определение тем и прогнозирование содержания. Третий уровень связан с самим процессом чтения.
Результатом любого занятия с текстом должно быть понимание и принятие его содержания. Чтение вслух требует развития слухового и зрительного распознавания звуков, слов и предложений, памяти и навыков мышления. Кроме того, важно, чтобы были хорошо развиты органы речи, включая произношение, правильное дыхание и артикуляцию [5].
Обучение чтению детей подразумевает знакомство с техникой чтения, формирование механизмов восприятия текста, обучение работе с текстами и формирование необходимых учебных и читательских навыков. Сложность обучения чтению заключается в необходимости учитывать психические процессы, протекающие в процессе чтения. Одновременно дети должны правильно читать и внятно говорить.
Сначала формируется восприятие букв, затем слов, словосочетаний и всего контекста. Развитие восприятия связано с расширением поля чтения и повышением точности чтения. Особое внимание уделяется обучению детей пониманию текстов. Разные уровни понимания говорят о разной подготовке к чтению и различных этапах обучения чтению.
Исходя из анализа исследований Н.И. Жинкина, можно сказать, что при чтении ребенок должен овладеть предвосхищением читаемого, его связей и удержанием их в памяти, выделять опорные слова [4,с. 312].
Как уже говорилось выше, сначала дети приобретают навыки чтения и понимания текстов. На следующем этапе они должны приобрести определенные знания, умения и представления о различных жанрах произведений и развить активное восприятие, выражающееся в виде отношения, оценок, эмоциональных впечатлений, понимания смыслов и подтекстов.
Понимание прочитанного - это особый навык, который приобретается в младших классах. Поэтому обучение младших школьников пониманию прочитанного - достаточно сложный и трудоемкий процесс. Обучение пониманию прочитанного проходит поэтапно в течение нескольких лет. Каждый этап имеет свои параметры. Помимо познавательной и умственной деятельности, большую роль играет социальный опыт читателя, его воображение и эмоциональная сфера [4, с.312].
Уровень овладения детьми средствами чтения определяет их последующее освоение читательской деятельности. Мотивация, ориентация, интеллектуальная активность, четко осознанная задача чтения, соответствующие действия и операции по обработке смысла текстов, механическое узнавание текстов, лишенное самоконтроля и оценки, не являются видами читательской деятельности и не служат целям психического развития читателя. Современное обучение чтению не уделяет достаточного внимания формированию движений и манипуляций, необходимых для процесса чтения. Этот процесс не всегда целенаправлен, особенно слабо формируются навыки контроля и оценки, учащиеся не всегда могут самостоятельно освоить то или иное действие.
Познавательный интерес – существенное условие в процессе обучения детей чтению, от которого зависит эффективность этого процесса. Во-первых, познавательный интерес – это желание детей научиться читать; во-вторых, это желание узнать новое, найти ответы на интересные вопросы. Последний этап познавательного интереса – это желание получать эстетическое удовольствие от прочитанных книг [4, с.312].
Следует отметить, что формирование познавательных мотивов начинается именно в процессе учебной и читательской деятельности. На базе чего, Д.Б. Эльконин отмечал, что становление познавательных мотивов является одной из самых значимых задач, начиная с начальных классов [35, с.77].
Исходя из анализа литературных источников, можно сказать, что формирование учебно-познавательной мотивации у детей младшего школьного возраста наиболее успешно происходит тогда, когда все уроки даются на достаточно высоком уровне сложности. При этом необходимо дифференцировать уровень сложности заданий в соответствии с индивидуальными познавательными особенностями детей.
Во ходе уроков необходимо стимулировать и поощрять самостоятельность учеников, ставить перед ними четкие цели и задачи. На этой основе ученики могут научиться приобретать знания. Стимулирование читательской деятельности реализуется в условиях, при которых формируется учебно-познавательная мотивация детей. В процессе чтения у детей формируется потребность в чтении и умение погружаться в мир книг. [9, с. 42].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. / Б. Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР, 2020. – 106 с.
2. Ахметзянова А. И., Нигматуллина И. А. Речевая коммуникация в структуре прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи //Гуманитарные науки. – 2021. – №. 2 (38). – С. 105-114.
3. Баязова, Л.Б. О некоторых приёмах обучения навыкам чтения. [Текст]/ Л.Б. Баязова, В.А. Волков // Начальная школа. – 2022. – № 5. – С. 60- 63.
4. Бирючинская Е. С., Нозикова Н. В. Особенности усвоения навыка чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи //Материалы секционных заседаний 58-й студенческой научно-практической конференции ТОГУ. – 2018. – С. 312-316.
5. Вангул Д. Н., Хабарова С. П. К проблеме формирования выразительности чтения младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. – 2022.
6. Васильева Г. Н. Оптимизация процесса обучения чтению младших школьников с тяжелыми нарушениями речи : дис. – М. : [Моск. пед. гос. ун-т], 2004.
7. Викжанович С. Н. Специфика речевого развития детей-инофонов //Международный научно-исследовательский журнал. - 2024. - № 4-3 (46). - С. 22-24.
8. Глухов, В.П. Основы психолингвистики. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов специальной педагогики и психологии и коррекционных педагогов-практиков [Текст] / В.П. Глухов. – М.: Изд-во АСТ, 2012. - 365 с
9. Грибова О. Е., Бессонова Т. П., Ипатова Л. Н. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи. – 1992.- С. 78-80
10. Григорьева О. Т., Корнилова Е. Н. Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи //МОЛОДЫЕ ЛИДЕРЫ-2016. – 2016. – С. 302-305.
11. Грошенкова В. А. Теоретико-методологические основы коррекции связной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи //Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2018. – Т. 24. – №. 3. – С. 202-206.
12. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. Формирование графических навыков письма / Е.В. Гурьянов. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 2019 – 264 с.
13. Демидова А. П., Зиновьева В. Н., Слыш Н. К. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи //Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – №. 68-3. – С. 73-75.
14. Зиновьева В. Н., Демидова А. П., Нестерова Н. К. Особенности психологического развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи //Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №. 72-1. – С. 113-116.
15. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров - М.: Изд-во Акад. пед. Наук, 2023. – 263 с.
16. Киселева Н. Ю. Особенности смыслового чтения и умения работать с информацией младших школьников с общим недоразвитием речи //Специальное образование. – 2016. – №. 3. – С. 40-49.
17. Ковригина Л. В., Грибукова О. Г. К вопросу о психолого-педагогическом сопровождении учащихся первых классов с нарушениями речи в общеобразовательной школе // Науковий часопис Нацю-нального ушверситету iменi М. П. Драгоманова. - 2020. - № 23. - С. 328-331.
18. Константинова О. А. Изучение понимания смысла текстов младшими школьниками с тяжелыми нарушениями речи //ББК 81я43 П 78. – 2017. – С. 142.
19. Корнев, А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. / А.Н. Корнев. – М.: Просвещёние, 2022. – 181 с.
20. Коробейникова И. А. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ //Инновационное развитие. – 2018. – №. 3. – С. 134-135.
21. Кулинич А. В. Смысловая сторона чтения у второклассников с тяжелыми нарушениями речи //Специальная педагогика и психология: традиции и инновации. – 2019. – С. 191-196.
22. Литвинова, А. В. Особенности формирования навыка чтения младших школьников / А. В. Литвинова, М. В. Мойсеенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. Т.2. 21-23. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14731/ (дата обращения: 23.02.2025).
23. Логинова Н. Э. Формирование речевой регуляции учебной деятельности у младших школьников с общим недоразвитием речи в системе работы над связным высказыванием //Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2024. - № 2 (16). - С. 145-150.
24. Майорова Ю. А., Сорокина И. В. Особенности чтения у школьников с тяжёлыми нарушениями речи //Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право. – 2023. – С. 542-549.
25. Облеухова О. П. Теоретико-методологические основы коррекции связной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи //Цифровизация: Теория и практика современного образования. – 2022. – С. 109-113.
26. Полсычева М. А. Этапы формирования навыка чтения у детей //Вестник науки. – 2022. – Т. 3. – №. 11 (56). – С. 70-76
27. Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников/ М.Н. Русецкая, О.А. Величенкова. - М.: Национальный книжный центр, 2015. – 320 с.
28. Смирнова Д. Л. Проблема формирования словаря синонимов у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи //Вопросы педагогики. – 2017. – №. 5. – С. 44-49.
29. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. / Л.Ф. Спирова. – М., 1980. – 192 с.
30. Тишина Л. А. Изучение смыслового компонента процесса чтения у младших школьников //Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия. – 2018. – С. 277-280.
31. Турукина Н. А. Формирование читательской компетенции у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературного чтения : дис. – 2017.
32. Четверикова Т. Ю. Школьники с тяжёлыми нарушениями речи как читатели //Концепт. – 2017. – №. S11. – С. 80-87.
33. Цепюк Н. В. Развитие связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи //ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА. – 2024. – С. 125.
34. Шешина А. В. Специальные условия обучения детей с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательной школе //Вестник науки и образования. – 2020. – №. 3-1 (81). – С. 64-67.
35. Эльконин, Д.Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению [Текст]/Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии деятельности младших школьников. – М.: Изд - во АПН РСФСР, 1962. – С. 50